Оглавление → Транспорты → Угольщики-брандеры Северного моря во время франко-прусской войны войны
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Угольщики и брандеры Северного моря (Kohlentransport, Sperrschiff)
Германия, с 1870 г. более 48 ед. (мобилизованные на время франко-прусской войны гражданские пароходы, парусники и баржи) Roland
* Comet * Cyclop * Eiche * Gnom * Paul Friedrich August * Pilot * Roland * Schwalbe * Simson * Solide * Vorwärts * Vulcan * NDL 1...12, 14...36 * + в 1871 Bienenkorb *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Стратегическим планом, принятым Францией на случай войны с Германией, предусматривалась высадка экспедиционного корпуса на побережье Северного моря. После начала войны 26 июля 1870 г. к Вильгельмсхафену подошла французская эскадра из 7 броненосцев "Surrveillante", "Gauloise", "Guyenne", "Flandre", "Ocean", "Thetis" и "Jeanne D'Arc". Немцы могли им противопоставить всего 3 броненосца и предпочли не ввязываться в бой. Для противодействия возможному вторжению французских кораблей 1 августа 1870 года флот организовал заградительные группы из арендованных судов в устье Яде, Везера и Эльбы, подготовив их к немедленному затоплению на фарватерах в случае необходимости. Так, как ни один из французских офицеров не был знаком с этими изобилующими мелями водами, и не имелось надлежащего запаса карт, глубокая осадка французских кораблей заставила их держаться на некотором удалении от берега и они не рискнули войти в реки. Французские корабли блокировали все немецкие порты, захватили 80 германских торговых судов, но так и не решились войти во внутренние воды. После войны все мобилизованные суда были возвращены владельцам. ПАРОХОДЫ НА НИЖНЕМ ВЕЗЕРЕ Наиболее известен состав заградительной группы нижнего Везера, который состоял из 35 барж компании "NDL" с приданными им 10 буксирами и 1 морским судном. Что-бы брандеры не простаивали без дела, на Везере их параллельно использовали для доставки угля. Самым крупным из везерских брандеров-угольщиков был 63-метровый железный колёсный грузовой пароход "Schwalbe" (Ласточка) регистровой вместимостью 667 брт. Он был построен в 1858 г. в Ньюкасле для Бременской компании Norddt. Lloyd. 1 августа 1870 он был арендован флотом, как угольный транспорт с возможностью использования в качестве брандера, а после войны возвращён владельцу. Вероятно, он был предложен флоту в качестве вахтенного, но из-за малой скорости не был принят. 10.12.1881 продан датскому судовладельцу и переименован в "Tula". 21 декабря 1896 он затонул на стоянке в Копенгагене, был сразу поднят 23.3.1897 продан на слом в Гамбург. Все остальные заградительные пароходы на Везере представляли из себя буксиры. 38-метровый колёсный буксир "Simson" (Симсон - фамилия владельцев немецкой оружейной фабрики в Зуле) регистровой вместимостью 187 брт был построен в 1854 в Фегезаке для буксирного пароходства нижнего Везера (Schleppschiffahrtsges. auf d. Unterweser) в Бремене, в феврале 1857 вошедшего в состав компании Norddt. Lloyd. 1 августа 1870 арендован флотом, как угольный транспорт с возможностью использования в качестве брандера, а после войны возвращён владельцу. В 1893 г. он был перестроен в угольный лихтер (178 брт)и в таком качестве эксплуатировался 40 лет - он был продан на слом лишь в 1933 г. 50 м колёсный пассажирский пароход-буксир "Roland" (маркграф Роланд — знаменитейший из героев французских эпических сказаний цикла Карла Великого) регистровой вместимостью 187 брт был построен в 1847 году в качестве буксира для бременской компании "Roland-Geselschaft", как первый корабль верфи "Waltjens & Leonhardt", выросшей потом в знаменитую "AG Weser". В 1857 он был продан пассажирской компании "Norddeutscher Lloyd" и использовался, как пассажирский на прибрежных линиях. 1 августа 1870 корабль был арендован флотом в качестве угольного транспорта, подготовленного к затоплению на фарватере в случае попытки французских кораблей войти в реку. В январе 1871 он был переведён на вахтенную службу, в обмен на более крупный "Bienenkorb", который имел проблемы с машиной. 45-метровый колёсный буксир "Vulcan" регистровой вместимостью 148 брт был построен в 1856 в Бремене, как буксир "Nr. III" для буксирного пароходства нижнего Везера (Schleppschiffahrtsges. auf d. Unterweser), 1 июня 1857 он был был куплен Бременской компанией Norddt. Lloyd и переименован в "Vulcan", 1 августа 1870 арендован флотом, как угольный транспорт с возможностью использования в качестве брандера, а после войны возвращён владельцу. В 1896 он был сдан на слом, но корпус был использован, как баржа "NDL 98". 40-метровый колёсный буксир "Cyclop" регистровой вместимостью 129 брт был построен в 1867 г. в Бремене для Бременской компании Norddt. Lloyd, 1 августа 1870 арендован флотом, как угольный транспорт с возможностью использования в качестве брандера, а после войны возвращён владельцу. В 1895 он был продан на слом. 34-метровый колёсный буксир "Comet" регистровой вместимостью 107 брт был построен в 1857 в британском Ньюкасле для Бременской компании Norddt. Lloyd, 1 августа 1870 он был арендован флотом, как угольный транспорт с возможностью использования в качестве брандера, после войны возвращён владельцу. С 1896 стоял на приколе, а в 1897 был сдан на слом. 40-метровый колёсный пароход "Paul Friedrich August" (Август Павел Фридрих - великий герцог Ольденбургский Август I, 1829-1853) регистровой вместимостью 104 брт был построен в 1846 в Париже для Ольденбургской компании Weser-Hunte-DSG, в феврале 1857 вошедшей в состав Бременской Norddt. Lloyd. 1 августа 1870 он был арендован флотом, как угольный транспорт с возможностью использования в качестве брандера. После войны возвращён владельцу, 31.10.1888 продан на слом. 28-метровый колёсный буксир "Solide" (Прочный, Надёжный) регистровой вместимостью 100 брт был построен в 1863 в Гамбурге для Бремерхафенской компании F.W. Wencke, 1 августа 1870 он был арендован флотом, как угольный транспорт с возможностью использования в качестве брандера, а после войны возвращён владельцу. С 1873 он принадлежал бременскому буксирному обществу "Union", с 1890 - гамбургской компании W. Stief & Co., с 1892 - компании J.T. Lübben из Итцехо. В 1893 он сел на мель в бухте Рейкьявика, был брошен и разрушен волнами. 27-метровый колёсный буксир "Pilot" (Лоцман) регистровой вместимостью 89 брт был построен в 1858 в Ньюкасле для Бременской компании Norddt. Lloyd, 1 августа 1870 арендован флотом, как угольный транспорт с возможностью использования в качестве брандера, после войны возвращён владельцу. С 1879 принадлежал бременскому буксирному обществу "Union". 35-метровый колёсный буксир "Vorwärts" (Вперёд!) регистровой вместимостью 79 брт был построен в 1846 в Магдебурге для Бременского общества пароходного сообщения с Англией (Ges. f. Dampfschiffahrt mit England) под именем "Marschall Vorwärts". С 1849 он числился при обществе буксирного сообщения между Бременом и Бремерхафеном (Ges. zur Betreibung e. Schleppschiffahrt zw. Bremen u. Bremerhaven), с 1853 - при бременском обществе буксирного сообщения нижнего Везера (Schleppschiffahrtsges. auf d. Unterweser). В 1856 имя сокращено до "Vorwärts", с 15 февраля 1857 он принадлежал бременской компании Norddtl. Lloyd. 1 августа 1870 был арендован ВМФ, как угольный транспорт с возможностью использования в качестве брандера, после войны возвращён владельцу. В 1877 буксир был продан, вероятно - на слом. Колёсный буксир "Gnom" Бремерхафенской компании Rosenthal 1 августа 1870 был арендован ВМФ, как угольный транспорт с возможностью использования в качестве брандера, после войны возвращён владельцу. Дальнейшая судьба неизвестна. Кроме того, в январе 1871 буксир "Roland" передали в вахтенную службу, а вместо него получили достаточно крупный транспорт "Bienenkorb", который имел проблемы с машиной. Он имел длинную историю: построен в Индии (тогда - британская колония) как парусный барк "Rajahstan", с 8 июня 1852 был в собственности ливерпульской фирмы "Ewing & Co.", в 1854 - продан бременскому судовладельцу C.A.Caesar и скромно переименован в "Caesar". В январе 1859 барк был куплен бременской компанией "Ludwig von Kapff & Sohn & Henrich Schröder Friedrich Sohn" и получил имя "Weser", а в октябре 1864 снова продан, теперь судовладельцу Розенталю (Albert Rosenthal), который занимался промыслом тюленя. К июню 1865 судно было переоборудовано на верфи "F.W. Weneke" в Гестемюнде в промысловое и получило паровую машину в 56 ном. л.с. (120 инд. л.с.) с приводом на винт со списанного парохода "Holanderin", заодно получив своё странное имя. Сперва "Bienenkorb" оставался барком, но в 1868 году парусное вооружение дополнили до корабельного. В 1869 году Розенталь предоставил корабль вместе с бригом "Albert" своему другу Августу Петерманну для участия в 1-й немецкой полярной экспедиции, но "Bienenkorb" не смог даже достичь побережья Гренландии. В следующем году началась война и Розенталь отдал корабль в распоряжение флота. Дежурство вахтенного судна "Bienenkorb" продолжалось не очень долго - эффективному исользованию мешала слабая и старая машина, которая постоянно ломалась. В конце концов, в январе 1871 года на позиции его сменил другой корабль, а "Bienenkorb", хоть и остался дежурить в устье Везера, но уже в роли несамоходного блокшива, подготовленного к затоплению на фарватере в случае попытки французских кораблей войти в реку. После войны он был возвращён владельцу, но из-за плохого состояния машины с сентября 1871 стоял в Фегезаке без использования. В 1874 корабль был продан гамбургской компании Rode (или верфи Rohde), которая демонтировала машину, перестроила судно в угольный бункеровщик и перепродала его компании "Wichhorst & Co." из Альтоны (Гамбург). В 1876 угольщик был продан в Данию и переименован в "Tordenskjold", к 1906 использовался, как угольный склад, а с 1910 - как баржа. БАРЖИ НА НИЖНЕМ ВЕЗЕРЕ В дополнение к пароходам, компания "NDL" предоставила в распоряжение флота 35 барж. Самыми старыми были "NDL 1...12", доставшиеся Северо-Германскому Ллойду при его основании в 1857 г. от вошедшего в его состав буксирного общества нижнего Везера (Schleppschiffahrtsges. auf d. Unterweser). Сразу после основания были закуплены 12 барж "NDL 13...24" - нечётные номера - в Англии на верфи "Ch. & Wm. Earle" в Халле, чётные - на верфи "Gruson" в Букау около Магдебурга. Затем компания приобрела 6 барж, переделанных на бременской верфи "Waltjen & Co." из колёсных пароходов, построенных на лондонской верфи "James Watt & Co." в 1857 г. На изготовление "NDL 25...26" в 1861 г. пошёл корпус парохода "Carlshafen", для постройки "NDL 27...28" использовали пароход "Hameln", а для "NDL 29...30" - "Münden" - оба в 1865 г. Самыми новыми были 6 барж "NDL 31...36", собранных на верфи "Joh. Lange" в Фегезаке. Все они (вероятно, кроме "NDL 13") 1 августа 1870 были арендованы ВМФ, как угольные транспорты с возможностью использования в качестве брандеров, а после войны возвращены компании. Часть из них дожила до мировой войны и вновь была арендована флотом в качестве брандеров: "NDL 3, 7, 9, 11" - в заградительном отряде Эмса, "NDL 15, 17, 19, 23, 31-35" - в заградительной службе Эльбы, а ещё две: "NDL 14, 36" - были переданы в качестве плавсредств императорской верфи в Вильгельмсхафене. Три из них всё ещё существовали во время 2-й мировой: "NDL 3" в 1945 г. числилась при складе флота (KMD) в Бремене, "NDL 15" во время войны находился при складе флота (KMD) в Бремерхафене, "NDL 7" с 7.03 по 2.10.1940 применялась в составе воздушного заграждения (Luftsperre, вероятно - с аэростатом заграждения) на о. Боркум, а с 17.05.1941 до 11.12.1943 при верфи флота в Вильгельмсхафене, после чего была возвращена владельцу. ЯДЕ, ЭЛЬБА и др. Заградительная группа также имелась и в заливе Яде, но информация есть лишь об одном судне - совсем новой шхуне-галиоте "Eiche" (дуб) грузоподъёмностью 98,5 ластов (ок. 187 т), арендованной флотом непосредственно у верфи-строителя также 1 августа 1870, но только в качестве брандера (без транспортного использования). Про неё известно, что в 1871 г. она затонула. Про заградительную группу на Эльбе известно, что "у Грауэрорта было собрано большое количество арендованных транспортных средств на якоре, с намерением быть затопленными по приказу в течение получаса, что привело бы к полному закрытию Эльбы". Среди этих судов были три парусника, после войны ставшие блокшивами флота Elbe, Weser и Laura. Также не исключено, что какие-то заградительные группы были собраны в Эмдене и Бюзюме.
|