Оглавление → Буксиры → Мобилизованные прусские буксиры Датской войны
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Буксиры канонерских лодок прусского флота (Marineschlepper), мобилизованные в датскую войну
Пруссия, с 1864 г. 8 (5) ед. (мобилизованные гражданские колёсные п/х) типичный буксир середины XIX в.
* Adler * Anklam * Greif * Rügen * Uecker * Pfeil * Tartar * Verein *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
После династического кризиса в Дании в феврале 1848 года Пруссия возобновила войну за Шлезвиг-Гольштейн. Опасаясь довольно сильного датского флота у своих берегов Прусский флот, как и в предыдущей войне, сделал ставку на канонерки. Скорость лодок была очень малой и для доставки их на позиции снова потребовались буксиры. Для этих целей руководство арендовало у частных компаний восемь относительно мореходных колёсных буксиров, два из которых ранее уже побывали под флагом ВМФ. В качестве тендера и штабного судна I дивизиона канонерских лодок, состоящего из 5 паровых лодок типа Jäger назначили 62-тонный колёсный паровой буксир "Der Pfeil" (стрела), арендованный у штеттинской компании "Schultz & Dammast" и уже бывший ранее мобилизованным в войну 1848-1849 гг. По окончании боевых действий в ноябре он был возвращён владельцу, а в 1867 продан им одной английской фирме. II дивизиону канонерских лодок из 4 паровых лодок типа Jäger в качестве тендера и штабного судна придали 97-тонный колёсный паровой буксир "Der Verein" (сообщество) пароходного общества Штеттина, построенный там же в 1858 г. После войны буксир был возвращён владельцу, но в июле 1870 его мобилизовали повторно на время войны с Францией, после чего в 1874 он был продан хозяином судовладельцу Зюндропу (F. Sündrop) в Свинемюнде, а 21 июля 1881 затонул от течи в Мемеле. III дивизиону канонерских лодок из 5 паровых лодок типа Jäger достался 92-тонный колёсный паровой буксир "Anklam" компании "C. L. Wendorff" из одноимённого города Анклам недалеко от Штеттина. После войны буксир был возвращён владельцу, но уже в 1865 он был продан другой анкламской компании "H. Lauer", в 1895 судно перешло в собственность компании "Sprenger" в Альтварпе и было соответственно переименовано в "Altwarp". С 1904 буксир принадлежал альтварпскому судовладельцу "P. Degner", а в 1906 был продан им компании "A. Garrn" в Грайфсвальде и переименован в "Lauterbach". Карьера корабля закончилась лишь в 1926 году, когда он был сдан на слом. IV и V дивизионы, состоящие из гребных канонерских лодок, получили мобилизованные повторно буксиры "Der Tartar" и "Uecker". Первый после войны был возвращён Штеттинскому пароходному обществу, но в июле 1870 его мобилизовали повторно на время войны с Францией, поле чего следы судна теряются. На втором в 1871 заменили котёл и к 1874 он принадлежал управлению Берлинско-Штеттинской железной дороге с пропиской в Штеттене и был разобран в 1878 г. Штеттинская буксирная компания "Siling & Co." предоставила флоту в распоряжение паровой колёсный буксир "Adler" (орёл), построенный в Англии в 1844 году и до 1849 принадлежавший королевской торговой организации "Preuß. Seehandlung". Этот корабль также был в июле 1870 мобилизован повторно на время войны с Францией, а в 1881 куплен Франкфуртской товарной железной дорогой и поднялся по Одеру до Бреслау, где эксплуатировался, по меньшей мере до 1897 г. Железный колёсный буксир "Rügen" был арендован у штральзундского судовладельца "H. Israel" и использовался, как тендер канонерских лодок. Судно было построено в Штеттине в 1858 году, его владелец до октября 1858 года неизвестен. В Мае 1867 Израэль продал корабль в Штральзунде и в том же году оно было зарегестрировано в Пернау под новым именем "Fellin", при этом его вместимость была заявлена всего в 10 ласт. В 1880 буксир принадлежал компании "R.Bornen & Co" в Пернау, а с 1891 - "H.D.Schmidt", также из Пернау. В 1893 корабль получил новую 2-цилиндровую ПМ "компаунд" в 70 ном. л.с. и котёл рижского завода "Lange & Sohn". Тепрь его регистровое водоизмещение составляло 337брт, 119 нрт, экипаж - 10 человек. В списках 1903 буксир ещё присутствует, в 1906 - уже нет. Колёсный буксир "Greif", построенный в 1850 г. в Англии для штеттинской фирмы "Schultz & Dammert", был арендован у Штеттинского пароходного общества, которому принадлежал с 1853. В июле 1870 он был мобилизован повторно на время войны с Францией. Кроме этого встречается информация (у Грёнера), что с 1860-х до, как минимум, до 1883 года комиссией портового строительства в Киле использовался колёсный буксир "Greif". Вероятно, это был другой корабль.
|