Германия, 1898 г. 1 ед. (куплен в Британии, проект верфи "Thornycroft" 1896 года)
*
D-10
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№
обозн.
верфь-строитель
закладка / спуск / в строю
примечания
1
D-10
<Thornycroft> Лондон, Британия
1896
в 1906 модернизирован, с 1907 тендер приёмной комиссии ПЛ
с 09.1914 флагман балтийской учебной флотилии подводных лодок, с 1915 тендер при школе подводного плавания и в приёмной комиссии ПЛ
с 1919 плавказарма, 28.07.1922 исключён, в 1922 слом в Вильгельмсхафене
24.03.1898
13.10.1898
ТТХ
первоначально
после модернизации 1906
Водоизмещение
нормальное
310 т
полное
371 т
регистровое
? брт
Размерения
длина
КВЛ
64,30 м
полная
66,10 м
ширина
5,95 м
осадка
носом
? м
кормой
2,35 м
высота борта
3,89 м
Энергетическая установка
состав и тип
2 вала
2х3-лопастных гребных винта Ø 2,14 м
1 МО
2 вертикальных 4-цилиндровых ПМ тройного расширения
3 КО
3 ПК Thornycroft (15,5 атм., 1006 м²)
3 ПК Yarrow (15,5 атм., 1035 м²)
проектная мощность
?
Ходовые данные
скорость на испытаниях
27,2 уз. при 5783 л.с., 389 об/мин
?
запас топлива
77 т. угля
80 т. угля
дальность плавания
14 узлов
2120 миль
?
19 узлов
810 миль
?
22 узла
810 миль
?
Экипаж
47 чел. (7 офицеров, 40 матросов)
52 чел. (4 офицера, 48 матросов)
Дополнительные данные
корпус
стальной, оцинкованный, набор по поперечной схеме, 12 отсеков
электроснабжение
1 динамо-машина, 4 кВт, 67 В
управление
1 руль в корме, 1 руль в носовой части
плавсредства
1 катер, 1 шлюпка
стоимость
1 млн. 173 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
5 - 50 мм/40 [826 снарядов]
3 ТА - 450 мм (1 носовой надводный, 2 палубных) [3 торпеды] *в 1906 носовой демонтирован
Куплен в Англии для сравнительных испытаний с "D-9" и изучения британского опыта, однотипный с британскими 2-трубными 30-узловыми истребителями "Angler", "Ariel", "Desperate", "Famé", "Foam", близок к "Cygnet", "Cynthia", "Coquette", "Mallard", "Stag".
Сперва дымовые трубы были ниже на 1,5 м. Имел закрытый мостик, на нём прожектор. Получил прозвище Schlingernpott (качающаяся посудина).
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги
В целом по результатам испытаний сделали вывод, что преимущества "британца" в скорости и артиллерии совершенно теряются в открытом море и остановились на отечественном варианте, переняв у англичан только двухвальную установку с тремя котлами.
Корабль активно служил мало, уже с 1907 использовался как тендер приёмной комиссии ПЛ.
С началом войны в 1914 числился в береговой обороне, использовался как флагман 1-й флотилии ПЛ, в этом качестве сопровождал подводные лодки в операциях у Финского залива 8-14 октября и 24-26 октября 1914 года. В ночь на 11 ноября 1914 в результате непогоды корпус дал течь - сказалось долгое отсутствие ремонта, и миноносец был выведен из состава отряда, планируемого для следующей операции.
В 1915 возвращён в тендеры, при школе подводного плавания и в приёмной комиссии ПЛ, с 1919 использовался как плавказарма, 28.07.1922 исключён, в 1921 слом в Вильгельмсхафене.