|
После ухода IV эскадры 10 сентября у главнокомандующего в Балтийском море почти не было готовых к употреблению кораблей. Отдельные адмиральские крейсера и миноносцы, находившиеся в строю с начала войны, после шести недель непрерывной эксплуатации нуждались в срочном ремонте и чистке котлов. Поэтому контр-адмирал Беринг получил приказ дать подчиненным кораблям и миноносцам отдых в течение нескольких дней после их прибытия в Данциг и тщательно отремонтировать корабли. В середине сентября гросс-адмирал принц Генрих предполагал, что русские, под впечатлением от его последней авантюры, в ближайшие дни определенно не предпримут никаких наступлений так далеко на юг, как они это сделали 1 и 2 сентября, поэтому он также приказал, чтобы охрана линии Швеция-Готланд-Курляндия старыми легкими крейсерами была на время прекращена и возобновлена только после прибытия в Данциг большого крейсера "Friedrich Carl". До тех пор контр-адмирал Беринг должен был ограничиться защитой Данцигского залива и побережья до Мемеля, используя время в учебных целях.
В первой половине сентября войска главнокомандующего получили небольшое подкрепление. Вместо переведенных в Северное море "V 186" и "V 26" за Балтийскими силами были закреплены пять миноносцев серии "G 132-136". Кроме того, старые миноносцы "T 91", "T 93" и "T 94" были заменены на "S 120", "S 123" и "S 125". Более мощные "G 132", "G 133", "G 135" и "G 136" объединили в 20-ю полуфлотилию, командиром был назначен капитан-лейтенант Эрхардт в подчинении отдельного адмирала в Данциге. Остальные миноносцы были переданы начальнику дивизии береговой охраны для сторожевой службы в западной части Балтийского моря в составе 19-й полуфлотилии под командованием лейтенанта графа фон дер Рекке -Фольмерштайна.
Предыдущая просьба гросс-адмирала о выделении двух новых подводных лодок была первоначально отклонена военным министерством, но позднее начальник адмиралтейства повелел, чтобы три старые подводные лодки из состава Сил открытого моря были постоянно закреплены за командующим Балтийским морем. Основная цель состояла в том, чтобы в будущем избежать постоянного нарушения планов и намерений Главнокомандующего открытого моря путем отправки частей в Балтийское море. Лодки "U 23", "U 25" и "U 26", из-за большого расхода охлаждающей воды менее пригодные для дальних операций в Северном море, были приписаны к Балтийскому морю и от них с миноносцем "D 10" в качестве лидера была сформирована 5-я подводная полуфлотилия под командованием капитана лейтенанта Адама (Adam), приписанная к отдельному адмиралу в Данциге. Для учебных целей на Балтийскую станцию были возвращены корабли школы подводных лодок "Vulcan", "T 27" и "U 1". Данцигской верфи было приказано держать постоянный запас 450 тонн мазута. Верфью для более крупного ремонта лодок оставалась Germaniawerft в Киле. О военном применении этих лодок, укомплектованных новыми командирами, можно было говорить только после завершения короткого периода обучения, которое адмирал должен был провести в Данцигской бухте.
Контр-адмирал Беринг ожидал дальнейшего подкрепления за счет назначения большого крейсера "Friedrich Carl". Старый броненосный крейсер, который до сих пор использовался в качестве торпедного испытательного корабля, должен был сначала пройти боевую подготовку в Кильском заливе и затем в конце сентября отправиться в Данциг. Из малых крейсеров в восточную Балтику направлялись по-прежнему "Augsburg" и "Amazone", и как дополнение рассматривался только имевший достаточную скорость "Lübeck".
В этот момент времени, когда наличных кораблей главнокомандующего Балтийскими силами было особенно мало, армия внезапно поставила перед гросс-адмиралом новую задачу. 12 сентября 11:00 он получил от начальника адмиралтейства в Ставке приказ: «1-я русская армия отступает на север через Мемель. Чрезвычайно важно сорвать отступление русских из Мемеля и Куршского залива и поддержать армию, разрушив мосты через реку Мемель за Тильзитом. Таким же образом поддержите переброску данцигских войск в Мемель лодочными средствами и авиацией из Путцига. Адмирал». У гросс-адмирала принца Генриха не было вооруженных сил для этой задачи в Киле. Только "U 23" и "U 25" уже прибывшие из Северного моря, были немедленно отправлены в Данциг. В остальном контр-адмирал Беринг должен был принять соответствующие меры на месте в зависимости от ситуации.
Получив приказ гросс-адмирала, штабной офицер тщетно пытался связаться по телефону с верховным командованием Восточной армии. Заместитель генерального командования в Данциге также не смог предоставить никакой информации о том, какая именно нужна морская поддержка наступающих войск. Контр-адмирал Беринг в тот же вечер 12 сентября отправил приказ "Amazone" и "S 124" идти в море к Мемелю. Капитан-лейтенант Хорн должен был узнать о положении там и немедленно доложить по радиотелеграмме. В экстренной ситуации для поддержки можно было рассмотреть "V 26" после завершения ремонта, "Undine" и "Augsburg" могли быть готовы к выходу 15 сентября. Наконец, в 16 часов 12 сентября капитан-лейтенант Герке смог связаться с высшим командованием армии в Инсбруке. Он поделился уже принятыми мерами и попросил сообщить пожелания. На данный момент у генерала фон Гинденбурга не было приказов военно-морским силам, дислоцированным в Мемеле. Предполагаемая разведкоа авиацией с военно-морской базы Путциг оказалась невозможной, так как у Путцига в настоящее время не было готовых к использованию самолетов. К таму-же уже прибыла немецкая кавалерия, а провинция севернее Тильзита была освобождена от врага, так что Мемелю больше ничего не угрожало. В полдень от армейского главнокомандования отрядному адмиралу поступил телефонный звонок: «По реке Неман ходят неприятельские корабли разных размеров и количества. Все меры против этого возлагаются на капитана-лейтенанта Герке». Затем "Amazone" получила приказ от контр-адмирала Беринга: «Если возможно, действуйте катерами или шлюпками против русских судов на реке Неман».
Впервые на Балтике флот работал вместе с армией. Из действий на реке Неман ничего не вышло, так как капитан-лейтенант Горн после консультации с командиром батальона ополчения Мемеля капитаном Краузе счел вмешательство катеров бесполезным. С другой стороны, командующий ополчением ожидал прибытия в Мемель разрозненных русских отрядов и в случае необходимости просил поддержки морского десанта численностью в два пулемета и 30 человек, который был готов к немедленной высадке с "Amazone".
Тем временем контр-адмирал Беринг прилагал все усилия, чтобы выделить дополнительные средства. 14 сентября он решил немедленно отправить в Мемель подводную лодку "U 23" лейтенанта Эрвина Вейсбаха, которая накануне вечером прибыла в Данциг. Подлодку можно было успешно использовать против нападавших с моря. До сих пор лейтенант-коммандер Хорн защищался от нападения с моря тем, что разместил "S 124" в качестве наблюдательного пункта в 15 морских милях по траверзу Паппензее. Противника не было видно, лишь один раз, 14 сентября, в 5:40 минут утра, миноносец сообщил об обнаружении пяти русских миноносцев, направлявшихся на юг. "Amazone" немедленно покинула гавань. Миноносец двинулся навстречу "противнику", но около 8 утра было установлено, что тревога оказалась ложной, ошибка была вызвана миражом.
Для усиления десанта с "Amazone", "V 25" получил приказ доставить к Мемелю вечером 14 сентября десантную группу ещё не готового к выходу крейсера "Undine" в составе 22 человек и трех пулеметов, а заодно сопровождать туда "U 23". Тем временем по просьбе командующего ополчением в 6 часов утра десантный корпус "Amazone" был высажен в Мемеле для использования в ночное время. "Amazone" и "S 124" в ночь с 14 на 15 сентября находились в море примерно в 25 морских милях от берега и на рассвете вошли в Мемель, чтобы принять на борт десантный корпус.
15 сентября "Augsburg" закончил очистку котлов и, согласно приказу командующего Балтийским морем, должен был до конца месяца ограничиться береговой охраной и одновременно повышать боевую подготовку подчиненных вооруженных сил, "D 10" и "U 25" 16 сентября прибыли в Нойфарвассер, так что теперь можно было основательно приступить к подготовке подводных лодок.
Контр-адмирал Беринг решил использовать затишье, чтобы повысить уровень боевой подготовки и потому решил вывести силы, дислоцированные в Мемеле. В 18:00 15 сентября он покинул Данциг на "Augsburg", чтобы проверить линию Риксхёфт-Брюстерорт, на следующее утро посетил Пиллау, и после после непродолжительного пребывания в море направился ы Мемель. На пути он встретил "V 25". Лейтенант-коммандер Витинг доложил, что "U 23" еще не вышла из Мемеля из-за свежей погоды и небольшой аварии двигателя, и что "Amazone" находится в море у Мемеля. В то же время он сообщил, что командующий ополчением в Мемеле планирует 17 сентября наступление в направлении Ниммерзатт-Поланген и что, если возможно, он хотел бы поддержки морского десантного корпуса пулеметами. Контр-адмирал Беринг решил сам отправиться с флагманом в Мемель, подобрать "U 23" и заодно посоветоваться с командующим ополчением. Между ними было условлено, что когда позволят условия и учения, в Мемель будет направлен десантный корпус и крейсерские пулеметы. 16 сентября 8 часов утра контр-адмирал Беринг покинул Мемель с "Augsburg" и "U 23" и 17 сентября в 6 часов утра в Путцигер Вик с "Amazone" начал учения по торпедным стрельбам.
оперативная группа отдельного адмирала Балтийского моря (контр-адмирал Беринг) |
|
+ |
|
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922. |
последнее обновление: 18.05.2022
|