ОглавлениеCоединения и операции флотаКорабельные соединения и флотилии ВВС → Корабли и катера при спасательной станции ВВС в Листе на Зюльте

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  
ДО 1937
1937-1940
Bug
List

1940-1942
Bug

1942-1944
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

1942-1944
20
30
40
50
51
60
70
80
81


 Корабли и катера при спасательной станции ВВС в Листе на Зюльте 1937-1940 


 Seenotbezirksstelle (L) List/Sylt 

 

Сформирована 1 июля 1937 года в Листе на Зюльте, как Seenotbezirksstelle (L) List/Sylt, с 20 марта 1939 в подчинении Seenotzentrale (L) Bremen. В июне 1940 корабли и катера были организационно переданы вновь созданной флотилии Ergänzungs-Seenotflottille, хотя оставались в оперативном подчинении центра. Эта схема существовала до конца войны.

Ниже указаны только те корабли и катера, о которых на данный момент известно достоверно:

 

 
номер имя тип дата примечания судьба  
 
K-31 Bernhard von Tschirschky K III 1.07.1937 в Листе, уже был в составе Luftkreis-Kommando VI в 04.1940 в Норвегии, но с 05.1940 в Seenotflottille Brest-l'Aberwrach
 
--- FL.B 205 B 2 1.07.1937 в Листе, уже был в составе Luftkreis-Kommando VI с 06.1940 в Ergänzungs-Seenotflottille
 
--- FL.B 213 B 2 1.07.1937 в Хёрнуме, уже был в составе Luftkreis-Kommando VI с 06.1940 в Ergänzung Seenotflottille
 
 
 
--- FL.B 406 B 4 23.08.1938 новый, в Хёрнуме с 06.1940 в Ergänzungs-Seenotflottille
 
--- FL.B 407 B 4 23.08.1938 новый, в Листе с 06.1940 в Ergänzungs-Seenotflottille
 
 
--- FL.B 203 B 2 03.1939 в Листе, получен от Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau с 06.1940 в Ergänzungs-Seenotflottille?
 
 
--- FL.B 414 B 4 10.1939 в Хёрнуме, получен от Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau с 06.1940 в Ergänzungs-Seenotflottille
 
--- FL.B 418 B 4 10.1939 в Листе, новый с 06.1940 в Ergänzungs-Seenotflottille
 
--- FL.B 415 B 4 11.1939 в Тённинге, получен от Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen с 06.1940 в Ergänzungs-Seenotflottille
 
--- FL.B 417 B 4 11.1939 в Тённинге, новый с 06.1940 в Ergänzungs-Seenotflottille
 
 
--- Wal 11 китобой 21.03.1940 в Листе, мобилизован с 06.1940 в Ergänzungs-Seenotflottille
 


 

07.1937 08.1938 03.1939 10-11.1939 04.1940 06.1940
Bernhard von Tschirschky Wal 11  
FL.B 205  
FL.B 213  
  FL.B 406  
  FL.B 407  
  FL.B 203  
  FL.B 414  
  FL.B 415  
  FL.B 417  
  FL.B 418  

 

 

НЕКОТОРЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ СОБЫТИЯ СЛУЖБЫ СТАНЦИИ В ЛИСТЕ:

1 июля 1937 года спасательному району SNB List в Листе был придан крановый корабль "Bernhard von Tschirschky" и катера "FL.B 205" и "FL.B 213".

23 августа 1938 года к ним присоединились новые катера "FL.B 406" и "FL.B 407".

В марте 1939 г. Seenotbezirksstelle (L) List был передан прибывший из Киля "FL.B 203", базировался в Тённинге (По некоторым данным 1 ноября 1939 вновь находился на Балтике, при Seenotbezirksstelle (L) Nest с базой в Кампе, но это не подтверждено. 6 мая 1940 г. был заявлен как прежде, при Seenotbezirksstelle (L) List в Хёрнуме). Вместо него 20 марта на Балтику отправили "FL.B 210".

Последний довоенный выход "Bernhard von Tschirschky" состоялся 25 августа 1939 в 18:15, когда он вышел из Листа в кв. 2541, но в 2:40 ночи был отозван и отправился на бункеровку в Куксхафен.

9 сентября 1939 "Bernhard von Tschirschky" с катером "FL.B 407" выходил на помощь потерпевшему крушение пароходу "Baldur", в 7:50 корабли повернули назад и в 10:15 ч. вернулись в базу.

21 сентября 1939 "Bernhard von Tschirschky" ушёл на ремонт мотора в Гамбург на "Norderwerft". В Листе его временно сменил "Gunther Plüschow".

7-9 октября 1939 "Bernhard von Tschirschky" дежурил на постоянной линии в кв. 3875-3974. 9 октября 1939 в море вышел также новый катер "FL.B 418". 10 октября 1939 в 60 мор. мил. к северо-западу от Зюльта рядом с ним совершил вынужденную посадку Dornier Do 18 D3 8L+JK (стр. № 827) из эскадрильи 2./Kü. Fl. Gr. 606, но самолет не успели поднять на борт и он затонул.

23 октября 1939 "Bernhard von Tschirschky" с недавно прибывшим с Балтики катером "FL.B 414" предпринял поиск двух Dornier Do 18, севших у Хёрнума.

27 октября 1939 в 7:45 "Bernhard von Tschirschky" в сопровождении "FL.B 406" вышел на постоянную линию дежурства в кв. 3875 - 3974, с 9:50 находился в кв. 9417. В 13.50 в кв. 9611 совершил вынужденную посадку Heinkel He-59 М2+RL (стр. № 1842) из эскадрильи 3./106 и в 14.20 ч. "Bernhard von Tschirschky" взял самолёт на буксир, а в 15.00 - повёл его в Боркум, но в 22.40 ч. при силе ветра в 9 баллов самолёт опрокинулся и затонул. 28 октября 1939 экипаж был доставлен в Лист. В этом походе на корабле возникли проблемы с правым мотором.

1 ноября 1939 на базе в Тённинге появились два катера: прибывший с Балтики "FL.B 415" и новый "FL.B 417".

12 ноября 1939 "Bernhard von Tschirschky" вышел в кв. 8332 и 8334, затем перешёл в кв. 8316. 13 ноября 1939 он стал на якорь в Хубертгате, а 14 ноября 1939 был на рейде в Боркуме. 13 ноября 1939 года в 07:25 выходил в море и "FL.B 406".

13 ноября 1939 в 07:25 "FL.B 418" вышел из Листа, в 10:50 направлен в кв. 9448 Mitte.

17 ноября 1939 "Bernhard von Tschirschky" прибыл в Гельголанд, в 20-22 ч. участвовал в операции "Ганс Софи" (Massnahme Hans Sophie), затем вернулся в Лист. "FL.B 414" в 09:10 вышел из Хёрнума к Кноопс-Ринне, но из-за волнения остался в пределах бассейна, тогда-же (в 09:10) из Листа "FL.B 418", на позицию в 4 милях к западу от Кампена.

20 ноября 1939 "Bernhard von Tschirschky" отбуксировал (катер?) "Ramm" в Хёрнум, а в 22:55 стоял на якоре в немедленной готовности выйти к северу от пролива Зальц-Зунд. 21 ноября 1939 вышел в кв. 9320 в качестве метеорологической станции, где из за опасности атаки подводных лодок ходил нерегулярными курсами. "Hans Rolshoven" в этот день находился на позиции метеорологической станции в кв. 8316.

25 ноября 1939 с 08:20 ч. "Bernhard von Tschirschky" находился в кв. 9184 в качестве метеорологической станции, а с 29 ноября - в кв. 3819.

12 декабря 1939 в кв. 3727 "Bernhard von Tschirschky" спас совершившего в 19:46 вынужденную посадку Dornier Do 18 G K6+FH (стр. № 858) из эскадрильи 1./Kü. Fl. Gr. 406. 17 декабря 1939 в 22:50 ч. "Bernhard von Tschirschky" вернулся в Хёрнум.

18 декабря 1939 "Bernhard von Tschirschky" вышел в качестве метеорологической станции на позицию у подходного буя Листа. 24 декабря в 4:55 вернулся в Лист.

26 декабря 1939 в 9:00 "Bernhard von Tschirschky" вновь вышел на позицию к подходному бую, где пробыл до 28 декабря.

10 января 1940 "Bernhard von Tschirschky" вышел на позицию к подходному бую у Листа, 12 января вернулся в Лист.

20 января 1940 "Bernhard von Tschirschky" спас тральщик "М-1201", который сел на мель между восточным Листом и Листер-Неем.

8 февраля 1940 в 17:00 "Bernhard von Tschirschky" прибыл в Гельголанд и сразу вышел вместе с "Hans Rolshoven" на поиск пропавшего без вести баркаса в кв. 9348, 9582 и 9563. Баркас был обнаружен в 8:15 в кв. 9562 во льду северного берега в Лангеоге, остановившийся из-за недостатка горючего. 5 человек умерли от голода и замерзли. В 20:45 "Bernhard von Tschirschky" вернулся в Гельголанд.

9 февраля 1940 в 0:20 "Bernhard von Tschirschky" стоял на якоре у Кампена на позиции метеорологической станции, а в 14:50 отправился в кв. 9315 на поиски упавшего колёсного самолёта Heinkel He-111.

10 февраля 1940 в 9:00 "Bernhard von Tschirschky" получил ото льда пробоину по правому борту в р-не 17 и 18 шп. и 15 февраля прибыл на ремонт на Norderwerft в Гамбург, простой составил примерно 4 недели.

1 марта 1940 в 03:30 "FL.B 418" вышел из Листа на вышел из Листа на поиск колёсного He-111 1H+KN из II/K.G.26, упавшего в море в 02:37 у Вестерланда, в поиске также участвовал Hans Rolshoven из Seenotbezirksstelle (L) Norderney.

8 марта 1940 в 10:55 "FL.B 414" был вынужден вернуться Хёрнум из-за льда. "FL.B 418" в этот день патрулировал к западу от Вестерланда.

16 марта 1940 в 03:15 "FL.B 414" прибыл в Хёрнум.

17 марта 1940 "FL.B 418" получил пробоины, винт и руль деформированы.

18 марта 1940 "FL.B 414" был незначительно повреждён зажигательной бомбой при налете авиации.

20 марта 1940 в 13:50 "FL.B 406" вышел на позицию метеорологической станции, но на рассвете вернулся из за проблем с компасом, после чего был отправлен на ремонт.

22 марта 1940 в 16:00 "FL.B 407" прибыл в Куксхафен, а 23 марта снова был в Листе.

24 марта 1940 "Bernhard von Tschirschky" принял продовольствие в Куксхафене и 25 марта отправился в Хёрнум.

28 марта 1940 в 16:45 из опасения повредить палубный груз "Bernhard von Tschirschky" был отозван с операции спасения - в Северном море сила ветра составила 10 баллов.

30 марта 1940 "FL.B 407" патрулировал у Кампена, в 22:55 вернулся в Лист.

4 апреля 1940 "FL.B 406" вернулся из ремонта.

7 апреля 1940 "FL.B 407" из-за сильной бортовой качки запросил о перенесении позиции метеорологической станции к западу от Элленбогена.

8 апреля 1940 "FL.B 205" выходил на поиски, но из-за тяжелой зыби в 17:58 ч. вернулся назад.

9 апреля 1940 "FL.B 407" отправлен к Вестерланду, предположительно - авиакатастрофа, в 14:48 обнаружил труп Франца Грюнера, курьера верховного командования из Берлина-Штаакена, в 22:40 вернулся в Лист.

11 апреля 1940 "FL.B 407" был отправлен к месту падения двух сбитых 4-моторных советских самолётов в 1,5 - 2 милях от Элленбогена, волнение 5–6 баллов, сила ветра 9 баллов.

12 марта 1940 в подчинение Seenotzentrale (L) Nord с базой в Листе на Зюльте был передан "Wal-11". 18 марта он вышел из Хольтенау, 19 марта в 8:50 из Куксхафена (без необходимых документов для радиослужбы и навигации). По прибытии в Лист 21 марта корабль был отправлен на оборудование средствами связи и буксировочным устройством. Организационно корабль вошёл в состав спасательной флотилии Ergänzungs-Seenotflottille.

28 марта 1940 "Wal-11" получил приказ патрулировать на позиции метеорологической станции у Кампена, в 7:30 вышел из Листа, сразу отправился в кв. 3771, где один самолет совершил вынужденную посадку, затем вёл поиск в кв. 9445, 9328, 9314, 6635, 3785, 3771, ничего не обнаружил и вернулся к месту патрулирования.

1 апреля 1940 "Wal-11" вышел из Листа в позицию метеорологической станции в кв. 9187 и 3870, но сразу направился в кв. 9325 и стоял там вблизи зеленого светового буя, не становясь на якорь, 2 апреля находился в кв. 3870, 3 апреля из за ухудшения погоды отошёл на север (на глубокую воду), 4 апреля вернулся к месту патрулирования, а 7 апреля участвовал в поиске упавшего самолёта.

9-11 апреля 1940 "Bernhard von Tschirschky" перешёл в Тронхейм в Норвегии, в состав спасательной службы Seenotzentrale (L) norw. Westküste.

12 апреля 1940 в 06:50 "FL.B 205" патрулировал у западного Элленбогена, в 21:20 покинул позицию без указания центра из-за бурной погоды.

16 апреля 1940 "Wal-11" находился в Листе, 17 апреля был отправлен на срочный ремонт, а 18 апреля уже снова был готов к применению.

20 апреля 1940 "Wal-11" засветло вышел на позицию метеорологической станции, 24 апреля в 8:35 вернулся в Лист.

26 апреля 1940 "Wal-11" получил приказ найти и отбуксировать в Лист обнаруженную подводной лодкой "U 17" в кв. 9241 повреждённую летающую лодку Dornier Do 18 K6+DK из 2/406, в 11:20 вышел в море и в 14:30 прибыл в указанное место. 27 апреля в 3:00 из-за тумана стал на якорь у Кампена, в 6:45 с самолётом на буксире прибыл в Лист и в 11:45 ушёл на бункеровку в Эсбьерг, куда прибыл в 19:40. 28 апреля в 19:00 прибыл в Тюборён.

6 мая 1940 "FL.B 203" был в Хёрнуме, "FL.B 407" в Листе. В этот день вернулся из ремонта "FL.B 418".

23 мая 1940 в 23:05 "FL.B 203" вышел из Хёрнума.

27 мая 1940 "Wal-11" стоял в гавани Тюборёна.

31 мая 1940 "Wal-11" выполнил бункеровку и 1 июня в 11:50 вышел в позицию метеорологической станции у Тюборёна.

6 июня 1940 в 00:15 "Wal-11" вышел из Тюборёна, 7 июня вернулся, а 8 июня в 4:00 снова вышел в позицию метеорологической станции у Тюборёна. 9 июня вернулся, оставаясь в часовой готовности.

11 июня 1940 "Wal-11" выполнил бункеровку в Эсбьерге.

13 июня 1940 в 7:35 "Wal-11" стал на якорь на рейде в Листе, где была произведена замена радиостанции на польскую.

17 июня 1940 в 10:30 "Wal-11" ушел на бункеровку в Эсбьерг, затем направился в Тюборён, куда прибыл 18 июня в 16:00.

В июне 1940 "Wal-11" и катера были выделены в состав вновь образованной отдельной Ergänzungs-Seenotflottille.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1 По материалам этого сайта
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.:
luftwaffe-zur-see.de
lexikon-wehrmacht.de

последнее обновление: 04.07.2021