ОглавлениеБуксиры → Мобилизованные прусские буксиры Датской войны

  Буксиры  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Буксиры канонерских лодок прусского флота
(Marineschlepper), мобилизованные в датскую войну


Пруссия, с 1864 г. 8 (5) ед. (мобилизованные гражданские колёсные п/х)


типичный буксир середины XIX в.

*
Adler
*
Anklam
*
Greif
*
Rügen
*
Uecker
*
Pfeil
*
Tartar
*
Verein
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / год постройки в строю примечания
1 Adler <Ditchburn>, Лондон, Британия / 1844 весна 1864 буксир компании "Preuß. Seehandlung", в ноябре 1864 возвращён владельцу, в 1870 мобилизован повторно во время Французской войны.
2 Anklam <AG Vulcan>, Штеттин, стр. № 17 / 1858 весна 1864 буксир компании "C. L. Wendorff" в Анкламе, при 3-м дивизионе КЛ, в ноябре 1864 возвращён владельцу, с 1895 "Altwarp", с 1906 "Lauterbach", в 1926 - слом.
3 Greif Норт Шилдс, Британия / 1850 весна 1864 буксир штеттинской компании "Schultz & Dammast", в ноябре 1864 возвращён владельцу, в 1870 мобилизован повторно во время Французской войны.
4 Rügen <Möller & Hollberg>, Штеттин/Грабов, стр. № 8 / 1858 весна 1864 буксир компании "H. Israel" из Штральзунда, в ноябре 1864 возвращён владельцу, с 1895 "Fellin", списан между 1903 и 1906 гг.
5 Verein <Möller & Hollberg>, Штеттин/Грабов, стр. № 6 / 1858 весна 1864 = Der Verein, п/х пароходного общества Штеттина, при 1-м или 2-м дивизионе КЛ, в ноябре 1864 возвращён владельцу, в 1870 мобилизован повторно во время Французской войны.
6 Pfeil мобилизован повторно весна 1864 = Der Pfeil, п/х компании "Schultz & Dammast" в Штеттине, при 1-м или 2-м дивизионе КЛ, в ноябре 1864 возвращён владельцу, в 1867 продан в Англию.
+ Tartar мобилизован повторно весна 1864 = Der Tartar, п/х компании пароходного общества Штеттина, при 4-м (гребном) дивизионе КЛ, в ноябре 1864 возвращён владельцу, в 1870 мобилизован в третий во время Французской войны.
+ Uecker мобилизован повторно весна 1864 п/х компании пароходного общества Штеттина, при 5-м (гребном) дивизионе КЛ, в ноябре 1864 возвращён владельцу, слом в 1878 г.
ТТХ
  Adler Anklam Greif Rügen Der Verein Der Pfeil Der Tartar Uecker
Водоизмещение ? т (16 ласт) 92 брт 60 т 163 брт, 119 нрт (29 ласт) 97 брт 62 т 54 т 28 т
Размерения длина 38,4 м 37,18 м ? 44,8/47,5 м 31,5 м ? ? ?
ширина 4,47 м 4,38 м ? 5,7 м 5,0 м ? ? ?
осадка ? 2,36 м ? ? 2,6 м ? ? ?
Энергетическая установка состав и тип 2 гребных колеса
1 ПМ 1 ПМ пр. расш. 1 ПМ 1 ПМ 1 кач. ПМ 1 баланс. ПМ 1 ПМ пр. расш. 2 ПМ пр. расш.
? 1 ПК ? ? 1 огнетр. ПК ? ? 1 ПК
мощность 50 инд. л.с. 160 л.с. (40 ном. л.с.) 50 инд. л.с. 80 ном. л.с. 200 л.с. (60 ном. л.с.) 47 ном. л.с. 48 ном. л.с. 36 ном. л.с.
Экипаж ? ? ? 10 чел. 7 чел. 7 чел. 7 чел. 7 чел.
Корпус ? ? ? ? железный ? ? ? ?
ВООРУЖЕНИЕ
известно только, что на "Der Verein" было установлено 2 пушки

 

После династического кризиса в Дании в феврале 1848 года Пруссия возобновила войну за Шлезвиг-Гольштейн. Опасаясь довольно сильного датского флота у своих берегов Прусский флот, как и в предыдущей войне, сделал ставку на канонерки. Скорость лодок была очень малой и для доставки их на позиции снова потребовались буксиры. Для этих целей руководство арендовало у частных компаний восемь относительно мореходных колёсных буксиров, два из которых ранее уже побывали под флагом ВМФ.

В качестве тендера и штабного судна I дивизиона канонерских лодок, состоящего из 5 паровых лодок типа Jäger назначили 62-тонный колёсный паровой буксир "Der Pfeil" (стрела), арендованный у штеттинской компании "Schultz & Dammast" и уже бывший ранее мобилизованным в войну 1848-1849 гг. По окончании боевых действий в ноябре он был возвращён владельцу, а в 1867 продан им одной английской фирме.

II дивизиону канонерских лодок из 4 паровых лодок типа Jäger в качестве тендера и штабного судна придали 97-тонный колёсный паровой буксир "Der Verein" (сообщество) пароходного общества Штеттина, построенный там же в 1858 г. После войны буксир был возвращён владельцу, но в июле 1870 его мобилизовали повторно на время войны с Францией, после чего в 1874 он был продан хозяином судовладельцу Зюндропу (F. Sündrop) в Свинемюнде, а 21 июля 1881 затонул от течи в Мемеле.

III дивизиону канонерских лодок из 5 паровых лодок типа Jäger достался 92-тонный колёсный паровой буксир "Anklam" компании "C. L. Wendorff" из одноимённого города Анклам недалеко от Штеттина. После войны буксир был возвращён владельцу, но уже в 1865 он был продан другой анкламской компании "H. Lauer", в 1895 судно перешло в собственность компании "Sprenger" в Альтварпе и было соответственно переименовано в "Altwarp". С 1904 буксир принадлежал альтварпскому судовладельцу "P. Degner", а в 1906 был продан им компании "A. Garrn" в Грайфсвальде и переименован в "Lauterbach". Карьера корабля закончилась лишь в 1926 году, когда он был сдан на слом.

IV и V дивизионы, состоящие из гребных канонерских лодок, получили мобилизованные повторно буксиры "Der Tartar" и "Uecker". Первый после войны был возвращён Штеттинскому пароходному обществу, но в июле 1870 его мобилизовали повторно на время войны с Францией, поле чего следы судна теряются. На втором в 1871 заменили котёл и к 1874 он принадлежал управлению Берлинско-Штеттинской железной дороге с пропиской в Штеттене и был разобран в 1878 г.

Штеттинская буксирная компания "Siling & Co." предоставила флоту в распоряжение паровой колёсный буксир "Adler" (орёл), построенный в Англии в 1844 году и до 1849 принадлежавший королевской торговой организации "Preuß. Seehandlung". Этот корабль также был в июле 1870 мобилизован повторно на время войны с Францией, а в 1881 куплен Франкфуртской товарной железной дорогой и поднялся по Одеру до Бреслау, где эксплуатировался, по меньшей мере до 1897 г.

Железный колёсный буксир "Rügen" был арендован у штральзундского судовладельца "H. Israel" и использовался, как тендер канонерских лодок. Судно было построено в Штеттине в 1858 году, его владелец до октября 1858 года неизвестен. В Мае 1867 Израэль продал корабль в Штральзунде и в том же году оно было зарегестрировано в Пернау под новым именем "Fellin", при этом его вместимость была заявлена всего в 10 ласт. В 1880 буксир принадлежал компании "R.Bornen & Co" в Пернау, а с 1891 - "H.D.Schmidt", также из Пернау. В 1893 корабль получил новую 2-цилиндровую ПМ "компаунд" в 70 ном. л.с. и котёл рижского завода "Lange & Sohn". Тепрь его регистровое водоизмещение составляло 337брт, 119 нрт, экипаж - 10 человек. В списках 1903 буксир ещё присутствует, в 1906 - уже нет.

Колёсный буксир "Greif", построенный в 1850 г. в Англии для штеттинской фирмы "Schultz & Dammert", был арендован у Штеттинского пароходного общества, которому принадлежал с 1853. В июле 1870 он был мобилизован повторно на время войны с Францией. Кроме этого встречается информация (у Грёнера), что с 1860-х до, как минимум, до 1883 года комиссией портового строительства в Киле использовался колёсный буксир "Greif". Вероятно, это был другой корабль.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 6., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1989.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее изменение: 29.04.2019

 




 

 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1852-1867
Следующая страница - прусские буксиры комиссии портового строительства в Киле.
Предыдущая страница - прусский буксир "Royal Victoria".