Оглавление → Транспорты → Речные транспорты франко-прусской войны
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речные транспорты (Flußtransporter, Heerentransporter, Verwundetentransporter usw.)
Германия, 1870-1871 гг. ок. 20 ед., многие из них использовались, как санитарные (мобилизованные на время франко-прусской войны и трофейные гражданские пароходы) один из пассажирских п/х компании "Preußisch-Rheinische DSG" в Кёльне
* Die Königin * Hableàny * ...
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
С началом войны с Францией, с учетом изначально поставленной перед армией целью - утверждению вдоль Рейна - армейский комиссариат 2-й армии арендовал флотилию из шести пароходов и необходимые баржи, что-бы использовать их в качестве мобильных складов снабжения на линии Вормс-Бинген. Они были заполнены всевозможными запасами, но наступление Второй Армии было настолько неожиданно быстрым, что вскоре корабли оказались в глубоком тылу и, чтобы сэкономить на арендной плате, были разгружены в Бингене и возвращены владельцам. *** Второй раз корабли понадобились для эвакуации раненых, и по договору, заключенному военным министерством Пруссии с Рейнским пароходным обществом (Rheinische Dampfschiffahrtsgesellschaft) в период с 29 июля по 28 сентября 1870 года 16 нанятых пароходов за 94 рейса перевезли 10 683 человека (8262 раненых и 2421 больного). Точно так же в августе и ноябре пароходы выполнили несколько аналогичных рейсов по Мозелю. Из этих 16 рейнских пассажирских пароходов, как правило - колёсных, точно установлено использование в июле-сентябре только одного корабля: "die Königin" (Королева) кёльнской компании Preußisch-Rheinische DSG постройки 1840 г. После войны он эксплуатировался до 1882 г., когда был сдан на слом. Кроме того компания Preußisch-Rheinische DSG на тот момент среди других судов располагала подобными пароходами "Germania" (1842) и "Victoria" (1839), которые с большой долей вероятности также участвовали в этих рейсах, что, однако, не подтверждено. Иногда на более поздних этапах войны, особенно на северном театре военных действий, в транспортных целях также использовались подручные французские суда, но эти рейсы были редкими и ограниченными, отчасти потому, что реки и каналы были недостаточно близко к железнодорожным станциям, отчасти из-за отсутствия подходящих транспортных судов. Кроме того, на Сене между Эльбеуфом и Дуклером сапёры использовали два местных парохода для контроля за течением при переправах. Из трофейных судов хорошо известен лишь приведённый на Рейн в качестве приза австро-венгерский "Hableàny" Hableàny "Hableàny" (венг. Русалка) был первым в истории кораблём, который пересек Европу по водным путям, доказав, что можно организовать постоянную линию между Черным морем и Атлантикой. Автором похода и строителем корабля был граф Одон Сечени, который трижды ходил по маршруту Пешт-Галак, чтобы получить сертификат капитана, рулевого, механика и гидрографа. Ему помогал инженер - профессор университета Армин Веш, а навигационную часть обеспечивал Альберт Кенесси. Корабль был разработан Адольфом Хёхером Пештом специально для этой цели и построен исключительно венгерскими мастерами из домашних материалов и был готов к эксплуатации к ноябрю 1866 года. После успешных испытаний капитаном был назначен член Корабельного Клуба Пешт Алахос. Экипаж состоял из трех моряков - механика, кочегара и повара. Выйдя из Будапешта 6 апреля 1867 года, 18 мая они прибыли на всемирную выставку в Париж по рекам Дунай, Майн, Рейн, Марна и Сена. Самой трудной частью путешествия был канал Лайос, который Дунай и Майн, пересекая континентальный водораздел. В течение 43-х дневного 2000-километрового пути, проход канала Лайос протяженностью 170 км занял 3 дня (с 28 апреля по 1 мая). На Дунае было пять шлюзов от Кельхайма до соединительного канала, на реке Альтмюль был шестой, за которым следовал искусственный канал и седьмой шлюз. Пройдя через восьмой шлюз, корабль достиг реки Регниц, где пришлось использовать буксир. Девятый шлюз вел к Майнаре. Во Франкфурте экипаж получил короткий отдых, а корабль - техническое обслуживание, а после Рейна, в Страсбурге начался последний этап похода во Францию, ведущий через канал до Нанси, а затем по рекам Марна и Сена в Париж. Император Наполеон II наградил Сечени за уникальное предприятие Почетным орденом, а "Русалка", на которой несколько раз побывала императрица, была награждена золотой медалью. После этого в 1867 Одон Сечени продал свой корабль в Париже французскому писателю Турна фон Феликс (Turna von Félix, Nadar). Во время Франко-Прусской войны в 1870 корабль был мобилизован французской армией и служил на реке Марне, где в том же году был захвачен прусскими войсками и доставлен на Рейн, где в 1874 году затонул в результате взрыва котла. По другой версии, он был потоплен на Марне артиллерией. Тем не менее, маршрут его рейса не был забыт, и с тех пор стал самым оживленным внутренним водным путём Европы.
|