6. фл. / 11. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, в 07.1919 поднят, передан Британии, в 1922 слом в Ньюпорте
6. фл. / 11. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, в 07.1919 поднят, передан Франции, в 1925 слом в Лориене, котлы установлены на "Intrepide"
6. фл. / 11. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, в 07.1919 поднят, передан Японии, в 1922 слом в Дордрехте
флагман 6. фл. / 11. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, в 07.1919 поднят, передан Британии, в 1922 слом в Гренджмауте
6. фл. / 11. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, в 07.1919 поднят, в 1920 передан США, 15.07.1921 потоплен как мишень у мыса Генри артиллерией линкора "Delaware" и эсминца "Herbert"
к концу войны на приёмных испытаниях для 7. фл. / 14. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 3.04.1925 поднят, слом в Скапа
к концу войны на приёмных испытаниях для 7. фл. / 14. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, в 07.1919 поднят, в 1920 передан Британии, в 1922 слом в Бонессе
к концу войны на приёмных испытаниях, предназначался в качестве флагманского корабля 7. фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 1.05.1925 поднят, слом в Инверкейтинге
к концу войны на приёмных испытаниях, 3.11.1919 исключён, 8.12.1920 выскочил на мель на датском побережье при буксировке паровым буксиром Fairplay XII, слом на месте
к концу войны на приёмных испытаниях для 7. фл. / 14. п/фл., 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 14.03.1925 поднят, в 1928 слом в Скапа
к концу войны в достройке, 29.07.1920 передан по репарациям в Шербуре Франции, "Marcel Delage", 15.02.1933 исключён, слом
13.03.1918
13.07.1920
ТТХ
H.145-147
V.125-130
V.140-144
S.131-139
Водоизмещение
нормальное
990 т
924 т
919 т
полное
1147 т
1188 т
1170 т
Размерения
длина
КВЛ
83,5 м
81,7 м
82,5 м
полная
84,5 м
82,0 м
83,1 м
ширина
8,35 м
8,32 м
8,32 м
осадка
носом
3,40 м
3,48 м
3,40 м
3,90 м
кормой
3,50 м
4,12 м
3,90 м
3,60 м
высота борта
4,40 м
4,85 м
4,30 м
Энергетическая установка
состав и тип
2 вала
2х3-лопастных гребных винта Ø 2,60 м
2 МО
2 турбины "Germania"
2 турбины "AEG-Vulcan"
2 турбины "Schichau"
+ 1 маршевая на правый вал (на большинстве так и не установлена)
3 КО
3 нефтяных военно-морских ПК
(1х1, 2х2) 18 атм., 2417 м²
(1х1, 2х2) 18,5 атм., 2286 м²
(1х1, 2х2) 18,5 атм., 2326 м²
проектная мощность
24500 л.с.
23500 л.с.
24000 л.с.
Ходовые данные
скорость
проектная
32,0 уз.
34,0 уз.
32,0 уз.
на испытаниях
33,5 уз. при 23849 л.с., 588 об/мин.
34,6 уз. при 25150 л.с., 606 об/мин.
?
33,4 уз. при 23690 л.с., 589 об/мин.
запас топлива
326 т. нефти
298 т. нефти
300 т. нефти
дальность плавания
14 узлов
2780 миль
---
---
17 узлов
2060 миль
2050 миль
2450 миль
20 узлов
1840 миль
1625 миль
1960 миль
Экипаж
105 чел. (4 офицера, 101 матрос)
на флагманском + 17 чел. (3 офицера, 14 матросов)
Дополнительные данные
корпус
стальной, набор по поперечной схеме, 10-12 отсеков (?), "H" - с двойным дном, подводная часть оцинкованная
электроснабжение
2 турбо-генератора, 36 кВт, 110 В
управление
1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства
1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт.
?
ВООРУЖЕНИЕ
3 - 105 мм/45 [240 снарядов]
6 (2x2, 2х1) ТА - 500 мм [8 торпед]
24 мины
После зачисления в строй восьми кораблей, строящихся для Аргентины и Голландии (G.101-104, V.105-108) и заказа серии кораблей увеличенного водоизмещения 1914-1915 гг. (B.97-98, V.99-100, B.109-112, S.113-115, V.116-118, G.119-121, B.122-124), в июле 1916 г. последовал следующий заказ на "стандартные" миноносцы. За образец взяли последний, перестроенный, миноносец предыдущей серии "G-96". Таким образом, корабли отличались от предшественников лишь удлинённым для улучшения мореходности полубаком и несколько усиленной конструкцией.
Сперва были заказаны двенадцать миноносцев - шесть на верфи "Vulcan" (V.125-V.130), три на верфи "Шихау" (S.131-S.133) и три на верфи "Германия" (G.134-136). Последняя, из за загруженности постройкой подводных лодок, от заказа отказалась.
Незначительное число заказанных миноносцев не удовлетворяло морской генеральный штаб, так как, по его мнению, их было недостаточно для ведения длительной войны даже при использовании действующим флотом не вполне боеспособных старых миноносцев. Он требовал ускоренной постройки 28 миноносцев. Кроме того, следовало учитывать необходимость пополнения потерь. Но, несмотря на требование штаба, учитывая перегруженность верфей, кроме указанных 9, заказали только 11: S.134-S.139, V.140-144. Ещё три (H.145-H.147) строила верфь "Ховальдсверке", которой в ноябре верфь "Германия" передала свой заказ вместе с чертежами.
В связи с загрузкой заводов предусмотренная и на этих миноносцах специальная турбина с зубчатой передачей для экономического хода на большинстве из них так и не была установлена. Поэтому в апреле 1917 г. было приказано на миноносцах Н.145-Н.147 этих установок не ставить, тем более что существующая военная обстановка заставила придавать меньшее значение району плавания, чем более быстрым срокам вступления их в строй.
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.
S-133
V-130
Корабли разных верфей имели лишь незначительные отличия, характерные и для предыдущих типов: на V-ботах грузовая стрела стояла в диаметральной плоскости между дымовыми трубами; кормовая труба была овального сечения, носовая - круглого. На S-ботах грузовая стрела находилась по левому борту рядом с передней дымовой трубой; обе дымовых трубы были овального сечения, 2 больших вентилятора между дымовыми трубами были установлены иначе, козырёк передней трубы был на 1,5 м выше, не было компасной площадки, полубак был короче на 2 м. H-боты строились по лицензии верфи "Германия" и на них грузовая стрела стояла у задней трубы.
Сперва S- и V-боты несли стеньгу с антенной, высотой 10 м, позже заменённую на "сигнальный крест".
Корабли получили прозвище "еловые лодки" (Tannenbaumboote), так как такелаж фок-мачты походил на рождественскую ёлку.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign
S-131
V-130
Несмотря на небольшое число заказов, сроки постройки миноносцев удлинялись. Затруднения были вызваны, с одной стороны, чрезмерным количеством всякого рода дополнительных работ, с другой — все увеличивающимися транспортными затруднениями. Временами происходили перерывы в доставке угля, сырья и полуфабрикатов, что вызывало задержки и запоздания работ на верфях. Позже на сроки готовности миноносцев стало сильно влиять считавшееся первоочередным строительство подводных лодок и мелких кораблей, а также усиливающиеся затруднения с материалами.
H-145
V-127
Первые шесть миноносцев вошли в 6-ю флотилию, составив полностью обновлённую 11 полуфлотилию. Следующая шестёрка таким-же образом - в 1-ю флотилию, 2 полуфлотилию. Третья шестёрка должна была аналогично сменить состав 7-й флотилии, 14-й полуфлотилии, но до конца года успели только три миноносца, и ещё один практически закончил испытания, но не успел прибыть в расположение.
S-131
S-134
Корабли были готовы слишком поздно, чтобы принять активное участие в войне, они лишь прикрывали крейсера, осуществляющие поддержку тральщиков, в частности 30 марта 1918 г. "V-129" и "V-130" из 1-й флотилии сопровождали "Seydlitz" и "Von Der Tann", а 7 апреля 1918 г. "V-125", "S-131" и "S-132" из 6-й флотилии - "Seydlitz" и "Hindenburg", при этом контакта с противником не имели.
H-147
V-125
S-131
S-138
H-146
H-147
S-132
По окончании войны, 22 ноября 1918, 11 миноносцев этого типа были интернированы в Скапа-Флоу и 21 июня 1919 затоплены там экипажами. При этом 6 из них британцы взяли на абордаж и успели оттащить к берегу. Все были позже подняты и разобраны. Также разобрали 4 корабля, находящихся в достройке, остальные 8 единиц в 1920 были переданы по репарациям Антанте. "S.132" достался США и 15.07.1921 был потоплен как мишень у мыса Генри артиллерией линкора "Delaware" и эсминца "Herbert". Семь остальных вошли в состав французского флота и были названы в честь морских офицеров, героически погибших в недавней войне: Buino, Chastang, Vesco, Mazaré, Deligny, Rageot de la Touche и Marcel Delage.
Buino
Buino
Buino
Chastang
Chastang
Vesco
Vesco
Mazaré
Mazaré
Deligny
Deligny
de la Touche
de la Touche
Delage
Delage
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3
Кофман В. - От калек адмирала Ланса до последних гигантов // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 29.01.2021
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1915-1920
Флот республики Франция (Marine Nationale) 1920-1933
"S-131"
"V-127"
"H-147"
"V-125"
"S-134" в Вильгельмсхафене.
"H-146"
"S-138" в Вильгельмсхафене.
2-я полуфлотилия, в т. ч. "S-133".
"S-131"
Французский "Marcel Delage", быв. "H-147".
Французский "Marcel Delage", быв. "H-147".
Французский "Rageot de la Touche", быв. "H-146".
Французский "Rageot de la Touche", быв. "H-146".
Французский "Deligny", быв. "S-139".
Французский "Deligny", быв. "S-139".
Французский "Mazaré", быв. "S-135".
Французский "Mazaré", быв. "S-135".
Французский "Vesco", быв. "S-134".
Французский "Vesco", быв. "S-134".
Французский "Chastang", быв. "S-133".
Французский "Chastang", быв. "S-133".
Французский "Buino", быв. "V-130".
Французский "Buino", быв. "V-130".
Французский "Buino", быв. "V-130".
"S-132" уже под американским флагом.
Миноносец типа "S-131" в Северном море, 1918 г.
Миноносец типа "V-140" досматривает датское судно.