Минные катера Добровольного морского ополчения
(Spieren- und Schlepptorpedoboote, Hilfsdampfer für Torpedozwecke)
Германия, 1870 г. 21 ед. (переоборудованы из мобилизованных портовых судов)
Пароход компании "E. H. Justus", Гамбург, 23.07.1870 погиб в столкновении с британским п/х.
5
Hercules
???
1870
Портовый п/х, после войны возвращён владельцу.
6
Hecht
???
1870
Куттер, после войны возвращён владельцу.
7-14
???
???
1870
8 паровых катеров, после войны возвращены владельцу.
15-21
???
???
1870
7 гребных катеров, после войны возвращены владельцу.
ТТХ
Neuenfelde
Oskar
Adler
Размерения
длина
21,8 м
18,3 м
13,5 м
ширина
4,6 м
4 м
2,5 м
Энергетическая установка
состав и тип
1 винт
1 винт
1 винт
1 ПМ
1 ПМ
1 ПМ
мощность
25 н.л.с.
20 н.л.с.
6 н.л.с.
Скорость
ок. 5 уз.
ВООРУЖЕНИЕ
2 шестовых мины
Схема размещения мин на шестовых катерах.
Непосредственными предшественникам германских миноносцев были 14 маленьких портовых катеров и буксиров, а также 7 гребных лодок Добровольного морского ополчения (Freiwillige Seewehr), формирование которого король Пруссии одобрил 23 июля 1970 г., после начала войны с Францией.
Кораблики снабдили шестовыми минами в Гамбурге и Бремене для охраны устья Эльбы и Везера. Так называемые "торпеды-шпионы" (Spierentorpedo) были взрывными устройствами, которые были прикреплены к длинному шесту в носовой части лодки. Во время нападения, после постановки на боевой курс, экипаж должен был перейти на плот, так как была большая вероятность разрушения их собственного корабля. Практическое значение этого оружия так и не было проверено.
Два из этих корабликов, "St. Georg" и "Adler" были отправлены на станцию Балтийского моря в Киле, остальные базировались при станции Северного моря в Куксхафене.
Небольшой паром "St. Georg" был построен в 1861 как "Madelaine I" для компании "Parrau & Vereinigte Alsterschiffer" в Гамбурге, в мае 1863 перепродан компании "Justus & Pantelmann" в Гамбурге и переименован в "St. Georg".
Буксир "Adler" был построен в 1859, как паровой паром "Alina" на 50 пассажиров для компании "J. P. Parrau" в Гамбурге и 15 июня вышел на линию Альстер - Мюленкамп и Винтерхюде, в 1861 перестроен в буксир, 8 декабря 1862 продан компании "G. F. Schenk" в Гамбурге, а 8 марта 1865 - компании "E. H. Justus" в Гамбурге и переименован в "Adler".
Альстерские суда на литографии Кристиана Хойера 1860-1861 гг. Пароход справа - или "Alina" или "Astraea".
23 июля 1870 сразу после покупки "St. Georg" и "Adler" отправились для перехода на Балтику по каналу Эльба-Айдер, но в 23:30 у Нинштедтена "Adler" столкнулся с британским п/х "Brigadier" и затонул, три человека из четырёх утонули. 1 августа 1870 г. корпус подняли, но сразу отправили на слом. "St. Georg" благополучно перешёл через Тённинг в Киль, где на него установили 1 пушку спереди каюты и 31 июля включили в состав флота, официально, как транспортный пароход.
Около 20 августа губернатор побережья генерал пехоты Фогель фон Фалькенштайн отправил прикомандированного к его штабу контр-адмирала принца Вильгельма фон Гессен-Филиппшталь-Бархфельдского на "St. Georg" на переговоры с командующим французскими силами Северного моря вице-адмиралом Мартеном Фуришоном, чтобы сообщить ему, что обстрел немецкого побережья может привести к репрессиям в оккупированной Франции.
Остальные кораблики в Куксхафене простояли без применения два месяца, пока не произошёл несчастный случай. 20 сентября 1870 года около 21:00 торпедный пароход "Neuenfelde", стоя у причала в порту Куксхафен, неожиданно взорвался.
Из официальной газеты "Ritzebüttel" за 22 сентября 1870 г.
Во вторник в 8:30 вечера население Куксхафена было взбудоражено приглушенным сильным хлопком, за которым донёсся треск взрыва. Сразу пополз слух, что взрыв произошёл в торпедной флотилии, которая стояла в восточной стороне гавани, а вскоре стало известно, что на пароходе "Neuenfelde" взорвалась торпеда [в те времена все морские мины назывались торпедами] и уничтожила судно и экипаж. Недалеко от места взрыва были разбросаны человеческие конечности, поднялся огромный столб огня и корабль сразу затонул. Вечерние сумерки не позволяли обследовать место аварии, но сразу со всей энергией военная и гражданская администрация порта организовали спасательные работы, а также стали выяснять, сколько человек и кто конкретно был на борту. На расстоянии до 300 шагов находили отдельные части тел и конечности, как в порту, так и за его территорией. Расследование показало, что в момент взрыва на борту находились 13 человек, из которых 4 удалось спастись.
Было установлено, что среди находящихся на борту были: майор фон Шёлер и лейтенанты Вебер, Галлер и Вирчма, приглашённые капитаном "Neuenfelde" Струве на обед на борту, на что указывали найденные части униформы и носовые платки, также, как и на то, что они, без сомнения, погибли. Всего взрыв унёс жизни 9 человек, кроме указанных выше, также капитана Струве и трёх членов экипажа судна. Тела или, вернее, части тел, были найдены только от 7 человек, однако, предположительно, двое других остались в затонувшем корабле. Спасенные были на корме судна и так, как взрыв произошёл в передней части, они нашли время перебраться на берег.
О причине несчастья говорят, что так, как стол для официального ужина еще не был установлен, вероятно Струве решил показать своим гостям уже снаряжённую торпеду и поспешил отвинтить предохранительный клапан, что, вероятно, и стало причиной взрыва.
Этим утром состоялись похороны жертв, во время которых несли 6 украшенных гирляндами гробов, и положили в могилу со всеми военными почестями рядом с австрийцами, павшим в битве при Гельголанде 9 мая 1864 года. Большое количество военных и гражданских лиц присоединились к похоронной процессии и показали сочувствие, которое вызвал во всех кругах этот несчастный случай".
Из-за этого взрыва со всех стоящих в гавани Куксхафена катеров мины были немедленно выгружены на берег, а сама флотилия распущена.
Кроме вышеназванных единиц, к этим плавсредствам принадлежал также паровой буксир "Oscar", построенный в 1866 г. для гамбургской компании "F. L. Mathies & Co.". Кроме того встречаются упоминания портового парохода "Hercules" и куттера "Hecht" (каталог морской почты „Deutsche Marine-Schiffspost“). Там же указан миноносец "Helene", который в справочнике Грёнера числится транспортом "Helene".
Что касается гребных катеров (Ruderfahrzeuge), нет данных, были ли на них установлены мины и какого типа (шестовые, буксируемые, якорные, тогда все они назывались "Torpedo"), либо эти катера использовались для вспомогательных нужд при флотилии и не вооружались.
Из всей пйстрой флотилии после войны на службе остался только "St. Georg", который служил в качестве опытового судна в Киле до 1874, когда был перечислен в буксир при станции.