Миноносцы  
  Тральщики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Большие миноносцы (Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 G-174 / S-176 / V-180 


Германия, 1910-1911 гг. 12 ед. (проекты верфей, по программе 1909 года)
в годы войны (в 1918) 1 ед. - тральщик-лидер + после войны (1919) 1 ед. использовался как тральщик

 

*
G-174...175
*
S-176...179
*
V-180...185
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозн. 22.02.1918 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 G-174 T-174 <Germaniawerft> Киль, стр. № 145 1909 ? 08.1914 нет в списках (в резерве?) к 11.1914 флагман 8. фл., к 1915 8. фл. / 16. п/фл., до конца войны 20.08.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Грантоне
8.01.1910
6.07.1910
2 G-175 T-175 <Germaniawerft> Киль, стр. № 146 1909 в 02-03.1912 - посыльное судно "Sleipner" (временно) с 08.1914 флагман 8. фл., к 11.1914 в 8. фл. / 16. п/фл., к 05.1916 то-же в 1917 10. фл. / 19. п/фл. в 1918 врем. в 4. фл. / 19. п/фл., к 10.1918 в 1 эскортной фл., 1 п/фл. с 1921 в Рейхсмарине, 23.09.1926 исключён, продан на слом в Гамбурге за 63 тыс. М. ---
24.02.1910
4.12.1910
3 S-176 T-176 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 839 1909 ? с 08.1914 8. фл. / 16. п/фл., до конца войны 15.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Монтроузе
12.04.1910
23.09.1910
4 S-177 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 840 1909 ? с 08.1914 8. фл. / 16. п/фл. 23.12.1915 погиб на мине
21.05.1910
16.02.1911
5 S-178 T-178 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 841 1910 4.03.1913 затонул после столкновения, в 06.1913 поднят 08. и 11.1914 нет в списках (в резерве?) с 1915 в 8. фл. / 16. п/фл., к 05.1916 флагман 8. фл., к концу войны снова в 16. п/фл. 5.08.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Дордрехте
14.07.1910
9.12.1910
6 S-179 T-179 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 842 1910 ? с 08.1914 8. фл. / 16. п/фл., до конца войны 5.08.1920 передан Бразилии по репарациям, в 1921 слом в Дордрехте
27.08.1910
8.03.1911
7 V-180 T-180 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 295 1909 ? 08.1914 нет в списках (в резерве?) к 11.1914 в 8. фл. / 16. п/фл., к концу войны флагман 8. фл. 8.01.1927 исключён, продан на слом в Гамбурге за 63 тыс. М.
15.10.1909
4.01.1910
8 V-181 T-181 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 296 1909 ? 08.1914 нет в списках (в резерве?) к 11.1914 8. фл. / 15. п/фл., к 05.1916 то-же в 04.1918 врем. 5. фл. / 10. п/фл., затем в 1 эскортной фл., 1 п/фл., затем во 2-й эскортной п/фл. 20.08.1920 передан Японии по репарациям, в 1922 слом в Дордрехте
6.11.1909
11.03.1910
9 V-182 T-182 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 297 1909 ? 08.1914 нет в списках (в резерве?) к 11.1914 в 8. фл. / 15. п/фл., к 05.1916 то-же с 22.02.1918 в 1 эскортной фл., 1 п/фл. 5.08.1920 передан Бразилии по репарациям, в 1921 слом в Дордрехте
1.12.1909
4.05.1910
10 V-183 T-183 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 298 1909 ? 08.1914 нет в списках (в резерве?) к 11.1914 в 8. фл. / 15. п/фл., к 05.1916 то-же в 04.1918 врем. 5. фл. / 10. п/фл., затем в 1 эскортной фл., 1 п/фл. 5.08.1920 передан Бразилии по репарациям, в 1921 слом в Дордрехте
23.12.1909
12.05.1910
11 V-184 T-184 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 299 1909 ? 08. и 11.1914 нет в списках (в резерве?) с 1915 8. фл. / 15. п/фл., к 05.1916 то-же с 1918 флагман 1 флотилии тральщиков 5.08.1920 передан Бразилии по репарациям, в 1921 слом в Дордрехте
26.02.1910
29.06.1910
12 V-185 T-185 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 300 1909 ? 08. и 11.1914 нет в списках (в резерве?) с 1915 8. фл. / 15. п/фл., к 05.1916 то-же с 22.02.1918 в 1 эскортной фл. / 2 п/фл., к 10.1918 в 1 эскортной фл., 1 п/фл. с 22.07.1919 тральщик в I./2. балтийской полуфлотилии (до 22.11.1919), с 1921 в Рейхсмарине, в 1925-1926 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене с 4.10.1932 быстроходный буксир мишеней "Blitz" с 1945 трофей СССР, "Выстрел"
9.04.1910
20.09.1910
ТТХ
  G-174...175 S-176...179 V-180...185 T-185 с 1926
Водоизмещение нормальное 700 т 666 т 650 т 761 т
полное 824 т 781 т 783 т 858 т
регистровое ? ? ? ?
Размерения длина КВЛ 74,0 м 74,0 м 73,6 м 73,6 м
полная 74,0 м 74,2 м 73,9 м 73,9 м
ширина 7,9 м 7,9 м 7,85 м 7,85 м
осадка носом 3,04 м 3,06 м 3,12 м 3,23 м
кормой 3,28 м 3,10 м 3,22 м 3,27 м
высота борта 4,15 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,20 м
2 МО 2 турбины "Parsons" 2 турбины "Schichau" 2 турбины "AEG-Vulcan"
4 КО 4 военно-морских ПК (18 атм., 1833 м²) 4 военно-морских ПК (17 атм., 1871 м²) 4 военно-морских ПК (18,5 атм., 1815 м²) 3 военно-морских ПК (2х1, 1х2, 18,5 атм., 1906 м²)
проектная мощность 18000 л.с. 17600 л.с. 18000 л.с. 18000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 32 уз. 32 уз. 32 уз. 32 уз.
на испытаниях 31,5 уз. при ок. 15000 л.с. 32,9 уз. при 17840 л.с., 727 об/мин. 33,3 уз. при 17640 л.с., 686 об/мин. ---
запас топлива 145 т. угля + 80 т. нефти 117 т. угля + 75 т. нефти 121 т. угля + 76 т. нефти 198 т. нефти
дальность плавания 12 узлов --- --- 2360 миль 2800 миль
17 узлов 920 миль 1025 миль 1250 миль 1400 миль
32 узла --- --- 480 миль ---
Экипаж 84 чел. (3 офицера, 81 матросов),
на флагманском + 13 чел. (4 офицера, 9 матросов)
98-99 чел. (4 офицера, 94-95 матросов),
на флагманском + 19 чел. (5 офицера, 14 матросов),
на "Blitz" с 1932: 78-56 чел. (все матросы)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 12 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 2 динамо-машины, 17 кВт, 110 В
управление 1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка, позже 3 катера, 1 шлюпка
стоимость за шт. 1 млн. 830 тыс. М 1 млн. 726 тыс. М 1 млн. 979 тыс. - 2 млн. 21 тыс. М ---
ВООРУЖЕНИЕ
штат G-174, 175, S-176, 178, 179, V-180...185 позже Т-185 с 1926 Blitz с 1932
2 - 88 мм/30 [200 снарядов] 2 - 88 мм/45 [280 снарядов] 2 - 105 мм/45 2 - 20 мм
4 (4х1) ТА - 500 мм [5 торпед] 4 (2х2) ТА - 500 мм ---

 

 

 

 

К 1910 г. закончилась разработка новых, 50-см торпед, которые были приняты в качестве стандартных для миноносцев. На новых кораблях, кроме установки новых торпедных аппаратов решили добавить четвёртый. Чтобы обеспечить носовые сектора залпа, два передних разместили побортно, при этом всё это умудрились впихнуть в корпус тех же размеров. Волноотбойник на баке сдвинули вперёд, но это не помогло решить проблему, мостик всё равно накрывался брызгами, и его позже пришлось поднять на 1 метр. Как и на предыдущей серии, один из котлов имел нефтяное отопление.

Ввиду высокой загруженности верфей заказ, как и в предыдущей серии, распределили между тремя ведущими фирмами. Внешне корабли разных верфей отличались только формой кормы, расположением торпедных аппаратов, грот-мачты и задней трубы.

Миноносцы обладали относительно хорошей мореходностью для их размеров, у кораблей фирмы "Шихау" она была чуть лучше, имели умеренную килевую и сильную бортовую качку, маневрировали хорошо, поворачивали отлично даже при незначительных скоростях и задним ходом, особенно против течения. Уваливались под ветер - сильный боковой ветер значительно ухудшал маневренность. Применение оружия было возможно до 7 баллов.

V-181
В конце войны на всех уцелевших миноносцах подняли мостик и установили козырёк на переднюю дымовую трубу, а также в корме разместили сбрасыватель для глубинных бомб. При этом на некоторых пушки заменили на более длинные новой модели. На Т-183 в 1917 в промежутке между трубами была установлена фальшивая третья из парусины.

Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

 

 

изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign

 

 

 

 

S-178
S-178
Первую потерю флотилия понесла ещё до войны - в ночь на 4 марта 1913 в Северном море у Гельголанда маневр прорыва перед крейсером York не удался S-178. Мощный форштевень крейсера разрезал миноносец пополам в районе турбинных и котельных отсеков, и обе половины затонули в течение пары минут, утянув на дно 69 человек. Из-за сильного волнения и темноты Yorck, Oldenburg и S-177 удалось спасти только 15 членов экипажа. Сам Yorck получил несущественные повреждения и смог дальше принимать участие в манёврах флота.

S-178
S-178
Вскоре после гибели S-178 были приняты первые попытки подъема обломков, лежащих на глубине 17 м. Использованный для этого подъёмный прам "Unterelbe" смог поднять кормовую часть. Вместе с прамом его отбуксировали в Вильгельмсхафен. Во время работы на передней части 5 мая 1913 года во время сильного шторма "Unterelbe" опрокинулся, капитан, рулевой и пять матросов утонули. Носовую часть подняли лишь в июле с помощью другого прама. Тела 18 членов экипажа были обнаружены на дюне Гельголанда. Части S-178 были доставлены на верфь и восстановлены. 10 января 1915 года лодка вернулась в строй.
S-176

S-177
К началу войны все миноносцы этого типа находились в резерве. Их сразу начали вводить в строй, но комплектация моряками происходила не очень быстро, и к концу августа 1914, когда была сформирована новая, 8-я флотилия, были готовы только G-175 (флагман), S-176, 177, 179, вошедшие в 16-ю полуфлотилию. Для укомплектования флотилии до полного штата были временно приданы шесть более старых миноносцев типа S-120 и один типа G-132.
V-182.

S-181
S-177
Сразу после формирования флотилия активно включилась в патрулирование в Северном море: уже 16 августа с легким крейсером Mainz в качестве лидера она предприняла ночной поиск противника за пределами линии сторожевого охранения у Гельголанда, но ни кого не обнаружили. 19-21 октября 1914 г. флотилия (G.174, G.175, S.176, S.177, S.179, V.180, V.183 с временно прикомандированными S-131 и S-139) была задействована в противолодочном патруле в Балтийских проливах, неся дозор в Фемарн-Бельте, что-бы предотвратить прорыв британских лодок на Балтику.

К началу 1915 г. все недостающие миноносцы вошли в состав флотилии, после чего она стала однородной, а 10 января 1915 года к ней присоединился и восстановленный S-178. Более старые корабли отправили на Балтику.

V-182
S-177
8-я флотилия прикрывала выходы флота в Северном море, а летом 1915 г. перешла на Балтику, где участвовала в походах 18-19 июля, когда G.175 столкнулся с броненосцем Braunschweig, 1-2 августа в район между Либавой и Готландом, когда S.179 заметил английскую лодку в 30 милях от Хоборга и эскадра отвернула в сторону, избежав сближения с субмариной, а также в операции в Рижском заливе 16-19 августа 1915 г., прикрывая тральщики в группе прорыва, в набеге на линию Форё-Церель 21-23 сентября 1915 г.

V-183
23 декабря 1915 у Виндавы на Балтике (57°30'N/21°27'O) вместе со сторожевым кораблём "Freya" погиб S-177, подорвавшись на мине, установленной русским эсминцем "Новик", 7 убитых. Вместо него флотилия получила V-186.

До середины 1917 г. на Балтике активных действий не происходило. Служба ограничивалась патрулированием минных позиций и прикрытием текущих тральных работ. При этом в начале 1917 T-175 был "пожертвован" для восстанавливаемой 10-й флотилии, войдя в состав 19-й полуфлотилии.

S-177
Лишь с 23 сентября по 30 октября 1917 года продолжилась настоящая боевая служба - флотилия приняла участие в Моонзундской операции (командир флотилии - корветтен-капитан Ниден, 15-й полуфлотилии - капитан-лейтенант Фолльхайм, 16-й полуфлотилии - капитан-лейтенант Штовассер). При этом V.180 и V.184 18 октября в 12:00 первыми вошли в залив. 19 октября S.176 с V-186 обнаружили в заливе и повредили глубинными бомбами британскую подводную лодку "С-32". После операции V-185 передали 1 эскортной флотилии, 2 полуфлотилии. Его место во флотилии занял V-195.

V-180
V-183
22 февраля 1918 на миноносцах этого типа индекс поменяли на "Т", в апреле T-181, и T-183 временно придали 5 флотилии, 10 полуфлотилии, после чего они вместе с T-182 пополнили 1 эскортную флотилию, 1 полуфлотилию. Таким образом, когда 10-21 августа 1918 г. 8-я флотилия была выделена для операции Schlußstein - планирующейся высадке в Петрограде для поддержки большевиков, миноносцы этого типа (T-176, 178, 179, 186) остались только в 16-й полуфлотилии (капитан-лейтенант Stohwasser). Ещё один миноносец этого типа, T-175, участвовал в этой операции в составе 19 полуфлотилии (капитан-лейтенант Kptlt. Maßmann), уже переподчинённой 4-й флотилии. T-184 к концу войны был флагманом 2-й полуфлотилии 1 тральной флотилии.
V-182

S-177
 
S-177
 
V-180
 
V-183
 
V-183
 
V-184
 
V-184
 
V-185
 
185
 
185
           

T-183
T-176

T-185
После окончания войны оставшиеся миноносцы участвовали в послевоенном тралении, для чего с них были демонтированы торпедные аппараты и установлено тральное оборудование.

T-185
По условиям версальского договора восемь миноносцев этого типа (T-174, 176, 178, 179, 181...184) попали под репарации и были переданы Антанте.

Blitz
При образовании государственного флота в 1921 г. три оставшиеся (T-175, 180, 185) были оставлены в строю для береговой обороны.

Blitz
В 1926-1927 два из них списали и сдали на слом. Иная судьба ждала T-185. В 1925-1926 он прошёл модернизацию. Полубак был удлинён за носовую трубу, на его обрезе была установлена грузовая стрела. Одиночные торпедные аппараты заменили на два спаренных, артиллерию - на 105 мм пушки. Котлы были полностью переведены на нефть.

Blitz
Blitz
В 1929 корабль получил новый мостик коробчатой формы, передний торпедный аппарат перенесли вперёд (в позицию между трубами), а грузовую стрелу - на грот-мачту.

Миноносец продолжал служить в Рейхсмарине до 4 октября 1932, но и после исключения из боевого состава его карьера не закончилась. Корабль переоборудовали в быстроходный буксир радиоуправления мишенью Blitz. На этом посту он сменил предыдущий Blitz (быв. Т-141) и до конца войны управлял мишенями Zahringen и Hessen.

Blitz
После войны ветеран достался в качестве трофея СССР, и ещё некоторое время продолжал использоваться Балтийским флотом под именем Выстрел.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Бережной С. - Трофеи и репарации ВМФ СССР. Якутск, 1994.
4 Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 11.09.2022

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1910-1920
Флот Германии (Reichsmarine) 1933-1935
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1935-1938
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1938-1945
ВМФ СССР 1945-?
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1921-1933

Один из миноносцев "G" с грузом лошадей в Моонзундской операции.
Blitz
"Blitz" и мишень "Hessen", впереди "Admiral Hipper", октябрь 1939 г.
V185
"V-185"
V183
"V-183"
Blitz
"Blitz" и мишень "Hessen".
V184
"V-184"

Один из "V-180...185" в конце войны.
Blitz
"Blitz" и мишень "Hessen".
Blitz
"Blitz" и мишень "Hessen".
T185
"T-185" после модернизации.
V181
Миноносцы типа "S-176" в начале службы.
V181
"V-181" в конце войны.
V185
Будни на миноносцах серии постройки "A.G. Vulkan".
V185
Будни на миноносцах серии постройки "A.G. Vulkan".
V185
Будни на миноносцах серии постройки "A.G. Vulkan".
G174
Модели миноносцев типа "G-174".
S177
Мостик "S-177".
S177
Мостик "S-177".
S178
"S-178"
V182
"V-182"
V178
"S-178" на манёврах.
V180
"V-180"
Blitz
Модели "Blitz" и мишени "Zahringen".
Blitz
"Blitz"
Blitz
"Blitz"
T185
"T-185" после модернизации.
T183
"Т-183" в 1919 г.
T176
"T-176" с тральным оборудованием.

16-я полуфлотилия миноносцев в Вильгельмсхафене в конце войны.
V185
"V-185"
V185
"V-185"
V184
"V-184"
V183
"V-183" на манёврах.
V183
"V-183"
V183
"V-183"
G169
"V-182"
V182
"V-182"
V181
"V-181"

Два миноносца 16-й полуфлотилии в сомкнутом строю.
V180
"V-180" и "V-184".
S178
"S-178" в Кильском канале.
S177
"S-177" в Кильском канале.
S177
"S-177"
S177
"S-177"
S177
"S-177"
S176
Один из "S 176-179"
S176
16-я полуфлотилия, в т. ч. "S-176" и "S-177".
S178
Памятник в Вильгельмсхафене морякам, погибшим на "S 178".
S178
Гибель "S 178". Рисунок.
G-180
Мостик миноносца типа "V 180".
S176
"S-176".
V180
"V-180"
S176
"S-176".
G174
"G-174".
G174
"G-174".