ОглавлениеCоединения и операции флотаФлот Германии в 1-ой мировой войне → Попытка выхода в Хоофден 30 октября 1918 г. и восстание на флоте

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Попытка выхода в Хоофден 30 октября 1918 г. и восстание на флоте

 

 

Прославленный командующий адмирал Шеера возглавил Адмирал-штаб, и его последней оперативной разработкой стал план окончательного генерального сражения противостоящих друг другу пятый год огромных масс британских и германских дредноутов. План этот, будучи проработанным со всей немецкой тщательностью, в основе своей оставался одной огромной авантюрой. Германский тыл разваливался на глазах, неограниченная подводная война не внесла перелома в ход борьбы на море и не смогла сбросить британскую удавку с горла задыхающейся в блокаде германской экономики.

Отчаянный план Адмирал-штаба был согласован с новым командующим Флотом Открытого моря, заступившим на место Шеера — его правой рукой во всех прежних походах адмиралом Францем Хиппером, внесшим в основной замысел много новых деталей. Согласно главной идее кайзеровских адмиралов, предполагалось использовать активность морских сил союзников у фландрского побережья, где германские легкие крейсера и эсминцы должны были нанести удар по транспортам и боевым кораблям их прикрытия, а параллельно по десяткам транспортов с вооружением и другими военными грузами для войск союзников, скопившихся в устье Темзы. "Karlsruhe", "Nürnberg" и "Graudenz" должны были бомбардировать цели во Фландрии, в то время как "Cöln", "Dresden", "Pillau" и "Königsberg" - напасть на торговые суда в устье Темзы, чтобы выманить британский флот и дать ему генеральное сражение. Тяжёлые корабли выделялись для прикрытия этой операции — линкоры у берегов Фландрии, а линейные крейсера — в устье Темзы. Эти главные силы, как и в августе 1916 г., выставлялись в качестве приманки для Гранд-Флита, который на своем пути к месту боя с немцами должен был наткнуться на поставленные накануне IV Разведывательной группой плотные минные поля, а затем подвергнуться сосредоточенным атакам десятков подводных лодок.

Но и дредноутам Флота Открытого моря германскими стратегами была уготована отнюдь не пассивная роль — вне зависимости от действия мин и подводных лодок они должны были пойти "в последний, решительный бой" с англичанами и сражаться до победного конца или, что было гораздо более вероятным, до их славной погибели. Местом действия этой новой огромной драмы должны были стать воды южной части Северного моря. 27 октября 1918 г. Шеер подписал все распоряжения, и к 30 октября корабли собрались на рейде Вильгельмсхафена.

Однако жертвенный характер этого плана, уместный в 1914 г. и даже в 1916 г., совершенно не учитывал обстановки осени 1918 г., когда в среде матросов, бывших ещё совсем недавно опорой империи и германского духа, господствовали совершенно иные настроения. Сбор главных сил был назначен на рейде Яде. Истинная цель операции скрывалась, а в качестве предлога, как обычно, выдвигалась необходимость проведения больших манёвров, назначенных на следующий день. Но огромное скопление кораблей вызвало беспокойство команд и вылилось в ряде случаев в открытое неподчинение. Более того, неповиновение командирам высказывалось на лучшей части германских тяжелых кораблей — линкорах III эскадры. На "König", "Bayern", "Markgraf" и "Kronprinz Wilhelm" матросы толпами собирались на баке, выкрикивали антивоенные лозунги и громко требовали мира.

В общем, проигрыш войны уже ясно чувствовался всеми — от кайзера Вильгельма до разнорабочего на верфи, полночи вынужденного простаивать в очередях на получение эрзац-жиров и ничтожной порции хлеба с отрубями. Понимали это и германские адмиралы, планировавшие последний поход Флота Открытого моря против более чем вдвое сильнейшего англо-американского флота. Но кайзеровские морские стратеги хотели использовать перспективу страшных потерь, которые неминуемо должны были понести союзники в жестоком отчаянном сражении с великолепным германским противником, для торговли за смягчение условий перемирия, неотвратимость которого уже висела в воздухе.

Однако матросы бронированных колоссов кайзеровского флота рассуждали иначе. По мнению подпольного "Союза моряков" самоубийственное сражение с линейными эскадрами англо-американцев в канун "мировой коммуны" было способно расстроить мирные переговоры и уничтожить несколько десятков тысяч матросов — лучшую часть будущих "бойцов революции". Так или иначе, но немецкие матросы единодушно не хотели отдавать свои жизни в последнем морском сражении уже проигранной войны. Утром 27 октября, за день операции, приблизительно 45 членов машинной команды "Straßburg" дезертировали и высадились в Вильгельмсхафен. Вскоре они были окружены и возвращены на корабль, после чего IV разведгруппа перешла в Куксхафен. Здесь матросы всех шести крейсеров отказались работать в протесте против войны и в поддержку перемирия, предложенного принцем Максимилианом.

В 10 час. вечера 29 октября, за два часа до запланированного выхода в море, вахтенный офицер "Baden", на котором в этот момент командующий Флотом Открытого моря Хиппер проводил последнее совещание перед походом, доложил ему об отказе III линейной эскадры выполнять приказания. К тому же едва ли не самую большую опасность для планов командования таили и настроения в кубриках самого "Baden", матросы которого волновались и угрожали, что сверхдредноут, этот бронированный плавающий командный пункт германской армады, в море не выйдет. В полночь, на которую было назначено выступление, поступил новый доклад — о бунте команд на линкорах.

Начиная с ночи 29 октября начались отказы экипажа "Thuringen" от несения службы, вскоре к ним присоединилась команда "Helgoland", который стоял непосредственно за "Thuringen" в гавани. 30 октября началось пассивное уклонение от несения службы и на "Friedrich der Große", Хиппер был вынужден отложить выход в море на сутки. Однако и на следующий день порядок на дредноутах не был водворён. 31 октября на "Friedrich der Große" матросы и кочегары отказались грузить уголь, повторив то же самое 1 ноября. Сообщалось, что было также неповиновение среди небольшой группы людей на борту "Von der Tann".

Утром 31 октября командир 1-й эскадры послал шлюпки на "Helgoland" и "Thuringen", чтобы снять офицеров, которых оставили невредимыми. Затем он предупредил мятежные команды, что если они не сдадутся, то оба корабля будут торпедированы. Мятежный "Thuringen" был взят в клещи двумя эсминцами ("B.110" и "B.112") с расчехлёнными аппаратами и подводной лодкой "U-135", подошедшей на дистанцию торпедного залпа. И хотя "Helgoland" сделал попытку прийти на помощь собрату, наведя свои 150-мм орудия на эсминцы и лодку, противостояние для восставших матросов кончилось неудачей — высадившиеся на борт "Thuringen" две сотни морских пехотинцев загнали восставших на бак, где те капитулировали по прошествии двух минут после предупреждения о том, что по ним будет открыт огонь. Спустя несколько минут сдались и восставшие на "Helgoland". В общей сложности были арестованы 314 моряков и 124 кочегара, доставлены на берег и брошены в тюрьму.

Восстание стало распространяется на берегу; 3 ноября, предположительно 20000 моряков, доковых рабочих и гражданских лиц устроили бои в Киле с требованием освободить заключённых бунтовщиков. 5 ноября красный флаг Социалистов поднялся над каждым крупным кораблём в Вильгельмсхафене. На следующий день совет моряков овладел базой.

Опасаясь распространения восстания на другие корабли, Хиппер отдал приказ рассредоточить их на несколько дней по разным базам. III эскадра была отправлена каналом Кайзера Вильгельма в Киль. Здесь 3 ноября около 500 матросов с них собрались в одном из парков, где в результате речей социалистов вся наэлектризованная толпа, выросшая после присоединения портовых рабочих и прочих сочувствующих до 20 тысяч человек, отправилась с песнями к городской тюрьме освобождать политзаключенных. Там произошла стычка с патрулём, появились убитые и раненые. Ночью восставшие вооружились на кораблях и в арсеналах, а 4-го весь город был уже в их руках. Поезд, везущий бунтовщиков с "Helgoland" и "Thuringen", был остановлен в Куксхафене, где они все были освобождены. Началась цепная реакция восстания, линкоры III эскадры один за другим (исключая "König") спускали флаги с императорским черным орлом, а их место занимали красные флаги революции. К вечеру 6 ноября все базы флота были уже в руках восставших. 9 ноября отрёкся кайзер, пало правительство, а 11-го утром новый кабинет правых социал-демократов принял условия союзников и подписал соглашение о перемирии...

 

флагман флота (вице-адмирал Шеер)
 
III-я линейная эскадра
 
IV-я линейная эскадра
 
I-я линейная эскадра
 
I-я группа разведывательных кораблей
 
II-я группа разведывательных кораблей
 
IV-я группа разведывательных кораблей
 
+ большинство миноносцев, в т. ч. II-я флотилия
 
+ тральщики, подводные лодки и др.
 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
по материалам этого сайта