СХЕМЫ ОКРАСКИ КОРАБЛЕЙ ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА |
до 1867 |
сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую. |
1867 |
с 21.06.1867 |
Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
|
чёрный - всё, кроме указанного ниже |
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП. |
жёлтый - мачты и стеньги |
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ |
паруса, как правило, цвет от серого до ярко желтой охры. Белый исключается. |
Исключения:
|
Парусные фрегаты, корветы с закрытой батареей и артиллерийский корабль Renown |
широкая белая полоса по уровню пушечных портов.
|
Яхта Grille |
тонкая золотая полоса по всей длине корпуса около ВП вместо красной. |
Яхты Grille и Lorelei |
жёлтые реи |
Вёсельные канонерки, шлюпы и ялы |
полностью чёрные |
Изменения:
Prinz Adalbert |
c 7 августа 1867 г. |
красная полоса на борту закрашена (чёрным)
|
Hela |
с 8 апреля 1868 г. |
широкая белая полоса по уровню пушечных портов |
Undine |
с 13 сентября 1871 г. |
Все парусные бриги |
с 28 января 1874 г. |
|
1874 |
с 28.01.1874 г. |
Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
|
чёрный - всё, кроме указанного ниже |
белый - полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП. |
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы |
Исключения:
|
Парусные фрегаты, корветы с закрытой батареей, учебные фрегаты и бриги. |
широкая белая полоса по уровню пушечных портов.
|
Яхта Grille |
тонкая золотая полоса по всей длине корпуса около ВП вместо белой. |
Вёсельные канонерки, шлюпы и ялы |
полностью чёрные |
|
1878 |
с 16.09.1878 |
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
|
чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы |
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов |
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше |
деревянные части - лакированные с естественным цветом |
Исключения:
Деревянные корветы с закрытой батареей, Niobe и Renown |
широкая белая полоса по уровню пушечных портов.
|
|
Башенные корабли |
башни, трубы, вентиляторы и кожух мачты - белые |
Вспомогательные корабли |
чёрные, только мачты жёлтые |
Яхты Grille и Lorelei |
жёлтые реи |
Угольщики, баржи и т.п. |
полностью жёлтые |
Так, как для миноносцев ещё не существовало отдельной штатной окраски, были возможны вариации: карапас мог быть чёрным, белым или жёлтым, тамбуры - белые или жёлтые и т. д. |
Согласно "черно-желтой схеме образца 1878 г.", корпус корабля до стыка с верхней палубой был черного цвета. Все, что находилось выше белой полосы на фальшборте, покрывалось желтой краской — сети, мачты, стеньги, реи, кран-балки, шлюпбалки, вентиляторы, дымовые трубы и т.д. Белыми оставались ходовая и штурманская рубки, салинги, носовые и кормовые украшения, а также две полосы по всей длине корпуса — широкая по фальшборту и узкая, проходившая где-то на полметра выше ватерлинии.
10 июня 1890 г. для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера принята бело-жёлтая схема. 29 марта 1895 схема окраски кораблей германского флота была заменена на серо-синюю схему для кораблей в домашних водах, и на чёрно-серую схему для вспомогательных судов.
|
1890 |
с 10.06.1890 |
Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.
|
белый - корпус и т. д. |
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах |
29 марта 1895 г. корабли в заграничном плавании перешли на раздельные Заграничную бело-серую окраску для кораблей без рангоута и Заграничную бело-жёлто-серую окраску для кораблей с рангоутом. Старая схема оставалась, как парадная, а в 1898 заменена на Бело-жёлтую парадную и заграничную окраску образца 1898 г.
|
1895/1896 |
с 29.03.1895 / 15.04.1896 |
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась при службе в домашних водах, кроме миноносцев и вспомогательных судов.
|
серо-синий - всё |
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения |
15 апреля 1896 г. корабли в домашних водах перешли на домашнюю серую окраску образца 1896 г., в которой отказались от синего оттенка
|
серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы |
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты |
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения |
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги |
Изменения:
Портовые, учебные и специальные суда, как дома, так и в заграничном плавании |
с 26 декабря 1902 г. |
носовые и кормовые украшения позолоченные |
Минные заградители, кроме Arcona |
с 18 августа 1911 г. |
полностью чёрные |
С некоторыми изменениями просуществовала до 1945 г.
В годы первой мировой войны во время боевого похода для опознавания одна из труб красилась в красный цвет. К концу войны для опознавания с воздуха использовались белые кольца, нанесённые краской на палубу бака и юта или на крыши концевых башен.
|
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей без такелажа в заграничном плавании.
|
белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты |
серо-синий - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п. |
жёлтый - одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, носовое и кормовое украшения |
15 апреля 1896 г. серо-синий цвет заменили на серый.
|
белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты |
серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п. |
жёлтый - одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, носовое и кормовое украшения |
|
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для старых кораблей с такелажем в заграничном плавании.
|
белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты |
серо-синий - трубы, вентиляторы, мачты и т.п. |
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета) |
15 апреля 1896 г. серо-синий цвет заменили на серый. В отличие от безрангоутных, трубам стали жёлтыми
|
белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты |
серый - трубы, вентиляторы, мачты и т.п. |
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, труба, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета) |
|
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась исключительно для миноносцев в домашних водах.
|
тёмно-серый - всё |
14 декабря 1898 г. изменена на чёрную.
|
Принята 29 марта 1895. Использовалась для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.
|
чёрный - корпус, включая фальшборт |
серо-синий - все надстройки, мачты, трубы и т.п. |
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски |
15 апреля 1896 г. серо-синий заменили на серый
|
чёрный - корпус, включая фальшборт |
серый - все надстройки, мачты, трубы и т.п. |
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски |
Исключения:
Плавказармы |
надстройки белые
|
деревянные части надстроек - естественного цвета |
Плавказармы, блокшивы, баржи и другие несамоходные суда |
отсутствовала белая полоса |
С некоторыми изменениями просуществовала до 1945 г. В некоторых случаях трубы и мачты были жёлтые, деревянные части надстроек - естественного цвета.
|
1898 |
с 03.1898 |
Принята в 1898 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
|
белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты |
золотисто-жёлтый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края белого цвета, верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая носовое и кормовое украшения |
Изменения:
все |
с 17 августа 1899 г. |
башни, казематы и орудия, красились в золотистый в тех местах, где они попадали в его уровень |
корабли в заграничном плавании, кроме канонерок, учебных и специальных судов |
с 20 ноября 1899 г. |
носовые и кормовые украшения позолоченные |
канонерки |
с 26 декабря 1902 г. |
14 мая 1910 г. по этой схеме окрашивались только яхты Кайзера. Все корабли в заграничном плавании получили стандартную "домашнюю" окраску образца 1896 г., исключения составили:
Учебные крейсера типа "Victoria Louise" и канонерка "Planet" из Восточно-Азиатской эскадры оставались в прежней окраске до осени 1911 г.
Миноносцы этой же эскадры (S-90 и Taku) были перекрашены только в середине 1912 г.
На стационере в Турции "Loreley" отдельным приказом от 16 августа 1910 г. бело-золотая окраска была сохранена.
В 1914 г., на время войны схема была упразднена, и больше уже не применялась.
|
с 14.12.1898 |
Принята 14 декабря 1898 г. Использовалась исключительно для миноносцев в домашних водах.
|
чёрный - всё |
В 1916 заменена на тёмно-серую окраску миноносцев.
|
1916 |
с 4.12.1916 |
Принята 4 декабря 1916 г. Использовалась исключительно для миноносцев в домашних водах.
|
1916-1918 |
тёмно-серая - всё |
|
1918-1919 |
тёмно-коричнево-оливковая - всё |
|
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа. |
|
1919 |
после 1919 |
До 1945 для всех кораблей использовалась серая окраска образца 1896 г. Лишь с осени 1939 на некоторых стали использовать камуфляж военного времени. |
1939 |
1939-1945 |
Во время прохождения испытаний и учений на Балтике корабли несли т. н. "Балтийский камуфляж".
|
серый - центральная часть корпуса и надстройки |
тёмно-серый - оконечности |
чёрный - диагональные полосы по корпусу и надстройкам |
белый - диагональные полосы по корпусу и надстройкам и ложные буруны |
Во время боевых походов в Атлантике и Арктике камуфляж был проще.
|
серый - центральная часть корпуса и надстройки |
тёмно-серый - оконечности |
С 1940 использовался "стояночный Норвежский камуфляж". При этом камуфлировался только борт, обращённый к морю.
|
светло-серый - корпус и часть надстроек |
тёмно-зелёный - бесформенные пятна в средней части корпуса и на надстройках |
коричневый - бесформенные пятна в средней части корпуса и на надстройках |
тёмно-оранжевый - бесформенные пятна в средней части корпуса и на надстройках |
С 1942 использовался камуфляж для действий в северных широтах.
|
серый - корпус и часть надстроек |
почти белый - оконечности |
тёмно-серый - косые фигуры на корпусе и надстройках. Позже в фигурах стали использовать два оттенка тёмно-серого. |
использовался также его упрощённый вариант.
|
серый - корпус и часть надстроек |
почти белый - оконечности |
С 1944 схема камуфляжа для действий в северных широтах значительно упростилась.
|
тёмно-серый - корпус и нижний ярус надстроек. |
серый - верхняя часть надстроек |
почти белый - самые верхние сооружения |
При проведении операций для опознавания своей авиацией на палубе либо на постеленном брезенте на баке и на юте рисовали свастику. Для тех же целей на крупных кораблях красили в определённый цвет (обычно красный или жёлтый) крыши башен и орудийных установок.
Имелись также особые схемы камуфляжа для десантных кораблей.
|
|
УСТАВНЫЕ ЦВЕТА
Ниже приведены эталонные цвета красок императорской верфи в Вильгельмсхафене для кораблей военно-морского флота.
|
Schiffsbodenfabre (WL) III Grau, trittfeste Auβendecksfabre n. RAL 7016 |
Серая краска для подводной части и стойкая для наружных палубных поверхностей |
|
Absatzfabre Dunkel-grau für auβen und innen n. RAL 7024 |
Тёмно-серая половая краска для наружных и внутренних работ |
|
Deckfabre Dunkelgrau für auβen und innen n. RAL 7000 |
Тёмно-серая палубная краска для наружных и внутренних работ |
|
Deckfabre Hellgrau für auβen und innen, Feuer- u. Säureschutz-fabre, Heizkörperfabre n. RAL 7001 |
Светло-серая палубная краска для наружных и внутренних работ, огне- и кислотно-защитная, радиаторная |
|
Deckfabre Rot für innen, Schiffsbodenfabre III Rot, Kaiserrot II (Grundf.) n. RAL 8013 |
Красная палубная краска и грунтовка для внутренних работ и для подводной части |
|
Deckfabre Kaiserrot I für Rettungsbojen, Seitenlaternen, Feuerlöschgeräte usw. n. RAL 3010 |
Красная палубная краска для спасательных кругов, огнетушителей и т.д. |
|
Deckfabre Rot für Feuerschiffe, auh für Unfallschutz, Schilder usw. n. RAL 3011 |
Красная палубная краска для плавучих маяков, предупреждающих знаков и т.д. |
|
Deckfabre Schwarz für auβen und innen n. RAL 9005 |
Чёрная палубная краска для наружных и внутренних работ |
|
Deckfabre Blau, Ultramarinblau n. RAL 5004 |
Синяя палубная краска, ультрамарин |
|
Deckfabre Braun, Absatzfabre Persenningfabre n. RAL 8011 |
Коричневая палубная краска, для полов и парусины |
|
Deckfabre Grün, Chromgrün n. RAL 6005 |
Зелёная и зелёно-хромовая палубная краска |
|
Deckfabre Ockergelb n. RAL 1011 |
Охра, палубная краска |
|
Deckfabre Gelb, Chefbootfarbe, Schlauchbootfarbe n. RAL 1003 |
Жёлтая палубная краска, для яхт, командирских катеров и надувных лодок |
|
Deckfabre Weiβ für innen und auβen n. RAL 9002 |
Белая палубная краска для внутренних и наружных работ |
|
Deckfabre Elfenbein, Feuerschutzfabre für Maschinen- und Motorenräume n. RAL 9003 |
Палубная краска цвета слоновой кости, огнестойкая для машинных и моторных отделений |
|
Aluminiumbronze n. RAL 9006 |
Алюминий-бронза |
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. |
+ |
некоторые материалы с интернет-форумов |
последнее обновление: 28.06.2023
|