Оглавление → Броненосцы и линкоры → лодки типа "Bremse"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Броненосные канонерские лодки (Panzerfahrzeuge, Panzerkanonenboote) типа
Германия, 1884 г. 2 ед. (проект 1883 г.) ![]() * Brummer * Bremse *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
Новые корабли были длиннее, уже и быстрее, на них установили более скорострельные орудия меньшего калибра, отказались от бортовой брони и усилили палубную, рассчитывая, что при действии под прикрытием берега и при их низком силуэте навесное попадание гораздо более вероятно, чем настильное.
Главные размерения канонерских лодок следующие: длина между перпендикулярами 62,04 м, наибольшая ширина 8,5 м, углубление 3,2 м. Погружённая площадь миделя равнялась 225,12 квадратных футов. Если канонерские лодки типа "Wespe" имели бортовую броню, то "Bremse" и "Brummer" — только броневую палубу, которая была сделана с большой выпуклостью. Возле бортов она опускалась на 1,4 м ниже ватерлинии. Пространство между броневой и главной палубой разделялось на большое число водонепроницаемых отделений. Обе канонерские лодки получили 1500-сильную паровую двухцилиндровую машину, вращавшую два винта. На испытаниях на реке Яде 2 и 3 июля 1885 г., канонерские лодки типа Brummer при среднем углублении 3,2 м развили мощность машины 1580 индикаторных л.с. Скорость при этом равнялась 15,31 узла. Каждая лодка имела на вооружении по 1 210-мм и 1 88-мм орудию и 1 350-мм торпедному аппарату (запас торпед 3 ед.) Из состава флота исключили "Brummer" в 1907, "Bremse" в 1903 гг.
По компоновке и конструкции корпуса "Brummer" и "Bremse" были, в общем, близки к своим предшественникам типа "Wespe", однако отличались увеличенной почти в 1,5 раза длиной и уменьшенной шириной (соотношение длины к ширине составляло 7,36 против 4,29 у предшественников), да и внешне выглядели гораздо изящнее. Они оказались первыми кораблями германского флота, построенными из стали. Набор осуществлялся по поперечной схеме. Корпус перестал быть плоскодонным и имел гладкопалубную конструкцию с небольшим карапасом в носовой части, плавно переходящим в шлюпочную палубу надстройки. Водонепроницаемыми переборками он делился на восемь отсеков.
Нормальное водоизмещение лодок составляло 867 метрических тонн, полное — 929 тонн. Объем корпуса определялся в 538 брт или 353 нрт. Расстояние от днища до верхней палубы на миделе составляло 3,9 м; осадка в нормальном и полном грузу — соответственно 2,68 и 4,77 м; величина дифферентующего момента — 1200 т/м. Канонерки оснащались двумя двухцилиндровыми паровыми машинами системы "компаунд" с наклонными цилиндрами, располагавшимися в общем машинном отделении и работавшими на один вал через кривошипные механизмы. Проектная мощность установки составляла 1500 номинальных лошадиных сил, что должно было обеспечить скорость хода 15 уз. В движение корабли приводились одним четырехлопастным винтом системы Гирша диаметром 3200 мм, изготовленным из бронзы. Пар для машин вырабатывали два локомотивных котла, стоявших в общем котельном отделении. Каждый из котлов имел по четыре топки. Суммарная площадь поверхности нагрева — 510 м², рабочее давление пара — 7 атм.
В отличие от лодок типа "Wespe", имевших броневые палубу и пояс, на "Brummer" и "Bremse" применили бронепалубный принцип защиты. Они получили новейшую на тот момент 65-мм броню системы "компаунд" производства металлургического завода в Диллингене, состоявшую из двух полос (40 мм и 25 мм) и крепившуюся на тиковой подкладке толщиной 160-200-мм. Бронепалуба длиной 32,8 м располагалась в середине корпуса, прикрывая наиболее важные части — погреба и отсеки силовой установки. Она отличалась большой выпуклостью, опускаясь возле бортов на 1,4 м ниже ватерлинии. В районе дымоходов и податочных труб орудия главного калибра имелись высокие гласисы толщиной 160 мм на 200-мм тиковой подкладке. 210-мм орудие, не имевшее никакой броневой защиты, располагалась за железным брекватером, прикрывавшим его от волн и осколков. Пространство вдоль бортов между броневой и главной палубой разделялось на большое количество отсеков-коффердамов, заполненных пробкой. В качестве главного калибра на новые канонерские лодки установили одно 210-мм орудие Круппа скрепленной конструкции (Ringkanone) с длиной ствола 30 калибров (6,3 м), располагавшееся в своеобразном барбете в носовой части. Угол обстрела составлял 300° (по 150° на каждый борт), вертикальное наведение в пределах -8...+13 град. При максимальном угле возвышения дальность стрельбы достигала 7900 м. Снаряды были двух типов — стальные и фугасные гранаты (Stahl- und Zundergranate) весом 140 кг. Пороховой заряд для обоих типов — 47 кг. При начальной скорости 505 м/с такой снаряд пробивал у дульного среза железные плиты толщиной до 420 мм. Боезапас — 50 выстрелов. В корме находилось 87-мм крупповское орудие с длиной ствола 24 клб., также скрепленной конструкции, для которого в погребе хранилось 75 снарядов. От атак миноносцев корабль защищали две 37-мм револьверные пушки системы Гочкисса, установленные побортно у носового барбета. Дополнял артиллерию носовой 350-мм подводный торпедный аппарат, к которому имелось три торпеды. В 1892 г. на "Brummer" дополнительно появились два 88-мм/30 скорострельных орудия, использовавшиеся в учебных целях, однако вскоре их сняли. Имелось на борту и два 8-мм пулемета для десантной партии. К 1900 г. состав вооружения лодки изменился в очередной раз. Вместо старых 210-мм и 87-мм пушек установили два 88-мм скорострельных орудия, использовавшихся для обучения кадетов. Число 37-мм скорострелок увеличилось до четырех. Тогда же лодка лишилась и торпедного аппарата. Bremse прослужил всю карьеру с первоначальным вооружением. Две динамо-машины мощностью по 9,75 кВт вырабатывали постоянный ток напряжением 65 В. Для наблюдения в ночное время имелся прожектор, располагавшийся на крыше боевой рубки. Канонерки оборудовались одним обыкновенным рулем с цепным приводом. Рулевой пост находился в боевой рубке. Шлюпочное оборудование включало 5 различных плавсредств: малый паровой катер, гребной катер, вельбот, ял и шлюпку-тузик. Brummer и Bremse являлись неплохими мореходными кораблями. Скорость при волнении на море снижалась незначительно, но при этом лодки принимали очень много воды. Они испытывали серьезную бортовую качку (до 35°) при боковой волне и отличались плохой маневренностью. Экипаж кораблей по первоначальному штату насчитывал от 78 человек, включая 5 офицеров. Впоследствии его численность менялась. На "Brummer", после его переоборудования в учебный корабль, находилось 3 офицера и 62 матроса. В 1900 г. трубы укоротили на 1 м и демонтировали платформу на юте.
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.
10 октября 1884 г. на "Brummer" был поднят военно-морской флаг, и он вошел в состав германского флота. Сразу после этого начались испытания, окончившиеся 21 февраля следующего года, после чего лодка совершила переход Датскими проливами из Вильгельмсхафена в Киль.
Некоторое время корабль провел в западной части Балтики, занимаясь разнообразными учениями и тренировками. 27 июля, на время крупных маневров германского флота 1885 г., лодку включили в состав флотилии миноносцев, которой в то время командовал корветтен-капитан А. фон Тирпиц, державший свой брейд-вымпел на торпедном авизо "Blitz".
Только 3 апреля 1900 г. "Brummer" вернулся на действующую службу в качестве артиллерийского учебного корабля. Теперь на его борту находилось только два 88-мм скорострельных орудия и четыре 37-мм пушки. Старые нескорострельные пушки и торпедный аппарат в ходе модернизации были сняты. Кроме этого на корабле заменили котлы. В течение кампании лодка совершила учебные походы в Немецкую бухту и западную часть Балтийского моря, став на зимовку в Вильгельмсхафене 22 декабря. Рутинная служба продолжалась в течение четырех последующих лет: в 1901 г. — с середины февраля до 15 ноября, в 1902 г. — с 14 января до 28 ноября, в 1903 г. — с 3 февраля по 15 ноября, в 1904 г. — с середины февраля по 3 октября. За этот период времени с "Brummer" не происходило никаких запоминающихся событий, за исключением столкновения с большим (бронепалубным) крейсером "Freya" у Шлаймюнде в середине 1902 г., которое обошлось без особого ущерба.
27 марта канонерскую лодку в последний раз вывели в резерв, а 27 мая официально исключили из списка кораблей Кайзерлихе Марине. Ее корпус первоначально использовался в качестве плавучего склада в Киле, а с началом Первой мировой войны — как плавучий склад бонозаградительного имущества (Trossensperrhulk). 2 июля 1921 г. бывший "Brummer" продали на слом за 165 тысяч рейхсмарок и в следующем году разобрали на металл в Вильгельмсхафене.
В 1892 году "Bremse" продолжил службу, начав кампанию 15 марта. В июне он наведался в Киль, чтобы принять участие в военно-морском параде, посвященном визиту в Германию российского императора Александра III. Вернувшись обратно 18 июня, канонерка вновь приступила к выполнению своих обязанностей по охране рыболовства в Северном море. Однако, 16 августа ушла на Балтику, чтобы принять участие в больших маневрах 1892 года в составе учебного отряда. После возвращения оттуда, 30 сентября лодку вывели в резерв в Вильгельмсхафене. Следующий раз "Bremse" вступил в кампанию только через десять лет, 2 апреля 1902 г. И вновь лодка, теперь на пару с авизо "Zieten", занималась охраной рыболовства в Северном море, посещая по долгу службы немецкие и английские порты. С 7 по 13 мая лодка совершила поход в Киль. 29 августа в Вильгельмсхафене корабль вывели в резерв — как оказалась, в последний раз. 10 марта 1903 г. "Bremse" исключили из списков флота. Некоторое время она использовалась как баржа для различного имущества, затем как нефтеналивная баржа, после чего в 1910 г. была продана за 52 тысяч рейхсмарок. Корпус бывшей канонерки отбуксировали в Дюссельдорф, где он некоторое время использовался в качестве баржи. Дальнейшая судьба неизвестна.
|