Эскадренные миноносцы (Großetorpedoboote, Zerstörer) типа
G-101
Германия, 1915 г. 4 ед. (проект 1913 г., строились для Аргентины)
*
G-101...104
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№
обозн.
верфь-строитель
закладка / спуск / в строю
примечания
1
G-101
<Germaniawerft> Киль, стр. № 211, строился для Аргентины, как Santiago
1914
2. фл. / 3. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, 13.04.1926 поднят, слом в Чарльстоне
12.08.1914
4.03.1915
2
G-102
<Germaniawerft> Киль, стр. № 212, строился для Аргентины, как San Luis
1914
2. фл. / 3. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен на малой глубине, в 1919 поднят, в 1920 передан США, 13.07.1921 потоплен авиабомбами как мишень у мыса Генри
16.09.1914
8.04.1915
3
G-103
<Germaniawerft> Киль, стр. № 213, строился для Аргентины, как Santa Fé
1914
2. фл. / 4. п/фл., позже 3. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, 30.09.1925 поднят, в 11.1925 затонул в шторм у побережья северной Шотландии при буксировке на слом.
14.11.1914
11.05.1915
4
G-104
<Germaniawerft> Киль, стр. № 214, строился для Аргентины, как Tucuman
1914
2. фл. / 4. п/фл., позже 3. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен, 30.04.1926 поднят, слом в Чарльстоне
28.11.1914
5.06.1915
ТТХ
Водоизмещение
нормальное
1116 т
полное
1734 т
Размерения
длина
КВЛ
94,0 м
полная
95,3 м
ширина
9,47 м
осадка
носом
3,48 м
кормой
3,71 м
высота борта
5,82 м
Энергетическая установка
состав и тип
2 вала
2х3-лопастных гребных винта Ø 2,75 м
2 МО
2 турбины "Germania"
3 КО
3х2 нефтяных ПК (18 атм., 2785 м²)
проектная мощность
28000 л.с.
Ходовые данные
скорость
проектная
33,5 уз.
на испытаниях
33,7 уз. при 29400 л.с., 556 об/мин.
запас топлива
500 т. нефти
дальность плавания
20 узлов
2420 миль
Экипаж
104 чел. (4 офицера, 100 матросов), на флагманском + штаб: 16 чел. (4 офицера, 12 матросов)
Дополнительные данные
корпус
стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 12 отсеков
электроснабжение
2 турбо-генератора, 48 кВт, 110 В
управление
1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства
2 катера
стоимость за шт.
3 млн. 300 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
по проекту
фактически
с лета 1916
4 - 102 мм
4 - 88 мм/45 [480 снарядов]
4 - 105 мм/45 [320 снарядов]
4 ТА (2Х2) - 533 мм
6 ТА (2Х2, 2х1) - 500 мм [8 торпед]
?
24 мины
Аргентина еще в 1912 году заказала верфи "Germaniawerft" в Киле четыре крупных турбинных эскадренных миноносца ("Santiago", "San Luis", "Santa Fé" и "Tucuman").
G-101
Строились они в качестве замены для 4 не принятых эсминцев английской постройки, позже проданных Греции. ТТЗ было составлено по опыту эксплуатации "Catamarca" и "Jujui". Вооружение было предусмотрено из американских 53,3 см торпедных аппаратов и американских же 10,2 см пушек Bethlehem Steel Works. Интересной особенностью первоначального проекта являлось наличие дизелей для крейсерского хода: двух 2-тактных 6-цилиндролвых дизеля Germania, суммарно в 1800 л.с.
"Аргентинцы" уже достраивались, когда грянула Первая мировая война. 6 августа 1914 корабли конфисковали и ввели в строй кайзеровского флота под обозначением G-101...G-104. Вооружение было установлено по германскому стандарту, таким образом от "больших" миноносцев они отличались только наличием 4-й 88-мм пушки. От дизелей экономичного хода отказались для ускорения постройки.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign
G-101
В феврале 1915 2-я флотилия была переведена на Балтику для боевой подготовки и устранения недостатков 533-мм торпедных труб, которые адаптировали под 500-мм торпеды, но последние из-за этого имели неудовлетворительные баллистические характеристики. В конце концов немцы установили на эсминцах 500-мм торпедные аппараты.
G-101
7 декабря 1915 года три флотилии нефтяных миноносцев, включая 2-ю, были переброшены в Северное море и подготовлены к большой операции, но рейд 16-17 декабря оказался безрезультатным. Лишь 10 февраля 1916 года увенчалась успехом акция у Доггер-банки. Германские эсминцы застигли врасплох только что образованную 10-ю флотилию шлюпов. Один из них – "Arabis" был поврежден артиллерией в ночном бою, а спустя два часа добит торпедами. По окончании операции 2-я флотилия была возвращена на Балтику для боевой подготовки.
Все четыре миноносца приняли участие в Ютландском сражении 31 мая-1 июня 1916 в составе 2-й флотилии (G-101 и G-102 в 3-й полуфлотилии, G-103 и G-104 в 4-й полуфлотилии). Около 17:00 они атаковали линейные крейсера Худа. В сторону британской линии выпустили 12 торпед, но из-за маневрирования линейных крейсеров все они прошли мимо. Затем они сражались с британскими эсминцами, ночью искали линкоры противника но обнаружили только крейсера и эсминцы. В ходе боя ни один из эсминцев этого типа не имел потерь.
После сражения на кораблях, как и на других кайзеровских миноносцах, артиллерию заменили на 105-мм пушки, мостик и передняя труба были подняты выше.
G-101
25-26 сентября 1916 г. II флотилия провела рейд на перехват конвоев к Ла-Маншу. В октябре 1916 эсминцы перевели во Фландрию, а с 11 по 20 октября 1917 три из них (кроме находящегося в ремонте G-102) участвовали в Моонзундской операции, после чего прикрывали тральные операции в Северном море.
G-101
15 февраля 1918 они совершили удачный рейд в Ла-Манш, в ходе которого потопили 5 и повредили 6 британских патрульных траулеров. На обратном пути около 3:00 встретили 4 британских эсминца, при этом на G-103 случились неполадки в турбине и он снизил скорость, но британцы их не заметили и прошли мимо. В 5:52 G-102 подорвался на мине и получил серьёзные повреждения, но корабли смогли вернуться в Зеебрюгге без дальнейших приключений.
G-102
В дальнейшем ни одному из них так и не удалось добраться до первоначального заказчика: после заключения перемирия интернированные в Скапа-Флоу, они были затоплены экипажами, через некоторое время подняты и после опытов сданы на слом. G-102 был передан США и перешёл в Америку.
G-102
G-102
G-102
В июле 1921 Армейская Воздушная Служба и Военно-морской флот США проводили серию бомбардировочных тестов у мыса Гаттерас, проведенных генералом Билли Миттчелом. В качестве мишеней использовались демобилизовавшее американские и бывшие немецкие военные корабли, включая старый американский линкор Iowa, немецкие: линкор Ostfriesland, крейсер Frankfurt и G-102. 13 июля 1921 он был потоплен как мишень авиабомбами у мыса Генри.
G-102
G-102
G-102
G-102
G-102
G-102
G-102
G-102
ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
4
Кофман В. - От калек адмирала Ланса до последних гигантов // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 19.01.2021
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1914-1919
ВМФ Аргентины (Armada de la República Argentina) только планировались
"G-102" в качестве мишени, 1921 г.
"G-102" в качестве мишени, 1921 г.
"G-101" в начале службы.
"G-101" в конце войны.
Корма "G-102" после подрыва на мине.
"G-102" в качестве мишени, 1921 г.
"G-102" в качестве мишени, 1921 г.
"G-101"
"G-103"
Модель "G-101".
Модель "G-101".
Модель "G-101".
"G-102" в качестве мишени, 1921 г.
"G-102" в качестве мишени, 1921 г.
"G-102" в качестве мишени, 1921 г.
"G-102" в качестве мишени, 1921 г.
"G-102" и "S-132" в США, ок. 1920 г.
Разоружённые "G-102", "V-43" и "S-132" в Портсмуте, США, 1.06.1921 г.
"G-101" и тендер ВМФ США "Falcon", ок. 1920 г.
Эсминец типа "G-101" в Скапа-Флоу (в центре).
"G-102", затопленный в Скапа-Флоу.
Эсминцы типа "G-101" в Либаве перед Моонзундской операцией.
Десантная группа на эсминцах 2-й флотилии во время Моонзундской операции.