Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  
ДО 1937
1937-1940
Bug

1940-1942
Bug
Schellingwoude

1942-1944
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

1944-1945
20
30
40
50
51
60
70
80
81


 4-я спасательная флотилия ВВС 


 Seenotflottille Schellingwoude  →
 Seenotflottille 4 

 

Сформирована в ноябре 1940 года в Схеллингвауде (Амстердам), как Seenotflottille Schellingwoude в подчинении Seenotzentrale (L) Holland (выделена из Seenotzentrale (L) Boulogne), 1.06.1942 переименована в Seenotflottille 4 в подчинении Seenotbereichskommando IV. Сперва обслуживала один центр - Seenotbezirksstelle (L) Holland в Схеллингвауде (позже Seenotkommando 9), в марте 1944 получила также Seenotkommando 8 в Остенде (от SNB III). В августе 1944 из-за отступления флотилию пришлось расформировать.

В отличие от флотилий ВМФ, авиационные не получали внутренней дивизионной нумерации.

Ниже указаны только те корабли и катера, о которых на данный момент известно достоверно:

 

 
номер имя тип дата примечания судьба  
 
Голландская группа флотилии Seenotflottille Boulogne
 
--- Majoe м/я 05.1940 Ден-Хелдер, мобилизована, точная дата не известна 15.12.1941 передана школе воздушного сообщения в Дивенове
 
--- Timonia м/я 05.1940 Ден-Хелдер, мобилизована, точная дата не известна 22.07.1942 передана береговой вахтенной станции на о. Зюльт
 
--- FL.B 405 B 4 06.1940 в Делфзейле, позже в Юйсте, получен от Seenotbezirksstelle (L) Norderney 13.07.1940 передан основной группе Seenotflottille Boulogne
 
--- FL.B 308 B 3 25.08.1940 в Эймёйдене, получен от Seenotflottille Bug auf Rügen 09.1943 в составе флотилии Seenotflottille 6
 
--- Humber буксир 13.09.1940 мобилизован, Влиссинген 14.11.1940 ушёл в Норвегию
 
После образования отдельной флотилии
 
--- FL.B 203 B 2 10.1940 из Seenotbezirksstelle (L) List (не подтв.) с 8.11.1941 в Копенгагене, предп. Seenotflottille Wilhelmshaven
 
K-41 Hans Rolshoven K IV 21.10.1940 прибыл из Гамбурга после ремонта к 01.1941 вернулся в Германию
 
--- FL.B 209 B 2 11.1940 получен из Вильгельмсхафена 10.1940 28.04.1942 передан в аренду ВМФ
 
--- FL.A 202 A 2 11.1940 прибыл из Киля в 10.1940 9.09.1944 г. передан ВМФ
 
BP-36 BP-36 BP III 12.1940 новый, Булонь, с 08.1941 - Фекамп 08.1942 передан торпедо-испытательному полигону в Гексенгрунде
 
VL-39 Joannes Georgius логгер нач. 1941 мобилизован 27.12.1940 8.10.1941 передан ВМФ
 
--- FL.B 439 B 4 9.07.1941 в Схевенингене, получен от Seenotflottille Boulogne 2.06.1943 отправлен на Чёрное море, но перенаправлен в Seenotflottille 10 в Италии
 


 

к 10.1940 11.1940 12.1940 нач. 1941 07.1941 10.1941 11.1941 12.1941 04.1942 08.1942 06.1943 09.1943 08.1944
Humber Hans Rolshoven Joannes Georgius  
  BP-36  
КАТЕРА
Majoe  
Timonia  
FL.B 203  
FL.B 308  
  FL.B 209  
  FL.A 202  
  FL.B 439  

 

 

НЕКОТОРЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ СОБЫТИЯ СЛУЖБЫ ФЛОТИЛИИ "SCHELLINGWOUDE":

В мае 1940 были реквизированы две голландские моторные яхты: "Majoe" и "Timonia" первая была передана в распоряжение службы кораблей и катеров ВВС (Kdoschub) в Ден-Хелдере, про вторую нет данных. Известно только, что позже обе подчинялись спасательной станции в Голландии.

31 мая 1940 в Делфзейл вышел из Германии катер "FL.B 405" и вошёл в состав флотилии. Базировался на Делфзейл, затем на Юйст.

13 июля 1940 "FL.B 405" заявлен, как госпитальное судно и передан Seenotflottille Boulogne.

В конце августа 1940 служба безопасности полетов в Роттердаме получила с Балтики катер "FL.B 308".

24 июня 1940 служба безопасности полетов в Булони запросила у ВМФ два подходящих голландских коммерческих судна. В их числе выбор пал на стоящий в Роттердаме "Humber", но после ремонта на верфи Wilton в Схидаме, установки радооборудования и комплектовки экипажа, 13 сентября 1940 корабль перешёл к месту базирования во Влиссинген, оперативно подчиняясь уже вновь созданной Seenotbezirkstelle (L) Holland в Схеллингвауде.

15 октября 1940 из Гамбурга в Ден-Хелдер направилось крановое судно "Hans Rolshoven", 21 октября оно было выделено спасательному району Seenotbezirkstelle (L) Holland и с 3 ноября находилось в Ден-Хелдере. В месте с ним в октябре 1940 флотилия получила также катера "FL.B 203" из Хёрнума, "FL.B 209" из Вильгельмсхафена и "FL. A 202", перешедший по рекам из Хольтенау.

14 ноября 1940 "Humber" был направлен в Тронхейм в Норвегии.

16 ноября 1940 "Hans Rolshoven" выходил для подъёма подавшего сигнал спасательного буя № 19 в 1000 м по направлению 325° на север от Ден-Хелдера.

3 декабря 1940 в состав флотилии была зачислена новая крановая баржа "BP 36", которая отправилась в Схеллингвауде 11 декабря.

27 декабря 1940 был реквизирован голландский логгер "Joannes Georgius" и в начале 1941 вошёл в строй в качестве вспомогательного корабля службы безопасности полетов в составе соединения Люфтваффе Seenotzentrale (L) Holland в Схеллингвауде.

Пополнение новыми судами позволило отпустить слишком крупный "Hans Rolshoven" в Германию и 23 января 1941 он был уже в Айнсвардене (на Везере).

9 июля 1941 в Схевенинген прибыл из Фекана "FL.B 439".

18 августа 1941 "FL.B 439" поднял у Иймейдена 7 английских лётчиков на надувной лодке.

8 октября 1941 логгер "Joannes Georgius" был передан ВМФ в Роттердаме и позже переоборудован в сторожевой корабль.

В начале ноября 1941 "FL.B 203" ушёл на восток и через Гроссенброде 8 ноября прибыл в Копенгаген.

15 декабря 1941 яхта "Majoe" была передана школе воздушного сообщения в Дивенове для учебных целей.

28 апреля 1942 катер "FL.B 209" был передан в аренду ВМФ.

НЕКОТОРЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ СОБЫТИЯ СЛУЖБЫ 4-Й ФЛОТИЛИИ:

22 июля 1942 яхта "Timonia" была передана береговой вахтенной станции KÜST (Küstenüberwachungsstelle) на о. Зюльт.

29 июля 1942 баржа "BP 36" подняла обломки сбитого к востоку от Схеллингвауде британского бомбардировщика Vickers Wellington Mk III, возвращавшегося с бомбардировки Гамбурга и спасла двоих членов экипажа (трое остальных погибли).

10 августа 1942 "FL.B 439" спас у Голландии 2 англичан на надувной лодке и доставил в Ден Хелдер.

В августе 1942 "BP 36" передали торпедо-испытательному полигону в Гексенгрунде (Готенхафен).

4 апреля 1943 в 00:05 "FL.B 439" вышел из Схевенингена к месту аварии в кв. 8582-8581, в 00:43 вернулся без успеха.

2 июня 1943 приказано подготовить "FL.B 439" для перевода по внутренним водным путям и грунтовой дороге в Черное море.

В сентябре 1943 катер "FL.B 308" отправился назад на Балтику.

Оставшийся катер "FL.A 202" после расформирования флотилии и эвакуации в Германию, 9 сентября 1944 был передан ВМФ.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1 По материалам этого сайта
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.:
luftwaffe-zur-see.de
lexikon-wehrmacht.de

последнее обновление: 21.07.2021