23-25 апреля 1918 г. состоялся последний дальний боевой поход флота Открытого моря. В составе оперативного соединения находились 1-я и 2-я группы разведывательных кораблей, I-я, III-я и IV-й линейные эскадры. Выход в северную часть Северного моря производился с целью выйти на маршрут конвоев Фёрт-о-Форт (Великобритания) — Берген (Норвегия) для их перехвата и разгрома.
Попытка разгромить следовавший в Норвегию английский конвой и потопить транспорты оказалась неудачной. Во время похода в 6.10 на "Moltke" произошла тяжёлая авария турбинной установки, наиболее серьёзная за всю войну, и поход пришлось прервать.
23 апреля в 5.00 линейные крейсера покинули рейд Шиллиг, однако, из-за тумана видимость варьировалась между 200 м и 3 милями, поэтому в 11.37 флот был вынужден стать на якорь. В 12.05 они снялись с якоря и за тральщиками продолжили путь на запад по маршруту "300". Часто встречались дрейфующие мины. Ночью был яркий лунный свет с хорошей видимостью, и в 23.00 соединение вышло из заминированного британцами района. Утро 24 апреля принесло легкий северо-восточный бриз и хорошую видимость, до 30-40 миль. Рано утром следующего дня, когда оперативное соединение находилось в 60 милях севернее о. Гросс, в 6.40 на "Moltke" произошла серьёзная авария турбины и он потерял ход. Тем не менее, сперва операция была продолжена, но в 9.00 1-я разведгруппа была вынуждена изменить курс, чтобы вернутся к повреждённому крейсеру и в 10.25 прибыла к нему. Двадцать пять минут спустя появились главные силы флота, и разведгруппа смогла продолжить выполнять свою задачу. Тем не менее, до 15.10 не было замечено ни кораблей противника, ни торговых судов, поэтому крейсера развернулись отправились в обратный путь по тому же маршруту. 25 апреля в 1.00 встретили "Oldenburg" с "Moltke" на буксире и образовали прикрытие. Буксировка продолжалась без инцидентов, пока в 12.16 один из тральщиков перед процессией, "M-67", не подорвался на мине. Он разломился пополам и быстро затонул. Вечером "Moltke" был торпедирован британской подводной лодкой, и "Hindenburg" и "Seydlitz" оставались поблизости в качестве охраны поврежденного корабля, который, однако, мог идти своим ходом. К утру 26 апреля все корабли вернулись в Вильгельмсхафен.
Кроме того, 24 апреля подводная лодка "U-19" встретила главные силы своего флота в открытом море, но командир принял их за британские, о чём тут же сообщил командованию, что вызвало длительный, но естественно безуспешный поиск противника всем флотом.
|
1-я группа разведывательных кораблей |
|
|
III-я линейная эскадра |
|
Baden флагман флота (вице-адмирал Шеер) |
|
König флагман эскадры (вице-адмирал Крафт) |
|
|
IV-я линейная эскадра |
|
|
I-я линейная эскадра |
|
|
лёгкие крейсера |
|
|
миноносцы, в т. ч. 12-я полуфлотилия (VI флотилии) |
|
|
+ тральщики |
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
по материалам этого сайта |
последнее обновление: 09.07.2024
|