Оглавление → Крейсера → Линейные типа "Ersatz Yorck"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Большие (линейные) крейсера (Großerkreuzer) типа
Германия, не достроены. 3 ед. (проект 1915-1916 гг.) ![]() * Ersatz Yorck * Ersatz Gneisenau * Ersatz Scharnhorst *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
Кроме того, в основу разрабатываемого проекта положили требование командования флота по повышению скорости и улучшению защиты, однако это выполнить не удалось. Скорость, по сравнению с "Mackensen", с учетом увеличения водоизмещения при той же мощности машин должна была снизиться: при испытаниях на мерной миле с 28 до 27,25 узлов, во время 6-часового форсированного хода с 26,5 до 26,0 узлов. Ни один из этих кораблей не был построен.
Судя по всему, некоторые дискуссии о строительстве крейсеров после "Ersatz Victoria Louise" велись, а 21 февраля 1915 года из внеочередного военного бюджета было получено предварительное финансирование постройки соответствующих кораблей. Эти корабли были предназначены для замены тех броненосных крейсеров, которые были потеряны в начале войны, и их постройка должна быть принята за счёт строительной программы начала 1920-х годов. Корабли должны были быть однотипными с "Ersatz Victoria Louise". 17 марта 1916 года адмирал Эдуард фон Капелле заменил Гроссадмирала фон Тирпица на посту государственного секретаря управления флота, и почти двадцать лет непрерывной политики были внезапно прерваны. В последующие месяцы в управлении снова начались дебаты, и даже поднимался вопрос о классификации. Строительный отдел (K) рассматривал объединение классов линкоров и больших крейсеров без технических новшеств во всех основных весовых группах, как непрактичное, а стремление Кайзера увеличить калибр крейсеров с 35 до 38 см потребовало бы значительного увеличения водоизмещения. На совещании 19 апреля 1916 года строительный отдел (K) предложил несколько новых проектов больших крейсеров: GK1, GK2 и GK3, которые варьировались в водоизмещении от 34 000 до 38 000 тонн, и все имели 38-см пушки. Большая часть увеличения водоизмещения пошла на увеличение мощности двигателя и длины, что по сравнению с "Ersatz Victoria Louise" давало увеличение скорости на 1½-2 узла. Количество нефтяных котлов было увеличено до двенадцати, но государственный секретарь и Строительный отдел (K) хотели оставить угольные котлы, потому что защитный эффект угля был более важным при относительно слабой броне, которая сохранялась на уровне "Ersatz Victoria Louise". Новый государственный секретарь согласился не учитывать ограничения, наложенные на новый проект из-за глубины каналов вдоль побережья Германии, что было определяющим фактором при всех предыдущих проектах. На совещании 29 апреля 1916 года командующий флотом, вице-адмирал Шеер, высказал свое предпочтение проекту GK2, скорость которого составляла 29½ узлов, то есть, была самой высокой из предложенных. Главное командование ВМФ под руководством контр-адмирала Хеббингауса ещё в августе 1915 года приняло решение о том, что классы должны оставаться отдельными в соответствии с Законом о флоте, хотя для разработки объединённого класса также следует уделить немного времени. Но новый госсекретарь сказал: "Мы больше не можем позволить себе роскошь иметь два современнейших класса". Это было признание кошмара, которого всегда боялся Тирпиц: пересмотра закона о Флоте. В Главном военно-морском управлении хотели использовать предоставленную им так называемую "локтевую комнату" для создания псевдо-капитального корабля - своего рода быстроходного линейного корабля, который мог оперировать с большими крейсерами. Главное Военно-морское управление (A) обеспечило бы большую защиту крейсера и позволило бы ему превратиться в корабль, который мог бы конкурировать с вражескими линейными кораблями. Контр-адмирал Хеббингауз пытался выдвинуть свои аргументы, критикуя проект "Ersatz Victoria Louise", который представлял основу для следующих семи кораблей. На совещании 12 августа 1916 года он предложил, чтобы четыре корабля, которые планируется построить для замены броненосных крейсеров, потерянных во время войны, не должны строится по проекту "Ersatz Victoria Louise", поскольку для этого типа ещё не учитывался опыт войны, и поэтому эти корабли были устаревшими. Адмирал фон Капелле удивил всех, предложив немедленно прекратить работы над "Ersatz Yorck", "Ersatz Gneisenau", "Ersatz Scharnhorst" и, если возможно, над "Ersatz Friedrich Carl", и работать далее над проектом GK6. Этот проект имел восемь 38-см орудий, водоизмещение 36500 тонн и скорость 28 узлов. Вице-адмирал Шеер подверг GK6 критике за снижение скорости в пользу брони. Однако 24 августа государственный секретарь вновь заявил, что семь кораблей "для замены" будут построены, как и предполагалось ранее, по проекту "Ersatz Victoria Louise". Вице-адмирал Шрадер, директор строительного управления (K), оправдывал это, сказав, что любое перепроектирование задержит постройку и вызовет ненужные дополнительные затраты. Вице-адмирал Шрадер не видел существенных преимуществ изменений конструкции "Ersatz Victoria Louise". Проект был равен последним британским крейсерам по скорости, а артиллерия, торпедное вооружение, броня и подводная защита были лучше, однако в строительном отделе (K) были убеждены, что замена проекта "несомненно будет представлять собой очень ценное дополнение к флоту в 1919 году". В августе появилась информация, что США намерены строить линейные крейсера, хотя раньше они колебались. Было также указано, что было бы неразумно прерывать строительство, если бюджет был сокращен или прекращен, и поэтому на заседании 29 августа вновь было запланировано строительство больших крейсеров и линейных кораблей. Вместо прежнего соотношения сорок один линкор к двадцати большим крейсерам теперь было двадцать пять к пятнадцати. Эти цифры казались разумными и достижимыми. На следующий день командующему флотом вице-адмиралу Шееру были переданы основные принципы проекта и типовые решения на ближайшее будущее, чтобы он прокомментировал их в свете опыта Ютландской битвы. Шеер подчеркнул необходимость увеличения скорости и тяжелой артиллерии. Однако следует помнить, что только два из его крейсеров в битве, "Lützow" и "Derfflinger", несли 30,5-см пушки. 31 октября 1916 года контр-адмирал Хеббингауз сообщил госсекретарю, что с учетом "новых фактов" он считает вопрос увеличения калибра для "Ersatz Yorck" снова открытым. "Новыми фактами" стали сообщения о калибре последних британских крейсеров "Renown" и "Repulse". И снова процесс повторился, как когда были приняты, а затем отброшены проекты D47 и D48 с шестью 38-мм орудиями. Но теперь, когда британский флот пошел именно по этому пути, проекты снова оказались на повестке дня. Контр-адмирал Хеббингауз рассчитывал на 38-см пушку, "если не на 40-см, или 43-см". В это время распространились слухи об американских проектах, в которых вместо 34-см пушек теперь упоминались 40-см. Из-за срочной задачи постройки подводных лодок дата завершения крейсеров была перенесена на 1920 год, и, следовательно, для поддержания паритета с США и Великобританией был необходим улучшенный тип. Контр-адмирал Хеббингауз рекомендовал вместо разработки новых типов в данный момент занятся перевооружением имеющихся кораблей, и поднял вопрос об отмене постройки трех более поздних крейсеров. Это могло привести к юридическим и финансовым последствиям. Строительный отдел подчеркнул острую необходимость вооружить последние три корабля типа "Ersatz Victoria Louise" 38-см пушками, но вице-адмирал Шрадер пришел к выводу, что британские корабли не получат более тяжелого калибра - очень странная мысль. Строительный отдел (K) работал несколько месяцев, чтобы перепроектировать последние три крейсера типа "Ersatz Victoria Louise". Теперь их вооружение состояло из восьми 38-см пушек, но перепроектирование было затруднено, потому что все машины и броня были уже заказаны и находились в постройке. Материалы уже были заказаны, а постройка "Ersatz Yorck" уже началась. Реконструкция корпуса была неизбежной, но в целом проект был сохранен настолько, насколько это было возможно. Вице-адмирал Шеер попросил увеличить артиллерию, броню и скорость, но только первый из этих критериев мог быть удовлетворен. Броня осталась прежней, палубная была даже уменьшена, а расчётная скорость упала примерно на пол-узла.
Однако башни для 381-мм орудий оказались не намного длиннее башен для 355-мм орудий. Расстояние от башни "А" до башни "В" и длину артиллерийского погреба также можно было сохранить. Но из-за больших весов башен их следовало передвинуть вдоль диаметральной плоскости корабля, чтобы привести в соответствие центр тяжести. Башни "А" и "В" сдвинули на 2,3 м в нос. Средняя артиллерия состояла из двенадцати 150-мм орудий с длиной ствола 45 калибров (6750 мм) и располагалась в батарее на средней палубе, удлиненной до 126 м, следующим образом: шесть орудий от башни "А" до передней боевой рубки, четыре около грот-мачты и два позади башни "D". Была предусмотрена установка восьми 88-мм зенитных орудий (или даже 105-мм) с длиной ствола 45 калибров. Торпедное вооружение было сведено к трем трубам - носовой и только двум бортовым. Расстояние между башнями "В" и "С" и тем самым длина средней части корабля также увеличилась на 2,5 м. Получившийся при этом прирост объемов помещений был использован наилучшим образом, и наконец получили долгожданное оптимальное положение отделения бортового торпедного аппарата. Теперь оно располагалось в средней части корпуса, между кормовым котельным и передним турбинным отделениями. Здесь в самой широкой части корабля оно было лучше защищено благодаря противоторпедному поясу большей ширины, чем в носовой части. Кроме того, заполнение его водой в результате пробоины не оказывало сильного влияния на дифферент, а это значительно повышало безопасность корабля. Также было сообщение о том, что должен быть размещён новый, более крупный тип торпеды. Торпеда J9 должна была иметь калибр 70 см и длину 9 м. Общий боекомплект составлял 15 торпед. Но этому новому положению бортовых торпедных отделений нужно было больше места, чем позволяли указанные 2,5 м. Для этого ликвидировали отсек, расположенный между котельными отделениями № 3 и № 4 и содержащий, кроме дизельной электростанции, артиллерийский погреб для двух 150-мм орудий. Чтобы эти орудия снабжать снарядами при помощи прямого элеватора, их сдвинули дальше к корме.
Толщину брони башен и барбетов увеличили, но остальные элементы броневой защиты остались без изменения, а броневую палубу в корме даже уменьшили по толщине с 80-100 мм до 70-100 мм. Башни имели толщину лобовой части 300 мм, боковых стенок 250 мм, задней стенки 290 мм, наклонной части крыши 250 мм и плоской части крыши 150 мм. Барбеты башен имели толщину 300 мм, уменьшаясь до 180 мм за бронированием батареи и до 90 мм за главным броневым поясом и переборками, причем передняя стенка барбета башни "А" имела толщину, увеличенную до 120 мм. Толщину крыши передней боевой рубки уменьшили до 170-100 мм. Толщину бронированной палубы уменьшили до 70-100 мм в корме, а палубы полубака вне батареи 150-мм орудий - до 20 мм. Толщину противоторпедной переборки не изменили.
Номинальная проектная мощность на валах составляла 90000 л.с, что при частоте вращения гребных валов 295 об/мин. должно было обеспечить кораблю скорость 27,3 узла. Нормальный запас топлива увеличили до 850 т угля и 295 т нефти (полный составлял 4000 т угля и 2000 т нефти. Расчетная дальность плавания равнялась 5500 милям при скорости 14 узлов. Котельная установка была такая же, как у "Mackensen", и состояла из пяти котельных отделений: двух отделений с восемью двухсторонними нефтяными котлами и трех отделений с 24 односторонними угольными котлами. Благодаря изменениям, котельные стали ближе друг к другу, что означало, что две трубы могут быть объединены в одну, хотя передний косой дымоход займет много места. В этом проекте удалось существенно увеличить расстояние от треногой фок-мачты до боевой рубки. Тем самым была значительно понижена опасность того, что она в случае повреждения упадет на боевую рубку. Кроме того, увеличивался сектор обзора из боевой рубки в направлении кормы. Несмотря на сдвиг фок-мачты к корме, она оказалась от дымовой трубы дальше, чем была раньше, так что наблюдательный пункт на марсе теперь меньше подвергался задымлению. Электроэнергию должны были обеспечивать 8 дизель-генераторов общей мощностью 2 320 кВт, напряжением 220 В. Однако динамо-машины, предназначенные для Ersatz Gneisenau, установили на подводных лодках — "U-151" и "U-154". Рули разместили параллельно. Экипаж насчитывал 46 офицеров, 1180 унтер-офицеров, старшин и матросов. Всего 1226 человек. Планируемая стоимость постройки составляла 75 000 тыс. марок.
"Ersatz Yorck" должна была строить верфь "A.G.Vulcan" в Гамбурге (заказ на постройку выдан 10 апреля 1915 г.), "Ersatz Gneisenau" — верфь "Germaniawerft" в Киле (заказ от 10 апреля 1915 г.), "Ersatz Scharnhorst" — верфь "Blohm&Voss" (заказ на постройку 11 апреля 1915 г.). Фактически заложили только киль "Ersatz Yorck" на верфи "Vulcan" в Киле в июле 1916 г. Ни один из этих трёх линейных крейсеров не был построен, хотя первоначально надеялись закончить их постройку до осени 1918 г. Достоверно известно, что только "Ersatz Yorck" был начат постройкой, однако дальше набора днища на стапеле не продвинулось и вес собранных конструкций не превысил 1000 т. После войны его разобрали.
|