Оглавление → Транспорты → "Barawa", "Cutch" и "Harmonie"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспорты во время Арабского Восстания (Transporter, Begleitschiff)
Германия, с 1888-1889 г. 3 ед. (зафрактованные грузо-пассажирские пароходы, 1884-1886) Harmonie
* Barawa * Cutch * Harmonie *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
В апреле 1888 года султан Занзибара Халифа ибн Саид подписал договор, согласно которому он уступил управление Танганьикой Германской Восточноафриканской компании (DOAG). С августа 1888 года компания пыталась взять под контроль прибрежные города Танганьики, что вызвало ожесточённое сопротивление со стороны арабских элит, опасавшихся отмены торговли рабами и слоновой костью, а также со стороны коренного населения. Попытки немецкого администратора в Пангани Эмиля фон Зелевски поднять флаг компании над городом привели к восстанию (в немецких источниках - "арабское восстание"), которое быстро распространилось на всё побережье от города Танга на севере до Линди и Микиндани на юге. Представители Германской Восточноафриканской компании были изгнаны или убиты везде, за исключением Багамойо и Дар-эс-Салама. Для подавления бунта в августе 1888 правительство направило из Восточной Азии "постоянную крейсерскую эскадру" Карла Августа Дейнхарда из крейсеров "Leipzig", "Olga", "Carola", "Sophie", к которым присоединился стационер "Möwe". Совместно с английской эскадрой корабли установили военно-морскую блокаду побережья и проводили его обстрелы, а в декабре 1888 для высадки десантных групп и их снабжения Дейнхард арендовал у султана Занзибара пароход его почтовой линии "Barawa" (Барава или Брава, герм. Barawa, сомал. Baraawe, араб. مدينة ﺑﺮﺍﻭة - город и порт на юго-восточном побережье Сомали). Один пароход не справлялся, и 21 февраля 1889 года к нему присоединился грузо-пассажирский "Cutch", арендованный у бомбейской компании "Abdoolabhöy & Lalljee" (Кач, англ. Cutch или Kach - историческое государство в Индии на полуострове в пределах региона Гуджарат Бомбея, суровое скалистое место, родина лучших моряков в Индии). Корабль строился для перевозки людей при религиозных паломничествах, поэтому обладал высокой скоростью. Не смотря на использование Восточноафриканской эскадры, DOAG не мог эффективно противостоять восставшим, поэтому в феврале 1889 правительство послало в Восточную Африку в качестве имперского комиссара известного исследователя Африки Германа фон Виссманна, выделив ему сумму в два миллиона марок на карательную экспедицию. С 21 немецких офицером и 40 унтер-офицерами они к апрелю 1889 собрали крупные силы, так называемую "группу Виссманна" из африканских наемников - зулу и суданцев. Для перевозки войск из одного прибрежного района в другой и для связи прибрежных районов друг с другом были приобретены пять судов - один пароход и 4 буксира. Первыми судами, купленными Виссманном 19 февраля 1889, были буксир München и пароход кёльнской компании Rhein- & Seeschiff- Ges. "Industrie II" (построенный в 1886 г. для маннгеймской компании Bad. Schrauben DG.), который Виссманн переименовал в "Harmonie". В марте к ним присоединились буксиры Max и Vulkan, а уже после начала операций, в мае - ещё один буксир: Vesuv. Кроме того, в мае флот передал Виссманну свой транспорт "Barawa". Все корабли базировались в Занзибаре. 8 мая 1889 года группа атаковала укрепленный лагерь вождя повстанцев Бусири у Багамойо и в быстрой последовательности взяла Саадани, Пангани и Тангу. В декабре 1889 года был захвачен и казнён лидер повстанцев Абушири, но полное подавление восстания затянулось. Только в начале 1891 года Виссман доложил в Берлин, что восстание полностью подавлено. Поручив операцию Виссманну, эскадра прекратила активность и 1 августа 1889 вернула владельцу оставшийся при крейсерах теперь уже не нужный транспорт "Cutch" владельцу. Вскоре, уже в 1890 его продали в Канаду, где в 1898 он был перестроен. 24 августа 1900 г. корабль выскочил на берег в проходе Стивенса на Аляске, но был снят и в 1901 году восстановлен для владельца из США под новым именем "Jessie Banning", а уже в 1902 году продан ВМФ Колумбии, где был вооружён (1х14-ф пушка, 8х6-ф пушек, 2 пулемёта Vickers-Maxim), вступил в строй флота под именем "Bogota" и с 4 другими вооружёнными пароходами до 1905 года служил у панамского побережья. Дальнейшая его судьба не известна. Свой пароход "Harmonie" Виссман продал 29 ноября 1890 года парижской компании "Ehrenberg", где корабль был переименован в "Jeronymo Rebello", а с 1895 стал бразильским "Normandie". В 1913 году он ещё эксплуатировался, далее следы теряются. Султановский "Barawa" Виссман вернул флоту, а когда в январе 1891 эскадра была распущена, судно возвратилось на почтовую линию Занзибара, где эксплуатировалось до 1909 года, когда было продано за границу. Далее его следы теряются, но в 1916 оно появляется в хрониках происжествий, как "Kilwa" лондонской компании Cowasjee, Dinshaw & Bros: 21 августа 1916 корабль вышел из Дурбана в Маю с грузом угля и пропал. Позже его обломки были индентифицированы у берегов Судана в Красном море, где он, по видимому разбился 24 августа.
|