входоглавлениеминоносцы → I класса типа "S-1"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Миноносцы (минные катера) I класса

(Torpedoboot I. Classe) "сравнительной" серии

 S-1 


Германия, 1884 г. 6 ед. (проект верфи "Schichau", по программе 1884 года)

 

*
S-1...6
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозначение с 25.11.1884 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 Torpedoboot Nr.XXVIII S-1 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 235 1884 позже портовый миноносец, в 1996 исключён, плавмастерская, в 1905 его паровая машина выставлена в музее техники в Мюнхене
24.05.1884
1884
2 Torpedoboot Nr.XXIX S-2 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 236 1884 позже портовый миноносец, с 10.09.1904 торпедолов, с 11.11.1911 T-2, в 1915 исключён, слом на "Kaiserliche Werft" в Киле
12.06.1884
1884
3 Torpedoboot Nr.XXX S-3 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 237 1884 позже портовый миноносец, в 1896 исключён, отопитель, мишень, баржа для боеприпасов, 9.07.1921 списан, слом в Вильгельмсхафене
9.07.1884
1884
4 Torpedoboot Nr.XXXI S-4 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 238 1884 позже портовый миноносец, 1.07.1897 исключён, мишень для береговой артиллерии, в 1902 продан на слом в Гамбурге за 302 М
5.08.1884
1884
5 Torpedoboot Nr.XXXII S-5 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 239 1884 позже портовый миноносец, 1.07.1897 исключён, мишень для береговой артиллерии, в 1909 продан на слом в Гамбурге за 261 М
8.09.1884
1884
6 Torpedoboot Nr.XXXIII S-6 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 240 1884 позже портовый миноносец, 1.07.1897 исключён, мишень для береговой артиллерии, в 1909 продан на слом в Гамбурге за 311 М
26.09.1884
1884
ТТХ
Водоизмещение нормальное 84 т
полное 99 т
регистровое 82 брт
Размерения длина КВЛ ? м
полная 37,72 м
ширина 4,92 м
осадка носом 1,07 м
кормой 2,23 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный гребной винт Ø 1,76 м
1 МО 1 вертикальная 3-цилиндровая ПМ тройного расширения
1 КО 1 локомотивный ПК (12 атм., 115 м², 1 овальная труба)
паруса шхуна, 22,5 м² (в 1888 сняты)
проектная мощность 800 л.с.
Ходовые данные скорость на испытаниях до 19,3 уз. при 870-970 л.с., 299-350 об/мин
запас топлива 18,2 т. угля
дальность плавания 10 узлов 1400 миль
18 узлов 250 миль
Экипаж 15 чел. (1 офицер, 14 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, не оцинкованный, набор по поперечной схеме, 8 отсеков
электроснабжение 1 динамо-машина, 2,5 кВт, 67 В
управление 1 руль в корме, позже добавлен руль в носовой части
плавсредства 1 лодка
стоимость за шт. 206 000 М
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально позже
2 ТА - 350 мм (носовые надводные) [4 торпеды] 3 ТА - 350 мм (2 носовых надводных, 1 палубный поворотный)
2 - 37 мм револьверных пушки [180 снарядов]

 

 
вид на 1884 (2 мачты) и с 1888 (1 мачта)

В 1883 году для выбора главного поставщика "материальной части" торпедных сил новый морской министр фон Каприви применил прием, не раз затем использовавшийся во многих странах, желавших достичь результата с наименьшими затратами и в кратчайший срок. Министерство заказало по одному миноносцу главным английским производителям — фирмам "Thornycroft" и "Yarrow", а когда были получены чертежи — выдало поручение воспроизвести их отечественным заводам, использовав все удачные решения и учтя недостатки прототипов. Заказы получили заводы акционерных обществ "Weser" в Бремене (6 единиц), "Vulcan" в Штеттине (10 единиц) и фирмы "Schichau" в Эльбинге (6 единиц). И если первые два подрядчика лишь вполне удачно воспроизвели английский проект, то на "Schichau" подошли к делу более творчески. По настойчивым требованиям Тирпица главным качеством торпедного судна в Германии стали считать именно мореходность, и инженеры из Эльбинга приложили немало сил, чтобы обеспечить ею маленькие кораблики водоизмещением менее 100 т. Ширина миноносцев "Schichau" на 1 м (то есть почти на четверть!) превышала ширину как английских прототипов, так и изделий "Weser" и "Vulcan", что позволило значительно повысить запас топлива (18 т вместо 11 — 12). Выяснилось, что многого можно достичь за счет обводов корпуса. Максимального своего значения ширина достигала не на миделе, а позади него, примерно на двух третях длины, считая от носа. В результате корпус при виде сверху имел слегка грушеобразную форму, оказавшуюся наиболее удачной для обтекания волнами. Своеобразные обводы благотворно сказались и на скорости — она оказалась на 1—2 узла выше, чем у конкурентов, а в совокупности с повышенным запасом топлива обеспечивала заметно большую дальность плавания. "Груша" стала как бы фирменным знаком всех миноносцев из Эльбинга. Удачные технические решения дополнялись исключительно высоким качеством постройки.

В сентябре 1884 года было решено провести сравнительные испытания миноносцев. С этой целью под командой капитана Тирпица выслали отряд, состоящий из двух миноносцев, построенных фирмой “Schichau”, одного фирмы “Vulcan” и одного британской фирмы “Thornycroft”, а также миноносца “Scharf” фирмы “Weser”.

Последний выбыл на первом же переходе, остальные отправили в Куксхафен, откуда они несколько раз выходили в открытое море. На испытаниях миноносцам пришлось выдержать очень свежую погоду с сильным волнением. Благодаря особому образованию носовой части, миноносцы “Schichau” оказались лучшими. Центр тяжести располагался у них ближе к корме, чем это было у остальных, что позволяло им лучше подниматься на волну. Второе место занял миноносец фирмы “Vulcan”, а "британец" “Thornycroft” оказался хуже всех. Так выявился победитель этого своеобразного соревнования: фирма "Schichau" стала главным поставщиком миноносцев для флота кайзера. Это плавание вместе с тем выявило и недостаток миноносцев "Schichau" - сложность их механизмов, тогда как у Торникрофта они были более простые. Даже, будучи самыми мореходными из миноносцев, они всё же не могли использовать оружие при ветре более 6 баллов.

Первоначально миноносцы имели по 2 (или 3?) мачты и несли косые опорные паруса. В 1888 паруса отменили, сняли фок-мачту и установили дополнительный носовой руль, как на миноносце британской фирмы "Yarrow".

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г.

чёрный - корпус до уровня верхней палубы, карапас, верхняя часть трубы и некоторое палубное оборудование.
Закругления палубы и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, рубка, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров, тентов и тумбы орудий.
жёлтый - трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
окраска палубы неизвестна, либо лакированный деревянный настил с естественным цветом, либо окраска в коричневый или жёлтый цвет.
Так, как для миноносцев ещё не существовало отдельной штатной окраски, были возможны вариации: карапас мог быть чёрным, белым или жёлтым, тамбуры - белые или жёлтые и т. д.

Принята 29 марта 1895 г.

тёмно-серый - всё

 

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

 

Все миноносцы этой серии использовались в основном для защиты гаваней и как учебные, однако участвовали в ежегодных манёврах флота. Не обошлось и без несчастных случаев: 22 сентября 1892 г. во время манёвров на миноносце S-4 был смыт волной лейтенант Колле, командовавший миноносцем. Как это случилось, никто не заметил.

Несмотря на лучшие качества, миноносцы фирмы "Schichau" оказались менее долговечными - первые два из них исключили в 1896, в следующем году - ещё три, только S-2 числился в береговой обороне до 1905 года, а затем ещё 10 лет служил торпедоловом.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Кофман В. - Конкурент на Эльбинге // журнал "Моделист-конструктор".-1998.-№7.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 20.12.2017


 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserlichmarine)
S-1
миноносец типа "S-1".
S-1
миноносец типа "S-1" зимой в Киле.
S-1
миноносец типа "S-1" зимой в Киле.
S-1
миноносец типа "S-1" в Берлине.
S-1
миноносец типа "S-1" у Гельголанда.
T-2
торпедолов "T-2" после 1911 г.
S-3
миноносец "S-3" после 1888 г.
S-2
миноносец "S-2" после 1888 г.