ОглавлениеCоединения и операции флотаФлот Германии в 1-ой мировой войне → Операция в Балтийском море 9-13 августа 1914 г.

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Операция в Балтийском море 9-13 августа 1914 г.
контр-адмирал Мишке

 

 

9-13 августа 1914 года германские крейсера и эсминцы совершили вылазку к Моонзундским островам, обстреляв маяки Бенгтшер и Ристна, а также русские пограничные посты у Паланги.

Поскольку не было точной информации о вооруженных силах противника, адмирал Мишке намеревался, насколько это возможно, провести разведку боем и в то же время вызвать обеспокоенность показом немецкого флага на различных участках побережья России. Он не планировал обстреливать порты на побережье, а выбрал в качестве целей маяк и прибрежную сигнальную станцию ​​Дагерорт на острове Дагё и маяк на острове Бенгтшер у северного входа в Финский залив. Помимо российского побережья, флаг также должен быть показан на шведском побережье, чтобы появлением в этих точках подчеркнуть контроль немецких военно-морских сил над морской акваторией. Адмирал не собирался в этом предприятии использовать мины.

9 августа в 8 часов утра крейсер «Augsburg» с контр-адмиралом Мишке и миноносцы «V.186» (командир капитан-лейтнант Эрхардт) и «V.26», (командир корветтен-капитан Виллеке) покинули Киль и направились к югу от Борнхольма, чтобы встретить там вышедшие из Свинемюнде крейсер «Magdeburg» и миноносец «V.25» (командир корветтен-капитан Витинг). Место встречи было достигнуто 10 августа в 7 часов утра, а после встречи на «Augsburg», где адмирал объяснил свои намерения по выполнению обязательства, в 9 часов утра корабли на скорости 13 узлов двинулись к Финскому заливу к югу от Борнхольма и Готланда, во избежание риска мин держась не глубине более 100 м.

Поход до высоты северной оконечности Готланда шёл без происшествий 10 августа с 06:00 до 18:00, когда корабли подошли к точке в 30 морских милях к западу от Дагерорта, которого нужно было достичь на следующее утро. С рассветом адмирал намеревался бомбить там сигнальную станцию ​​и маяк.

Миноносцы были на ночь размещены на разведывательном рубеже на расстоянии 3 морских миль по правому борту «Augsburg». Адмирал приказал им в случае встречи разведывательных сил противника не атаковать их, а только держать визуальный контакт. Подход к берегу Даго предполагался в период с часу ночи до рассвета. Миноносцы "V.25" и "V.26" предполагалось использовать в качестве тральщиков перед крейсером, а другой крейсер должен был отойти на северо-запад, чтобы нести ночную вахту с особым внимание к подводным лодкам противника. Предполагалось, что вражеские силы находились поблизости.

Море было спокойным, почти безветренным, с лунным светом и хорошей видимостью. В 10:40 вечера, когда отряд находился на линии Дагерорт - Готска Сандё, «Magdeburg» сообщил по радио: «показались миноносцы противника». Незадолго до этого «Augsburg» якобы заметил по правому борту на северо-западе два слабых света прожектора на большом расстоянии. Командир «Аугсбург» повернул на сближение, но прожекторы, видимо, погасли и корабли противника не были обнаружены. На «Augsburg» не были уверены, был ли этот свет от прожекторов вообще.

Утром «Magdeburg» сделал следующий отчет о своих наблюдениях, чтобы объяснить вышеупомянутый сигнал: «В 10:30 начальник военной вахты подумал, что он увидел впереди по правому борту луч света. Радиообмен противника в 10:33 стал очень громким. 10:34 вечера был обнаружен затемнённый корабль, был встревожен и сообщил на "Аугсбург".» Стало очевидно, что это могли быть один или два миноносца. Сигналы, по-видимому, подавались большой лампой кодом Морзе. «Magdeburg» свернул и остановился. Можно было заметить, что неизвестный корабль тоже повернул. Пока его было видно с борта, успели заметить, что он был четырех-трубный. В тот же момент корабль скрылся в собственном дыме. «Magdeburg» полным ходом двинулся по курсу NNO1/2O, чтобы выйти из наветренной позиции, а затем повернул обратно на предварительный курс SSW1/2W на скорости 20 узлов. В ответ на сообщение о том, что якобы были замечены прожектора, адмирал Мишке немедленно приказал изменить курс на SSW1/2W и повернуть на юг. В качестве причины своего решения избежать боя адмирал Мишке объясняет в своем военном дневнике: "Можно было предположить, что на линии Дагерорт-Готска-Сандо была проложена линия вражеского патруля. Поскольку Рижский залив со свободным проходом к северу от Лиферорта находился в тылу «Augsburg» и «Magdeburg», ни в коем случае нельзя было продолжать продвижение дальше на север, не будучи уверенным в намерениях и присутствии вражеских миноносцев и, возможно, других вооруженных сил.

"Неизвестным кораблём" был русский эсминец "Новик":

9 августа 1914 года, около 23 часов, находясь на параллели маяка Дагерорт, эскадренный миноносец «Новик» неожиданно обнаружил германские крейсера «Магдебург» и «Аугсбург». Крейсера под флагом контр-адмирала Мишке в сопровождении трёх эскадренных миноносцев совершали демонстративный поход в северную часть Балтийского моря.

Встреча с «Новиком» заставила Мишке отвернуть и нарушила первоначальный замысел немцев, для которых появление русского корабля было полной неожиданностью. Однако и «Новик» из-за неисправности радиотелеграфа не смог подробно донести о противнике, ограничившись сигналом «вижу неприятеля». Это не позволило русскому командованию использовать шанс для перехвата германских крейсеров.

 

До рассвета держался курс N1/2O, затем направились к побережью Готланда, чтобы определить точное положение, а оттуда на 17 узлах по курсу предполагаемой линии патруля противника. В 1.30 утра 11 августа соединение снова развернулось, взяв курс на маяк Фарё в 2.30 утра направилось на N1/2O, чтобы найти линию подозреваемых вражеских патрулей. Однако, в время поиска в районе между Готска-Сандё и Дагё на рассвете 11 августа не было обнаружено никаких признаков предполагаемой линии патруля противника. Учитывая условия видимости, преобладающие в это время года, неожиданность была маловероятной, и атакованные российские патрули могли вовремя отойти в Финский залив.

В это время запасы мазута немецких миноносцев были уже настолько исчерпаны, что они не могли продолжать операцию, и их пришлось отправить обратно в Данциг. После пополнения запасов они должны были до возвращения крейсеров обеспечивать защиту побережья от Мемеля до Хелы. Ранний отказ от миноносцев означал для командира значительное ослабление и нанесение ущерба всей операции. Траление мин было невозможно, а крейсера не имели сопровождения, которое могло бы снять экипаж в случае попадания на мину или или атаки подводной лодки. Тем не менее желание выполнить поставленную задачу заставило командира продолжить операцию без прикрытия.

Обыскав район предполагаемой линии патруля, Мишке, изменив свои прежние намерения, направился к вышке маяка на острове Бенгтшер. 11 августа в 11:32 утра «Augsburg» и «Magdeburg» произвели непродолжительный обстрел маяка. На фото маяк Бенгтшер.

Затем крейсера взяли курс на запад к побережью Швеции недалеко от Стокгольма. На пути движения транспорта не наблюдалось. В 5.25 утра был пройден плавучий маяк Альмагрундет, оттуда на 17 узлах направились на юг до Ландсорта, южного входа в Стокгольмский архипелаг, идя на расстоянии 5 морских миль от побережья Швеции, чтобы показать в этом районе немецкий флаг. И здесь судоходство было полностью остановлено: под шведским побережьем были замечены только два парусных судна - единственные два торговых судна, с которыми встретилось соединение за время своего трехдневного плавания. Судя по всему, движение с Россией уже происходило в пределах фарватера архипелага и шведской границы и пересекало узкий Ботнический залив только ночью.

11 августа в 8:00 утра «Augsburg» и «Magdeburg» направились из Ландсорта к северной оконечности Дагё, где 12 августа в 16:00 «Magdeburg» выполнил короткий обстрел маяка Дагерорт и близлежащей сигнальной станции на мысе Ристна, а «Augsburg» тем временем патрулировал к северо-западу. Если не считать возросшего радиообмена нескольких российских радиостанций, в тот день россияне никак не проявились.

После бомбардировки адмирал Мишке в течение дня шёл обратно к шведскому побережью, а затем к западу от Готланда, мимо Висби и вдоль восточного побережья Эланда до Мемеля, где 13 августа в 10 часов утра к крейсерам снова присоединились миноносцы. На обратном пути они остановили для досмотра шведский и норвежский пароходы, но в остальном ничего не произошло. В Мемеле адмиралу была поставлена ​​задача для предотвращения волнений в городе обстрелять российские сторожевые посты на российско-германской границе. Немецкая пограничная охрана тут была плохо укомплектована, и поэтому русские войска в последние несколько дней неоднократно выступали в направлении города. Контр-адмирал Мишке направил два крейсера вдоль побережья к северу от границы и в 1.50 утра «Augsburg» открыл огонь по вражеским пограничникам и казармам на территории России к северу от Ниммерсатт возле Полангена. Затем, в 8 часов утра корабли направились на базу в Нойфарвассер, куда прибыли 15 августа в 5 часов утра и занялись бункеровкой и пополнением припасов, экипажи получили увольнения в порту.

оперативная группа




 

Четырехдневная операция начальника дивизии береговой обороны не принесла ожидаемой ясности в отношении врага, поскольку противник в этот раз был абсолютно сдержан. Предполагаемая русская линия охраны между Готска-Сандё и Дагё не была подтверждена. Наблюдение «Magdeburg» в ночь с 10 на 11 августа было случайной встречей с патрулирующими российскими миноносцами - в противном случае на следующее утро был бы обнаружен более крупный разведывательный рубеж.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922.
Больных А.Г. Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок. — М.: АСТ, 2002.


последнее обновление: 25.02.2021