Оглавление → Подводные лодки → тип Норденфельта?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подводные лодки (U-boote) типа
1890-1891 г. 3 ед. (пр. Nordenfelt?, возможно, в реальности не существовали) возможный вид * U-1 * U-2 * U-3 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Журнал "Морской сборник" № 6/1890, ссылаясь на информацию французского "journal de la Marine", сообщил, что в этом году в Киле (на верфи Ховальда) и в Данциге (на верфи Шихау) были закончены постройкой 2 подводные лодки (U-1 и U-2), сконструированные немецкими инженерами на основе проекта субмарины Гэррета № 2. Их водоизмещение было около 180 тонн; длина 34,85 м, наибольший диаметр 3,65 м; глубина погружения 15 м. В качестве единого двигателя для подводного и надводного хода использовалась паровая машина Ламма, более мощная, чем у прототипа. Кроме того, корпуса лодок сохранили тот же диаметр, что и вторая лодка Норденфельта, но они стали длиннее на 4 метра (это уменьшило сопротивление воды). В результате скорость полного хода в подводном положении составила 6,5 узлов; в позиционном положении — 9,3 узла; на поверхности — 12 узлов. Энергия перегретой воды обеспечивала 2 часа подводного плавания полным ходом (13 миль). В надводном положении запаса угля хватало на 24 часа полного хода (288 миль). Погружение занимало не более 80 секунд. Лодки были зачислены в отряды миноносцев в Киле и Вильгельмсхафене и приняли участие в маневрах 1890 года. Однако этим лодкам были присущи те же принципиальные недостатки, что и другим субмаринам Гэррета-Норденфельта: в подводном положении неустойчиво держали глубину, возникали большие дифференты и крены. Паровая машина, работающая на угле, создавала невыносимые условия обитания. Под водой температура внутри лодки поднималась выше 45 градусов. Кроме того, из топки выделялся угарный газ, отравлявший людей. Применение торпедного оружия в подводном положении оказалось невозможным. Отсутствие специальных оптических приборов для наблюдения из подводного положения вынуждало командира лодки периодически всплывать, что вело к потере скрытности. Испытания показали, что нет смысла принимать их на вооружение ввиду крайне низких боевых возможностей. ****** Другого мнения был Грёнер: В немецкоязычной литературе ("Сообщения на морскую тему" (Mitteilungen aus dem Gebiete des Seewesens), XVI, 1888, стр. 357) впервые появляется указание на таинственные подводные лодки W 1 и W 2, якобы построенные на Императорских верфях в Киле и Данциге:
Основным источником для всех дальнейших сообщений об этих двух немецких подводных лодках Норденфельта является Алан Х. Бургойне, "Подводная навигация" (Alan H. Burgoyne, Submarine Navigation, Fast and Present; London 1903). Здесь утверждается, что в 1890 2 подводных лодки Норденфельта с наименованиями W-1 и W-2 или U-1 и U-2 были построены в Киле и Данциге, и в том же году приняли участие в маневрах флота в Киле и Вильгельмсхафене. Называются следующие характеристики: длина 34,85 м; ширина 3,65 м; водоизмещение 200 т.; время погружения 70-80 секунд; время движения полным ходом: 2 ч. под водой, 24 ч. на поверхности; механический привод - паровая машина. До сих пор не имеется документального доказательства существования этих лодок. Список строительных номеров Императорской верфи в Киле не свидетельствует о постройке подводной лодки в это время. Не имеется указаний и в бюджетах этих лет. В биографии Торстена Норденфельта не упоминается ни о каком строительстве немецких лодок по его чертежам. Поэтому существует явное подозрение, что корреспондент "Broad Arrow" и Burgoyne смешали лодки Норденфельта с другими надводными судами с похожими габаритами и силуэтами, и, в то же время, друг с другом: Подводные лодки Норденфельта: Номер 1: Длина 19,5 м; ширина 2,7 м; 60 т.. Построена в 1885 и испытана в Балтийском море, в 1886 продана Греции. Номер 2, 3: Длина 30,5 м; ширина 3,6 м; 160 т. Построены в 1886 в Англии и доставлены в секциях в Турцию. Номер 4: Длина 38 м; ширина 3,7 м; 200 т. Построена в 1887/8 в Англии, при переходе в Россию потерпела крушение у Ютландии. Немецкие экспериментальные миноносцы: W-1, 2: Длина 34,9 м; ширина 3,9 м; 91 т. Построены в 1884 фирмой Везер. A-1: Длина 34,6 м; ширина 4,1 м; 88 т. Построен в 1888/9 на Императорской верфи в Данциге. K-1: Длина 37,6 м; ширина 4,8 м; 102 т. Построен в 1887/9 на Императорской верфи в Киле (строительный номер 13) ****** Если верить "journal de la Marine", лодки строились не на государственных верфях, а частными компаниями Ховальда в Киле и Шихау в Данциге. На счёт второй сомнения в том, что филиал в Данциге был открыт лишь год спустя, да и нет в списке заказов верфи ни одной подводной лодки до 1916 года. Что касается Howaldtswerke, то согласно Burgoyne в 1891 она построила ещё одну подводную лодку с наименованием "U-3" длиной 30,85 м, шириной 3,6 м, водоизмещением в 180 т. В качестве доказательства была опубликована фотография подводной лодки в форме веретена со значительными продольными ребрами на корпусе корабля. Однако, эта подводная лодка, происхождение которой до сих пор не совсем ясно, должна иметь существенно меньшие габариты чем мнимая "U-3". Предположительно, это была построенная на той-же верфи Ховальда в 1898 году Versuchs-U-Boot Nr 333 Карла Лепса. А вот что пишет об "U-3" А. Е. Тарас в своей "Истории подводных лодок 1624-1904":
Так, что, наиболее вероятно, в прессе была размещена дезинформация и реально эти лодки никогда не существовали.
Флот Германской империи (не подтверждено)
Подводная лодка Гэррета-Норденфельта № 4 Схема устройства подводной лодки Гэррета-Норденфельта № 4 Турецкая подводная лодка Abdul Hamid типа Норденфельт-Гаррет № 2 Турецкая подводная лодка Abdul Hamid типа Норденфельт-Гаррет № 2 Турецкая подводная лодка Норденфельт-Гаррет № 2 Турецкая подводная лодка Abdul Hamid, построенная в 1886 по проекту Норденфельт-Гаррет № 2 Схема лодки Норденфельт-Гаррет № 2 |