стальной, не оцинкованный, набор по поперечной схеме, 8 отсеков
электроснабжение
1 динамо-машина, 2,5 кВт, 67 В
управление
1 руль в корме, позже добавлен руль в носовой части
плавсредства
1 лодка
стоимость за шт.
206 000 М
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально
позже
2 ТА - 350 мм (носовые надводные) [4 торпеды]
3 ТА - 350 мм (2 носовых надводных, 1 палубный поворотный)
2 - 37 мм револьверных пушки [180 снарядов]
вид на 1884 (2 мачты) и с 1888 (1 мачта)
В 1883 году для выбора главного поставщика "материальной части" торпедных сил новый морской министр фон Каприви применил прием, не раз затем использовавшийся во многих странах, желавших достичь результата с наименьшими затратами и в кратчайший срок. Министерство заказало по одному миноносцу главным английским производителям — фирмам "Thornycroft" и "Yarrow", а когда были получены чертежи — выдало поручение воспроизвести их отечественным заводам, использовав все удачные решения и учтя недостатки прототипов. Заказы получили заводы акционерных обществ "Weser" в Бремене (6 единиц), "Vulcan" в Штеттине (10 единиц) и фирмы "Schichau" в Эльбинге (6 единиц). И если первые два подрядчика лишь вполне удачно воспроизвели английский проект, то на "Schichau" подошли к делу более творчески. По настойчивым требованиям Тирпица главным качеством торпедного судна в Германии стали считать именно мореходность, и инженеры из Эльбинга приложили немало сил, чтобы обеспечить ею маленькие кораблики водоизмещением менее 100 т. Ширина миноносцев "Schichau" на 1 м (то есть почти на четверть!) превышала ширину как английских прототипов, так и изделий "Weser" и "Vulcan", что позволило значительно повысить запас топлива (18 т вместо 11 — 12). Выяснилось, что многого можно достичь за счет обводов корпуса. Максимального своего значения ширина достигала не на миделе, а позади него, примерно на двух третях длины, считая от носа. В результате корпус при виде сверху имел слегка грушеобразную форму, оказавшуюся наиболее удачной для обтекания волнами. Своеобразные обводы благотворно сказались и на скорости — она оказалась на 1—2 узла выше, чем у конкурентов, а в совокупности с повышенным запасом топлива обеспечивала заметно большую дальность плавания. "Груша" стала как бы фирменным знаком всех миноносцев из Эльбинга. Удачные технические решения дополнялись исключительно высоким качеством постройки.
В сентябре 1884 года было решено провести сравнительные испытания миноносцев. С этой целью под командой капитана Тирпица выслали отряд, состоящий из двух миноносцев, построенных фирмой “Schichau”, одного фирмы “Vulcan” и одного британской фирмы “Thornycroft”, а также миноносца “Scharf” фирмы “Weser”.
Последний выбыл на первом же переходе, остальные отправили в Куксхафен, откуда они несколько раз выходили в открытое море. На испытаниях миноносцам пришлось выдержать очень свежую погоду с сильным волнением. Благодаря особому образованию носовой части, миноносцы “Schichau” оказались лучшими. Центр тяжести располагался у них ближе к корме, чем это было у остальных, что позволяло им лучше подниматься на волну. Второе место занял миноносец фирмы “Vulcan”, а "британец" “Thornycroft” оказался хуже всех. Так выявился победитель этого своеобразного соревнования: фирма "Schichau" стала главным поставщиком миноносцев для флота кайзера. Это плавание вместе с тем выявило и недостаток миноносцев "Schichau" - сложность их механизмов, тогда как у Торникрофта они были более простые. Даже, будучи самыми мореходными из миноносцев, они всё же не могли использовать оружие при ветре более 6 баллов.
Первоначально миноносцы имели по 2 (или 3?) мачты и несли косые опорные паруса. В 1888 паруса отменили, сняли фок-мачту и установили дополнительный носовой руль, как на миноносце британской фирмы "Yarrow".
чёрный - корпус до уровня верхней палубы, карапас, верхняя часть трубы и некоторое палубное оборудование.
Закругления палубы и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, рубка, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров, тентов и тумбы орудий.
жёлтый - трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
окраска палубы неизвестна, либо лакированный деревянный настил с естественным цветом, либо окраска в коричневый или жёлтый цвет.
Так, как для миноносцев ещё не существовало отдельной штатной окраски, были возможны вариации: карапас мог быть чёрным, белым или жёлтым, тамбуры - белые или жёлтые и т. д.
Все миноносцы этой серии использовались в основном для защиты гаваней и как учебные, однако участвовали в ежегодных манёврах флота, в частности в крупных маневрах 1885 г. и больших учениях 1886 г.. Не обошлось и без несчастных случаев: 22 сентября 1892 г. во время осенних манёвров флота 1892 г. на миноносце S-4 был смыт волной лейтенант Колле, командовавший миноносцем. Как это случилось, никто не заметил.
Несмотря на лучшие качества, миноносцы фирмы "Schichau" оказались менее долговечными - первые два из них исключили в 1896, в следующем году - ещё три, только S-2 числился в береговой обороне до 1905 года, а затем ещё 10 лет служил торпедоловом.