ОглавлениеТранспорты → Мобилизованные балтийские транспорты франко-прусской войны

  Транспорты  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Транспорты Балтийского моря
(Materialtransporter, Krankentransporter, Kohlenschiff usw.)

Германия, 1870 г. не менее 6 ед.
(мобилизованные на время франко-прусской войны гражданские пароходы и парусники)


Vorwärts

*
Courier
*
Heinrich Adolph
*
Kiel
*
Marie
*
Schwentine
*
Sonne
*
Vorwärts
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / дата постройки в строю примечания
1 Vorwärts <Schweffel & Howaldt>, стр. № 1, Киль / 1866 28.07.1970 винтовой грузо-пассажирский п/х 93 брт компании C. Ahrens, Киль, моб., как рейсовый, в 1871 возвращён владельцу.
2 Sonne <Möller & Hollberg>, стр. № 4, Штеттин / 1856 30.07.1870 = Die Sonne, колёсный п/х 66 нрт компании A. Schulz, Штеттин, моб., как угольщик, в 1871 возвращён владельцу.
3 Marie ? 30.07.1870 п/х ок. 64 нрт, моб., как угольщик, в 1871 возвращён владельцу.
4 Heinrich Adolph <Norddeutsche Schiffbau-AG>, стр. № 24, Киль / 1870 07.1870 п/х 49 брт компании Friedr. Hahn, Киль, моб., как транспорт материалов и санитарный транспорт, в 1871 возвращён владельцу.
5 Courier <C. E. Normann>, Гётеборг, Швеция / 1867 30.07.1870 п/х 18 нрт компании Schütt & Wiese, Киль, моб., как санитарный транспорт, в 1871 возвращён владельцу.
6 Kiel <Schweffel & Howaldt>, Киль / 1863 30.07.1870 п/х 10 нрт компании C. Krantz u. G. Holm, Киль, моб., как санитарный транспорт, в 1871 возвращён владельцу.
ТТХ
  Vorwärts Sonne Marie Heinrich Adolph Courier Kiel
Водоизмещение 93 брт, 65,8 нрт 75 брт, 66 нрт 32 ласта (ок. 64 нрт) 49 брт 51,1 брт (м³), 18,04 нрт 5 ластов (ок. 10 нрт)
Размерения длина 33,52 м 35,6/37,2 м ? 20,62 м 19,05 м 16,76 м
ширина 4,57 м 4,22 м ? 4,24 м 3,60 м 3,05 м
осадка ? 2,18 м ? ? ? ?
Энергетическая установка состав и тип 1 винт 2 бортовых колеса ? 1 винт 1 винт 1 винт
1 ПМ 1 ПМ 1 ПМ 1 ПМ 1 ПМ 1 ПМ
мощность ? 40 ном. л.с. ? 60 инд. л.с. 10 инд. л.с. 30 инд. л.с.
ВООРУЖЕНИЕ
вероятно, отсутствовало

 

Стратегическим планом, принятым Францией на случай войны с Германией, предусматривалась высадка экспедиционного корпуса на побережье Северного моря. После начала войны 26 июля 1870 г. в немецкие воды вошла французская эскадра из 7 броненосцев "Surrveillante", "Gauloise", "Guyenne", "Flandre", "Ocean", "Thetis" и "Jeanne D'Arc", но так, как ни один из французских офицеров не был знаком с изобилующими мелями водами Северного моря, французский адмирал Буэ получил приказ идти в Балтийское море, где прибрежные воды были глубже. Он нашёл лоцманов и начал рекогносцировку у Киля. Грозные укрепления, строившиеся для защиты Кильской бухты, в июле 1870 года ещё не были закончены, хотя одно из самых тяжёлых орудий - 50-тонная крупповская пушка, уже находилось на месте. На обоих берегах пролива Фридрихсорт были построены или строились батареи. Поперёк залива у Фридрихсорта протянули цепь по фарватеру и поставили мины. Помимо этих оборонительных мер, были мобилизованы несколько пароходов и парусников. Однако, французские корабли, которые блокировали все немецкие порты, захватили 80 германских торговых судов и обстреляли курортный город Кольберг, так и не решились войти в Кильскую бухту. После войны все мобилизованные суда были возвращены владельцам.

***

В отличие от североморского театра, руководство базы в Киле арендовало несколько небольших пароходов для транспортной службы, не планируя их использование в качестве брандеров. Самым крупным из них был 93-т. винтовой грузопассажирский п/х "Vorwärts" (Вперёд!) кильской компании C. Ahrens 1866 г. постройки. Он выпонял в интересах ВМФ ежедневные рейсы по маршруту Киль - крепость Фридрихсорт - Мёльтенорт (позиции напротив крепости). По окончании войны корабль был возвращён владельцу и ещё долго эксплуатировался, меняя хозяев и имена: с 1888 итальянский "Bagnara", с 1896 австрийский "San Nazario", с 1897 "Sloga", с 1899 "Zlarin", позже "Vragnizza"; с 11.1914 в аренде у австрийского ВМВ, с 1921 итальянский "Capodistria", с 1924 "Santorio". Сдан на слом он был лишь в 1927 году.

Два 65-тонных парохода были наняты в качестве угольщиков: "Die Sonne" (Солнце) штеттинской компании A. Schulz и "Marie". До конца войны они базировались в Хольтенавской бухте у крепости Фридрихсорт. "Die Sonne" после войны в 1872 был продан владельцем компании "KG auf Actien v. Preußner & Co." из Иордансхюттеи числился в регистре до 1886 года. О втором нет данных.

49-т. "Heinrich Adolph" Кильской компании Friedr. Hahn в июле 1870 был мобилизован, как транспорт материалов при крепости Фридрихсорт, позже использовался, как санитарный транспорт. После войны был возвращён владельцу, который в 1877 продал судно кильской компании E. Schlüter & Gen. В 1887 новым владельцем стала кильская фирма Vereinigt DSG (позже NDG), а в 1899 он был продан компании C. Krimpe в Любеке и переименован в "Najade". Дальнейшая его судьба неизвестна.

Другой 50-т. пароход - "Courier" был построен в 1867 в Гётеборге для шведского судовладельца, но позже продан кильской компании dt. Schlüter, Schütt & Wiese. Он был арендован артиллерийским складом во Фридрихсорте, но позже использовался, как санитарный транспорт на линии Фридрихсорт - Ягерсберг - Мёльтенорт. После войны был возвращён владельцу, в 1887 продан им компании NDG, а в 1889 был сдан на слом.

Маленький пароход "Kiel", вместимостью всего 5 ласт (ок. 10 т.) был построен в 1863 для Кильской компании C. Krantz u. G. Holm. В 1870 он также был арендован артиллерийским складом во Фридрихсорте, но позже использовался, как санитарный транспорт, а после войны был возвращён владельцу. В 1876 корабль был продан датскому судовладельцу и переименован в "Struer", 29.10.1886 - в "Nykjöbing", 22.10.1888 - в "Skjald Naes", а в 1922 - в "Dagmar". Он был сдан на слом в 1831 году.

Кроме них в Кильской бухте наготове стояли 27 парусников, которые в самое короткое время могли быть выведены и затоплены на фарватере. О другом их использовании не упоминалось. Также не исключено, что какие-то заградительные группы были собраны во Фленсбурге, Штральзунде, Данциге, Пиллау и Мемеле. В Штеттине/Свинемюнде для охраны использовались мобилизованные буксиры с гребными канонерками.


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
 
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т. ч. www.forum-marinearchiv.de

последнее обновление: 7.05.2019

 




 

 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1870-1890
Следующая страница - мобилизованные речные транспорты французской войны 1870 г.
Предыдущая страница - мобилизованные угольщики-брандеры Северного моря во время Французской войны.