ОглавлениеПодводные лодки → тип Норденфельта?

  Подводные лодки  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Подводные лодки (U-boote) типа

 Nordenfelt 


1890-1891 г. 3 ед. (пр. Nordenfelt?, возможно, в реальности не существовали)

возможный вид

*
U-1
*
U-2
*
U-3
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 U-1 Киль, по разным данным <Ks. Werft Kiel> или <Howaldtswerke> 1888? факт постройки не доказан
?
1890
2 U-2 Данциг, по разным данным <Ks. Werft Danzig> или <F. Schichau> 1888? факт постройки не доказан
?
1890
3 U-3 <Howaldtswerke>, Киль ? факт постройки не доказан
?
1891
ТТХ
Водоизмещение 180-200 т
Размерения длина 34,85 м
ширина 3,65 м
осадка ?
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 гребной винт
1 МКО 2 ПМ Ламма (на U-3 - электромотор)
Ходовые данные скорость надводная 12 уз.
позиционная 9,3 уз.
подводная 6,5 уз.
дальность плавания надводная 288 миль (12 уз., 24 ч.)
подводная 13 миль (6,5 уз., 2 ч.)
время погружения 70-80 сек.
глубина погружения 15-29 м
Экипаж 3 чел.
Дополнительные данные корпус стальной, однокорпусная
управление 2 руля направления, 2 или 4 руля глубины, 2 горизонтальных винта
ВООРУЖЕНИЕ
3 торпеды
1 скорострельная пушка

 

Журнал "Морской сборник" № 6/1890, ссылаясь на информацию французского "journal de la Marine", сообщил, что в этом году в Киле (на верфи Ховальда) и в Данциге (на верфи Шихау) были закончены постройкой 2 подводные лодки (U-1 и U-2), сконструированные немецкими инженерами на основе проекта субмарины Гэррета № 2.

Их водоизмещение было около 180 тонн; длина 34,85 м, наибольший диаметр 3,65 м; глубина погружения 15 м. В качестве единого двигателя для подводного и надводного хода использовалась паровая машина Ламма, более мощная, чем у прототипа. Кроме того, корпуса лодок сохранили тот же диаметр, что и вторая лодка Норденфельта, но они стали длиннее на 4 метра (это уменьшило сопротивление воды). В результате скорость полного хода в подводном положении составила 6,5 узлов; в позиционном положении — 9,3 узла; на поверхности — 12 узлов.

Энергия перегретой воды обеспечивала 2 часа подводного плавания полным ходом (13 миль). В надводном положении запаса угля хватало на 24 часа полного хода (288 миль). Погружение занимало не более 80 секунд. Лодки были зачислены в отряды миноносцев в Киле и Вильгельмсхафене и приняли участие в маневрах 1890 года.

Однако этим лодкам были присущи те же принципиальные недостатки, что и другим субмаринам Гэррета-Норденфельта: в подводном положении неустойчиво держали глубину, возникали большие дифференты и крены. Паровая машина, работающая на угле, создавала невыносимые условия обитания. Под водой температура внутри лодки поднималась выше 45 градусов. Кроме того, из топки выделялся угарный газ, отравлявший людей. Применение торпедного оружия в подводном положении оказалось невозможным. Отсутствие специальных оптических приборов для наблюдения из подводного положения вынуждало командира лодки периодически всплывать, что вело к потере скрытности. Испытания показали, что нет смысла принимать их на вооружение ввиду крайне низких боевых возможностей.

******

Другого мнения был Грёнер:

В немецкоязычной литературе ("Сообщения на морскую тему" (Mitteilungen aus dem Gebiete des Seewesens), XVI, 1888, стр. 357) впервые появляется указание на таинственные подводные лодки W 1 и W 2, якобы построенные на Императорских верфях в Киле и Данциге:

 

Немецкие подводные миноносцы.

Согласно "Broad Arrow" опыты с новым видом подводных лодок одновременно должны быть предприняты в Киле и Данциге.

114 футовые (34,85 метровые) лодки могут достигать глубины 95 футов (примерно 29 м); для этой цели имеются 2 горизонтальных винта, которые приводятся во вращение 6-сильными двухцилиндровыми паровыми машинами.

Цистерна, вмещающая 5 т воды, служит для контроля осадки. Вооружение лодок должно состоять из трёх торпед и скорострельной пушки, экипаж - из 3 человек. Лодки должны обладать скоростью в 12 узлов и быть в состоянии принимать запас угля для хода на 200 мор. миль. Согласно вышеупомянутому источнику эти суда являются лишь модификацией лодок Норденфельта...

 

Основным источником для всех дальнейших сообщений об этих двух немецких подводных лодках Норденфельта является Алан Х. Бургойне, "Подводная навигация" (Alan H. Burgoyne, Submarine Navigation, Fast and Present; London 1903). Здесь утверждается, что в 1890 2 подводных лодки Норденфельта с наименованиями W-1 и W-2 или U-1 и U-2 были построены в Киле и Данциге, и в том же году приняли участие в маневрах флота в Киле и Вильгельмсхафене. Называются следующие характеристики: длина 34,85 м; ширина 3,65 м; водоизмещение 200 т.; время погружения 70-80 секунд; время движения полным ходом: 2 ч. под водой, 24 ч. на поверхности; механический привод - паровая машина.

До сих пор не имеется документального доказательства существования этих лодок. Список строительных номеров Императорской верфи в Киле не свидетельствует о постройке подводной лодки в это время. Не имеется указаний и в бюджетах этих лет. В биографии Торстена Норденфельта не упоминается ни о каком строительстве немецких лодок по его чертежам.

Поэтому существует явное подозрение, что корреспондент "Broad Arrow" и Burgoyne смешали лодки Норденфельта с другими надводными судами с похожими габаритами и силуэтами, и, в то же время, друг с другом:

Подводные лодки Норденфельта:
Номер 1: Длина 19,5 м; ширина 2,7 м; 60 т.. Построена в 1885 и испытана в Балтийском море, в 1886 продана Греции.
Номер 2, 3: Длина 30,5 м; ширина 3,6 м; 160 т. Построены в 1886 в Англии и доставлены в секциях в Турцию.
Номер 4: Длина 38 м; ширина 3,7 м; 200 т. Построена в 1887/8 в Англии, при переходе в Россию потерпела крушение у Ютландии.

Немецкие экспериментальные миноносцы:
W-1, 2: Длина 34,9 м; ширина 3,9 м; 91 т. Построены в 1884 фирмой Везер.
A-1: Длина 34,6 м; ширина 4,1 м; 88 т. Построен в 1888/9 на Императорской верфи в Данциге.
K-1: Длина 37,6 м; ширина 4,8 м; 102 т. Построен в 1887/9 на Императорской верфи в Киле (строительный номер 13)

******

Если верить "journal de la Marine", лодки строились не на государственных верфях, а частными компаниями Ховальда в Киле и Шихау в Данциге. На счёт второй сомнения в том, что филиал в Данциге был открыт лишь год спустя, да и нет в списке заказов верфи ни одной подводной лодки до 1916 года. Что касается Howaldtswerke, то согласно Burgoyne в 1891 она построила ещё одну подводную лодку с наименованием "U-3" длиной 30,85 м, шириной 3,6 м, водоизмещением в 180 т. В качестве доказательства была опубликована фотография подводной лодки в форме веретена со значительными продольными ребрами на корпусе корабля. Однако, эта подводная лодка, происхождение которой до сих пор не совсем ясно, должна иметь существенно меньшие габариты чем мнимая "U-3". Предположительно, это была построенная на той-же верфи Ховальда в 1898 году Versuchs-U-Boot Nr 333 Карла Лепса.

А вот что пишет об "U-3" А. Е. Тарас в своей "Истории подводных лодок 1624-1904":

 

Согласно "Broad Arrow" опыты с новым видом подводных лодок одновременно должны быть предприняты в Киле и Данциге.

Верфь Ховальда а Киле построила экспериментальную подводную лодку с электромотором. За основу своего проекта конструкторы взяли лодку "U-1", построенную на данной верфи по лицензии Гэррета-Норденфельта двумя годами раньше. При этом длину корпуса они сократили примерно в два раза, а паровую силовую установку заменили аккумулятором и электромотором.

Опубликованная фотография наглядно показывает, что длина субмарины не превышала 16—18 метров; водоизмещение, предположительно, составляло 60—80 тонн. К металлическому корпусу лодки по всей его длине были прикреплены деревянные киповые планки, предохранявшие от повреждений при швартовке.

Никаких сведений о тактико-технических данных, внутреннем устройстве и дальнейшей судьбе этой экспериментальной подводной лодки найти не удалось.

 

Так, что, наиболее вероятно, в прессе была размещена дезинформация и реально эти лодки никогда не существовали.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1985.
на русском
1 Тарас А. Е. - История подводных лодок 1624-1904., Харвест, Минск, 2002
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 7.12.2019

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1871-1889
Nordenfelt
Подводная лодка Гэррета-Норденфельта № 4
Nordenfelt
Схема устройства подводной лодки Гэррета-Норденфельта № 4
Nordenfelt
Турецкая подводная лодка Abdul Hamid типа Норденфельт-Гаррет № 2
Nordenfelt
Турецкая подводная лодка Abdul Hamid типа Норденфельт-Гаррет № 2
Nordenfelt
Турецкая подводная лодка Норденфельт-Гаррет № 2
Nordenfelt
Турецкая подводная лодка Abdul Hamid, построенная в 1886 по проекту Норденфельт-Гаррет № 2
Nordenfelt
Схема лодки Норденфельт-Гаррет № 2
Предыдущая страница - подводная лодка "Vogel"
Следующая страница - подводная лодка Карла Лепса "Versuchs-U-Boot Nr 333"