Оглавление → Буксиры → Буксиры "München", "Max", "Vulkan" и "Vesuv"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспортные буксиры группы Висманна во время Арабского Восстания в восточной Африке (Schleppdampfer)
Германия, с 1889 г. 4 ед. (куплены у гражданских владельцев) * München * Max * Vulkan * Vesuv *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
В апреле 1888 года султан Занзибара Халифа ибн Саид подписал договор, согласно которому он уступил управление Танганьикой Германской Восточноафриканской компании (DOAG). С августа 1888 года компания пыталась взять под контроль прибрежные города Танганьики, что вызвало ожесточённое сопротивление со стороны арабских элит, опасавшихся отмены торговли рабами и слоновой костью, а также со стороны коренного населения. Попытки немецкого администратора в Пангани Эмиля фон Зелевски поднять флаг компании над городом привели к восстанию (в немецких источниках - "арабское восстание"), которое быстро распространилось на всё побережье от города Танга на севере до Линди и Микиндани на юге. Представители Германской Восточноафриканской компании были изгнаны или убиты везде, за исключением Багамойо и Дар-эс-Салама. Для подавления бунта в августе 1888 правительство направило из Восточной Азии "постоянную крейсерскую эскадру" Карла Августа Дейнхарда, но DOAG всё равно не могла эффективно противостоять восставшим, поэтому в феврале 1889 правительство послало в Восточную Африку в качестве имперского комиссара известного исследователя Африки Германа фон Виссманна, выделив ему сумму в два миллиона марок на карательную экспедицию. С 21 немецких офицером и 40 унтер-офицерами они к апрелю 1889 собрали крупные силы, так называемую "группу Виссманна" из африканских наемников - зулу и суданцев. Для перевозки войск из одного прибрежного района в другой и для связи прибрежных районов друг с другом были приобретены пять судов - один пароход и 4 буксира. При этом буксиры, по видимому, использовались в качестве транспортов. Первыми судами, купленными Виссманном 19 февраля 1889, были пароход "Industrie II" (который Виссманн переименовал в "Harmonie") и буксир "München". В марте к ним присоединились буксиры "Max" и "Vulkan", а уже после начала операций, в мае - ещё один буксир: "Vesuv". Кроме того, в мае флот передал Виссманну свой транспорт "Barawa". С 22 июня 1889 все корабли базировались в Занзибаре. Самый маленький буксир "München" был построен в 1876 году в Голландии под именем "Lohengrin", чуть более крупный "Max" строился в Росслау на Эльбе в 1884. Буксиры размерами побольше, "Vulkan" и "Vesuv", были построены в Гамбурге в 1873 и 1875 годах. Первый - для компании Stehr, второй - для Hamburg-Blankenese Pass. & Bugsier Ges. 11.04.1884 оба стали собственностью вновь образованной в Гамбурге фирмы Bugsir Ges. Vulcan, а затем принадлежали гамбургскому судовладельцу Францу Швальбе (Franz Schwalbe), который и продал их Виссманну. 8 мая 1889 года группа атаковала укрепленный лагерь вождя повстанцев Бусири у Багамойо и в быстрой последовательности взяла Саадани, Пангани и Тангу. Не обошлось без потерь - 13 июля 1889 "Vulkan" погиб со всем экипажем в крушении у Пангани. В замен администрация DOAG передала Виссманну свой буксир Jühlke. В декабре 1889 года был захвачен и казнён лидер повстанцев Абушири, но полное подавление восстания затянулось. Только в начале 1891 года Виссман доложил в Берлин, что восстание полностью подавлено. В январе 1891 группа Виссманна была распущена и буксиры уступлены компании "Deutsche Ostafrika Ges.", где эксплуатировались под торговым флагом до их списания в 1906 году.
|