5.11.1919 исключён, передан в Шербуре по репарациям Франции, "Amiral Sénès", в 1936 исключён, 19.07.1938 потоплен как мишень крейсерами Mars eillaise, Jean de Vienne, La Galissonnière
постройка остановлена при ок. 40% готовности, спущен для освобождения стапеля, 3.11.1919 исключён, в 1919 разобран в Киле или Гамбурге
6.06.1919
ТТХ
S.113-115
V.116-118
G.119-121
B.122-124
Водоизмещение
нормальное
2060 т
2040 т
полное
2425 т
2360 т
2405 т
2354 т
Размерения
длина
КВЛ
105,4 м
106,0 м
106,5 м
107,5 м
полная
106,0 м
107,5 м
108,0 м
108,8 м
ширина
10,2 м
10,4 м
10,3 м
осадка
носом
4,84 м
4,52 м
4,15 м
4,11 м
кормой
3,37 м
3,33 м
3,65 м
3,67 м
высота борта
5,9 м
6,0 м
?
Энергетическая установка
состав и тип
2 вала
2х3-лопастных гребных винта Ø 3,2 м
2 МО
2 турбины "Schichau"
2 турбины "AEG-Vulcan"
2 турбины "Germania"
2 военно-морских турбины
4 КО
4х2 военно-морских нефтяных ПК
18,5 атм., 4808 м²
18,5 атм., 4805 м²
18,5 атм., 4950 м²
18,5 атм., 4800 м²
проектная мощность
45000 л.с.
46000 л.с.
45000 л.с.
Ходовые данные
скорость
проектная
34,5 уз.
на испытаниях
36,9 уз. при 56000 л.с.
35,2 уз. при 55300 л.с., 570 об/мин.
---
запас топлива
720 т. нефти
660 т. нефти
690 т. нефти
716 т. нефти
дальность плавания (проектная)
20 узлов
2500 миль
Экипаж
172-188 чел. (8-9 офицеров, 168-179 матросов), на флагманском + штаб: 24 чел. (4 офицера, 20 матросов)
Дополнительные данные
корпус
стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 13 отсеков, двойное дно
электроснабжение
2 турбо-генератора, 68 кВт, 110 В
управление
1 руль в корме
плавсредства
2 катера
стоимость за шт.
?
ВООРУЖЕНИЕ
4 - 150 мм/45 [360 снарядов]
4 ТА (2Х2) - 600 мм [8 торпед]
40 мины
Тревога, вызванная у союзников туманными планами немцев создать суперэсминец, была небеспочвенной. Германия действительно не планировала, как думали представители Антанты, массовый переход с калибра 105 на 127 мм - планы конструкторов и адмиралов кайзера оказались еще более амбициозными. Новый проект являл собой 2000-тонный корабль, вооруженный четырьмя 150-мм орудиями и таким же количеством новейших 600-мм торпедных аппаратов. Здесь немцы стали на путь своих главных противников - англичан, сразу переходя на максимально возможный калибр.
Проект эсминцев этого типа был разработан проектным бюро морского ведомства в 1916 году. Официально они классифицировались как большие миноносцы (Große Toppedoboote), но больше известны как эскадренные миноносцы. Из двенадцати кораблей этого типа, заказанных в апреле 1916 года четырем различным верфям "Шихау" "Вулкан", "Германия" и "Блом унд Фосс" - (отчего они в незначительной степени отличались друг от друга) и начатых постройкой в 1916-1917 годах, были достроены только два, да и то с большими недоделками.
В процессе испытаний выяснилось, что немцы переборщили с калибром. Тяжелые 150-миллиметровки обусловили плохие мореходные качества этого корабля: он сильно зарывался носом и плохо всходил на волну. Большим недостатком этих мощных и хорошо вооруженных кораблей считалось отсутствие зубчатой передачи вращения на валы, отчего расход топлива оказался намного больше расчетного.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign
S-113
Скорость постройки боевых судов в Германии к концу мировой войны заметно снизилась. Хотя "шихаусские" и подавляющее большинство "вулкановских" единиц удалось спустить на воду в течение 1918 года, ни один из них не смог принять участие в боевых действиях. Фактически только два из них успели пройти ходовые испытания.
V-116
Первый, S-113 фирмы "Friedrich Schiсhau" в Эльбинге, был спущен на воду 31 января 1918 года и принят флотом лишь 5 августа 1919 года, уже после заключения перемирия и распада германской монархии.
Вторым достроенным эсминцем этого типа" был V-116. Заложенный на стапеле верфи "A. G. Vulcan" Штеттине в 1916 году, корабль был спущен на воду 2 марта 1918 года. Два других эсминца-систершипа, строившихся этой верфью, "V-117" и "V-118" сошли со стапелей соответственно 4 мая и 6 июля того же года, но в строй вступить уже не успели. При готовности 60-75% они 3 ноября 1919 года были исключены из списков, как не подлежащие достройке, 4 июля 1921 года были проданы на слом и в том же году разобраны на металл в Гамбурге.
V-116
С V-116 все обстояло иначе. Он был достроен очень быстро и уже 31 июля 1918 года был принят флотом - раньше, чем головной S-113, но в боевых действиях участия не принимал: ко времени окончания войны эсминец еще занимался испытаниями и боевой подготовкой, после чего его предполагалось включить его в состав 7-й флотилии в качестве флагманского корабля.
По условиям Версальского мирного договора все недостроенные боевые суда должны были сдаваться на слом. В их число попали и пять готовых более чем наполовину больших эсминцев. Но два завершенных постройкой - S-113 и V-116 — достались флотам Франции и Италии, заметно повлияв на дальнейшее развитие типа лидера в обеих странах.
S-113
S-113 сперва (5 августа 1919 года) вошел в состав флота Reichsmarine, но в связи с тем, что по условиям мирного договора он подлежал передаче флотам стран-победительниц, 5 ноября 1919 года был исключен из списков, и перейдя в Шербур, 23 мая 1920 года был передан французскому флоту. Там он был переименован в Amiral Sénès - в честь командира крейсера "Leon Gambetta", погибшего в 1915 году вместе со своим кораблем. До 1936 года эсминец находился в боевом составе флота, а затем использовался как корабль-цель и был потоплен 19 июля 1938 года французскими крейсерами во время учебных стрельб.
V-116
Его впечатляющие характеристики в дальнейшем повлияли на разработку собственных проектов и помогли сделать шаг от 850-тонных эсминцев к 2400-тонным лидерам.
Sénès
Sénès
Sénès
Sénès
Sénès
Sénès
Sénès
Sénès
V-116
V-116 после заключения перемирия долгое время отстаивался в бездействии. Так как разделу подлежали только корабли, числящиеся в списках флота, немецкое командование надеялось, что он не будет включен в список кораблей, подлежащих разделу, поэтому он долго не зачислялся в боевой состав. Однако надежды не оправдались, и 23 мая 1920 года эсминец перешел в Шербур, где собирались корабли для передачи иностранным флотам. V-116. 1 августа 1920 года его пришлось официально зачислить в списки Reichsmarine. А уже 16 августа 1920 года он был передан итальянскому экипажу.
Premuda
В итальянском флоте V-116 был переименован в "Premuda". Такое название носит небольшой островок, возле которого 10 июня 1918 года итальянский торпедный катер "MAS-15" под командование Луиджи Риццо торпедировал австро-венгерский дредноут "Szent Istvan". Сперва он был классифицирован как эскадренный миноносец (Cacciatorpedeniere), однако 1 июня 1921 года корабль был переведен в класс легких разведчиков (Esploratori leggeri) и только в 1938 году его вновь вернули в эскадренные миноносцы.
Premuda
"Premuda" был достаточно новым кораблём, поэтому первоначальные изменения, сделанные на нем в итальянском флоте, носили незначительный объем. В основном целью этих изменений было приспособление немецкой техники под итальянские стандарты. Оно коснулось навигационного оборудования (включая компасы), прожекторов, компрессоров и насосов, различного электрооборудования и систем управления огнем.
Premuda
Артиллерийское вооружение было сохранено, однако для отражения авиационных атак были добавлены два одноствольных 40-мм/39-калиберных автомата "Breda". Их установили на специально оборудованных площадках на кормовой надстройке на траверзах грот-мачты. Также к вооружению корабля добавили два переносных пулемета "Colt" калибром 6,5 мм. По штатному положению они размещались на кормовой надстройке позади орудия №.3. Были также смонтированы специальные устройства для использования параванов типа "Ginocchio" (корабль был снабжен двумя комплектами), на корме разместили аппаратуру для постановки дымовых завес.
Premuda
Во время текущего ремонта в Поле в апреле-октябре 1932 года на корабле был произведен тщательный осмотр по поводу его состояния и возможности дальнейшей эксплуатации. Было решено, что "Premuda" еще достаточно крепкий и боеспособный корабль, но требует некоторой модернизации. Поэтому помимо ремонтных работ на нем были произведены и перестройки.
Premuda
Прежде всего, были демонтированы оба торпедных аппарата немецкого производства, так как пополнять запас немецких торпед калибром 500 мм было неоткуда. На месте носового был смонтирован 2-трубный аппарат итальянского производства для торпед калибра 450 мм. На этом аппарате растворения труб не было. На месте кормового аппарата было сооружено жилое помещение для размещения офицеров штаба при выполнении функций флагманского корабля. На крыше этого помещения была установлена 120-мм/15-калиберная гаубица для стрельбы осветительными снарядами.
Premuda
После перестройки "Premuda" нес службу еще почти шесть лет, пройдя текущей ремонт на казенной верфи в Поле в 1936 году.
В апреле 1938 года он был выведен из активной службы в резерв. 5 сентября того же года корабль был переклассифицирован в эсминец, но после нового освидетельствования признан неподходящим для дальнейшей службы и 1 (по другим данным 16) января 1939 года исключен из списков флота. В том же году он был разобран на металл.
Premuda
Premuda
Premuda
Premuda
ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3
Кофман В. - От калек адмирала Ланса до последних гигантов // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№3.
4
Итальянские модификации на бывших немецких кораблях // журнал "Бриз".-2001.-№2.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 05.04.2021
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1918-1919
Флот королевства Италия (Regia Marina) 1920-1939
Флот республики Франция (Marine Nationale) 1920-1936
Итальянский "Premuda" в 1930-х гг.
"V-116"
Модель "V-116".
Модель "V-116".
"S-113"
"V-116"
"S-113"
Модель "V-116".
Модель "V-116".
Модель "V-116".
Модель "V-116".
Модель "V-116".
Модель "V-116".
Модель "V-116".
Модель "V-116".
Модель "V-116".
Модель "V-116".
Модель "V-116".
Модель "V-116".
Модель "V-116".
Модель "V-116".
Модель "V-116".
Итальянский "Premuda" в 1930-х гг.
Итальянский "Premuda" в 1930-х гг.
Итальянский "Premuda" в 1930-х гг.
Итальянский "Premuda" в 1930-х гг.
ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ НА ЭСМИНЦЕ В ПЕРИОД ЕГО СЛУЖБЫ В ИТАЛЬЯНСКОМ ФЛОТЕ.
1. Позиции 40-мм зенитных автоматов "Breda" (1921).
2. Аппаратура постановки дымовых завес (1921).
3. Новый торпедный аппарат итальянского производства калибра 450 мм (1932).
4. Жилое помещение с установленной на крыше 120-мм гаубицей (1932).
5. Штатная позиция переносных 6,5-мм пулеметов "Colt".
Итальянский "Premuda" в 1932 г.
Итальянский "Premuda" (быв. V-116) в 1920-х гг.
Итальянский "Premuda" (быв. V-116).
Итальянский "Premuda" (быв. V-116) в 1930 г.
"V-116" на момент передачи Италии.
Французский "Amiral Sénès" (быв. S-113).
Французский "Amiral Sénès" (быв. S-113).
Французский "Amiral Sénès" (быв. S-113).
Французский "Amiral Sénès" (быв. S-113).
Французский "Amiral Sénès" (быв. S-113).
Французский "Amiral Sénès" (быв. S-113).
Французский "Amiral Sénès" (быв. S-113).
Французский "Amiral Sénès" (быв. S-113).
"S-113" в доке в Шербуре во время передачи Франции.