ОглавлениеТранспорты → Речные транспорты франко-прусской войны

  Транспорты  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Речные транспорты
(Flußtransporter, Heerentransporter, Verwundetentransporter usw.)

Германия, 1870-1871 гг. ок. 20 ед.
(мобилизованные на время франко-прусской войны и трофейные гражданские пароходы)


один из пассажирских п/х компании "Preußisch-Rheinische DSG" в Кёльне

*
Die Königin
*
Hableàny
* ...
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / дата постройки в строю примечания
1 die Königin <Gutehoffnungshütte>, стр. № 12, Вальсум / 11.1840 07.1870 колёсный пассажирский п/х компании "Preußisch-Rheinische DSG" в Кёльне, в 09.1870 возвращён владельцу, в 09.1870 возвращён владельцу.
+ прусским военным министерством для перевозки раненых были арендованы ещё 15 рейнских пароходов, тождество которых не установлено
2 Hableàny <Josef Hartmann>, Будапешт, Австро-Венгрия / 1867 1870 захвачен в Марне под французским флагом, в 1871 продан, в 1874 погиб от взрыва котла.
+ кроме того на Рейне и на местах применялись и некоторые другие французские трофейные суда
ТТХ
  die Königin Hableàny
Водоизмещение ? ?
Размерения длина 51,82 м 19,00/20,00 м
ширина 6,10 м (корпус) 2,33 м (корпус)
осадка ? 0,35/0,56 м
Энергетическая установка состав и тип 2 бортовых колеса 2 бортовых колеса
1х2-цил. ПМ низ. давл. 1 ПМ
1 ПК 1 ПК (4 атм.)
мощность 340 ном. л.с. 8-10 инд. л.с.
Ходовые данные скорость 6,5 уз. ?
ВООРУЖЕНИЕ
вероятно, отсутствовало

 

С началом войны с Францией, с учетом изначально поставленной перед армией целью - утверждению вдоль Рейна - армейский комиссариат 2-й армии арендовал флотилию из шести пароходов и необходимые баржи, что-бы использовать их в качестве мобильных складов снабжения на линии Вормс-Бинген. Они были заполнены всевозможными запасами, но наступление Второй Армии было настолько неожиданно быстрым, что вскоре корабли оказались в глубоком тылу и, чтобы сэкономить на арендной плате, были разгружены в Бингене и возвращены владельцам.

***

Второй раз корабли понадобились для эвакуации раненых, и по договору, заключенному военным министерством Пруссии с Рейнским пароходным обществом (Rheinische Dampfschiffahrtsgesellschaft) в период с 29 июля по 28 сентября 1870 года 16 нанятых пароходов за 94 рейса перевезли 10 683 человека (8262 раненых и 2421 больного). Точно так же в августе и ноябре пароходы выполнили несколько аналогичных рейсов по Мозелю.

Из этих 16 рейнских пассажирских пароходов, как правило - колёсных, точно установлено использование в июле-сентябре только одного корабля: "die Königin" (Королева) кёльнской компании Preußisch-Rheinische DSG постройки 1840 г. После войны он эксплуатировался до 1882 г., когда был сдан на слом. Кроме того компания Preußisch-Rheinische DSG на тот момент среди других судов располагала подобными пароходами "Germania" (1842) и "Victoria" (1839), которые с большой долей вероятности также участвовали в этих рейсах, что, однако, не подтверждено.

Иногда на более поздних этапах войны, особенно на северном театре военных действий, в транспортных целях также использовались подручные французские суда, но эти рейсы были редкими и ограниченными, отчасти потому, что реки и каналы были недостаточно близко к железнодорожным станциям, отчасти из-за отсутствия подходящих транспортных судов. Кроме того, на Сене между Эльбеуфом и Дуклером сапёры использовали два местных парохода для контроля за течением при переправах. Из трофейных судов хорошо известен лишь приведённый на Рейн в качестве приза австро-венгерский "Hableàny"

Hableàny

"Hableàny" (венг. Русалка) был первым в истории кораблём, который пересек Европу по водным путям, доказав, что можно организовать постоянную линию между Черным морем и Атлантикой. Автором похода и строителем корабля был граф Одон Сечени, который трижды ходил по маршруту Пешт-Галак, чтобы получить сертификат капитана, рулевого, механика и гидрографа. Ему помогал инженер - профессор университета Армин Веш, а навигационную часть обеспечивал Альберт Кенесси.

Корабль был разработан Адольфом Хёхером Пештом специально для этой цели и построен исключительно венгерскими мастерами из домашних материалов и был готов к эксплуатации к ноябрю 1866 года. После успешных испытаний капитаном был назначен член Корабельного Клуба Пешт Алахос. Экипаж состоял из трех моряков - механика, кочегара и повара.

Выйдя из Будапешта 6 апреля 1867 года, 18 мая они прибыли на всемирную выставку в Париж по рекам Дунай, Майн, Рейн, Марна и Сена. Самой трудной частью путешествия был канал Лайос, который Дунай и Майн, пересекая континентальный водораздел. В течение 43-х дневного 2000-километрового пути, проход канала Лайос протяженностью 170 км занял 3 дня (с 28 апреля по 1 мая). На Дунае было пять шлюзов от Кельхайма до соединительного канала, на реке Альтмюль был шестой, за которым следовал искусственный канал и седьмой шлюз. Пройдя через восьмой шлюз, корабль достиг реки Регниц, где пришлось использовать буксир. Девятый шлюз вел к Майнаре. Во Франкфурте экипаж получил короткий отдых, а корабль - техническое обслуживание, а после Рейна, в Страсбурге ​​начался последний этап похода во Францию, ведущий через канал до Нанси, а затем по рекам Марна и Сена в Париж.

Император Наполеон II наградил Сечени за уникальное предприятие Почетным орденом, а "Русалка", на которой несколько раз побывала императрица, была награждена золотой медалью. После этого в 1867 Одон Сечени продал свой корабль в Париже французскому писателю Турна фон Феликс (Turna von Félix, Nadar).

Во время Франко-Прусской войны в 1870 корабль был мобилизован французской армией и служил на реке Марне, где в том же году был захвачен прусскими войсками и доставлен на Рейн, где в 1874 году затонул в результате взрыва котла. По другой версии, он был потоплен на Марне артиллерией. Тем не менее, маршрут его рейса не был забыт, и с тех пор стал самым оживленным внутренним водным путём Европы.


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
 
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 8., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1992.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т. ч. www.forum-marinearchiv.de

последнее обновление: 8.05.2019

 




 

 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1870-1890
Hableàny
Модель "Hableàny".
Hableàny
Маршрут "Hableàny".
Hableàny
Прибытие "Hableàny" в Париж.
Hableàny
"Hableàny"
Hableàny
"Hableàny"
Следующая страница - паровые лихтеры т. "Helene".
Предыдущая страница - мобилизованные балтийские транспорты во время Французской войны.