ОглавлениеCоединения и операции флотаФлот Германии в 1-ой мировой войне → Противолодочный дозор в Балтийском море 18-20 октября 1914 г.

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Противолодочный дозор в Балтийском море 18-27 октября 1914 г.

 

 

Сообщения об появлении на Балтике британских подводных лодок, доложенные гросс-адмиралу Генриху Прусскому, не оставляли сомнений. В арсенале принца Генриха было не так много средств противодействия новой угрозе. Прежде всего, следовало лишить неприятеля объектов для атак, поэтому главнокомандующий запретил III и IV эскадрам линкоров выходить из Киля. Стремясь пресечь прорыв других вражеских субмарин, немцы усилили дозоры на их возможных путях. К южному выходу из Зунда направились крейсера Hansa, Hertha, Victoria Louise и Thetis в сопровождении миноносцев 4-й и 19-й полуфлотилий. 17-я полуфлотилия и четыре учебных миноносца образовали сторожевую линию в Фемарн-Бельте и вели ночные поиски подлодок в Мекленбургской бухте и у южного побережья Лоланна. Крейсеру Gazelle поручалось наблюдение за Лангеланн-Бельтом.

В ночь на 19 октября в Кильской бухте были потушены маяки, на следующий день сняли все навигационные знаки в западной части моря. К противолодочному патрулированию привлекались гидропланы и дирижабль PL-19. Нехитрый замысел немцев, не имевших никаких противолодочных средств, заключался в том, чтобы не давать лодкам всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей. Район патрулирования к 19 октября расширился до Борнхольма, поисковые силы усилились затребованной из Северного моря VIII флотилией миноносцев и прибывшим из Свинемюнде дивизионом тральщиков — мобилизованных рыболовецких судов. Главнокомандующий запросил адмирал-штаб о возможности минирования подходов к Зунду, но получил отрицательный ответ — в Берлине посчитали более актуальной проблемой сохранение торгового судоходства в проливной зоне.

Утром 19 октября миноносцы 17-й полуфлотилии V 27 и S 31 усмотрели южнее линии Гедсер — Дарсерорт сначала рубку, а затем перископ и даже след торпеды. В эту ночь прорвалась на Балтику «Е-9». Ее обнаружил и безуспешно пытался преследовать дозорный германский миноносец, но торпед она не выпускала.

20 октября германские дозорные корабли обнаружили в проливе ещё одну лодку, «Е-11» и, по сообщениям британцев, пытались её таранить. Командир лодки счел за благо вернуться. 21 октября «Е-11» сделала еще одну попытку прорваться в Балтику, но дозорные немецкие миноносцы были начеку и снова обнаружили лодку. Командир «Е-11» оставил свои намерения и вернулся в базу.

Намереваясь отрезать лодкам выход из Кильской бухты, принц Генрих Прусский по согласованию с командиром дивизии обороны побережья контр-адмиралом Мишке принял решение выставить в проливе Фемарн-Бельт сетевое заграждение. Для этой цели пришлось использовать сети, предназначенные для ловли сельди, так как ничего более подходящего в портах не оказалось! Командование дивизии заказало «Рыболовецкой акционерной компании в Глюкштадте» 1200 полотнищ размером 30x15 м; и с 23 по 27 октября два причисленных к дивизии рыболовецких парохода поставили двухрядное заграждение, израсходовав в общей сложности 36 км сетей. Как полагало немецкое командование, прорывающаяся подводная лодка запутается в сети винтами, а всплывшие на поверхность обрывки сети выдадут ее расположение. Тут должны были подоспеть дежурившие у сети вооруженные рыболовные суда и добить «пирата». Несмотря на свою грандиозность, это заграждение оказалось совершенно непригодным: уже 29 октября шторм загнал выставленные сети в Кильскую бухту, часть их зацепилась за Фемарн-Бельтские баканы, создав серьезные затруднения для судоходства. В дальнейшем больше не пытались экспериментировать подобным образом.

Когда главнокомандующий получил известие, что подводная лодка U 27 потопила в Северном море британскую «Е-З», 21 октября он отозвал из моря все миноносцы, возложив наблюдение за подходами к Кильской бухте на имеющиеся в распоряжении подводные лодки U A, U 1, U 3, U 4 и U 32, но они, пробыв на позициях целую неделю, ничего не обнаружили и 27 октября были отозваны в Киль.

Дозор у южного выхода из Зунда
Hansa
Hertha
Victoria Louise
4-я и 19-я полуфлотилии миноносцев
Дозор в Фемарн-Бельте
17-я полуфлотилия и четыре учебных миноносца, в т.ч.
Дозор у Лангеланн-Бельта
Добавлены позже
8-я флотилия миноносцев
дивизион тральщиков Свинемюнде

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Козлов Д. - Британские субмарины на Балтике // журнал "Флотомастер".-2001.-№5.


последнее обновление: 03.02.2021