ОглавлениеМиноносцы → Большие типа "V-125"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Большие миноносцы (Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 V-125 / S-131 / H-145 


Германия, 1917-1918 гг. 20 (23) ед. (проекты верфей, по мобилизационной программе 1916 года)

 

*
V-125...130
*
S-131...139
*
V-140...144
*
H-145...147
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозн. верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
заказ "A.G. Vulkan" 28.06.1916 г.
1 V-125 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 470 1916 6. фл. / 11. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, в 07.1919 поднят, передан Британии, в 1922 слом в Ньюпорте
18.05.1917
29.08.1917
2 V-126 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 471 1916 6. фл. / 11. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, в 07.1919 поднят, передан Франции, в 1925 слом в Лориене, котлы установлены на "Intrepide"
30.06.1917
25.09.1917
3 V-127 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 472 1916 6. фл. / 11. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, в 07.1919 поднят, передан Японии, в 1922 слом в Дордрехте
28.07.1917
23.10.1917
4 V-128 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 473 1916 флагман 6. фл. / 11. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, в 07.1919 поднят, передан Британии, в 1922 слом в Гренджмауте
11.08.1917
15.11.1917
5 V-129 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 474 1917 флагман 1. фл. / 1. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 11.08.1925 поднят, слом в Инверкейтинге
19.10.1917
20.12.1917
6 V-130 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 475 1917 1. фл. / 2. п/фл., 3.08.1920 передан по репарациям в Шербуре Франции, "Buino", 15.02.1933 исключён, слом
20.11.1917
2.02.1918
заказ "F. Schichau" 15.07.1916 г.
7 S-131 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 937 1916 6. фл. / 11. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 29.08.1924 поднят, слом
3.03.1917
11.08.1917
8 S-132 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 938 1915 6. фл. / 11. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, в 07.1919 поднят, в 1920 передан США, 15.07.1921 потоплен как мишень у мыса Генри артиллерией линкора "Delaware" и эсминца "Herbert"
19.05.1917
2.10.1917
9 S-133 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1006 1916 1. фл. / 2. п/фл., 5.11.1919 исключён, 20.07.1920 передан по репарациям в Шербуре Франции, "Chastang", 18.08.1933 исключён, слом
1.09.1917
21.02.1918
10 S-134 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1007 1916 1. фл. / 2. п/фл., 5.11.1919 исключён, 14.06.1920 передан по репарациям в Шербуре Франции, "Vesco", 24.07.1935 исключён, слом
25.08.1917
4.01.1918
11 S-135 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1008 1916 1. фл. / 2. п/фл., 5.11.1919 исключён, 20.07.1920 передан по репарациям в Шербуре Франции, "Mazaré", 24.07.1935 исключён, слом
27.10.1917
15.03.1918
12 S-136 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1009 1916 к концу войны на приёмных испытаниях для 7. фл. / 14. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 3.04.1925 поднят, слом в Скапа
1.12.1917
30.04.1918
13 S-137 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1010 1917 к концу войны на приёмных испытаниях для 7. фл. / 14. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, в 07.1919 поднят, в 1920 передан Британии, в 1922 слом в Бонессе
9.03.1918
14.06.1918
14 S-138 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1011 1917 к концу войны на приёмных испытаниях, предназначался в качестве флагманского корабля 7. фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 1.05.1925 поднят, слом в Инверкейтинге
22.04.1918
29.07.1918
15 S-139 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1012 1917 к концу войны в 1. фл. / 2. п/фл., 5.11.1919 исключён, 20.07.1920 передан по репарациям в Шербуре Франции, "Deligny", 18.08.1933 исключён, слом
24.11.1917
15.04.1918
заказ "A.G. Vulkan" 15.07.1916 г.
16 V-140 <A.G. Vulkan> Гамбург, стр. № 99 1917 к концу войны на приёмных испытаниях, 3.11.1919 исключён, 8.12.1920 выскочил на мель на датском побережье при буксировке паровым буксиром Fairplay XII, слом на месте
22.12.1917
18.11.1918
17 V-141 <A.G. Vulkan> Гамбург, стр. № 100 1917 к концу войны готовность 60 %, 3.11.1919 исключён, 27.11.1921 продан на слом южно-германской фирме, разобран в Киле
26.03.1918
---
18 V-142 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 493 1917 к концу войны готовность около 40 %, 3.11.1919 исключён, 27.11.1921 продан на слом южно-германской фирме, разобран в Киле
25.09.1918
---
19 V-143 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 494 1917 к концу войны готовность около 40 %, 3.11.1919 исключён, 27.11.1921 продан на слом южно-германской фирме, разобран в Киле
25.09.1918
---
20 V-144 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 495 1917 к концу войны готовность около 40 %, 3.11.1919 исключён, 27.11.1921 продан на слом южно-германской фирме, разобран в Киле
10.10.1918
---
заказ "Germaniawerft" 15.11.1916 г., переданный "Howaldtswerke"
21 H-145 <Howaldtswerke> Киль, стр. № 607 1917 к концу войны на приёмных испытаниях для 7. фл. / 14. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 14.03.1925 поднят, в 1928 слом в Скапа
11.12.1917
4.08.1918
22 H-146 <Howaldtswerke> Киль, стр. № 608 1917 к концу войны на заводских испытаниях, 23.05.1920 передан по репарациям в Шербуре Франции, "Rageot de la Touche", в 1935 исключён, слом
23.01.1918
3.10.1918
23 H-147 <Howaldtswerke> Киль, стр. № 609 1917 к концу войны в достройке, 29.07.1920 передан по репарациям в Шербуре Франции, "Marcel Delage", 15.02.1933 исключён, слом
13.03.1918
13.07.1920
ТТХ
  H.145-147 V.125-130 V.140-144 S.131-139
Водоизмещение нормальное 990 т 924 т 919 т
полное 1147 т 1188 т 1170 т
Размерения длина КВЛ 83,5 м 81,7 м 82,5 м
полная 84,5 м 82,0 м 83,1 м
ширина 8,35 м 8,32 м 8,32 м
осадка носом 3,40 м 3,48 м 3,40 м 3,90 м
кормой 3,50 м 4,12 м 3,90 м 3,60 м
высота борта 4,40 м 4,85 м 4,30 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,60 м
2 МО 2 турбины "Germania" 2 турбины "AEG-Vulcan" 2 турбины "Schichau"
+ 1 маршевая на правый вал (на большинстве так и не установлена)
3 КО 3 нефтяных военно-морских ПК
(1х1, 2х2) 18 атм., 2417 м² (1х1, 2х2) 18,5 атм., 2286 м² (1х1, 2х2) 18,5 атм., 2326 м²
проектная мощность 24500 л.с. 23500 л.с. 24000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 32,0 уз. 34,0 уз. 32,0 уз.
на испытаниях 33,5 уз. при 23849 л.с., 588 об/мин. 34,6 уз. при 25150 л.с., 606 об/мин. ? 33,4 уз. при 23690 л.с., 589 об/мин.
запас топлива 326 т. нефти 298 т. нефти 300 т. нефти
дальность плавания 14 узлов 2780 миль --- ---
17 узлов 2060 миль 2050 миль 2450 миль
20 узлов 1840 миль 1625 миль 1960 миль
Экипаж 105 чел. (4 офицера, 101 матрос)
на флагманском + 17 чел. (3 офицера, 14 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 10-12 отсеков (?), "H" - с двойным дном, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 2 турбо-генератора, 36 кВт, 110 В
управление 1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт. ?
ВООРУЖЕНИЕ
3 - 105 мм/45 [240 снарядов]
6 (2x2, 2х1) ТА - 500 мм [8 торпед]
24 мины

 

 

После зачисления в строй восьми кораблей, строящихся для Аргентины и Голландии (G.101-104, V.105-108) и заказа серии кораблей увеличенного водоизмещения 1914-1915 гг. (B.97-98, V.99-100, B.109-112, S.113-115, V.116-118, G.119-121, B.122-124), в июле 1916 г. последовал следующий заказ на "стандартные" миноносцы. За образец взяли последний, перестроенный, миноносец предыдущей серии "G-96". Таким образом, корабли отличались от предшественников лишь удлинённым для улучшения мореходности полубаком и несколько усиленной конструкцией.

Сперва были заказаны двенадцать миноносцев - шесть на верфи "Vulcan" (V.125-V.130), три на верфи "Шихау" (S.131-S.133) и три на верфи "Германия" (G.134-136). Последняя, из за загруженности постройкой подводных лодок, от заказа отказалась.

Незначительное число заказанных миноносцев не удовлетворяло морской генеральный штаб, так как, по его мнению, их было недостаточно для ведения длительной войны даже при использовании действующим флотом не вполне боеспособных старых миноносцев. Он требовал ускоренной постройки 28 миноносцев. Кроме того, следовало учитывать необходимость пополнения потерь. Но, несмотря на требование штаба, учитывая перегруженность верфей, кроме указанных 9, заказали только 11: S.134-S.139, V.140-144. Ещё три (H.145-H.147) строила верфь "Ховальдсверке", которой в ноябре верфь "Германия" передала свой заказ вместе с чертежами.

В связи с загрузкой заводов предусмотренная и на этих миноносцах специальная турбина с зубчатой передачей для экономического хода на большинстве из них так и не была установлена. Поэтому в апреле 1917 г. было приказано на миноносцах Н.145-Н.147 этих установок не ставить, тем более что существующая военная обстановка заставила придавать меньшее значение району плавания, чем более быстрым срокам вступления их в строй.

Схемы окраски:

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

 

 

S-133
V-130
Корабли разных верфей имели лишь незначительные отличия, характерные и для предыдущих типов: на V-ботах грузовая стрела стояла в диаметральной плоскости между дымовыми трубами; кормовая труба была овального сечения, носовая - круглого. На S-ботах грузовая стрела находилась по левому борту рядом с передней дымовой трубой; обе дымовых трубы были овального сечения, 2 больших вентилятора между дымовыми трубами были установлены иначе, козырёк передней трубы был на 1,5 м выше, не было компасной площадки, полубак был короче на 2 м. H-боты строились по лицензии верфи "Германия" и на них грузовая стрела стояла у задней трубы.

Сперва S- и V-боты несли стеньгу с антенной, высотой 10 м, позже заменённую на "сигнальный крест".

Корабли получили прозвище "еловые лодки" (Tannenbaumboote), так как такелаж фок-мачты походил на рождественскую ёлку.

изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign

 

S-131
V-130
Несмотря на небольшое число заказов, сроки постройки миноносцев удлинялись. Затруднения были вызваны, с одной стороны, чрезмерным количеством всякого рода дополнительных работ, с другой — все увеличивающимися транспортными затруднениями. Временами происходили перерывы в доставке угля, сырья и полуфабрикатов, что вызывало задержки и запоздания работ на верфях. Позже на сроки готовности миноносцев стало сильно влиять считавшееся первоочередным строительство подводных лодок и мелких кораблей, а также усиливающиеся затруднения с материалами.

H-145
V-127
Первые шесть миноносцев вошли в 6-ю флотилию, составив полностью обновлённую 11 полуфлотилию. Следующая шестёрка таким-же образом - в 1-ю флотилию, 2 полуфлотилию. Третья шестёрка должна была аналогично сменить состав 7-й флотилии, 14-й полуфлотилии, но до конца года успели только три миноносца, и ещё один практически закончил испытания, но не успел прибыть в расположение.

S-131
S-134
Корабли были готовы слишком поздно, чтобы принять активное участие в войне, они лишь прикрывали крейсера, осуществляющие поддержку тральщиков, в частности 30 марта 1918 г. "V-129" и "V-130" из 1-й флотилии сопровождали "Seydlitz" и "Von Der Tann", а 7 апреля 1918 г. "V-125", "S-131" и "S-132" из 6-й флотилии - "Seydlitz" и "Hindenburg", при этом контакта с противником не имели.
H-147

V-125
 
S-131
 
S-138
 
H-146
 
H-147

S-132
По окончании войны, 22 ноября 1918, 11 миноносцев этого типа были интернированы в Скапа-Флоу и 21 июня 1919 затоплены там экипажами. При этом 6 из них британцы взяли на абордаж и успели оттащить к берегу. Все были позже подняты и разобраны. Также разобрали 4 корабля, находящихся в достройке, остальные 8 единиц в 1920 были переданы по репарациям Антанте. "S.132" достался США и 15.07.1921 был потоплен как мишень у мыса Генри артиллерией линкора "Delaware" и эсминца "Herbert". Семь остальных вошли в состав французского флота и были названы в честь морских офицеров, героически погибших в недавней войне: Buino, Chastang, Vesco, Mazaré, Deligny, Rageot de la Touche и Marcel Delage.

Buino
 
Buino
 
Buino
 
Chastang
 
Chastang
 
Vesco
 
Vesco
 
Mazaré
 
Mazaré
 
Deligny
 
Deligny
 
de la Touche
 
de la Touche
 
Delage
 
Delage

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Кофман В. - От калек адмирала Ланса до последних гигантов // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 29.01.2021

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1915-1920
Флот республики Франция (Marine Nationale) 1920-1933
S131
"S-131"
V127
"V-127"
H147
"H-147"
V125
"V-125"
S138
"S-134" в Вильгельмсхафене.
H146
"H-146"
S138
"S-138" в Вильгельмсхафене.
S133
2-я полуфлотилия, в т. ч. "S-133".
S131
"S-131"
Marcel Delage
Французский "Marcel Delage", быв. "H-147".
Marcel Delage
Французский "Marcel Delage", быв. "H-147".
Rageot de la Touche
Французский "Rageot de la Touche", быв. "H-146".
Rageot de la Touche
Французский "Rageot de la Touche", быв. "H-146".
Deligny
Французский "Deligny", быв. "S-139".
Deligny
Французский "Deligny", быв. "S-139".
Mazaré
Французский "Mazaré", быв. "S-135".
Mazaré
Французский "Mazaré", быв. "S-135".
Vesco
Французский "Vesco", быв. "S-134".
Vesco
Французский "Vesco", быв. "S-134".
Chastang
Французский "Chastang", быв. "S-133".
Chastang
Французский "Chastang", быв. "S-133".
Buino
Французский "Buino", быв. "V-130".
Buino
Французский "Buino", быв. "V-130".
Buino
Французский "Buino", быв. "V-130".
S132
"S-132" уже под американским флагом.

Миноносец типа "S-131" в Северном море, 1918 г.

Миноносец типа "V-140" досматривает датское судно.
H147
"H-147"
H145
"H-145"
V130
"V-130"
-
-
H145
"H-145"
V125
"V-125"
S131
"S-131"
V127
"V-127".
H145
"H-145"
V125
"V-125"