Большие миноносцы (Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа
G-174 / S-176 / V-180
Германия, 1910-1911 гг. 12 ед. (проекты верфей, по программе 1909 года)
в годы войны (в 1918) 1 ед. - тральщик-лидер + после войны (1919) 1 ед. использовался как тральщик
с 22.07.1919 тральщик в I./2. балтийской полуфлотилии (до 22.11.1919), с 1921 в Рейхсмарине, в 1925-1926 модернизирован на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене
84 чел. (3 офицера, 81 матросов),на флагманском + 13 чел. (4 офицера, 9 матросов)
98-99 чел. (4 офицера, 94-95 матросов),на флагманском + 19 чел. (5 офицера, 14 матросов),на "Blitz" с 1932: 78-56 чел. (все матросы)
Дополнительные данные
корпус
стальной, набор по поперечной схеме, 12 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение
2 динамо-машины, 17 кВт, 110 В
управление
1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства
1 катер, 1 шлюпка, позже 3 катера, 1 шлюпка
стоимость за шт.
1 млн. 830 тыс. М
1 млн. 726 тыс. М
1 млн. 979 тыс. - 2 млн. 21 тыс. М
---
ВООРУЖЕНИЕ
штат
G-174, 175, S-176, 178, 179, V-180...185 позже
Т-185 с 1926
Blitz с 1932
2 - 88 мм/30 [200 снарядов]
2 - 88 мм/45 [280 снарядов]
2 - 105 мм/45
2 - 20 мм
4 (4х1) ТА - 500 мм [5 торпед]
4 (2х2) ТА - 500 мм
---
К 1910 г. закончилась разработка новых, 50-см торпед, которые были приняты в качестве стандартных для миноносцев. На новых кораблях, кроме установки новых торпедных аппаратов решили добавить четвёртый. Чтобы обеспечить носовые сектора залпа, два передних разместили побортно, при этом всё это умудрились впихнуть в корпус тех же размеров. Волноотбойник на баке сдвинули вперёд, но это не помогло решить проблему, мостик всё равно накрывался брызгами, и его позже пришлось поднять на 1 метр. Как и на предыдущей серии, один из котлов имел нефтяное отопление.
Ввиду высокой загруженности верфей заказ, как и в предыдущей серии, распределили между тремя ведущими фирмами. Внешне корабли разных верфей отличались только формой кормы, расположением торпедных аппаратов, грот-мачты и задней трубы.
Миноносцы обладали относительно хорошей мореходностью для их размеров, у кораблей фирмы "Шихау" она была чуть лучше, имели умеренную килевую и сильную бортовую качку, маневрировали хорошо, поворачивали отлично даже при незначительных скоростях и задним ходом, особенно против течения. Уваливались под ветер - сильный боковой ветер значительно ухудшал маневренность. Применение оружия было возможно до 7 баллов.
V-181
В конце войны на всех уцелевших миноносцах подняли мостик и установили козырёк на переднюю дымовую трубу, а также в корме разместили сбрасыватель для глубинных бомб. При этом на некоторых пушки заменили на более длинные новой модели. На Т-183 в 1917 в промежутке между трубами была установлена фальшивая третья из парусины.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign
S-178
S-178
Первую потерю флотилия понесла ещё до войны - в ночь на 4 марта 1913 в Северном море у Гельголанда маневр прорыва перед крейсером York не удался S-178. Мощный форштевень крейсера разрезал миноносец пополам в районе турбинных и котельных отсеков, и обе половины затонули в течение пары минут, утянув на дно 69 человек. Из-за сильного волнения и темноты Yorck, Oldenburg и S-177 удалось спасти только 15 членов экипажа. Сам Yorck получил несущественные повреждения и смог дальше принимать участие в манёврах флота.
S-178
S-178
Вскоре после гибели S-178 были приняты первые попытки подъема обломков, лежащих на глубине 17 м. Использованный для этого подъёмный прам "Unterelbe" смог поднять кормовую часть. Вместе с прамом его отбуксировали в Вильгельмсхафен. Во время работы на передней части 5 мая 1913 года во время сильного шторма "Unterelbe" опрокинулся, капитан, рулевой и пять матросов утонули. Носовую часть подняли лишь в июле с помощью другого прама. Тела 18 членов экипажа были обнаружены на дюне Гельголанда. Части S-178 были доставлены на верфь и восстановлены. 10 января 1915 года лодка вернулась в строй.
S-176
S-177
К началу войны все миноносцы этого типа находились в резерве. Их сразу начали вводить в строй, но комплектация моряками происходила не очень быстро, и к концу августа 1914, когда была сформирована новая, 8-я флотилия, были готовы только G-175 (флагман), S-176, 177, 179, вошедшие в 16-ю полуфлотилию. Для укомплектования флотилии до полного штата были временно приданы шесть более старых миноносцев типа S-120 и один типа G-132.
К началу 1915 г. все недостающие миноносцы вошли в состав флотилии, после чего она стала однородной, а 10 января 1915 года к ней присоединился и восстановленный S-178. Более старые корабли отправили на Балтику.
V-182
S-177
8-я флотилия прикрывала выходы флота в Северном море, а летом 1915 г. перешла на Балтику, где участвовала в походах 18-19 июля, когда G.175 столкнулся с броненосцем Braunschweig, 1-2 августа в район между Либавой и Готландом, когда S.179 заметил английскую лодку в 30 милях от Хоборга и эскадра отвернула в сторону, избежав сближения с субмариной, а также в операции в Рижском заливе 16-19 августа 1915 г., прикрывая тральщики в группе прорыва, в набеге на линию Форё-Церель 21-23 сентября 1915 г.
V-183
S-177
V-180
23 декабря 1915 у Виндавы на Балтике (57°30'N/21°27'O) вместе со сторожевым кораблём "Freya" погиб S-177, подорвавшись на мине, установленной русским эсминцем "Новик", 7 убитых. Вместо него флотилия получила V-186.
V-183
До середины 1917 г. на Балтике активных действий не происходило. Служба ограничивалась патрулированием минных позиций и прикрытием текущих тральных работ. При этом в начале 1917 T-175 был "пожертвован" для восстанавливаемой 10-й флотилии, войдя в состав 19-й полуфлотилии.
Лишь с 23 сентября по 30 октября 1917 года продолжилась настоящая боевая служба - флотилия приняла участие в Моонзундской операции (командир флотилии - корветтен-капитан Ниден, 15-й полуфлотилии - капитан-лейтенант Фолльхайм, 16-й полуфлотилии - капитан-лейтенант Штовассер). При этом V.180 и V.184 18 октября в 12:00 первыми вошли в залив. 19 октября S.176 с V-186 обнаружили в заливе и повредили глубинными бомбами британскую подводную лодку "С-32". После операции V-185 передали 1 эскортной флотилии, 2 полуфлотилии. Его место во флотилии занял V-195.
V-182
22 февраля 1918 на миноносцах этого типа индекс поменяли на "Т", в апреле T-181, и T-183 временно придали 5 флотилии, 10 полуфлотилии, после чего они вместе с T-182 пополнили 1 эскортную флотилию, 1 полуфлотилию. Таким образом, когда 10-21 августа 1918 г. 8-я флотилия была выделена для операции Schlußstein - планирующейся высадке в Петрограде для поддержки большевиков, миноносцы этого типа (T-176, 178, 179, 186) остались только в 16-й полуфлотилии (капитан-лейтенант Stohwasser). Ещё один миноносец этого типа, T-175, участвовал в этой операции в составе 19 полуфлотилии (капитан-лейтенант Kptlt. Maßmann), уже переподчинённой 4-й флотилии. T-184 к концу войны был флагманом 2-й полуфлотилии 1 тральной флотилии.
S-177
S-177
V-180
V-183
V-183
V-184
V-184
V-185
185
185
T-183
T-176
T-185
После окончания войны оставшиеся миноносцы участвовали в послевоенном тралении, для чего с них были демонтированы торпедные аппараты и установлено тральное оборудование.
T-185
По условиям версальского договора восемь миноносцев этого типа (T-174, 176, 178, 179, 181...184) попали под репарации и были переданы Антанте.
Blitz
При образовании государственного флота в 1921 г. три оставшиеся (T-175, 180, 185) были оставлены в строю для береговой обороны.
Blitz
В 1926-1927 два из них списали и сдали на слом. Иная судьба ждала T-185. В 1925-1926 он прошёл модернизацию. Полубак был удлинён за носовую трубу, на его обрезе была установлена грузовая стрела. Одиночные торпедные аппараты заменили на два спаренных, артиллерию - на 105 мм пушки. Котлы были полностью переведены на нефть.
Blitz
Blitz
В 1929 корабль получил новый мостик коробчатой формы, передний торпедный аппарат перенесли вперёд (в позицию между трубами), а грузовую стрелу - на грот-мачту.
Миноносец продолжал служить в Рейхсмарине до 4 октября 1932, но и после исключения из боевого состава его карьера не закончилась. Корабль переоборудовали в быстроходный буксир радиоуправления мишенью Blitz. На этом посту он сменил предыдущий Blitz (быв. Т-141) и до конца войны управлял мишенями Zahringen и Hessen.
Blitz
После войны ветеран достался в качестве трофея СССР, и ещё некоторое время продолжал использоваться Балтийским флотом под именем Выстрел.
ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3
Бережной С. - Трофеи и репарации ВМФ СССР. Якутск, 1994.
4
Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 05.03.2023
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1910-1920
Флот Германии (Reichsmarine) 1933-1935
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1935-1938
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1938-1945
ВМФ СССР 1945-?
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1921-1933
Схема перестрелки миноносцев с русским кораблём в Рижском заливе, август 1915.
Один из миноносцев "G" с грузом лошадей в Моонзундской операции.
"Blitz" и мишень "Hessen", впереди "Admiral Hipper", октябрь 1939 г.
"V-185"
"V-183"
"Blitz" и мишень "Hessen".
"V-184"
Один из "V-180...185" в конце войны.
"Blitz" и мишень "Hessen".
"Blitz" и мишень "Hessen".
"T-185" после модернизации.
Миноносцы типа "S-176" в начале службы.
"V-181" в конце войны.
Будни на миноносцах серии постройки "A.G. Vulkan".
Будни на миноносцах серии постройки "A.G. Vulkan".
Будни на миноносцах серии постройки "A.G. Vulkan".
Модели миноносцев типа "G-174".
Мостик "S-177".
Мостик "S-177".
"S-178"
"V-182"
"S-178" на манёврах.
"V-180"
Модели "Blitz" и мишени "Zahringen".
"Blitz"
"Blitz"
"T-185" после модернизации.
"Т-183" в 1919 г.
"T-176" с тральным оборудованием.
16-я полуфлотилия миноносцев в Вильгельмсхафене в конце войны.
"V-185"
"V-185"
"V-184"
"V-183" на манёврах.
"V-183"
"V-183"
"V-182"
"V-182"
"V-181"
Два миноносца 16-й полуфлотилии в сомкнутом строю.
"V-180" и "V-184".
"S-178" в Кильском канале.
"S-177" в Кильском канале.
"S-177"
"S-177"
"S-177"
Один из "S 176-179"
16-я полуфлотилия, в т. ч. "S-176" и "S-177".
Памятник в Вильгельмсхафене морякам, погибшим на "S 178".