ОглавлениеБроненосцы и линкоры → лодки типа "Bremse"

  Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Броненосные канонерские лодки (Panzerfahrzeuge, Panzerkanonenboote) типа

 Bremse 


Германия, 1884 г. 2 ед. (проект 1883 г.)

Bremse 

*
Brummer
*
Bremse
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 Brummer <A.G.Weser>  Бремен, "Panzerfahrzeug M", стр. №52 1883 1891-1892 - учебный артиллерийский корабль, 1891-1893 и 1894 - корабль охраны рыболовства, с 1900 г. учебный артиллерийский корабль, 27.05.1907 исключена, плавсклад, в 1922 слом.
5.01.1884
10.10.1884
2 Bremse <A.G.Weser>  Бремен, "Panzerfahrzeug N", стр. №53 1883 1893 и в 1902 - корабль охраны рыболовства, 10.03.1903 исключена, плавсклад, в 1910 продана, речная баржа в Дюссельдорфе.
29.03.1884
22.12.1884
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 867-900 т. (Brummer в конце службы - 870 т.)
полное 929-1109 т.
регистровое 538 брт, 353 нрт
Размерения длина МП 62,04 м
КВЛ 62,6 м
наибольшая 64,8 м
ширина наибольшая 8,5 м
осадка носом 2,68 м
кормой 4,77 м
среднее углубление 3,2 м
высота борта 3,9 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастных винта, Ø 3,6 м
1 МО 2 наклонные ПМ "компаунд" (2 цил.)
1 КО 2 локомотивных ПК (8 топок, 7 атм., 510 м²)
мощность нормальная 1580 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 15 уз.
на испытаниях Brummer: 14,1 уз при 1658 л.с., 162 об/мин
Bremse: 15,2 уз. при 2081 л.с., 175 об/мин
запас топлива 68 т угля
дальность плавания на 10 уз. 1370 миль
на 15 уз. 470 миль
Экипаж 78 чел. (5 оф.), Brummer позже - 65 чел. (3 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной, с поперечным набором, 8 отсеков
электроснабжение 2 динамо-машины, 9,75 кВт, 65 В
управление 1 руль обыкновенного типа с цепным приводом
кренящий момент 1200 мт
плавсредства 1 паровой катер, 1 гребной катер, 1 вельбот, 1 ял, 1 шлюпка
стоимость ????
БРОНИРОВАНИЕ
"компаунд" на тиковой подкладке
палуба 65 мм (длиной 32,8 м), подкладка 200-160 мм
гласисы 160 мм, подкладка 200 мм
борт коффердамы
ВООРУЖЕНИЕ
залп ГК - 140 кг Brummer к 1900 г. (как УК)
1-210 мм/30 (505 м/с, -8°+13°, 7900 м) [50 выстрелов] ---
1-88 мм/24 [75 выстрелов] 2-88 мм
в 1892 г. добавлены: 2-37-мм револьверные пушки Гочкисса
1 подводный торпедный аппарат - 350 мм [3 торпеды]
4-37 мм
1 боевой прожектор

 

Продолжая выполнять программу 1873 года, по которой следовало построить ещё две канонерские лодки, германское адмиралтейство выработало новый тип, существенно отличавшийся от 11 единиц типа "Wespe". Главной причиной, заставившей составить новый проект, был их неудовлетворительно малый ход.

Новые корабли были длиннее, уже и быстрее, на них установили более скорострельные орудия меньшего калибра, отказались от бортовой брони и усилили палубную, рассчитывая, что при действии под прикрытием берега и при их низком силуэте навесное попадание гораздо более вероятно, чем настильное.

Из-за необычных характеристик лодки оказались не очень востребованными кораблями и использовались на вспомогательной службе - в основном, для охраны риболовства. "Brummer" также служил учебным кораблём для скорострельной артиллерии, а первое время - как флагман миноносцев. Из состава флота его исключили в 1907 г. Простоявший много времени в резерве "Bremse" списали раньше - в 1903 г.

 

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

 

При детальном рассмотрении тактико-технические характеристик становится понятно, что "Brummer-ов" с типом "Wespe" роднит разве что наличие крупнокалиберного орудия. Первоначально их даже классифицировали как "защищенные канонерские лодки" (geschutzte Kanonenboote). Дело в том, что с появлением торпеды Уайтхеда и началом массового строительства миноносцев, в Кайзерлихе Марине на непродолжительное время восторжествовали взгляды о ненужности броневого пояса, неспособного защитить корабль от воздействия торпедного оружия. Единственной панацеей в данной ситуации виделось улучшение скоростных характеристик. Этот "перегиб" и нашел свое отражение в проекте "Brummer" и "Bremse" — от бортовой броня отказались вовсе, изменили пропорции корпуса и установили более мощные машины.

По компоновке и конструкции корпуса "Brummer" и "Bremse" были, в общем, близки к своим предшественникам, однако отличались увеличенной почти в 1,5 раза длиной и уменьшенной шириной (соотношение длины к ширине составляло 7,36 против 4,29 у предшественников), да и внешне выглядели гораздо изящнее. Они оказались первыми кораблями германского флота, построенными из стали. Набор осуществлялся по поперечной схеме. Корпус перестал быть плоскодонным и имел гладкопалубную конструкцию с небольшим карапасом в носовой части, плавно переходящим в шлюпочную палубу надстройки. Водонепроницаемыми переборками он делился на восемь отсеков.

Нормальное водоизмещение лодок составляло 867 метрических тонн, полное — 929 тонн. Объем корпуса определялся в 538 брт или 353 нрт. Расстояние от днища до верхней палубы на миделе составляло 3,9 м; осадка в нормальном и полном грузу — соответственно 2,68 и 4,77 м; величина дифферентующего момента — 1200 т/м. Главные размерения: длина между перпендикулярами 62,04 м, наибольшая ширина 8,5 м, углубление 3,2 м. Погружённая площадь миделя равнялась 225,12 квадратных футов. Форштевень — вертикальный, с небольшим таранным образованием в подводной части.

Канонерки оснащались двумя двухцилиндровыми паровыми машинами системы "компаунд" с наклонными цилиндрами, располагавшимися в общем машинном отделении и работавшими на один вал через кривошипные механизмы. Проектная мощность установки составляла 1500 номинальных лошадиных сил, что должно было обеспечить скорость хода 15 уз. В движение корабли приводились одним четырехлопастным винтом системы Гирша диаметром 3200 мм, изготовленным из бронзы. Пар для машин вырабатывали два локомотивных котла, стоявших в общем котельном отделении. Каждый из котлов имел по четыре топки. Суммарная площадь поверхности нагрева — 510 м², рабочее давление пара — 7 атм.

Впоследствии "Brummer" получил новые котлы производства казенной верфи в Вильгельмсхафене с площадью нагрева 396 м². Дымоходы котлов выводились в общую трубу, слегка наклоненную в сторону кормы. В 1900 г. ее удлинили на 1 метр. Во время ходовых испытаний 2-3 июля 1885 г. "Brummer" достиг мощности 1658 и.л.с. при 162 оборотах в минуту, что позволило развить ход только 14,1 уз. У "Bremse" эти показатели оказались получше — 2081 и.л.с, 175об./мин. и 15,2 уз. К концу карьеры (на 1906 г.) скорость "Brummer" уже не превышала 10 уз. В связи со спецификой службы запас угля был небольшим — всего 68 т. Это обеспечивало дальность плавания 1370 миль 10-узловым ходом или 470 миль 15-узловым.

В отличие от лодок типа "Wespe", имевших броневые палубу и пояс, на "Brummer" и "Bremse" применили бронепалубный принцип защиты. Они получили новейшую на тот момент 65-мм броню системы "компаунд" производства металлургического завода в Диллингене, состоявшую из двух полос (40 мм и 25 мм) и крепившуюся на тиковой подкладке толщиной 160-200-мм. Бронепалуба длиной 32,8 м располагалась в середине корпуса, прикрывая наиболее важные части — погреба и отсеки силовой установки. Она отличалась большой выпуклостью, опускаясь возле бортов на 1,4 м ниже ватерлинии. В районе дымоходов и податочных труб орудий главного калибра имелись высокие гласисы толщиной 160 мм на 200-мм тиковой подкладке. 210-мм орудие, не имевшее никакой броневой защиты, располагалась за железным брекватером, прикрывавшим его от волн и осколков. Пространство вдоль бортов между броневой и главной палубой разделялось на большое количество отсеков-коффердамов, заполненных пробкой.

В качестве главного калибра на новые канонерские лодки установили одно 210-мм орудие Круппа скрепленной конструкции (Ringkanone) с длиной ствола 30 калибров (6,3 м), располагавшееся в своеобразном барбете в носовой части. Угол обстрела составлял 300° (по 150° на каждый борт), вертикальное наведение в пределах -8...+13 град. При максимальном угле возвышения дальность стрельбы достигала 7900 м. Снаряды были двух типов — стальные и фугасные гранаты (Stahl- und Zundergranate) весом 140 кг. Пороховой заряд для обоих типов — 47 кг. При начальной скорости 505 м/с такой снаряд пробивал у дульного среза железные плиты толщиной до 420 мм. Боезапас — 50 выстрелов.

В корме находилось 87-мм крупповское орудие с длиной ствола 24 клб., также скрепленной конструкции, для которого в погребе хранилось 75 снарядов. От атак миноносцев корабль защищали две 37-мм револьверные пушки системы Гочкисса, установленные побортно у носового барбета. Дополнял артиллерию носовой 350-мм подводный торпедный аппарат, к которому имелось три торпеды.

В 1892 г. на "Brummer" дополнительно появились два 88-мм/30 скорострельных орудия, использовавшиеся в учебных целях, однако вскоре их сняли. Имелось на борту и два 8-мм пулемета для десантной партии. К 1900 г. состав вооружения лодки изменился в очередной раз. Вместо старых 210-мм и 87-мм пушек установили два 88-мм скорострельных орудия, использовавшихся для обучения кадетов. Число 37-мм скорострелок увеличилось до четырех. Тогда же лодка лишилась и торпедного аппарата. Bremse прослужил всю карьеру с первоначальным вооружением.

Две динамо-машины мощностью по 9,75 кВт вырабатывали постоянный ток напряжением 65 В. Для наблюдения в ночное время имелся прожектор, располагавшийся на крыше боевой рубки. Канонерки оборудовались одним обыкновенным рулем с цепным приводом. Рулевой пост находился в боевой рубке. Шлюпочное оборудование включало 5 различных плавсредств: малый паровой катер, гребной катер, вельбот, ял и шлюпку-тузик.

Brummer и Bremse являлись неплохими мореходными кораблями. Скорость при волнении на море снижалась незначительно, но при этом лодки принимали очень много воды. Они испытывали серьезную бортовую качку (до 35°) при боковой волне и отличались плохой маневренностью.

Экипаж кораблей по первоначальному штату насчитывал 78 человек, включая 5 офицеров. Впоследствии его численность менялась. На "Brummer", после его переоборудования в учебный корабль, находилось 3 офицера и 62 матроса.

Схемы окраски

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.

чёрный - корпус, включая фальшборт
серый - все надстройки, мачты, трубы и т.п.
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски
Примечания:
по некоторым данным трубы и мачты были жёлтые, деревянные части надстроек - естественного цвета

 

 

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

Проект был готов в 1883 г. Контракт на постройку получила верфь акционерного общества "Везер" из Бремена, она же производила машины и котлы. Закладка обеих лодок (строительные номера 52 и 53) состоялась в том же 1883 году. Первоначально они обозначались как "Panzerfahrzeuge" (броненосные пароходы) "М" и "N". Первая из них была торжественно спущена на воду 5 января 1884 г., получив при этом наименование "Brummer". Спуск второй лодки, ставшей "Bremse", произошел 29 марта 1884 года. Вооружение на них установили уже на казенной верфи в Вильгельмсхафене, а в строй они вошли соответственно 10 октября и 22 декабря того же года. Как и предыдущий тип они получили "насекомые" имена: "Bremse" (слепень) и "Brummer" (навозная муха).

Brummer

10 октября 1884 г. на Brummer был поднят военно-морской флаг, и он вошел в состав германского флота. Сразу после этого начались испытания, окончившиеся 21 февраля следующего года, после чего лодка совершила переход Датскими проливами из Вильгельмсхафена в Киль.

1885

1 мая 1885 г. Brummer, первым командиром которого стал капитан-лейтенант Хазенклевер, вступил в свою первую кампанию в ранге флагмана 2-го дивизиона миноносцев, состоявшего на тот момент из восьми кораблей типа V.1 и одного Th.1. Некоторое время корабль провел в западной части Балтики, занимаясь разнообразными учениями и тренировками. 27 июля, на время крупных маневров германского флота 1885 г., лодку включили в состав флотилии миноносцев, которой в то время командовал корветтен-капитан А. фон Тирпиц, державший свой брейд-вымпел на торпедном авизо Blitz. 5 октября 1885 в Вильгельмсхафене Brummer окончил кампанию и с сокращенным экипажем (в такие периоды на корабле отсутствовал командир) на зимнее время был выведен в резерв. Сразу надо отметить, что эти "простои" в его истории оказались частыми и длились иногда даже по нескольку лет.

1886

На следующий год история повторилась: с 4 мая Brummer вновь стал флагманским кораблем 2-го дивизиона, состоявшего уже из шести миноносцев (S.1-6), а после маневров флота 1886 года 9 октября лодку опять отправили в резерв. Тем временем в строй стали вступать первые крупные дивизионные миноносцы типа D, строившиеся именно в качестве флагманских кораблей миноносных соединений. Это сразу же отразилось на судьбе лодки, которая вновь вернулась в состав флота только через несколько лет.

1892

Зимой 1891-1892 на борту Brummer проводились эксперименты по разработке процесса стрельбы вилкой. 2 марта 1892 г. канонерская лодка вступила в свою третью кампанию — на этот раз в качестве тендера при артиллерийском учебном корабле Mars. Для обучения кадетов на ней установили дополнительно два 88-мм скорострельных орудия. Однако, когда 4 августа артиллерийский учебный корабль отправился на манёвры, где служил флагманом флота, Brummer снова вывели в резерв.

1893

14 февраля 1893 года лодка вернулась в состав флота в качестве артиллерийского учебного корабля скорострельной артиллерии (Maschinenwaffenschulschiff), но только на два месяца. Уже с 10 апреля Brummer приступил к несению службы по охране рыболовства в Немецкой бухте. Эта деятельность прервалась в сентябре, когда он участвовал в больших маневрах 1893 в составе учебного отряда. В последний день того же месяца в Вильгельмсхафене корабль окончил кампанию.

1894

В 1894 году с 20 марта до середины августа Brummer продолжал исполнять обязанности корабля охраны рыболовства, а затем участвовал в маневрах 1894 года в качестве разведчика. По окончании учений 29 сентября канонерскую лодку вывели в резерв на долгих шесть лет.

Приказом от 29 марта 1895 года окраску боевых кораблей, в том числе лодок, сменили на серо-синюю.

1900

Только 3 апреля 1900 г. Brummer вернулся на действительную службу в качестве артиллерийского учебного корабля. Теперь на его борту находилось только два 88-мм скорострельных орудия и четыре 37-мм пушки. Старые нескорострельные пушки и торпедный аппарат в ходе модернизации были сняты. Кроме этого на корабле заменили котлы, была поднята на 1 м дымовая труба и установлена платформа на корме.

В течение кампании лодка совершила учебные походы в Немецкую бухту и западную часть Балтийского моря, став на зимовку в Вильгельмсхафене 22 декабря.

1901-1904

Рутинная служба продолжалась в течение четырех последующих лет: в 1901 г. — с середины февраля до 15 ноября, в 1902 г. — с 14 января до 28 ноября, в 1903 г. — с 3 февраля по 15 ноября, в 1904 г. — с середины февраля по 3 октября. За этот период времени с Brummer не происходило никаких запоминающихся событий, за исключением столкновения с большим (бронепалубным) крейсером Freya у Шлаймюнде в середине 1902 г., которое обошлось без особого ущерба. 10 января 1905 г. Brummer вновь был отправлен в резерв, поскольку был заменен современным крейсером на должности учебного корабля скорострельной артиллерии.

1906-1907

На короткое время — с 14 ноября 1906 г. по 22 марта 1907 г. — Brummer снова возвращался в состав действующего флота, заменив находившийся в ремонте Pfeil в должности тендера II эскадры. 27 марта канонерскую лодку в последний раз вывели в резерв, а 27 мая официально исключили из списка кораблей Кайзерлихе Марине.

Судьба

Её корпус первоначально использовался в качестве плавучего склада в Киле, а с началом Первой мировой войны — как плавучий склад тросов бонозаградительного имущества (Trossensperrhulk). 2 июля 1921 г. бывший Brummer продали на слом за 165 тысяч рейхсмарок и в следующем году разобрали на металл в Вильгельмсхафене.

10.10.1884 - 21.02.1885 фамилия командира не установлена Испытания и переход на Балтику.
21.02. - 1.05.1885 Резерв в Киле.
1.05. - 5.10.1885 капитан-лейтенант Hasenclever Флагман миноносцев, учения и переход в Вильгельмсхафен.
офицеры корабля по состоянию на начало мая 1885
5.10.1885 - 4.05.1886 Резерв в Вильгельмсхафене.
4.05. - 9.10.1886 капитан-лейтенант Carl Wodrig Флагман миноносцев, учения с флотом.
офицеры корабля по состоянию на начало мая 1886
9.10.1886 - 2.03.1892 Резерв в Вильгельмсхафене.
2.03. - 4.08.1892 капитан-лейтенант Friedrich Gerstung Учебный для скорострельной артиллерии.
4.08.1892 - 14.02.1893 Резерв в Вильгельмсхафене.
14.02. - 03.1893 капитан-лейтенант Friedrich Gerstung Учебный для скорострельной артиллерии. с 10 апреля - в рыбоохране, в августе участвовал в больших манёврах флота.
офицеры корабля по состоянию на 25 мая 1893
03.1893 - 30.09.1893 капитан-лейтенант Carl Franz
30.09.1893 - 29.09.1894 Резерв в Вильгельмсхафене.
20.03.1894 - 29.09.1894 капитан-лейтенант Gerhard Meyer В рыбоохране, на больших манёврах в августе - в разведгруппе.
29.09.1894 - 03.04.1900 Резерв в Вильгельмсхафене.
03.04.1900 - 22.12.1900 не установлено Учебный для скорострельной артиллерии.
22.12.1900 - ??.02.1901 Резерв в Вильгельмсхафене.
??.02. - ??.09.1901 капитан-лейтенант Heinrich Trendtel Учебный для скорострельной артиллерии.
??.09.1901 - 15.11.1901 капитан-лейтенант Georg Dewitz
15.11.1901 - 14.01.1902 Резерв в Вильгельмсхафене.
14.01.1902 - ??.09.1902 капитан-лейтенант Georg Dewitz Учебный для скорострельной артиллерии.
??.09.1902 - 28.11.1902 капитан-лейтенант Adalbert Kinel
28.11.1902 - 03.02.1903 Резерв в Вильгельмсхафене.
03.02.1903 - 15.11.1903 капитан-лейтенант Adalbert Kinel Учебный для скорострельной артиллерии.
15.11.1903 - ??.02.1903 Резерв в Вильгельмсхафене.
??.02. - ??.09.1904 капитан-лейтенант Friedrich Menger Учебный для скорострельной артиллерии.
??.09.1904 - 10.01.1905 капитан-лейтенант Felix Mersmann
10.01.1905 - 14.11.1906 Резерв в Вильгельмсхафене.
14. - ??.11.1906 обер-лейтенант-цур-зее Robert Becker (врио) Посыльное судно при флоте вместо ставшего на ремонт "Pfeil".
??.11.1906-23.03.1907 корветтен-капитан Otto Meinardus
23.03. - 27.05.1907 Резерв в Вильгельмсхафене.

 

Bremse

Служба второй канонерской лодки этого типа оказалась еще менее продолжительной и интересной. Сразу после вступления в строй на Bremse 22 декабря начались ходовые испытания, продлившиеся до 23 января 1885 г., после чего лодку отправили в резерв в Вильгельмсхафене, где она простояла следующие шесть лет.

1891

В свою первую кампанию канонерка вступила только 17 марта 1891 г. — в качестве корабля охраны рыболовства в Немецкой бухте. 27 августа того же года она отправилась в поход вокруг полуострова Ютландия, чтобы принять участие в маневрах 1891 года на Балтике в составе учебного отряда. Назад в Вильгельмсхафен Bremse вернулся 18 сентября и до вывода в резерв 11 ноября, вновь занимался охраной рыболовства. Теперь в зону его действий входили Доггер-банка и воды у юго-восточного побережья Англии. В этот период времени корабль посетил британские порты Халл (12-17 октября) и Гарвич (24-30 октября).

1892

В 1892 году Bremse продолжил службу, начав кампанию 15 марта. В июне он наведался в Киль, чтобы принять участие в военно-морском параде, посвященном визиту в Германию российского императора Александра III. Вернувшись обратно 18 июня, канонерка вновь приступила к выполнению своих обязанностей по охране рыболовства в Северном море. 16 августа она снова ушла на Балтику, чтобы принять участие в больших маневрах 1892 года в составе учебного отряда. После возвращения оттуда, 30 сентября лодку вывели в резерв в Вильгельмсхафене.

1902-1903

Следующий раз Bremse вступил в кампанию только через десять лет, 2 апреля 1902 г. И вновь лодка, теперь на пару с авизо Zieten, занималась охраной рыболовства в Северном море, посещая по долгу службы немецкие и английские порты. С 7 по 13 мая лодка совершила поход в Киль. 29 августа в Вильгельмсхафене корабль вывели в резерв — как оказалась, в последний раз. 10 марта 1903 г. Bremse исключили из списков флота.

Судьба

Некоторое время лодка использовалась как баржа для различного имущества, затем как наливная баржа для мазута, после чего в 1910 г. была продана за 52 тысячи рейхсмарок. Корпус бывшей канонерки отбуксировали в Дюссельдорф, где он некоторое время использовался в качестве баржи.

22.12.1884 - 23.01.1885 фамилия командира не установлена Испытания.
23.01.1885 - 17.03.1891 Резерв в Вильгельмсхафене.
17.03. - 19.11.1891 корветтен-капитан Gottlieb Becker В рыбоохране, с 27 августа по 18 сентября - манёвры с флотом.
офицеры корабля по состоянию на конец мая 1891
19.11.1891 - 15.03.1892 Резерв в Вильгельмсхафене.
15.03. - 30.09.1892 корветтен-капитан Hans Meyer В рыбоохране, с 16 августа - манёвры с флотом.
30.09.1892 - 2.04.1902 Резерв в Вильгельмсхафене.
2.04. - 29.08.1902 капитан-лейтенант Oskar Runge В рыбоохране.
29.08.1902 - 10.03.1903 Резерв в Вильгельмсхафене.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 2: Schiffsbiographien von Baden bis Eber, Mundus Verlag, Ratingen o. J., S. 130 f.
на русском
3 Голыня В. А. - Броненосные канонерские лодки Brummer и "Bremse" // журнал "Морская кампания".- 2010.-№02. - М, 2010.
4 Быстров А. А. - Первые броненосцы Германии. Санкт-Петербург, 2001.
5 Кофман В. - "От канонерок к броненосцам береговой обороны" // журнал "Моделист-конструктор".-1984.-№4.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

 


последнее обновление: 19.05.2025

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1907
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1884-1903
Bremse Komdt.: Kapt.-Lieut. Becker
Erster Offiz.: Lieut. z. S. Buchholz
Lieut. z. S. Zimmermann II
Unt.-Lieut. z. S. Heuser
Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Martin
Ob.-Masch. Trümper
Zahlm.-Aspt. Kunz
Brummer Komdt.: Kapt. L. Franz
Erster Offiz.: L. z. S. Trendtel
U. L. z. S. Vles
U. L. z. S. Siemens
Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Garbsch
Ob. Masch. Wilke I
Zahlm. Aspt. Tischer
Brummer Komdt.: Kapt.-Lieut. Modrig, zugleich Kommandant des 2. Torpedoboots-Divisiones
Erster Offiz.: Lieut. z. S. Meyer I
Unt.-Lieut. z. S. Fraissinet
Unt.-Lieut. z. S. Wurmbach
Assist.-Arzt 1. Kl. Dr. Brandstaeter
Ober-Masch. Ehricht
Zahlm.-Appl. Marquardt
Brummer Komdt.: Kapt.-Lieut. Hasenclever, zugleich Kommandant des 2. Torpedoboots-Divisiones
Erster Offiz.: Lieut. z. S. Zngenohl
Unt.-Lieut. z. S. Hilbrand
Unt.-Lieut. z. S. Eckermann
Assist.-Arzt 1. Kl. Dr. Brandstaeter
Ober-Masch. Meentzen
Zahlm.-Appl. Marquardt
Bremse
Brummer
"Brummer" в начале службы.
Brummer
Вид на бак "Brummer".
Brummer
Вид на бак "Brummer".
Brummer
"Brummer"
Brummer
Brummer
"Brummer" после 1900 г. На заднем плане "Mars".
Brummer
"Brummer" с 88-мм пушками на корме.
Brummer
"Brummer" в качестве учебного корабля после 1900 г.
Brummer
Brummer
"Brummer"
Brummer
"Brummer"
Brummer
"Brummer", рис. Вилли Штёвера.
Bremse
Bremse
"Brummer" на службе охраны рыболовства у устья Везера.
Brummer
"Brummer"
Bremse
Bremse
Bremse
Предыдущая страница - броненосные лодки типа "Wespe"
Следующая страница - броненосные лодки типа "Bremse II"