Подводные лодки  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Подводная лодка (U-boot)

 Fahrzeug Nr 333 


1898 г. 1 ед. (пр. Карла Лепса)

 

*
Nr 333
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 U-1 <Howaldtswerke>, Киль, №333 1897 флотом не принята, в 1902 сдана на слом
1898
1898
ТТХ
Водоизмещение 40 т
Размерения длина 13...14 м
ширина 2,4 м
осадка ?
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 гребной винт
1 МО электромотор
мощность 120 л.с.
Ходовые данные скорость надводная ?
подводная 6...7 уз.
Экипаж 4 чел.
Дополнительные данные корпус стальной, однокорпусная
управление 1 руль направления, 2 руля глубины
ВООРУЖЕНИЕ
1 торпедный аппарат

 

На верфи Howaldtswerke в Киле, в 1897—98 гг. за свой счет была построена электрическая подводная лодка по проекту торпедного инженера, лейтенанта германского флота Карла Лепса. Имени она не получила и проходила в документах под заводским обозначением "транспортное средство № 333". Её построили в экспериментальных целях по заказу частного научно-технического общества, созданного специально для проведения изысканий в области подводного судостроения.

Цилиндрический корпус 40-тонной опытовой подводной лодки имел торпедный аппарат спереди и веретенообразно заканчивался сзади четырехлопастным винтом. Длина лодки составляла 13-14 м, наибольшая ширина - 2,40 м. Она приводилась в движение реверсивным электродвигателем мощностью 120 л.с., который обеспечивал максимальную скорость от 6 до 7 узлов. Электромотор работал от аккумулятора, установленного на днище корабля. В коробчатом киле под корпусом располагались балластные и дифферентные цистерны, которые можно было по отдельности заполнять водой самотеком и осушать сжатым воздухом из воздушного баллона торпеды. Кроме того, имелись железные балластные грузы, которые можно было при аварийной ситуации сбросить изнутри.

Лодка имела водонепроницаемые таранные переборки спереди и сзади, передняя также служила опорной переборкой для трубы торпедного аппарата, которым можно было управлять изнутри через выходящую в отсек его заднюю часть.

Управление осуществлялось с помощью двух горизонтальных рулей на задних концах стабилизирующих пластин шириной примерно 400 мм, проходящих по середине высоты корпуса, и расположенного снизу перед гребным винтом руля направления, который был защищен кожухом.

Командир корабля мог наблюдать за обстановкой через водолазный шлем с четырьмя иллюминаторами, приклепанный сверху посередине корабля. Люк для входа находился за смотровым шлемом. Командиром лодки был назначен капитан торгового флота Арп (Kapitän Arp), которому подчинялись еще 2-3 члена экипажа.

Лодку испытывали в Кильском фьорде и демонстрировали представителям морского флота, а в 1901 году её наблюдал сам кайзер Вильгельм II, когда лодка прошла мимо его яхты "Hohenzollern".

В ходе испытаний на открытой воде совершались только надводные плавания: поскольку конструкция считалась не очень надежной, собственных попыток погружения не предпринималось. С целью проверки герметичности корпуса корабля его лишь однажды опустили под воду с помощью плавучего дока, при этом экипаж оставался связанным с поверхностью через вентиляционную трубу.

Лодка не имела системы аэрации и вентиляции и, должно быть, была очень влажной внутри, что, вероятно, является одной из причин многочисленных поломок в электросистеме. Во время испытаний приходилось часто пересекать фьорд к торпедному полигону берлинской фирмы Schwartzkopff в Дюстернбруке для замены сжатого воздуха, давление которого постоянно падало. Смотровой шлем, служивший "башней", не давал почти никакого обзора и фактически не использовался. Судя по изображениям, позже лодка была перестроена и вместо водолазного шлема, получила надстройку для улучшения мореходности. *Некоторые источники выдают это фото за якобы построенную на той-же верфи в 1891 "U-3" по проекту Норденфельда, но это скорее всего газетная "утка".

Не очень надежная в эксплуатации лодка, которая не проводила самостоятельных погружений, не вызвала интереса у немецкого главного командования военно-морских сил. Когда позже она затонула из-за утечки кислоты из аккумуляторной батареи, возникшей в результате коррозии панелей пола, после подъёма лодка была поставлена на хранение под деревянным навесом и, вероятно, списана примерно в 1902 году.

Только с подводной лодки "Forelle", построенной на верфи Germania в Киле в 1903 году, в Германии началась непрерывная разработка, а затем и серийное производство подводных лодок.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Christian Ostersehlte: Von Howaldt zu HDW. Koehlers Verlagsgesellschaft mbH, Hamburg 2004
2 Bruno Bock: Gebaut bei HDW: 150 Jahre Howaldtswerke – Deutsche Werft AG. Koehlers Verlagsgesellschaft mbH, Herford 1988
на русском
3 Тарас А. Е. - История подводных лодок 1624-1904., Харвест, Минск, 2002
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 15.09.2022

 




 

 
Гражданский флаг Германской империи 1898-1902 (ВМФ лодку не принял)

Лодка с надстройкой и деревянным с кожухом, вид со стороны кормы, винт снят.

Лодка в первоначальном виде, снято с кормы.

Схема лодки (возможно, не совсем корректная)