Оглавление → Броненосцы и линкоры → лодки типа "Bremse"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Броненосные канонерские лодки (Panzerfahrzeuge, Panzerkanonenboote) типа
Германия, 1884 г. 2 ед. (проект 1883 г.) * Brummer * Bremse *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Продолжая выполнять программу 1873 года, по которой следовало построить ещё две канонерские лодки, германское адмиралтейство выработало новый тип, существенно отличавшийся от 11 единиц типа "Wespe". Главной причиной, заставившей составить новый проект, был их неудовлетворительно малый ход. Новые корабли были длиннее, уже и быстрее, на них установили более скорострельные орудия меньшего калибра, отказались от бортовой брони и усилили палубную, рассчитывая, что при действии под прикрытием берега и при их низком силуэте навесное попадание гораздо более вероятно, чем настильное. Две канонерские лодки типа "Brummer" построили на заводе акционерного общества "Везер" около Бремена и спустили на воду: Brummer 5 января, а "Bremse" в 29 мая 1884 года. Главные размерения канонерских лодок следующие: длина между перпендикулярами 62,04 м, наибольшая ширина 8,5 м, углубление 3,2 м. Погружённая площадь миделя равнялась 225,12 квадратных футов. Если канонерские лодки типа "Wespe" имели бортовую броню, то "Bremse" и "Brummer" — только броневую палубу, которая была сделана с большой выпуклостью. Возле бортов она опускалась на 1,4 м ниже ватерлинии. Пространство между броневой и главной палубой разделялось на большое число водонепроницаемых отделений. Обе канонерские лодки получили 1500-сильную паровую двухцилиндровую машину, вращавшую два винта. На испытаниях на реке Яде 2 и 3 июля 1885 г., канонерские лодки типа Brummer при среднем углублении 3,2 м развили мощность машины 1580 индикаторных л.с. Скорость при этом равнялась 15,31 узла. Каждая лодка имела на вооружении по 1 210-мм и 1 88-мм орудию и 1 350-мм торпедному аппарату (запас торпед 3 ед.) Из состава флота исключили "Brummer" в 1907, "Bremse" в 1903 гг.
Учитывая недостатки лодок предыдущего типа Wespe, две оставшиеся единицы, планировавшиеся для службы в Балтийском море, решили строить по новому проекту, который был готов в 1883 г. Контракт на постройку получила верфь "Везер" из Бремена, она же производила машины и котлы. Закладка обеих лодок (строительные номера 52 и 53) состоялась в том же 1883 году. Первоначально они обозначались как "Panzerfahrzeuge" (броненосные пароходы) "М" и "N". Первая из них была торжественно спущена на воду 5 января 1884 г., получив при этом наименование Brummer. Спуск второй лодки, ставшей Bremse, произошел 29 марта. Вооружение на них установили уже на казенной верфи в Вильгельмсхафене, а в строй они вошли соответственно 10 октября и 22 декабря того же года. Как и предыдущий тип они получили насекомые имена: "Bremse" (слепень) и "Brummer" (навозная муха).
При детальном рассмотрении тактико-технические характеристик становится понятно, что "Brummer-ов" с типом "Wespe" роднит разве что наличие крупнокалиберного орудия. Первоначально их даже классифицировали как "защищенные канонерские лодки" (geschutzte Kanonenboote). Дело в том, что с появлением торпеды Уайтхеда и началом массового строительства миноносцев, в Кайзерлихе Марине на непродолжительное время восторжествовали взгляды о ненужности броневого пояса, неспособного защитить корабль от воздействия торпедного оружия. Единственной панацеей в данной ситуации виделось улучшение скоростных характеристик. Этот "перегиб" и нашел свое отражение в проекте "Brummer" и "Bremse" — от бортовой броня отказались вовсе, изменили пропорции корпуса и установили более мощные машины. По компоновке и конструкции корпуса "Brummer" и "Bremse" были, в общем, близки к своим предшественникам типа "Wespe", однако отличались увеличенной почти в 1,5 раза длиной и уменьшенной шириной (соотношение длины к ширине составляло 7,36 против 4,29 у предшественников), да и внешне выглядели гораздо изящнее. Они оказались первыми кораблями германского флота, построенными из стали. Набор осуществлялся по поперечной схеме. Корпус перестал быть плоскодонным и имел гладкопалубную конструкцию с небольшим карапасом в носовой части, плавно переходящим в шлюпочную палубу надстройки. Водонепроницаемыми переборками он делился на восемь отсеков. Форштевень — вертикальный, с небольшим таранным образованием в подводной части. Нормальное водоизмещение лодок составляло 867 метрических тонн, полное — 929 тонн. Объем корпуса определялся в 538 брт или 353 нрт. Расстояние от днища до верхней палубы на миделе составляло 3,9 м; осадка в нормальном и полном грузу — соответственно 2,68 и 4,77 м; величина дифферентующего момента — 1200 т/м. Канонерки оснащались двумя двухцилиндровыми паровыми машинами системы "компаунд" с наклонными цилиндрами, располагавшимися в общем машинном отделении и работавшими на один вал через кривошипные механизмы. Проектная мощность установки составляла 1500 номинальных лошадиных сил, что должно было обеспечить скорость хода 15 уз. В движение корабли приводились одним четырехлопастным винтом системы Гирша диаметром 3200 мм, изготовленным из бронзы. Пар для машин вырабатывали два локомотивных котла, стоявших в общем котельном отделении. Каждый из котлов имел по четыре топки. Суммарная площадь поверхности нагрева — 510 м², рабочее давление пара — 7 атм. Впоследствии Brummer получил новые котлы производства казенной верфи в Вильгельмсхафене с площадью нагрева 396 м². Дымоходы котлов выводились в общую трубу, слегка наклоненную в сторону кормы. В 1900 г. ее удлинили на 1 метр. Во время ходовых испытаний 2-3 июля 1885 г. "Brummer" достиг мощности 1658 и.л.с. при 162 оборотах в минуту, что позволило развить ход только 14,1 уз. У "Bremse" эти показатели оказались получше — 2081 и.л.с, 175об./мин. и 15,2 уз. К концу карьеры (на 1906 г.) скорость "Brummer" уже не превышала 10 уз. В связи со спецификой службы запас угля был небольшим — всего 68 т. Это обеспечивало дальность плавания 1370 миль 10-узловым ходом или 470 миль 15-узловым. В отличие от лодок типа "Wespe", имевших броневые палубу и пояс, на "Brummer" и "Bremse" применили бронепалубный принцип защиты. Они получили новейшую на тот момент 65-мм броню системы "компаунд" производства металлургического завода в Диллингене, состоявшую из двух полос (40 мм и 25 мм) и крепившуюся на тиковой подкладке толщиной 160-200-мм. Бронепалуба длиной 32,8 м располагалась в середине корпуса, прикрывая наиболее важные части — погреба и отсеки силовой установки. Она отличалась большой выпуклостью, опускаясь возле бортов на 1,4 м ниже ватерлинии. В районе дымоходов и податочных труб орудия главного калибра имелись высокие гласисы толщиной 160 мм на 200-мм тиковой подкладке. 210-мм орудие, не имевшее никакой броневой защиты, располагалась за железным брекватером, прикрывавшим его от волн и осколков. Пространство вдоль бортов между броневой и главной палубой разделялось на большое количество отсеков-коффердамов, заполненных пробкой. В качестве главного калибра на новые канонерские лодки установили одно 210-мм орудие Круппа скрепленной конструкции (Ringkanone) с длиной ствола 30 калибров (6,3 м), располагавшееся в своеобразном барбете в носовой части. Угол обстрела составлял 300° (по 150° на каждый борт), вертикальное наведение в пределах -8...+13 град. При максимальном угле возвышения дальность стрельбы достигала 7900 м. Снаряды были двух типов — стальные и фугасные гранаты (Stahl- und Zundergranate) весом 140 кг. Пороховой заряд для обоих типов — 47 кг. При начальной скорости 505 м/с такой снаряд пробивал у дульного среза железные плиты толщиной до 420 мм. Боезапас — 50 выстрелов. В корме находилось 87-мм крупповское орудие с длиной ствола 24 клб., также скрепленной конструкции, для которого в погребе хранилось 75 снарядов. От атак миноносцев корабль защищали две 37-мм револьверные пушки системы Гочкисса, установленные побортно у носового барбета. Дополнял артиллерию носовой 350-мм подводный торпедный аппарат, к которому имелось три торпеды. В 1892 г. на "Brummer" дополнительно появились два 88-мм/30 скорострельных орудия, использовавшиеся в учебных целях, однако вскоре их сняли. Имелось на борту и два 8-мм пулемета для десантной партии. К 1900 г. состав вооружения лодки изменился в очередной раз. Вместо старых 210-мм и 87-мм пушек установили два 88-мм скорострельных орудия, использовавшихся для обучения кадетов. Число 37-мм скорострелок увеличилось до четырех. Тогда же лодка лишилась и торпедного аппарата. Bremse прослужил всю карьеру с первоначальным вооружением. Две динамо-машины мощностью по 9,75 кВт вырабатывали постоянный ток напряжением 65 В. Для наблюдения в ночное время имелся прожектор, располагавшийся на крыше боевой рубки. Канонерки оборудовались одним обыкновенным рулем с цепным приводом. Рулевой пост находился в боевой рубке. Шлюпочное оборудование включало 5 различных плавсредств: малый паровой катер, гребной катер, вельбот, ял и шлюпку-тузик. Brummer и Bremse являлись неплохими мореходными кораблями. Скорость при волнении на море снижалась незначительно, но при этом лодки принимали очень много воды. Они испытывали серьезную бортовую качку (до 35°) при боковой волне и отличались плохой маневренностью. Экипаж кораблей по первоначальному штату насчитывал от 78 человек, включая 5 офицеров. Впоследствии его численность менялась. На "Brummer", после его переоборудования в учебный корабль, находилось 3 офицера и 62 матроса. В 1900 г. трубы укоротили на 1 м и демонтировали платформу на юте. Схемы окраски Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.
Brummer 10 октября 1884 г. на "Brummer" был поднят военно-морской флаг, и он вошел в состав германского флота. Сразу после этого начались испытания, окончившиеся 21 февраля следующего года, после чего лодка совершила переход Датскими проливами из Вильгельмсхафена в Киль. 1 мая 1885 г. "Brummer", первым командиром которого стал капитан-лейтенант Хазенклевер, вступил в свою первую кампанию в ранге флагмана 2-го дивизиона миноносцев, состоявшего на тот момент из восьми кораблей типа "S.1". Некоторое время корабль провел в западной части Балтики, занимаясь разнообразными учениями и тренировками. 27 июля, на время крупных маневров германского флота 1885 г., лодку включили в состав флотилии миноносцев, которой в то время командовал корветтен-капитан А. фон Тирпиц, державший свой брейд-вымпел на торпедном авизо "Blitz". 5 октября в Вильгельмсхафене "Brummer" окончил кампанию и с сокращенным экипажем (в такие периоды на корабле отсутствовал командир) на зимнее время был выведен в резерв. Сразу надо отметить, что эти "простои" в его истории оказались частыми и длились иногда даже по нескольку лет. На следующий год история повторилась: с 4 мая "Brummer" вновь стал флагманским кораблем 2-го дивизиона, состоявшего уже из шести миноносцев ("S.1-6"), а после маневров флота 1886 9 октября лодку опять отправили в резерв. Тем временем в строй стали вступать первые крупные дивизионные миноносцы типа "D", строившиеся именно в качестве флагманских кораблей миноносных соединений. Это сразу же отразилось на судьбе "Brummer", который вновь вернулся в состав флота только через несколько лет. В 1891-1892 гг. он использовался в качестве артиллерийского опытового корабля, участвуя в серии экспериментов по отработке приемов стрельбы "вилкой". Наконец, 2 марта 1892 г. канонерская лодка вступила в свою третью кампанию — на этот раз в качестве тендера при артиллерийском учебном корабле "Mars". Для обучения кадетов на ней установили дополнительно два 88-мм скорострельных орудия. Однако 4 августа "Brummer" снова отправился в резерв. 14 февраля 1893 года лодка вернулась в состав флота в качестве артиллерийского учебного корабля скорострельной артиллерии (Maschinenwaffenschulschiff), но только на два месяца. Уже с 10 апреля "Brummer" приступил к несению службы по охране рыболовства в Немецкой бухте. Эта деятельность прервалась в сентябре, когда он участвовал в больших маневрах 1893 в составе учебного отряда. В последний день того же месяца в Вильгельмсхафене корабль окончил кампанию. В 1894 году с 20 марта до середины августа "Brummer" продолжал исполнять обязанности корабля охраны рыболовства, а затем до 29 сентября участвовал в маневрах 1894 года в качестве разведчика. По окончании учений канонерскую лодку вывели в резерв на долгих шесть лет. Только 3 апреля 1900 г. "Brummer" вернулся на действующую службу в качестве артиллерийского учебного корабля. Теперь на его борту находилось только два 88-мм скорострельных орудия и четыре 37-мм пушки. Старые нескорострельные пушки и торпедный аппарат в ходе модернизации были сняты. Кроме этого на корабле заменили котлы. В течение кампании лодка совершила учебные походы в Немецкую бухту и западную часть Балтийского моря, став на зимовку в Вильгельмсхафене 22 декабря. Рутинная служба продолжалась в течение четырех последующих лет: в 1901 г. — с середины февраля до 15 ноября, в 1902 г. — с 14 января до 28 ноября, в 1903 г. — с 3 февраля по 15 ноября, в 1904 г. — с середины февраля по 3 октября. За этот период времени с "Brummer" не происходило никаких запоминающихся событий, за исключением столкновения с большим (бронепалубным) крейсером "Freya" у Шлаймюнде в середине 1902 г., которое обошлось без особого ущерба. 10 января 1905 г. "Brummer" вновь был отправлен в резерв. На короткое время — с 14 ноября 1906 г. по 22 марта 1907 г. — он снова возвращался в состав Действующего флота, заменив тендер "Pfeil", находившийся в ремонте. 27 марта канонерскую лодку в последний раз вывели в резерв, а 27 мая официально исключили из списка кораблей Кайзерлихе Марине. Ее корпус первоначально использовался в качестве плавучего склада в Киле, а с началом Первой мировой войны — как плавучий склад бонозаградительного имущества (Trossensperrhulk). 2 июля 1921 г. бывший "Brummer" продали на слом за 165 тысяч рейхсмарок и в следующем году разобрали на металл в Вильгельмсхафене.
Служба второй канонерской лодки этого типа оказалась еще менее продолжительной и интересной. Сразу после вступления в строй на "Bremse" начались испытания, продлившиеся до 23 января 1885 г. В свою первую кампанию канонерка вступила только через шесть лет — 17 марта 1891 г. — в качестве корабля охраны рыболовства в Немецкой бухте. 27 августа того же года она отправилась в поход вокруг полуострова Ютландия, чтобы принять участие в маневрах 1891 года на Балтике в составе учебного отряда. Назад в Вильгельмсхафен "Bremse" вернулся 18 сентября и до вывода в резерв 11 ноября, вновь занимался охраной рыболовства. Теперь в зону его действий входили Доггер-банка и воды у юго-восточного побережья Англии. В этот период времени корабль посетил британские порты Халл (12-17 октября) и Гарвич (24-30 октября). В 1892 году "Bremse" продолжил службу, начав кампанию 15 марта. В июне он наведался в Киль, чтобы принять участие в военно-морском параде, посвященном визиту в Германию российского императора Александра III. Вернувшись обратно 18 июня, канонерка вновь приступила к выполнению своих обязанностей по охране рыболовства в Северном море. Однако, 16 августа ушла на Балтику, чтобы принять участие в больших маневрах 1892 года в составе учебного отряда. После возвращения оттуда, 30 сентября лодку вывели в резерв в Вильгельмсхафене. Следующий раз "Bremse" вступил в кампанию только через десять лет, 2 апреля 1902 г. И вновь лодка, теперь на пару с авизо "Zieten", занималась охраной рыболовства в Северном море, посещая по долгу службы немецкие и английские порты. С 7 по 13 мая лодка совершила поход в Киль. 29 августа в Вильгельмсхафене корабль вывели в резерв — как оказалась, в последний раз. 10 марта 1903 г. "Bremse" исключили из списков флота. Некоторое время она использовалась как баржа для различного имущества, затем как нефтеналивная баржа, после чего в 1910 г. была продана за 52 тысяч рейхсмарок. Корпус бывшей канонерки отбуксировали в Дюссельдорф, где он некоторое время использовался в качестве баржи. Дальнейшая судьба неизвестна.
|