Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  
ДО 1937
1937-1940
Bug

1940-1942
Bug
Stavanger

1942-1944
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

1944-1945
20
30
40
50
51
60
70
80
81


 8-я спасательная флотилия ВВС 


 Seenotflottille Stavanger  →
 Seenotflottille 8  →  Seenotflottille 50 

 

Сформирована в июне 1940 года в Ставангере, как Seenotflottille Stavanger в подчинении Seenotzentrale (L) bei Admiral der Norw. Westküste, с 04.1941 в подчинении Seenotzentrale (L) Norwegen, обслуживала станции Seenotbezirkstelle (L) Bergen в Бергене, Seenotbezirkstelle (L) Drontheim в Тронхейме и Seenotbezirkstelle (L) Stavanger в Ставангере. 1.06.1942 переименована в Seenotflottille 8 в подчинении Seenotbereichskommando VIII, количество центров сократилось до двух команд: Seenotkommando 21 в Тронхейме и Seenotkommando 22 в Бергене. 19.08.1944 переименована в Seenotflottille 50 в подчинении Seenotgruppe 50 (Seenotgruppe 50 со штабом в Осло), существовала до конца войны.

В отличие от флотилий ВМФ, авиационные не получали внутренней дивизионной нумерации.

Ниже указаны только те корабли и катера, о которых на данный момент известно достоверно:

 

 
номер имя тип дата примечания судьба  
 
K-41 Hans Rolshoven K IV 9.04.1940 в Тронхейме, из Северного моря 20.07.1940 ушёл на ремонт, затем в Seenotflottille Schellingwoude в Голландии
21.02.1941 в Тронхейме, из Seenotflottille Wilhelmshaven 27.10.1941 ушёл на ремонт, затем в Seenotflottille 5 в Северном море
 
--- FL. B 202 B 2 06.1940 в Ставангере, получен от Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen 13.02.1942 возвращён Seenotflottille 6 на Балтике
 
--- FL. B 204 B 2 07.1940 в Ставангере, получен с Балтики К 1943 возвращён Seenotflottille 6 на Балтике
 
--- Wal-10 китобой 17.08.1940 в Ставангере, переведён из Seenotflottille Bug 15.11.1940 ушёл на ремонт, затем в Seenotflottille 9 в Тромсё
5.01.1941 вернулся после ремонта 05.1942 ушёл на ремонт, затем в Seenotflottille 9 в Тромсё
 
K-51 Karl Meyer K V 23.08.1940 получен от Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau 14.11.1940 ушёл в Seenotflottille Bug auf Rügen
24.06.1942 получен от Seenotflottille 9 в Тромсё к 10.1942 снова в Seenotflottille 9 в Тромсё
к 03.1944 получен от Seenotflottille 9 в Тромсё 25.10.1944 уничтожен авиацией в р-не Намсуса
 
BP-31 BP-31 BP III 29.08.1940 новый, в Ставангере 05.1945 капитулировал в Осло
 
--- Marta Beck китобой 10.1940 мобилизован к 1.07.1943 уже не использовался
 
--- Wal-11 китобой 15.11.1940 в Ставангере, из Ergänzungs-Seenotflottille, временно заменял Wal-10 5.01.1941 ушёл в Куксхафен
 
BS XII Humber буксир 6.12.1940 в Тронхейме, прибыл из Seenotflottille Holland 4.03.1941 ушёл в Германию, позже в Seenotflottille Bug
 
--- FL.B 438 B 4 26.05.1941 в Танангере (у Ставангера), новый 05.1945 капитулировал в Бергене
 
--- FL.B 411 B 4 09.1941 в Тронхейме, прибыл из Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen 4.08.1942 ушёл на ремонт, не возвращался
 
--- FL.B 436 B 4 26.10.1941 в Тронхейме, прибыл из Seenotflottille Riga после 5.12.1943 судьба не известна
 
K-52 Max Stinsky K V 7.11.1941 новый, в Тронхейме 08.1944 передан Seenotflottille 81 на Балтике
 
SP-21 Bussard SP II 8.07.1942 в Тронхейме, новый, с 14.01.1943 в Бергене 05.1945 капитулировал
 
K-61 Hans Albrecht Wedel K VI 22.09.1942 в Тронхейме, получен от Seenotflottille 1 во Франции 08.1944 передан Seenotflottille 81 на Балтике
 
BP-35 BP-35 BP III 31.12.1942 в Тронхейме, получен от Seenotflottille 5 в Ольборге 05.1945 капитулировал
 
BP-32 BP-32 BP III 7.01.1943 в Кристиансанне, получен от Seenotflottille 3 во Франции 6.06.1944 сел на мель и разбит волнами
 
SP-22 Falke SP II 15.01.1943 в Бергене, новый к 01.1944 в составе Seenotflottille 9 в Тромсё
к 10.1944 вернулся в Тронхейм 05.1945 капитулировал
 
--- FL. B 253 B 2 к 03.1943 в Тронхейме, новый 28.12.1944 передан полиции
 
--- FL. B 252 B 2 к 06.1943 в Пори, Финляндия, новый 28.12.1944 последнее упоминание
 
--- FL. B 251 B 2 к 07.1943 в Осло, новый 05.1945 капитулировал
 
--- FL. B 254 B 2 к 08.1943 в Бергене, новый 28.12.1944 последнее упоминание
 
BP-48 BP-48 BP IV 27.09.1943 в Ставангере, получен от Seenotflottille 5 в Ольборге 05.1945 капитулировал
 
--- FL.B 423 B 4 05.1944? в Санде-Фьорде, получен от Seenotflottille Tromsö 05.1945 капитулировал
 
--- FL. B 255 B 2 1944? в Осло, новый 28.12.1944 передан полиции
 
--- FL. B 256 B 2 1944? в Осло, новый 28.12.1944 передан полиции
 
--- FL. B 257 B 2 1944? в Осло, новый 28.12.1944 передан полиции
 
--- FL. B 258 B 2 1944? в Осло, новый 28.12.1944 передан полиции
 


 

1940 1941 1942 1943 1944 1945
04. 06. 07. 08. 10. 11. 12. 01. 02. 03. 05. 09. 10. 11. 02. 05. 06. 07. 08. 09. 12. 01. 03. 06. 07. 08. 09. 01. 03. 06. 08. 10. 12. 05.
Hans Rolshoven   Karl Meyer   Hans Rolshoven   Karl Meyer   Falke   Karl Meyer Falke
  Wal-10 Wal-11 Wal-10   Bussard
  BP-31
  Marta Beck   BP-48
  Humber   Max Stinsky  
  Hans Albrecht Wedel  
  BP-35
  BP-32  
КАТЕРА
  FL. B 202   FL. B 251
  FL. B 204   FL. B 252  
  FL. B 438
  FL. B 411   FL. B 253  
  FL. B 436   FL. B 423
  FL. B 254  
  FL. B 255...258  

 

 

НЕКОТОРЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ СОБЫТИЯ СЛУЖБЫ ДО ОБРАЗОВАНИЯ ФЛОТИЛИИ:

В захвате Норвегии в апреле 1940 участвовали "Karl Meyer" и "Hans Rolshoven". По окончании операции "Hans Rolshoven" остался в Тронхейме.

11 мая 1940 "Hans Rolshoven" в Тронхейме попал под налет английской авиации на топливные склады.

31 мая 1940 "Hans Rolshoven" перешёл в Ставангер.

НЕКОТОРЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ СОБЫТИЯ СЛУЖБЫ ФЛОТИЛИИ "STAVANGER":

6 июня 1940 "Hans Rolshoven" получил приказ перейти в Ставангер для использования в качестве плавучей мастерской и радиостанции и 8 июня в 4:15 прибыл в Ставангер.

В июне 1940 в Тронхейм перевели с Балтики катер "FL.B 202".

13 июля 1940 в направлении Ставангера вышел из Дании также катер "FL.B 204".

20 июля 1940 "Hans Rolshoven" ушёл на ремонт, после которого отправился служить в Голландию. Его сменил "Karl Meyer".

17 августа 1940 для экстренной помощи морскому спасательному центру (сперва временно) был выделен "Wal-10" из Seenotflottille Bug.

29 августа 1940 в 20:00 в Ставангер прибыл "SP 31".

2 сентября 1940 в Тронхейм прибыл "Karl Meyer".

23 сентября 1940 "SP 31" сменил обозначение на "BP 31".

2 октября 1940 был захвачен в Нарвике траулер "Marta Beck" и вошёл в состав флотилии.

23 октября 1940 на "Karl Meyer" были выявлены возрастающие деформации палубного рельса крана и 14 ноября он отправился в Травемюнде на ремонт, который оказался очень долгим.

Для его замены 14 ноября 1940 в Тронхейм был направлен "Humber", но смог прибыть только 6 декабря. Задержка произошла из-за замены вышедших из строя членов экипажа, потерянных якорей и времени на верфи для установки радиопеленгатора.

15 ноября 1940 "Wal-10" был отправлен в ремонт и временно заменён на "Wal-11".

В середине ноября 1941 в Ставангер по пути в Германию зашёл крановый корабль Hans Rolshoven и временно сменил "BP 31", что-бы тот смог отправится в необходимый текущий ремонт.

8 января 1941 "Wal-10" вернулся в Ставангер, отпустив напарника.

28 февраля 1941 в распоряжение флотилии в Тронхейм прибыл с Северного моря "Hans Rolshoven" и 4 марта, сдав дела, сменённый им "Humber" смог отправиться в Киль.

18 апреля 1941 в Тромсё "Hans Rolshoven" принял Dornier Do 18 (стр. 887) и доставил его в Тронхейм на ремонт.

26 мая 1941 в Ставангер прибыл "FL.B 438", как замена ушедшего на ремонт FL.B 501.

В сентябре 1941 с Балтики в Тронхейм прибыл катер "FL.B 411".

26 октября 1941 в состав флотилии в Тронхейме вошёл прибывший с Балтики катер "FL.B 436", якорная стоянка в Эрланне у Тронхейма.

27 октября 1941 "Hans Rolshoven" ушёл на ремонт в Германию и был заменён на "Max Stinsky".

8 ноября 1941 в 13:00 из Киля вышел в распоряжение флотилии "Max Stinsky" и прибыл в Тронхейм.

18 января 1942 "Max Stinsky" принял с линкора "Bismarck" два гидросамолёта Arado Ar-196 из 1./Bordfl.St.196: T3+CK и T3+BH, и доставил их на берег для ремонта.

3 мая 1942 "Wal-10" вновь был отправлен на ремонт, после которого, хоть и вернулся в Норвегию, но в более северный район, в подчинение флотилии Seenotflottille 9.

2 февраля 1942 на "Max Stinsky" был повреждён левый мотор вследствие проникновения воды в бак трансмиссионного масла. Ремонт был проведён на месте в Тронхейме.

13 марта 1942 в 1:35 "Max Stinsky" прибыл в квадрат 8419 / 06 Ost около острова Гоммлуфсгруфер, где совершил вынужденную посадку один Blohm&Voss BV-138. Экипаж самолёта был принят на борт, но в 14.03 прекратил работы по подъёму самолёта из-за трудного фарватера и опасности посадки на мель.

13 марта 1942 "FL.B 202" отправили из Тронхейма назад в Киль. До 1943 года был возвращён на Балтику и "FL.B 204", точная дата не известна.

15 марта 1942 "Max Stinsky" принял с линкора "Bismarck" гидросамолёт Arado Ar-196 T3+BL (№1960188) из 1./Bordfl.St.196 и доставил его на берег для ремонта.

17 марта 1942 "Max Stinsky" доставил с линкора "Tirpitz" на крейсер "Prinz Eugen" для ремонта на борту гидросамолёт Arado Ar-196 T3+BL (№1960188) из 1./Bordfl.St.196.

НЕКОТОРЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ СОБЫТИЯ СЛУЖБЫ 8-Й ФЛОТИЛИИ:

11 июня 1942 "Max Stinsky" перешёл из Тронхейма в Биллефьорд, на "FL.B 411" в этот день у Утхауга сломался коленчатый вал левого мотора.

7 июля 1942 "Max Stinsky" вышел для спасения потерпевшего крушение у Нанисиса (Порсангер-фьорд) Dornier Do 18, но через 2 часа в тумане сел на мель к западу от Оскара Хома. 8 июля был снят с мели вспомогательным кораблем службы безопасности полетов Wal 11 и морскими транспортами.

21 июля 1942 в 7:20 "Max Stinsky" прибыл на ремонт в Тронхейм, но 2 августа ремонт в Норвегии был признан невозможным и корабль был отправлен в Германию.

24 июня 1942 в Тронхейм вернулся поле ремонта "Karl Meyer".

6 июля 1942 в 02:30 ч. в Тронхейм прибыл "Bussard" с катерами "FL.C 404", "FL.C 533" и "FL.C 529" и 8 июля 1942 передан спасательной службе.

9 июля 1942 "Karl Meyer" отправился в Осло с катерами "FL.C 3035", "FL.C 3060" и "FL.C 3061" на борту.

25 июля 1942 в 12:00 "Karl Meyer" вернулся в Тронхейм.

4 августа 1942 "FL.B 411" отправлен на ремонт на верфь в Травемюнде, после которого перенаправлен в Голландию.

22 августа 1942 в состав флотилии в Тронхейм прибыл "Hans Albrecht Wedel".

4 октября 1942 "Hans Albrecht Wedel" вместе с катером "FL.B 525" выходил в кв. 9449/06 Ost на помощь совершившей вынужденную посадку летающей лодке Blohm&Voss BV-138 из эскадрильи 2./406. Катер спас 6 человек, самолет затонул.

К октябрю 1942 "Karl Meyer" уже ушёл в Тромсё.

16 октября 1942 после ремонта "Max Stinsky" вернулся к месту службы с 2 Dornier Do 24 на борту.

1 ноября 1942 8:30 "Max Stinsky" перешёл из Травемюнде в Осло.

8 ноября 1942 в 10:30 "Hans Albrecht Wedel" отправился в Осло.

18 ноября 1942 в кв. 05742/16 Ost "Hans Albrecht Wedel" спас 3 члена экипажа и 3 отпускника с упавшей Blohm&Voss BV-138. 1 член экипажа найден мертвым.

27 ноября 1942 "Max Stinsky" прибыл в квадрат 52543/06 Ost на место аварии катера "FL.B 509".

31 декабря 1942 в 5:00 на место службы в Тронхейм прибыл на буксире "Beowulf" "BP 35".

4 января 1943 "Max Stinsky" принял три пострадавших в бою от огня артиллерии Arado Ar-196 из 1./Bordfl.St.196: повреждённый на 20% T3+DH с крейсера "Lutzow" и два с крейсера "Admiral Hipper" - повреждённый на 30% T3+KH (№1960264) и полностью разрушенный T3+EK (№1960196), после чего доставил их в Тромсё.

7 января 1943 был доставлен буксиром "Orkan" из Фредериксхауна к месту службы в Кристиансанн-Южный "BP 32". Баржа использовалась для спасательной службы в районе между базами в Осло и в Ставангере, где находился штаб флотилии.

С 14 января 1943 и до конца войны "Bussard" базировался в Бергене.

15 января 1943 в состав флотилии вошёл "Falke", сперва находился в Ольборге, а 28-29 января 1943 перешёл в Берген.

13 февраля 1943 на "Falke" произошла авария механизмов, к 20 февраля вероятно был отремонтирован.

В феврале 1943 выход из строя дизель-генератора для крана потребовал 5-месячного ремонта "BP 31".

5 марта 1943 "Hans Albrecht Wedel" с катером "FL.B 253" отправились в кв. 84282/06 Ost на поиск Blohm&Voss BV-138 из эскадрильи 2./406 совершившей вынужденную посадку из-за повреждения двигателя. Катер снял экипаж из 5 человек, самолет был отбуксирован.

Весной 1943 в Осло построили несколько новых катеров по старым чертежам: "FL.B 251" (впервые упоминается в июле), "FL.B 252" (впервые упоминается в июне), "FL.B 253" (впервые упоминается в марте) и "FL.B 254" (впервые упоминается в августе).

9 апреля 1943 "Hans Albrecht Wedel" поднял в кв. 8420/06 Ost Blohm&Voss BV-138. Экипаж из 5 человек был спасён катером "FL.B 525".

4 мая 1943 "Marta Beck" была выкуплена у фирмы за 65 000 норв. крон, но оформление купли-продажи затянулось, как минимум до 14 июля 1943, в этот период корабль стоял без экипажа. Пытались даже нанять норвежских моряков. О дальнейшей службе корабля, если таковая велась, нет упоминаний.

10-11 мая 1943 в квадрате 8042/17 Ost в Тромсё "Max Stinsky" поднял на борт Arado Ar-196 A3 T3+EK с 1 убитым (стр. № 319, бортовой самолет линкора "Scharnhorst"), который зацепил радиомачту и упал в море, и доставил его в Тромсё.

14 мая 1943 в кв. 59472/05 Ost, после воздушного боя с 8 Hampden совершил вынужденную посадку BV-138 С1, (стр. № 310 062) из 1/Kü.Fl.Gr.706, "FL.B 438" спас 4 лётчиков.

18 июня 1943 "FL.B 253" был не в строю из-за поврежденных винтов.

20 июня 1943 в 15:45 "FL.B 436" прибыл в Кристианзанд.

В июле 1943 "BP 31" вернулась к службе после ремонта.

5 августа 1943 в кв. 4256/06 Ost совершил вынужденную посадку He-59 стр. № 1839, самолет был сильно повреждён волнением, экипаж снят дозорным катером, самолёт затоплен из за невозможности буксировки, в 22:50 экипаж 6 августа 1943 был передан на "FL.B 254", который в 11:00 прибыл в Аскевольд.

19 сентября 1943 сообщалось, что "Max Stinsky" был активен в Бергене, а в декабре он в течение месяца стоял на верфи в ремонте.

27 сентября 1943 на место службы в Ставангер прибыл "BP 48".

5 декабря 1943 последний раз упомянут в документах "FL.B 436".

4 января 1944 "BP 35" выходил в кв. 3986/16 Ost для спасения Blohm&Voss BV-138 из 1./SAGr.130

К 29 января 1944 "Falke" числился уже при Seenotflottille 9 в Тромсё.

31 января 1944 "Max Stinsky" должен был выйти из Свинемюнде в Норвегию, но оказался не готов к использованию из-за открывшейся течи и перешёл из Киля в Гамбург для докования на Norderwerft, которое заняло около 8 дней.

8 февраля 1944 по окончании ремонта "Max Stinsky" отправился в Осло и затем прибыл на место службы.

30 марта 1944 вернувшийся из Трёмсё "Karl Meyer", как флагманский корабль руководителя морской аварийной службы "Север", участвовал в спасении повреждённого "Schwabenland" во Флекке-фьорде и сопровождал его в Хортен.

3 апреля 1944 "Karl Meyer" снял со "Schwabenland" и доставил на берег самолёт Blohm&Voss BV-138.

28 апреля 1944 "Karl Meyer" выходил на помощь Dornier Do 24 (стр. № 3240), севшему в повреждённом состоянии из-за плохой погоды в квадрате 27661/16 Ost, но не смог к нему подойти из-за малой глубины, метеорологической ситуации и неясного местонахождения самолёта. Для его спасения из Тронхейма был отправлен прам "BP 35".

В мае или июне 1944 из Травемюнде прибыл катер "FL.B 423", основная якорная стоянка в Санде-Фьорде.

6 июня 1944 при выходе в море вследствие зыби "BP 32" сел на мель и, в конце концов, был разбит зимними штормами и признан потерянным.

6 июня 1944 при выходе в море вследствие зыби "BP 32" сел на мель и, в конце концов, был разбит зимними штормами и признан потерянным.

В августе 1944 года "Hans Albrecht Wedel" и "Max Stinsky" отправились на Балтику, где были включены в спасательную флотилию Seenotflottille 81.

НЕКОТОРЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ СОБЫТИЯ СЛУЖБЫ 50-Й ФЛОТИЛИИ:

"BP 31" перешла в Осло, где 19 августа 1944 была сформирована 50-я спасательная команда.

К 15 октября 1944 "Falke" снова был в Тронхейме.

25 октября 1944 в р-не Намсуса "Karl Meyer" был тяжело повреждён бомбами и пушечно-пулемётным огнём британских самолётов с авианосца "Implacable" и в 00:15 выбросился на берег, где полностью выгорел.

28 декабря 1944 последний раз упоминается большинство катеров: лишь "FL.B 251" достоверно остался в составе флотилии (основная якорная стоянка в Арендале), "FL.B 252" находился в финских водах (основная якорная стоянка в Лоббе), "FL.B 253" (сдан в аренду шефу полиции в Норвегии), "FL.B 254" (основная якорная стоянка в Осло) и "FL.B 254".

Также 28 декабря 1944 шефу полиции в Норвегии были переданы новые "FL.B 255", "FL.B 256", "FL.B 257" и "FL.B 258", о возможной службе которых во флотилии ВВС ничего не известно.

До капитуляции в мае 1945 в составе флотилии дожили "Bussard", "Falke", "BP 31", "BP 35" и "BP 48", а также достоверно - катера "FL.B 251", "FL.B 423" и "FL.B 438".

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1 По материалам этого сайта
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.:
luftwaffe-zur-see.de
lexikon-wehrmacht.de

последнее обновление: 21.07.2021