ОглавлениеТранспорты → "Barawa", "Cutch" и "Harmonie"

  Транспорты  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Транспорты во время Арабского Восстания
(Transporter, Begleitschiff)

Германия, с 1888-1889 г. 3 ед. (зафрактованные грузо-пассажирские пароходы, 1884-1886)


Harmonie

*
Barawa
*
Cutch
*
Harmonie
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / год постройки в строю примечания
1 Barawa <Flensburger Schiffbau-Ges.>, Фленсбург, стр. № 80, 1885 г. 12.1888 почтовый п/х султана Занзибара, зафрахтован как тендер для Западно-Африканской эскадры, с 05.1889 в группе Виссмана, в 01.1892 возвращён владельцу
2 Cutch <James Brunner & Co.>, Галл, Британия, 1884 г. 21.02.1889 грузо-пассажирский п/х бомбейской компании "Abdoolabhöy & Lalljee", зафрахтован флотом как тендер для Восточно-Африканской эскадры, 1.08.1889 возвращён владельцу
3 Harmonie <Kon. Mij. de Schelde>, Флиссинген, Голландия, стр. № 49, 1886 г. 19.02.1889 п/х "Industrie II" кёльнской компании "Rhein-& Seeschiff- Ges.", куплен Виссманрм и переименован, 29.11.1890 продан парижской компании "Ehrenberg".
ТТХ
  Barawa Cutch Harmonie
Водоизмещение регистровое 330-352 брт 324 брт 335 брт
Размерения длина 42,7 м 54,9 м 45,56 м
ширина 6,7 м 7,0 м 7,54 м
осадка ? ? 1,52 м
высота борта ? 3,7 м 3,2 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 гребной винт 1 гребной винт 1 гребной винт
? 1 - 2-цилиндровая ПМ компаунд 1 - 2-цилиндровая ПМ компаунд 1 - 3-цилиндровая ПМ тройного расширения
? 1 ПК ? 2 ПК
мощность ? ? 175 л.с.
Ходовые данные скорость ? 12 уз. при 92 об/мин. ?
Экипаж ? ? 13 чел.
Дополнительные данные корпус ? 1-палубный железный 1-палубный
управление 1 руль 1 руль 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
нет данных, возможно - отсутствовало

 

В апреле 1888 года султан Занзибара Халифа ибн Саид подписал договор, согласно которому он уступил управление Танганьикой Германской Восточноафриканской компании (DOAG). С августа 1888 года компания пыталась взять под контроль прибрежные города Танганьики, что вызвало ожесточённое сопротивление со стороны арабских элит, опасавшихся отмены торговли рабами и слоновой костью, а также со стороны коренного населения. Попытки немецкого администратора в Пангани Эмиля фон Зелевски поднять флаг компании над городом привели к восстанию (в немецких источниках - "арабское восстание"), которое быстро распространилось на всё побережье от города Танга на севере до Линди и Микиндани на юге. Представители Германской Восточноафриканской компании были изгнаны или убиты везде, за исключением Багамойо и Дар-эс-Салама.

Для подавления бунта в августе 1888 правительство направило из Восточной Азии "постоянную крейсерскую эскадру" Карла Августа Дейнхарда из крейсеров "Leipzig", "Olga", "Carola", "Sophie", к которым присоединился стационер "Möwe". Совместно с английской эскадрой корабли установили военно-морскую блокаду побережья и проводили его обстрелы, а в декабре 1888 для высадки десантных групп и их снабжения Дейнхард арендовал у султана Занзибара пароход его почтовой линии "Barawa" (Барава или Брава, герм. Barawa, сомал. Baraawe, араб. مدينة ﺑﺮﺍﻭة - город и порт на юго-восточном побережье Сомали). Один пароход не справлялся, и 21 февраля 1889 года к нему присоединился грузо-пассажирский "Cutch", арендованный у бомбейской компании "Abdoolabhöy & Lalljee" (Кач, англ. Cutch или Kach - историческое государство в Индии на полуострове в пределах региона Гуджарат Бомбея, суровое скалистое место, родина лучших моряков в Индии). Корабль строился для перевозки людей при религиозных паломничествах, поэтому обладал высокой скоростью.

Не смотря на использование Восточноафриканской эскадры, DOAG не мог эффективно противостоять восставшим, поэтому в феврале 1889 правительство послало в Восточную Африку в качестве имперского комиссара известного исследователя Африки Германа фон Виссманна, выделив ему сумму в два миллиона марок на карательную экспедицию. С 21 немецких офицером и 40 унтер-офицерами они к апрелю 1889 собрали крупные силы, так называемую "группу Виссманна" из африканских наемников - зулу и суданцев. Для перевозки войск из одного прибрежного района в другой и для связи прибрежных районов друг с другом были приобретены пять судов - один пароход и 4 буксира.

Первыми судами, купленными Виссманном 19 февраля 1889, были буксир München и пароход кёльнской компании Rhein- & Seeschiff- Ges. "Industrie II" (построенный в 1886 г. для маннгеймской компании Bad. Schrauben DG.), который Виссманн переименовал в "Harmonie". В марте к ним присоединились буксиры Max и Vulkan, а уже после начала операций, в мае - ещё один буксир: Vesuv. Кроме того, в мае флот передал Виссманну свой транспорт "Barawa". Все корабли базировались в Занзибаре.

8 мая 1889 года группа атаковала укрепленный лагерь вождя повстанцев Бусири у Багамойо и в быстрой последовательности взяла Саадани, Пангани и Тангу. В декабре 1889 года был захвачен и казнён лидер повстанцев Абушири, но полное подавление восстания затянулось. Только в начале 1891 года Виссман доложил в Берлин, что восстание полностью подавлено.

Поручив операцию Виссманну, эскадра прекратила активность и 1 августа 1889 вернула владельцу оставшийся при крейсерах теперь уже не нужный транспорт "Cutch" владельцу. Вскоре, уже в 1890 его продали в Канаду, где в 1898 он был перестроен. 24 августа 1900 г. корабль выскочил на берег в проходе Стивенса на Аляске, но был снят и в 1901 году восстановлен для владельца из США под новым именем "Jessie Banning", а уже в 1902 году продан ВМФ Колумбии, где был вооружён ( 1х14-ф пушка, 8х6-ф пушек, 2 пулемёта Vickers-Maxim), вступил в строй флота под именем "Bogota" и с 4 другими вооружёнными пароходами до 1905 года служил у панамского побережья. Дальнейшая его судьба не известна.

Свой пароход "Harmonie" Виссман продал 29 ноября 1890 года парижской компании "Ehrenberg", где корабль был переименован в "Jeronymo Rebello", а с 1895 стал бразильским "Normandie". В 1913 году он ещё эксплуатировался, далее следы теряются.

Султановский "Barawa" Виссман вернул флоту, а когда в январе 1891 эскадра была распущена, судно возвратилось на почтовую линию Занзибара, где эксплуатировалось до 1909 года, когда было продано за границу. Далее его следы теряются, но в 1916 оно появляется в хрониках происжествий, как "Kilwa" лондонской компании Cowasjee, Dinshaw & Bros: 21 августа 1916 корабль вышел из Дурбана в Маю с грузом угля и пропал. Позже его обломки были индентифицированы у берегов Судана в Красном море, где он, по видимому разбился 24 августа.


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
 
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 27.10.2019

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1870-1903

"Industrie", буд. "Harmonie"

"Cutch"
Следующая страница - колониальный транспорт "Zehdenick"
Предыдущая страница - транспорты снабжения восточно-африканской эскадры в 1885 г.