Первоначально за береговую оборону отвечало руководство базы - с 1854 г. - в Данциге, в марте 1865 переведёной в Киль. После основания второй базы в Вильгельмсхафене в 1870, они стали числится соответственно станциями Балтийского и Северного моря. Кроме береговой артиллерии, складов, казарм, верфей, учебных заведений и судов вспомогательных служб, при станции имелась вахтенная служба.
В Киле для этих целей с 1872 по 1882 использовался старый монитор Arminius, а с 1891 по 1893 - транспорт Pelikan, с 1899 - яхта-стационер Schneewittchen, а с 1905 также и Carmen.
В Вильгельмсхафене с 1888 г. дежурила яхта Farewell, а в 1902 её сменила Alice Roosevelt. В 1890 база в Вильгельмсхафене получила 4 вахтенные катера Sirius, Vega, Castor и Pollux, а с 1891 г. в качестве вахтенных катеров использовались 5 забракованных флотом миноносцев: Schütze, Scharf, Kühn, Vorwärts и Sicher, в 1899 заменённые на миноносцы W.2, W.3, W.4, W.5 и W.6, которые теперь обслуживали также внешнюю базу в Гельголанде. В 1905 к ним добавили ещё три миноносца: S.18, S.19, S.23 (правда, последний сразу списали). В 1910 вновь произошла смена, но подробности не известны.
С началом войны в августе 1914 в основных базах и крупных портах были организованы флотилии защиты гавани (иногда их называют дивизионами), в которые включили стоящие в резерве крейсера, подручные миноносцы, тендеры и гидрографические суда.
|