ОглавлениеCоединения и операции флотаФлот Германии в 1-ой мировой войне → тральная операция и бой в Гельголандской бухте 17-18 ноября 1917 г.

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Тральная операция и бой в Гельголандской бухте 17-18 ноября 1917 г.

 

 

Для борьбы с немецкими подводными лодками на выходах из баз и в Гельголандской бухте англичане систематически ставили мины. В ходе кампаний 1915-17 гг. они поставили около 21000 мин. Для проводки подводных лодок в море и обратно постоянно чистыми от мин немцы могли поддерживать только три фарватера: идущий на запад вдоль берега; проходящий посередине между Терсхеллингом и Хорнс-рифом; ведущий на север вдоль датских берегов. Для протраливания этих фарватеров выделялись тральщики, прорыватели минных заграждений, лёгкие крейсера с самолетами для охраны и линейные корабли для их поддержки.

Один из таких так называемых "проверочных выходов" (тральная разведка) был назначен на 07.00 17 ноября. Тральщики под прикрытием 10 эсминцев и четырёх лёгких крейсеров 2-й разведывательной группы под общим командованием контр-адмирала Рейтера должны были обследовать фарватер, проложенный на север от точки, находившейся посередине линии Хорнс-риф-Терсхеллинг.

Для их непосредственной поддержки 17-18 ноября из состава сил поддержки Передовой сторожевой службы в Северном море выделили линкоры "Kaiser" и "Kaiserin" под общим командованием по старшинству командира "Kaiserin" капитана 1-го ранга Грассхофа.

В тот же день, 17 ноября англичане приняли решение нанести удар по германским тральщикам и обеспечивающим их кораблям силами линейных и лёгких крейсеров и тем самым затруднить выход в море подводных лодок и лёгких сил. Для поддержки задействовали 1-ю эскадру линкоров Гранд-Флита. К утру 17 ноября эскадры британских крейсеров подошли в точку рандеву. Стояла мглистая погода. В 07.30 в тумане они внезапно наткнулись на германские корабли.

В 8.51 малый крейсер "Königsberg" отпраил сообщение о том, что в квадрате 058-альфа появились силы противника. В 8.55 они были опознаны, как тяжелые корабли, и дальнему прикрытию было приказано поднять пар во всех котлах.

Немецкие тральщики были атакованы крейсерами "Calypso" и "Caledon". II разведывательная группа оказала им поддержку. Nürnberg открыл огонь по британским крейсерам в 8:55 с дистанции 11 км, однако густой дым и туман закрыли британские суда, и крейсер вскоре был вынужден прекратить стрелять. Около 10:00 в развернувшийся бой вмешались два британских линейных крейсера - "Courageous" и "Glorious". Nürnberg оказался под огнем, не получил прямых попаданий, но был засыпан осколками, которые убили одного и ранили четырёх (по другим данным - 9) человек, один из которых позже умер от ран. Также был поврежден один из дальномеров. Крейсер ответил огнем, но вскоре туман снова скрыл британские корабли.

британский лёгкий крейсер "Calypso"
   
британский лёгкий крейсер "Caledon"

британский линейный крейсер "Courageous"
   
британский линейный крейсер "Glorious"

 

В 9.50 к месту боя подошли линкоры "Kaiser" и "Kaiserin" и открыли огонь по английским лёгким крейсерам. Одним из первых залпов линкоры добились попадания в британский крейсер. В бой вмешались также британские линейные крейсера Первой эскадры адмирала сэра Чарльза Джона Нэпира "Tiger", "Lion", "Princess Royal", "Repulse" и "New Zealand". Лёгкие крейсера под прикрытием линейного крейсера "Repulse" стали отходить к эскадрам Гранд-Флита.

В 10.58 "Königsberg" получил попадание 380-мм снарядом с линейного крейсера "Repulse". Снаряд пробил все три дымовые трубы и через верхнюю палубу проник в угольную яму, выдавил ее внутреннюю переборку, взорвался там и произвел пожар. Контр-адмирал Рейтер перешёл на "Pillau". Пожар смогли потушить только через 30 минут. Экипаж потерял 8 человек убитыми и 15 ранеными. На полном ходу (26-27 уз.), переменными курсами и под прикрытием дымзавесы крейсеру удалось выйти из боя и добраться до базы.

британский линейный крейсер "Tiger"
   
британский линейный крейсер "Lion"
   
британский линейный крейсер "Princess Royal"
   
британский линейный крейсер "New Zealand"
   
британский линейный крейсер "Repulse"

 

К 11.00 подошли линейные крейсера "Hindenburg" и "Moltke". Командир 2-й разведывательной группы контр-адмирал фон Ройтер приказал линейным крейсерам присоединится к линкорам, а "Hindenburg" взял на себя управление тяжелыми кораблями, и немцы начали преследование отходящего противника, но туман помог англичанам уйти.

Линкоры "Friedrich der Große", "König Albert", "Nassau" и "Rheinland" также направили к месту боя, но они подошли туда в 13.41, уже после ухода британских крейсеров.

Кроме того на помощь вышли линейные крейсера "Seydlitz" и "Von der Tann", но они уже не успевали и были на полпути отправлены назад.

***

На следующее утро, 18 ноября в 3.00, "Seydlitz", "Derflinger", "Moltke", "Baden" и "Hindenburg" вышли в море, чтобы прикрыть миноносцы, которые должны были убрать индикаторные буи, выставленные накануне днем на заминированном участке. Линейные крейсера прикрывали IV группу прорывателей заграждений, с 8.45 до 12.48 патрулируя на маршруте "Средний". "Hindenburg" был вторым в строю. После того, как миноносцы выполнили свою задачу, крейсера вернулись на рейд Шиллиг. "Hindenburg" бросил якорь в 18.28.

 

 


маршрут "средний".
группа траления
?
ближнее прикрытие
4 малых крейсера (II разведгруппа)
10 эсминцев 7-й флотилии (точный состав на эту дату не известен)
 
дальнее прикрытие
прибыли в 9.50 - 2 линкора, участвовали в бою
прибыли в 11.00 - 2 линейных крейсера, огонь открыть уже не успели
прибыли в 13.1 - 4 линкора, противника уже не застали
не успевали и были на полпути отправлены назад 2 линейных крейсера
+ при линкорах и линейных крейсерах вероятно, были миноносцы
 
выходили на следующий день
+ миноносцы, тральщики и прорыватели заграждений
 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
по материалам этого сайта