Оглавление → Транспорты → Мобилизованные балтийские транспорты франко-прусской войны
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспорты Балтийского моря (Materialtransporter, Krankentransporter, Kohlenschiff usw.)
Германия, 1870 г. не менее 6 ед., 3 из них использовались, как санитарные (мобилизованные на время франко-прусской войны гражданские пароходы и парусники) Vorwärts
* Courier * Heinrich Adolph * Kiel * Marie * Schwentine * Sonne * Vorwärts *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Стратегическим планом, принятым Францией на случай войны с Германией, предусматривалась высадка экспедиционного корпуса на побережье Северного моря. После начала войны 26 июля 1870 г. в немецкие воды вошла французская эскадра из 7 броненосцев "Surrveillante", "Gauloise", "Guyenne", "Flandre", "Ocean", "Thetis" и "Jeanne D'Arc", но так, как ни один из французских офицеров не был знаком с изобилующими мелями водами Северного моря, французский адмирал Буэ получил приказ идти в Балтийское море, где прибрежные воды были глубже. Он нашёл лоцманов и начал рекогносцировку у Киля. Грозные укрепления, строившиеся для защиты Кильской бухты, в июле 1870 года ещё не были закончены, хотя одно из самых тяжёлых орудий - 50-тонная крупповская пушка, уже находилось на месте. На обоих берегах пролива Фридрихсорт были построены или строились батареи. Поперёк залива у Фридрихсорта протянули цепь по фарватеру и поставили мины. Помимо этих оборонительных мер, были мобилизованы несколько пароходов и парусников. Однако, французские корабли, которые блокировали все немецкие порты, захватили 80 германских торговых судов и обстреляли курортный город Кольберг, так и не решились войти в Кильскую бухту. После войны все мобилизованные суда были возвращены владельцам. *** Руководство базы в Киле арендовало несколько небольших пароходов для транспортной службы, в отличие от североморского театра не планируя их использование в качестве брандеров. Самым крупным из них был 93-т. винтовой грузопассажирский п/х "Vorwärts" (Вперёд!) кильской компании C. Ahrens 1866 г. постройки. Он выпонял в интересах ВМФ ежедневные рейсы по маршруту Киль - крепость Фридрихсорт - Мёльтенорт (позиции напротив крепости). По окончании войны корабль был возвращён владельцу и ещё долго эксплуатировался, меняя хозяев и имена: с 1888 итальянский "Bagnara", с 1896 австрийский "San Nazario", с 1897 "Sloga", с 1899 "Zlarin", позже "Vragnizza"; с 11.1914 в аренде у австрийского ВМВ, с 1921 итальянский "Capodistria", с 1924 "Santorio". Сдан на слом он был лишь в 1927 году. Два 65-тонных парохода были наняты в качестве угольщиков: "Die Sonne" (Солнце) штеттинской компании A. Schulz и "Marie". До конца войны они базировались в Хольтенавской бухте у крепости Фридрихсорт. "Die Sonne" после войны в 1872 был продан владельцем компании "KG auf Actien v. Preußner & Co." из Иордансхюттеи числился в регистре до 1886 года. О втором нет данных. 49-т. "Heinrich Adolph" Кильской компании Friedr. Hahn в июле 1870 был мобилизован, как транспорт материалов при крепости Фридрихсорт, позже использовался, как санитарный транспорт. После войны был возвращён владельцу, который в 1877 продал судно кильской компании E. Schlüter & Gen. В 1887 новым владельцем стала кильская фирма Vereinigt DSG (позже NDG), а в 1899 он был продан компании C. Krimpe в Любеке и переименован в "Najade". Дальнейшая его судьба неизвестна. Другой 50-т. пароход - "Courier" был построен в 1867 в Гётеборге для шведского судовладельца, но позже продан кильской компании dt. Schlüter, Schütt & Wiese. Он был арендован артиллерийским складом во Фридрихсорте, но позже использовался, как санитарный транспорт на линии Фридрихсорт - Ягерсберг - Мёльтенорт. После войны был возвращён владельцу, в 1887 продан им компании NDG, а в 1889 был сдан на слом. Маленький пароход "Kiel", вместимостью всего 5 ласт (ок. 10 т.) был построен в 1863 для Кильской компании C. Krantz u. G. Holm. В 1870 он также был арендован артиллерийским складом во Фридрихсорте, но позже использовался, как санитарный транспорт, а после войны был возвращён владельцу. В 1876 корабль был продан датскому судовладельцу и переименован в "Struer", 29.10.1886 - в "Nykjöbing", 22.10.1888 - в "Skjald Naes", а в 1922 - в "Dagmar". Он был сдан на слом в 1931 году. Кроме них в Кильской бухте наготове стояли 27 парусников, которые в самое короткое время могли быть выведены и затоплены на фарватере. О другом их использовании не упоминалось. Также не исключено, что какие-то заградительные группы были собраны во Фленсбурге, Штральзунде, Данциге, Пиллау и Мемеле. В Штеттине/Свинемюнде для охраны использовались мобилизованные буксиры с гребными канонерками.
|