ОглавлениеCоединения и операции флота Флот Германии в 1-ой мировой войне → Имитация высадки десанта у Виндавы 22-26 сентября 1914 г.

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Имитация высадки десанта у Виндавы 22-26 сентября 1914 г.
командующий морскими силами Балтийского моря принц Генрих Прусский

 

 

В середине сентября неожиданно пришёл приказ о передислокации части кораблей ФОМ в Балтийское море. Для проведения запланированной боевой операции их предоставили в распоряжение главнокомандующего морскими силами Балтийского моря гросс-адмирала принца Генриха Прусского. Согласно первоначальному плану, для отвлечения Российской армии от южного фронта предполагали проведение десантной операции у Виндавы (Курляндия), но высадку пришлось отменить из-за больших трудностей при собрании необходимого количества транспортов для перевозки войск. Решили ограничиться демонстрацией и имитацией высадки.

Уже в ходе выдвижения 4-й и 5-й линейных эскадр в район сосредоточения, 22 сентября пришёл приказ взять на борт солдат для усиления армейских частей и после этого провести демонстрацию высадки десанта у Виндавы. Из-за этого принцу Генриху пришлось изменить свой оперативный план. 5-ю эскадру направили в Данциг для погрузки на корабли армейских частей. Там для усиления морского десантного корпуса на борт линкоров приняли 750 человек.

24 сентября корабли обеих эскадр направились в установленный пункт рандеву к линии Нер-Стейнорт (Курляндия), но в ночь на 25 сентября главнокомандующему морскими силами Балтийского моря доложили сведения разведки, впоследствии оказавшиеся ложными, что британские морские силы пытаются прорываться через проливы Зунд и Бельт в Балтийское море, и операцию тотчас же пришлось прекратить. Вице-адмирал Грапов получил приказ немедленно начать возвращение 5-й эскадры и южнее острова Борнхольм соединиться с 4-й эскадрой. Встреча произошла, согласно плану, рано утром 26 сентября, и в полдень того же дня обе эскадры прибыли в Киль. Оттуда после выгрузки частей десанта корабли сразу же перешли в Северное море и там приступили к своей прежней сторожевой службе.

 

ПОДРОБНО

Обстановка на ТВД и подготовка операции. 17-20 сентября

17 сентября в 6 часов утра контр-адмирал Беринг с Augsburg и U 23 вернулись из Мемеля в Путцигер Вик и начал учения по торпедным стрельбам с крейсером Amazone. Миноносцы V 25, S 124 и крейсер Undine получили приказ отправиться в Киль. Затем V 25 ушел в Северное море. Контр-адмирал Беринг назначил намеченные учения в районе западнее линии Хела-Нойфарвассер. Корабли должны были быть готовы прервать учения в случае приближения противника. Учения проводились, самое позднее до 23:00.

Защиты от подводных лодок противника посредством минных или сетевых заграждений не было, поэтому охрана Данцигского залива на линии Хела-Кальберг осуществлялась силами вспомогательного дивизиона тральщиков «Нойфарвассер» под командой обер-лейтенанта Вейдгена. Эта вспомогательная дивизия тральщиков состояла из семи судов и с тех пор, как была принята на вооружение 5 августа 1914 года, готовила неопытный личный состав для тральной и специальной службы в Данцигском заливе. 20 сентября 5-я полуфлотилия подводных лодок тоже приступила к занятиям, но учебную службу внезапно пришлось прервать из-за новой операции.

Военный министр генерал фон Фалькенхайн, заменяющий заболевшего начальника генштаба действующей армии, 19 сентября обратился к начальнику адмиралтейства с просьбой провести демонстрацию военно-морских сил на побережье Курляндии между Либавой и Виндавой, сымитировав там высадку бригады, чтобы помешать русским перебросить в Галицию войска, дислоцированные в северной Польше.

В 18 часов кайзер одобрил использование под командованием принца Генриха четвертой и пятой линейных эскадр, большого крейсера «Blücher», двух новых легких крейсеров, двух флотилий миноносцев и дивизиона тральщиков из состава сил открытого моря. Также могла быть использована III эскадра, когда вернутся большие крейсера. Прежде всего, причина этого решения заключались в том, что командующий ФОМ адмирал фон Ингеноль получил в состав III эскадры два новых линейных корабля, «König» и «Kurfürst», и считал необходимым провести учения этих двух кораблей в составе группы. Однако, по мнению командующего флотом, это не могло быть выполнено в Северном море из-за опасности со стороны подводных лодок. Однако позже от этой идет всё-таки отказались, чтобы не ослаблять основную группировку.

В любом случае, 19 сентября без запроса главнокомандующего Балтийскими морскими силами на второстепенный театр военных действий были внезапно направлены довольно сильные части открытого моря. Начальнику Генерального штаба было сказано, что бригада должна быть готова прибыть к Нойфарвассеру к 25 сентября, поскольку к тому времени уже будет закончена подготовка транспортного флота, необходимого для переброски войск.

Проблема была в том, что в мирное время совместные планы десантных операций армии и флота не готовились ни в Генеральном штабе, ни в Адмиралтействе. Только отдел морского транспорта ВМФ совместно с военным министерством разработал положение о перевозке войск по морю. До сих пор не было накоплено опыта по двум наиболее трудным задачам: защищенной от мин и подводных лодок переброске, и высадке на защищенное вражеское побережье с ожидаемым сильным сопротивлением.

19 сентября в 19:50 главнокомандующий Балтийскими морскими силами получил из штаба ВМФ в Берлине первоначально только информативную телеграмму, в которой одновременно сообщалось, что в составе выделенных сил имеются четвертая и пятая эскадры линкоров, большой крейсер, два новых легких крейсера, две флотилии миноносцев, одна из которых вооружена 8,8-см орудиями, и дивизон тральщиков. В оперативном приказе, поступившем по телеграфу из штаба в 23:40 того же вечера, говорилось: "Выйти в Виндау с указанными силами и имеющимися силами Балтийского моря. Демонстративно подготовиться к высадке большого количества войск. Как можно скорее принять на борт бригаду в Нойфарвассере и следовать под прикрытием. Стянуть транспортные пароходы из Балтийского моря и, если надо, из Гамбурга." Из дальнейшего обмена телеграммами стало ясно, что это должен был быть только крупный фиктивный маневр, в ходе которого армейские части должны были высадить 6 батальонов пехоты, 3 батареи, 2 эскадрона с обозом. Несмотря на то, что чисто военная задача сама по себе была совсем небольшой, здесь необходимо особо подчеркнуть, что такие меры, как предоставление большого транспортного флота, представляют собой масштабную подготовительную работу, ни в чем не сравнимую эвакуации войск по железной дороге.

В плане мобилизации транспортного флота морскому транспортному отделу ВМФ и комиссии по осмотру судов в Гамбурге были лишь известны пароходы, при необходимости подлежащие мобилизации, но они были не на ходу, без экипажей, без специальных помещений для размещения войск, лошадей, артиллерии и высадочного материала и к тому-же находились в различных портах. Поэтому, прежде чем их можно было использовать в качестве войсковых транспортов, сначала их нужно было оборудовать соответствующим образом, собрать экипажи, провести докование, тщательно отремонтировать двигатели и котлы. Поэтому крайний срок 25 сентября, который первоначально был назначен начальнику Генерального штаба начальником адмиралтейства для подготовки войск в Нойфарвассере, был слишком ранним и не мог быть выдержан. Выводы отдела морского транспорта показали, что предоставление и подготовка транспортных пароходов, необходимых для высадки в Виндау, займет не менее 10–14 дней.

Однако от операции не отказались, но ее цель теперь была исключительно в фиктивной операции, без проведения крупного десанта. Об этом было сообщено главнокомандующему Балтийскими силами 20 сентября в 3 часа 30 минут утра следующей телеграммой из штаба: «Поскольку из-за невозможности быстро обеспечить необходимый транспортный флот первоначально намеченная высадка бригады в Виндау не может быть проведена, операцию придется ограничить демонстрацией имеющимися морскими силами. Необходимо использовать демонстративные меры, такие как разминирование, разведка и, при необходимости, небольшие десанты, чтобы создать впечатление, что в Виндау планируется и готовится более крупный десант. Подготовка к этому должна быть начата как можно заметнее, чтобы известие о готовности транспортного флота раньше времени достигло иностранной печати и тем самым обмануло противника.

 

Подготовка операции. 20-21 сентября.

В то время как предоставление транспортного флота задержало бы операцию до начала октября, 20 сентября в 8:30 утра все корабли ФОМ, предоставленные военным министерством для операции, уже прибыли в Киль, чтобы пополнить запасы угля перед продолжением марша. Снабженец, три заградителя, четыре брандера и четыре угольных парохода "Hedwig Heidmann", "Lissabon", "Edmund Hugo Stinnes" и "Hornburg" уже 19 сентября вышли в Данциг. Госпитальное судно под руководством старшего врача ВМФ Вимана (Dr. Wiemann) перевели в Свинемюнде. В тот же вечер гросс-адмирал принц Генрих отправил крейсера "Graudenz" (командир фрегаттен-капитан Пюллен (Püllen), флагман второго лидера миноносцев, капитан-цур-зее фон Ресторфф (v. Restorff)) и "Stralsund" (командир капитан-цур-зее Хердер (Härder)), VI Флотилию миноносцев и II дивизию тральщиков (капитан-лейтенант Шёман (Schoemann,)) сразу же после принятия угля в Данциг в распоряжение откомандированного адмирала. Эти силы должны были пополнить там свои запасы топлива, а затем использоваться для обеспечения безопасности следующих за ними эскадр.

Броненосный крейсер "Yorck" под командованием капитана Вальдемара Пипера (Waldemar Pieper) вечером 20 сентября был выдвинут к южному выходу из Зунда и позже получил приказ двигаться вместе с "Gazelle", стоявшей на линии застав в поясе Фемарн, в Свинемюнде и пополнив там запас угля, присоединиться к основной группе.

Как и в прошлый раз, для охраны проливов начальнику дивизии береговой охраны была подчинена дивизия учебных крейсеров. Днем они образовывали линию аванпостов на долготе Арконы, ночью и при неблагоприятной погоде должна была использоваться линия Мён — Дорнбуш. В остальном, однако, безопасность западной части Балтийского моря не была усилена.

Главнокомандующий Балтийскими силами намеревался отправиться в Данциг в составе IV и V эскадрилий вечером 21 сентября. В состав IV эскадры (вице-адмирал Шмидт (Eberhard Schmidt)) входили: "Braunschweig" (флагман), капитан-цур-зее Макс Ланс (Max Lans),
"Elsass", капитан-цур-зее Гуго Лангемак (Hugo Langemak),
"Wittelsbach", капитан-цур-зее фон Мантей (v. Mantey),
"Schwaben", капитан-цур-зее Фридрих фон Камеке (Friedrich v. Kameke),
"Mecklenburg", капитан-цур-зее Вильгельм Тегерт (Wilhelm Tägert),
"Wettin", капитан-цур-зее Фарентрапп (Varrentrapp),
"Zähringen", капитан-цур-зее Георг Шайдт (Georg Scheidt).

IV эскадра прибыла в Киль с Эльбы по каналу утром 20 сентября. В состав V эскадры (вице-адмирал фон Грапов (Max von Grapow), штаб-офицер капитан-лейтенант Титце) входили:
"Kaiser Wilhelm II" (флагман), капитан-цур-зее Кранцбюлер (Kranzbühler),
"Kaiser Barbarossa", капитан-цур-зее Эрнст Олдвиг фон Нацмер (Ernst Oldwig v. Natzmer),
"Kaiser Wilhelm der Große", капитан-цур-зее Роберт Кюне (Robert Kühne),
"Kaiser Karl der Große", капитан-цур-зее Фридрих Бенке (Friedrich Behncke),
"Kaiser Friedrich III", 2-й адмирал и командир капитан-цур-зее Бегас (Begas),
"Wörth", капитан-цур-зее Ганс Клаппенбах (Hans Klappenbach),
"Brandenburg", капитан-цур-зее Мост (Most).

После погрузки угля, эскадра должна была ускорить подготовку к снаряжению десантного корпуса, взяв на борт винтовки, пистолеты, боеприпасы и усилив корабельные шлюпки несколькими гребными баркасами. Эта эскадра, укомплектованная только резервистами, до сих пор была полностью занята корабельной подготовкой и не обучала экипажи ни десантному дежурству, ни ружейной стрельбе. О высадке-же десантных групп с IV эскадры не могло быть и речи, поскольку она должна была оставаться в боевой готовности для прикрытия предполагаемого десанта.

Поскольку во второй половине дня возле Фемарна была обнаружена дрейфующая мина, и главнокомандующий считал возможным, что из-за непогоды предыдущих дней могли сорваться и другие мины в заграждении Лангеланда, он отложил выход кораблей до утра 22 сентября. Однако военное руководство настаивало провести демонстрацию как можно скорее, поэтому главнокомандующий изменил свой план и решил не заходить в Данциг, а во второй половине дня 23-го быть перед Виндау с двумя эскадрами, "Yorck", "Gazelle" и 2-й флотилией миноносцев. Во второй половине дня он мог осмотреть побережье и порт Виндау на наличие сил противника и пригодность для высадки, а утром 24 сентября провести операцию. Адмирал в Данциге получил приказ заблаговременно выйти в море со всеми силами, находящимися под его командованием, с тем чтобы 23 сентября в 10 часов утра он выставил линию застав на 58° северной широты между Фарё и западной оконечностью Рижского залива. 2-й дивизион тральщиков, из которого четыре судна остались на верфи в Вильгельмсхафене для ремонтных работ и, следовательно, насчитывал только десять кораблей:
"D 6", старший лейтенант-цур-зее Максимиллиан фон Цицевиц (Maximilian v. Zitzewitz),
"T 30", старший минный рулевой Теодор Мюллер (Theodor Müller),
"T 39", старший минный рулевой Пауль Мюллер (Paul Müller),
"T 49", старший лейтенант-цур-зее фон дер Марвиц (v. d. Marwitz),
"T 51", старший лейтенант-цур-зее Вальдемар Бендер (Waldemar Bender),
"T 52", старший минный рулевой Шрётель (Schrötel),
"T 53", старший минный рулевой Армгардт (Armgardt),
"T 54", старший лейтенант-цур-зее Чирш (Tschirch),
"T 55", старший лейтенант-цур-зее Вернер (Werner),
"T 57", старший минный рулевой Коритковски (Korytkowsky)
и конвой во главе с "Amazone" должны были 23 сентября ожидать основную часть в точке на полпути между южной оконечностью Готланда и Штайнортом. В Данциге осталась только 5-я противолодочная флотилия, так как уровень её подготовки еще не позволял использовать катера против противника, чтобы использовать время для учений под руководством командующего на "D 10".

 

Первая часть операции - боевая разведка миноносцами. 22-23 сентября.

22 сентября в 7 часов утра из Киля вышли линкоры IV и V эскадр под командованием гросс-адмирала, который разместился со своим штабом на броненосце "Braunschweig". Перед гаванью в качестве защиты от подводных лодок присоединилась 2-я флотилия миноносцев, а в 18 часов у выхода из пояса Фемарн - "Yorck" и "Gazelle". "Yorck" был немедленно отправлен на позицию в 15 милях к северу от Борнхольма, к месту встречи с "Amazone" и конвоем снабжения. В ночь на 23 сентября эскадры двинулись на восток на скорости 13 узлов. "Gazelle" и II флотилия миноносцев образовали прикрытие в 6,5 миль впереди и по бокам основных сил.

23 сентября 8:15 II флотилия миноносцев, за исключением "S 139" и "S 141", оставшихся с флагманом в качестве посыльных, была отправлена ​​вперёд к Виндау. Флотилия должна была в 16 часов встать группами между Виндау и Бакофеном и симулировать подготовку к высадке, прощупывая и исследуя пляж между Бакофеном и Цирфпенком. Шлюпки можно было спустить, но ни при каких обстоятельствах не приставать к берегу. Отряд должен определить, стоят ли в порту Виндау миноносцы и подводные лодки противника, и затем уничтожить их артиллерийским огнем. В 19 часов лейтенант-коммандер Шур должен был собрать флотилию в 15 морских милях от Виндау у борта крейсера "Yorck". В ночь на 24 сентября "Yorck" и 2-я флотилия должны были в качестве группы поддержки стоять позади сил отряда адмирала к востоку от Готланда между Остергарном и Бакофеном и на следующее утро у Бакофена ждать основную часть операции.

Решение гросс-адмирала произвести демонстрацию легкими силами в том месте, где планировалась высадка, за день до фактической, было основано на предположении, что на самом деле войска не должны высаживаться. В противном случае можно было бы с уверенностью ожидать, что русские удвоят свое внимание и попытаются перебросить по железной дороге подкрепление из Риги, которая находилась всего в 200 км.

23 сентября в 10:00, направляясь к месту сбора конвоя, главнокомандующий получил донесение от отряда адмирала Балтики, что он занял разведывательный рубеж с "Augsburg", "Graudenz", "Stralsund" и VI флотилией миноносцев. Правое крыло 12-й полуфлотилии под командованием капитан-лейтенанта Лахса было выдвинуто для охраны Рижского залива. Из них три корабля, а именно "V 156", старший лейтенант Штехер (Stecher), "V 157", капитан-лейтенант Вольф фон Трота (Wolf v. Трота) и "V 159", старший лейтенант Крумхаар (Krumhaar), в 10:05 недалеко от Лайферорт-Рифа видели четыре облака дыма, в том числе одно от нефтяного корабля, которые предположительно исходили от русских миноносцев, однако ближе они не подходили и в 13:33 скрылись в Рижском заливе.

В 11.23 14 линейных кораблей из двух эскадр на сборном пункте южнее Готланда встретились с противолодочной и противоминная защитой, которая находилась там с 8:15 и состояла из "Yorck", "Amazone", "S 139", "S 141", II тральной дивизии и конвоя — первоначально только из четырех угольных пароходов и трех заградителей. Погода во время ночного марша была хорошая. Дул легкий западный ветер, небо было пасмурным, а воздух очень чистым.

2-я дивизия тральщиков, получила приказ вместе с "Amazone" в ночь с 23 на 24 сентября сформировать линии охраны от текущего сборного пункта до маяка Нэр на Готланде и 24 сентября в 6 часов утра с "Yorck" и II флотилией миноносцев встать на якорную точку для запланированной операции в 28 милях к NOO от Виндау. "Yorck" должен был ждать эскадру у подходного буя, 2-я тральная дивизия должна была не позднее 6 утра тралить мины с этого места в направлении Виндау и обозначить буями южную сторону прохода. О начале и окончании траления должно было сообщаться по телеграфу на "Amazone".

В течение 23 сентября и в ночь с 23 на 24 сентября "Gazelle" должна была оставаться на месте с конвоем, вечером 23 сентября увеличенным на четыре брандера и один пароход, а утром следующего дня присоединиться к V эскадре и идти с ней к точке подхода у "Yorck". На ночь две эскадры должны были быть разделены на группы южнее линии Нер-Штайнорт, а на рассвете должны были двинуться порознь к месту встречи, где в 9.30 предполагалось соединиться с другими силами для подхода к фарватеру Виндау. После того, как "Yorck", "Amazone" и 2-я дивизия тральщиков вышли на свои ночные позиции, гросс-адмирал принц Генрих с 15.45 до 17.30 провел с 4-й и 5-й эскадрами упражнения по хождению в боевом строю. "Gazelle" с семью кораблями снабжения оставалась поблизости. Миноносцев для защиты подводных лодок не было, так, как подводная опасность в Балтийском море в тот период оценивалась как низкая.

Тем временем в 15:50 миноносцы 2-й флотилии подошли к входу в Виндау. Корветтен-капитан Шур (Schuur) сформировал четыре группы и распределил их по побережью от Виндау к югу до Бакофена. В соответствии с приказом миноносцы демонстративно проплыли прямо под берегом и приготовили шлюпки. Южная группа: "S 144" (лейтенант Кагерах (Kagerah)), и "S 145", (лейтенант Шикхардт (Schickhardt)), с расстояния примерно 1500 м были обстреляны ружейно-пулеметным огнём с маяка Бакофен. Первой подверглась обстрелу спущенная на воду шлюпка с "S 145", подошедшая на 500 м к берегу, позже также и оба миноносца. "S 145" тут же открыл ответный огонь и направился к своей шлюпке. Двое матросов были смертельно ранены. Затем "S 145" обстрелял здание маяка и линию деревьев на берегу, заставив замолчать русский пулемет, по-видимому, установленный возле маяка. В этом случае было доказано, что побережье возле Виндау охраняется, и что о любой попытке высадки будет немедленно сообщено, а ее успех с самого начала будет поставлен под сомнение.

Северная группа миноносцев, получившая приказ определить, есть ли в гавани Виндау миноносцы или подводные лодки противника, подошла к самым входным молам. Она сообщила, что вход во внутренний порт был полностью заблокирован тремя затонувшими, по-видимому, русскими пароходами и что в гавани стоят лишь несколько больших и малых парусников и два больших парохода. В 18.30 Шур отвёл флотилию к "Yorck", чтобы в течение ночи стоять на позиции группы поддержки отдельного адмирала на уровне линии Бакофен-Эстергарн.

***

В 18:15 принц Генрих получил телеграмму из Главного штаба: «Демонстрация очень важна. Для более крупного десанта армия предоставит несколько полевых рот. Войска должны быть перевезены флотом, корабли должны определять численность войск и их посадку по своему усмотрению, но с согласованием с Данцигским командованием. Командующий получает информацию из Генерального Штаба Сухопутных войск." Этот приказ вновь заставил главнокомандующего изменить свои планы.

Для принятия войск в Данциге подходили только семь линкоров V эскадры. Принц приказал вице-адмиралу фон Грапову погрузить в Нойфарвассере до 700 десантников, так как без ущерба боеспособности на одном корабле эскадры не могли разместиться более 100 человек. V эскадра была отпущена в 21:12, прибытие в Данциг ожидалось рано утром 24 сентября.

Вскоре после отхода эскадры пришла радиограмма от адмирала дивизии учебных крейсеров в западной части Балтийского моря о том, что с "Vineta" в 18:08 в 10 морских милях юго-восточнее Моэна видели вражескую подводную лодку, но не исключалась и ошибка. Контр-адмирал Яспер добавил, что затем он отвел "Hansa", "Hertha" и "Vineta" к плавучему маяку "Gjedser Riff", чтобы перехватить подводную лодку, если она попытается прорваться в западную часть Балтийского моря, в самом узком месте. Это было первое сообщение о вражеской подводной лодке в Балтийском море с начала войны. Если бы оно подтвердилось, то оказало бы значительное влияние на ведение войны на Балтике. Желание контр-адмирала Яспера перехватить подводную лодку устаревшими учебными кораблями, которые были плохо защищены под водой, ясно показывает, насколько странными были в начале войны представления об этом оружии. Это известие, которое уже на следующее утро командир дивизии учебных крейсеров назвал ложной тревогой, не повлияло на решение гросс-адмирала.

 

Вторая часть операции - демонстрация линкоров и транспортов. 24 сентября.

В ночь с 23 на 24 сентября 4-я эскадра, разбитая на отряды, стояла южнее линии Нер-Стейнорта. 24 сентября в 4 часа утра к строю присоединилась "Gazelle" и доложила, что конвой направляется к сборному пункту севернее соединительной линии Нер-Стейнорт. Затем 4-я эскадра также направилась к этому месту. В 5.30 утра гросс-адмирал принц Генрих получил сообщение от "Amazone", что 2-я дивизия тральщиков начала тралить фарватер, по которому было приказано подойти к Виндау. Полоса, на которой предстояло искать мины, шла до порта Виндау и была длиной около 22 морских миль, первые две трети были шириной 450 м, последняя треть (до 5 км в длину) - шириной 1800 м.

В 12 часов дня эскадра соединились с конвоем. "Gazelle" получила приказ вести суда конвоя максимально скорым ходом в точку в 8 морских милях восточнее мола Виндау, таким образом, чтобы суда можно было распознать с берега как "транспортный флот". Затем конвой, за ​​исключением двух угольных пароходов для пополнения углем миноносцев II флотилии, тральщиков и флагманского посыльного судна, должен был быть отведен обратно в точку в 19 милях к юго-востоку от Бакофена, где после окончания демонстрации в 17 часов должен был присоединиться к эскадре.

Погода и в этот день была весьма благоприятной, дул слабый южный ветер, небо было затянуто тучами, воздух прозрачен. Поэтому II дивизион тральщиков смог быстро выполнить свою работу, и его начальник лейтенант Шеманн в 12 часов доложил: «Готово, мин не обнаружено». "D 6" потопил у Виндау русскую рыбацкую лодку и доставил её команду, четырех латышей, на борт "Braunschweig", чтобы там могли расспросить их о войсках и кораблях в Виндау.

Тем временем "Amazone" в 10:45 получила приказ вместе с "S 145" отправиться к Бакофену и осмотреть берег в районе маяка и места, где накануне миноносец подвергся обстрелу с суши, а в ночь с 24-го на 25-е крейсер с "S 145" и "S 139" должен был взять на себя охрану протраленной полосы у Виндау, чтобы русские в темноте не заминировали этот район.

По получении донесения об окончакнии траления гросс-адмирал направился к западному крылу фарватера, где у буя в качестве ориентира стоял "Yorck". Флагман достиг этого места в 12:13, "Yorck" получил приказ занять место в строю, дистанции между кораблями были увеличены до 600 м, и до 14:13 эскадра шла малым ходом по отмеченному буями фарватеру до расстояния в 5 км от Виндау, а затем развернулась и пошла тем же путём назад. При очень ясной погоде можно было хорошо рассмотреть прибрежные условия и порт, что позволило главнокомандующему оценить высадку крупных частей войск. Десять судов конвоя стояли несколько севернее, в 6 милях от Виндау, так что их можно было ясно видеть с берега до самого уровня Лиферорта. Миноносцы 2-й полуфлотилии образовали на расстоянии 1 мили предохранительный рубеж для защиты эскадры и конвоя от атак русских подводных лодок с севера у Лепениекена, и с юга у Лизерорта. "Amazone" с 14:05 до 14:35 обстреляла берег и маяк, но не наблюдала противодействия противника.

***

После окончания демонстрации главнокомандующий с линейными кораблями ушел на юг от Виндау, чтобы вернуться на следующее утро в 6 часов и, по возможности, с V эскадрой произвести временную высадку десанта у подходного буя протраленной полосы, которую в ближайшую ночь должен был охранять "Yorck". Вице-адмирал В. Грапов с V эскадрой 24 сентября в 9:45 был у Нойфарвассера и сообщил, что в 15 часов покинет Нойфарвассер и будет на месте встречи в 6 часов утра 25 сентября.

Кроме 750 человек сменного батальона 128-го стрелкового полка под командованием майора графа Венгерского (Graf v. Wengersky) для их усиления командир эскадры сформировал из экипажей линейных кораблей пулеметный взвод в составе 14 пулеметов, 1 саперный взвод, 1 взвод связи и медицинскую роту. Комендатура в Данциге предоставила только пехоту без спецназа. Это были резервисты, призванные шестью неделями ранее и еще не прошедшие полную подготовку. Высадка десанта на берег противника, даже в демонстрационных целях, без специальной подготовки была невозможна. Намеченная цель совершенно не имела отношения к успеху высадки, а простое демонстративное намерение никоим образом не уменьшало общих трудностей, а могло только усугубить неудачу.

В ночь с 24 на 25-е распределение сил флота было в целом таким же, как и прежде. За ночь враг никак не проявил себя, лишь два ложных сообщения о тревоге с миноносцев "S 145" и "S 139" вызвали некоторое волнение на сторожевых крейсерах.

 

Отмена третьей части операции - демонстрационного десанта. 25 сентября.

Уже 22 часа главнокомандующий получил сообщение от начальника дивизии береговой охраны через Данциг: «Германский консул из Мальмё получил уведомление, что английские подводные лодки хотят пройти сегодня ночью через Каттегат». Гросс-адмиралу и его штабу, которые в последние дни были озабочены исключительно русским противником, многозначительно напомнили, что главный противник и определяющий фактор всей морской войны находится в Северном море.

Вскоре после этого, в 23:25, следующая радиограмма из Адмиралтейства еще более резко подчеркнула этот факт: «Военный атташе Стокгольма в Генеральном штабе армии: Офицер разведки только что проинформировал меня: представитель Мальмё сообщил по телефону в 17:30: английский Флот вошел в Большой пояс после того, как старыми кораблями были убраны минные заграждения. Если верить донесениям, противник в это время находился уже у южного выхода из Бельта, где имелись лишь слабые силы западной части Балтийского моря, непригодные для устойчивого сопротивления. Штаб главнокомандующего рассчитал, что английские корабли будут у Кьельснора к 7 часам утра 25 сентября, а если бы они намеревались сперва перехватить IV и V эскадры, то к 7 часам они могли бы выйти в район восточнее Борнхольма.

Так же, как и в начале августа, когда речь шла об охране Бельта с помощью минных заграждений, военное министерство не давало главнокомандующему никаких особых распоряжений или комментариев по поводу известий из Мальмё. В 00:10 из Ставки пришла телеграмма, в которой содержалась только передача сообщения, также без какого-либо заявления или распоряжения: «Атташе Стокгольм докладывает: 24 сентября, по достоверным сведениям в 9 часов утра в 8 милях от острова Винга южным курсом прошла подводная лодка типа английской "D". В ответ на запрос командующий силами открытого моря сообщил, что о немецких подводных лодках сил открытого моря в этом районе не может быть речи.

При отсутствии каких-либо приказов военного штаба принц Генрих должен был решиться на немедленные действия, так как в случае реального прорыва его положение могло бы сильно ухудшиться. Потому в течение нескольких минут он решил прервать демонстрацию у Виндау и вернуться со всеми силами в западную часть Балтийского моря, чтобы первым достичь Померании. Приказ был отдан немедленно, уже в 00:26 25 сентября начальнику дивизии береговой охраны был передан радиосигнал: «Немедленно закрыть Лангеланд-Бельт".

В 1:25 "Gazelle" и "Amazone" получили приказ адмирала: "Предполагается развертывание на запад. Сбор около 6 часов утра у "Yorck" у подходного буя." 2-й дивизон тральщиков был немедленно отправлен ​​в Данциг, бросив бакены у Виндау и оставив позади конвой.

Первоначально пятая эскадра должна была продолжить идти на север малым ходом. Принц не хотел посылать её впереди своей эскадры на слишком большое расстояние, так как корабли со 100 пехотинцами каждый на борту были бы весьма неудобны в морском сражении. 5-й полуфлотилии ПЛО и 20-й полуфлотилии миноносцев (в Данциге) было приказано ускоренно идти к Свинемюнде, где они заняли выгодное положение на фланге предполагаемого противника, наступавшего на восток.

25 сентября в 6:00 силы были собраны у "Yorck", и главнокомандующий с IV эскадрой начал обратный марш на запад на 14 морских узлах, а отдельный адмирал со своими крейсерами и двумя флотилиями миноносцев обеспечил прикрытие от подводных лодок впереди и сбоку. В 6:10 адмирал Мишке доложил, что мины в Лангеланде выставлены, брешь закрыта и все силы, имевшиеся в Киле, собраны у южных выходов из проливов. Это известие показало гросс-адмиралу, что английский прорыв еще не произошел и что все оборонительные меры, которые он должен был принять в данных обстоятельствах, уже были приняты.

Поскольку опасности для сил в Балтийском море в ближайшие часы не было, 5-я эскадра получила приказ развернуться и самостоятельно на 12 узлах взять курс на Дуэ-Одде, южную оконечность Борнхольма.

25 сентября в 7:50 от начальника дивизии учебных крейсеров в Зунде на "Braunschweig" поступило следующее радиосообщение: "Капитан шведского парохода "Мальмё", 24 сентября в 21:30 заверил, что в то время в Копенгагене ничего не было известно о входе британских кораблей в пролив Зунд или Большой Бельт. Датские минные заграждения в Бельте были еще целы». В последующие часы это сообщение, которое впервые дало основание для иной оценки ситуации, было подтверждено. Штаб Адмиралтейства телеграфировал, что, согласно информации от датских официальных лиц, следует ожидать проникновения в Балтийское море английских подводных лодок, прежде всего через пролив Флинт, но более крупное английское предприятие в Балтийском море маловероятно. Все эти сообщения были прояснены докладом начальника дивизии береговой охраны в 14:35 о том, что авиационная разведка не обнаружила каких-либо сил противника в Большом поясе вплоть до Корсора. Это известие было подтверждено одновременным сообщением датского парохода в Зунде, вышедшего из Копенгагена утром 25 сентября и не видевшего и не слышавшего о присутствии английских войск в датских водах.

Таким образом, к полудню 25 сентября гросс-адмирал принц Генрих уже знал, что телеграмма Адмиралтейства была ложной тревогой, основанной на слухах. Тем не менее, он не отменил свой план вернуться в западную часть Балтийского моря и Киль, поскольку у него сложилось впечатление, что показательную высадку в Виндау, которую он изначально планировал на 25 сентября, лучше не проводить. Он сам убедился, что порт Виндау непригоден для высадки войск. Порт был заблокирован в устье реки сразу перед городом затонувшими русскими пароходами. По словам рыбаков, захваченных "D 6", молы гавани имели ширину около 2 м и высоту над водой по верхнему краю около 2 м. Таким образом, высадка даже небольшого количества войск на южном моле длиной около 1500 м должна была занять много времени, так как бок о бок по нему могли пройти только около трех человек. О северном причале для высадки десанта не могло быть и речи, так как глубины там были слишком малыми и он тоже не был оборудован. Поэтому высадка была делом серьезным. Потери при прохождении южного мола были неизбежны, как только русские разместили хотя бы несколько пулеметов в лесу к северу и югу от Виндау, а исходя из опыта миноносцев у Бакофена, этого следовало ожидать. Лес, особенно к северу от Виндау, был значительно ближе к побережью и к городу чем показывали морская карта и карта генерального штаба. Таким образом, условия для обороны побережья и срыва высадки десанта были для противника гораздо более благоприятными, чем предполагалось по картам. Кроме того, рейд Виндау был совершенно незащищен от ветров с северо-востока, запада и юга, так что даже при умеренных ветрах с этих направлений быстро высадить десант было бы невозможно, а по сезону в этих районах было нельзя рассчитывать на безветренную погоду.

Но помимо местных трудностей с высадкой войск в этом месте, гросс-адмирал также осознавал опасное положение отряда, высаженного на берег без последующего подкрепления войсками и полевой артиллерией. Принц Генрих был убежден, что даже если несколько рот пехоты временно высадятся, они подвергнутся серьезной опасности. Выполнение последнего перед уходом предложения штаба разрушить железную дорогу "как можно дальше вглубь страны" было совершенно исключено и свидетельствовало о полной недооценке обстоятельств. Поэтому главнокомандующий чувствовал себя обязанным срочно предостеречь военный штаб от реализации этого плана, так как считал совершенно непропорциональным риск даже самой малой десантной операции, предпринятой с недостаточными средствами и подготовкой. Когда гросс-адмирал сообщил, что операция против Виндау прекращена и что он приказал своим силам двигаться на запад, было только 5:07. В ночь на 25 сентября начальник Морского штаба в Главном штабе был уверен, что новости из Мальмё верны, и поэтому в первую очередь позаботился о том, чтобы почти все развертываемые силы с Северного моря как можно скорее прошли через пролив. Таким образом гросс-адмирал не встретил возражений от генштаба.

***

Принц Генрих с 4-й эскадрой направился в Аркону севернее Адлер-Грунда, 5-я эскадра туда-же южнее. 25 сентября в 5:25 утра поступило сообщение с самолета, что Большой Бельт свободен от вражеских сил, вселившее уверенность в то, что больше не существует опасности проникновения британских сил. Дальнейший марш в ночь с 25 на 26 сентября прошел без происшествий. 26 сентября в 4:53 от Адмиралтейства пришло известие, что шведский пароход, прибывший в Гетеборг, заметил пять английских броненосных крейсеров, каждый с подводной лодкой на буксире, направлявшихся к Скагерраку. Также на основании других сообщений было вполне возможно присутствие английских подводных лодок в Фельтене и Зунде.

В 18:00, как и планировалось, корабли достигли Арконы и пошли далее курсом на Киль. В 11:30 главнокомандующий отпустил "Augsburg" и "Amazone" в Свинемюнде. Откомандированный адмирал получил приказ как можно скорее продолжить учения в Данцигской бухте с 20-й полуфлотилией миноносцев и 5-й полуфлотилией подводных лодок. 26 сентября в 17 часов гросс-адмирал принц Генрих со своими силами прибыл в порт Киля. Там с кораблей V эскадры были высажены армейские части. Вторая дивизия тральщиков, четыре брандера и три заградителя в Данциге также получили приказ идти в Киль, поэтому в восточной Балтике остались только силы отряда адмирала Беринга. В подкрепление ему сразу после завершения боевой подготовки в Киле должны были быть отправлены в Данциг "Friedrich Carl", "Lübeck" и "U 26".

***

Бутафорская операция перед Виндау как таковая прошла успешно. Однако впечатление, оказанное на противника было небольшим и несоизмеримым с усилиями. Официальный русский телеграф сообщал из Петербурга 29 сентября: «В начале войны неприятельские корабли несколько раз появлялись у Виндау. 23 сентября в 16 часов 18 миноносцев и крейсер подошли совсем близко к берегу, и в то же время перед маяком Бакофен примерно в 18 верстах западнее Виндау был замечен немецкий миноносец противника, который спустил шлюпки, но они отступили с тяжелыми потерями из-за открытого по ним огня русской артиллерии. Затем миноносец обстрелял маяк и удалился. 24 сентября у Виндау появилось 38 немецких судов, в том числе 9 больших военных кораблей и 7 транспортных пароходов. Они ограничились несколькими перемещениями, а затем удалились в южном направлении. Миноносец захватил рыбацкую лодку и уничтожил ее после того, как взял на борт людей.» — В этом отчете нет указаний на подозрение о готовящейся высадке десанта. Насколько известно, операция не оказала никакого влияния на размещение российских войск. Но даже если операция у Виндау не показала никаких военных успехов, тем не менее она принесла ценные уроки и опыт по осуществлению десантных операций. Кроме того, вопрос об английском вторжении в Бельт, постоянно волновавший военный штаб и главнокомандующего Балтийскими силами, весьма ощутимо встал на первый план и вынудил принять соответствующие меры.

Главные силы (гросс-адмирал принц Генрих Прусский)
4-я эскадра линейных кораблей (вице-адмирал Шмидт)
5-я эскадра линейных кораблей (вице-адмирал Грапов)
крейсера
II флотилия миноносцев
II тральная дивизия (капитан-лейтенант Шёман)
D.6
 
Силы Балтийского моря (контр-адмирал Беринг)
крейсера
VI флотилия миноносцев
 
Конвой
Минные заградители (3 ед)
  ? 
  ? 
  ? 
Угольщики (5 ед)
   Hornburg   + ещё один 
Брандеры (4 ед)
  ? 
  ? 
  ? 
  ? 
+
Госпитальное судно (1 ед)
  ? 
 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922.


последнее обновление: 21.05.2022