ОглавлениеБроненосцы и линкоры → Старые броненосцы после войны

  Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Старые броненосцы после Версальского договора (Linienschiffe)
Германия, с 1922-1926 гг. 6 ед. Относились к двум типам.


*
Hannover
*
Braunschweig
*
Elsaß
*
Schlesien
*
Schleswig-Holstein
*
Hessen
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя тип в строю (год постройки) модернизации примечания
1 Hannover Deutschland 1921 (1907) 1920-1921 и 1929-1930, <Marinenwerft>, Вильгельмсхафен. в 1935 исключён, использовался как опытовая мишень до 1944 г. Для его замены построен линкор "Bismarck".
2 Braunschweig Braunschweig 1922 (1904) 1921-1922, <Marinenwerft>, Вильгельмсхафен. с 1926 в резерве, с 31.03.1931 - блокшив, в 1932 - слом. Для его замены построен броненосец "Admiral Graf Spee".
3 Elsaß Braunschweig 1924 (1904) 1923-1924, <Marinenwerft>, Вильгельмсхафен. с 25.02.1930 блокшив, с 31.03.1931 - опытовое судно, 31.10.1935 продан, в 1936 - слом.  Для его замены построен линкор "Scharnhorst".
4 Schlesien Deutschland 1924 (1908) 1925-1927 и 1935, <Marinenwerft>, Вильгельмсхафен. с 04. 1934 учебно-артиллерийский корабль, 3.5.1945 тяжело поврежден на мине; 4.5.1945 взорван в Свинемюнде.
5 Schleswig-Holstein Deutschland 1924 (1908) 1925-1926, 1930-1931 и 1936 <Marinenwerft>, Вильгельмсхафен. с 03. 1936 учебно-артиллерийский корабль, с 09. 1944 г. корабль ПВО 18.12.1944 потоплен брит. авиацией в Готенхафене. Для его замены построен линкор "Tirpitz".
6 Hessen Braunschweig 1925 (1905) 1923-1925 и 1929-1930, <Marinenwerft>, Вильгельмсхафен. в 03.1935-1.04.1937 переоборудован в радиоуправляемую мишень, для его замены построен линкор "Gneisenau".
ТТХ
  тип Braunschweig тип Deutschland
Водоизмещение нормальное 13208 т 13191 т
полное 14176-14394 т 13994 - 14218 т, к 1928: 14465 т
регистровое 7913 брт, 4066 нрт 8048 брт, 4145 нрт, после модернизации: 8291 брт, 4409 нрт
Размерения длина КВЛ 126,0 м 125,9 м
полная 127,7 м 127,61 м
ширина 22,2 м 22,2 м
осадка 8,16 м 8,21 м
высота борта 12,84 м 12,84 м
Энергетическая установка состав и тип 3 вала 2х3-лопастных винта Ø 4,8 м и 1х4-лопастный винт Ø 4,5 м
3 МО 3 вертикальные ПМ тройного расширения (3 цил.)
3 КО 14 ПК: 8 В.-М. + 6 цил.  (38 топок, 13,5 атм., 4550 м²) 12 В.-М. ПК (24 топки, 15 атм., 4600-4670 м²)
на Schlesien с 1938-1939 гг. 8 военно-морских  ПК в двух КО
мощность проектная 16000 л.с. (Hessen 16500 л.с.) 17000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 18,0 уз. (Hessen 18,25 уз.)
Schlesien и Schleswig-Holstein после модернизации 1935-1936 гг. 17 уз. при 16000 л.с, 112 об/мин
запас топлива 700-1670 т угля,
Schlesien к 1928: 1380 т угля + 180 т нефти,
Schleswig-Holstein к 1928: 1340 т угля + 225 т нефти, к 1936: 436 т угля + 1130 т нефти
дальность плавания на 10 уз. 4800-5000 миль
к 1928 на 12 уз. 5600 миль
к 1936 на 12 уз. 4000 миль
Экипаж с 1935-1936 гг. (как учебные корабли) Schlesien: 802 чел. (29 оф., 559 матр., 214 курсантов)
Schleswig-Holstein: 771 чел. (31 оф., 565 матр., 175 курсантов)
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа тип Braunschweig тип Deutschland
главный пояс 225-150 мм (середина), 100 мм (оконечности) 240-170 мм (середина), 100 мм (оконечности)
верхний пояс 140 мм 170 мм
траверсы 140 мм 170 мм
башни 250 мм (лоб) - 50 мм (крыша) 280 мм (лоб) - 50 мм (крыша)
барбеты до 250 мм до 280 мм
казематы/башни СК 150 мм 170 мм
палуба 40 мм (скосы: 75 мм в цитадели, 140 мм в оконечностях) 35+40 мм (скосы: 67 мм в цитадели, 97 мм в оконечностях)
рубки носовая: 300/50 мм, кормовая: 140/30 мм носовая: 300/80 мм, кормовая: 140/30 мм
ПТП   40 мм
ВООРУЖЕНИЕ
Hannover с 1921 (штат) Braunschweig с 1921 Elsaß с 1924 Hessen с 1925 Schleswig-Holstein с 1926 Schlesien с 1927 Schlesien и Schleswig-Holstein Schleswig-Holstein c 1944
с 1931 c 1935 - 1936 c 1939 c 1943 - 1944
4-280 мм/40 SK L/40 (820м/с, -4º+30º, 18800 м., 2 в/мин.) [340 снарядов]
14-170 мм/40 12-170 мм/40 10-170 мм/40 14-170 мм/40
14-150 мм/45
12-150 мм/45 10-150 мм/45
---
--- 4...6-88 мм/35, с 1931 4-88 мм/45 4х1-88 мм/45 2х1-88 мм/45 --- 6x1 - 105 мм/45
4x1 - 37 мм/83 автомата 10x1 -  40 мм/56 автоматов
4x1-20 мм/65 автомата 4x4 и 3x2 -  20 мм/65 автомата 4x4 и 8x2 -  20 мм/65 автомата
с 1921 без ТА, с 1927 - 4 торпедных аппарата - 500 мм (поворотные, на батарейной палубе), в 1930 на Hannover кормовые демонтировали, а в 1931 и остальные.
---

 

Статьей 181 Версальского договора Германии разрешалось сохранить в составе военно-морского флота 6 линейных кораблей додредноутного типа, 6 легких крейсеров и по 12 эсминцев и миноносцев. Общий тоннаж кораблей не должен был превышать 108 000 т (в 1920 г. Верховный Совет Послов позволил держать в резерве еще 30% от этого числа). Численность личного состава флота ограничивалась 15 тысячами человек, из них не более 1500 офицеров. Статья 190 гласила: «Германии воспрещается строить или приобретать за границей какие-либо военные суда, кроме тех, что предназначены для замены единиц, предусмотренных договором, каковая замена однако может быть произведена по истечении 20 лет для броненосцев и крейсеров и 15 лет для эсминцев и миноносцев, считая с момента спуска судна, причем водоизмещение судов, предназначенных для замены, не должно превышать 10 000 т для линейных кораблей, 6000 т для легких крейсеров, 800 т для эскадренных миноносцев, 200 т для миноносцев,).

Возрождение немецкого флота Рейхсмарине - началось в 1920 году, когда было сформировано Морское управление военного министерства. Однако в то время Германия не могла ввести в строй даже разрешенные ей корабли, поскольку для выполнения обязанностей по тралению минных заграждений ей пришлось держать в строю около 300 тральщиков, на укомплектование которых уходил почти весь положенный по норме личный состав. В конце 1922 г. траление было закончено, и вскоре в строй ввели броненосцы "Braunschweig" и "Hannower", 5 крейсеров и две флотилии миноносцев в составе 12 и 11 единиц. В течение следующих трех лет в строй вступили броненосцы "Elsaß", "Hessen", "Schlesien" и "Schleswig-Holstein"; 1 новый и 2 перестроенных крейсера. Были сформированы флотилии тральщиков (32 единицы), начали вводиться в строй учебные и вспомогательные корабли.

Для поддержания боеготовности старые броненосцы модернизировались. В 1924 - феврале 1926 гг. ("Schleswig-Holstein") и 1925 - марте 1927 гг. ("Schlesien") прошли модернизацию на верфи в Вильгельмсхафене: 8 из 12 котлов переведены на нефть; носовая дымовая труба объединена со второй; 170-мм/40 орудия, боезапас которых оказался слишком тяжелым для ручного заряжания, заменены на 150-мм/55, причем число их сокращено до 12; прежние 88-мм/45 сняты, установлены 4 88-мм/45 зенитки. "Schleswig-Holstein" вновь вступил в строй 1 февраля 1926 в качестве флагманского корабля флота; "Schlesien" — 1 марта 1927.

в 1920-х

 

По мере вступления в строй "карманных линкоров" (формально подходивших под Версальские ограничения) необходимо было избавляться от "стариков". В 1931 г. "Braunschweig" исключили из списков флота и сдали на слом - его заменил Admiral Graf Spee, "Elsaß" в 1931 г. также был исключен и до октября 1935 г. служил опытовым кораблем. Для его замены строился линкор "Scharnhorst". Кроме того в резерве находились "Lothringen" (исключен из состава флота в 1926 г.) и "Preußen" (в 1929 г.) Оба проданы на слом в 1931 г. так и не входя в строй.

в начале 1930-х

 

В 1935 году последовала очередь "Hannower" и "Hessen", которые заменили на линкоры "Gneisenau" и "Bismarck". Оба броненосца стали радиоуправляемыми мишенями.

Два оставшихся были переоборудованы в учебно-артиллерийские корабли: "Schlesien" в феврале — апреле 1934 г., "Schleswig-Holstein" в январе — марте 1936 г. Сняты еще 2 150-мм орудия и все ТА, установлены 4 37-мм и 4 20-мм автомата. В конце 1939 г. оставшиеся 150-мм орудия сняты, 88-мм зенитки заменены на 6 105-мм/45. Усиление зенитного вооружения продолжено в 1944 г.: к концу карьеры на кораблях имелось по 6 105-мм/45, 10x1 40-мм/56, 4x4 и 3x2 20-мм (все 37-мм к тому времени демонтированы).

во второй половине 1930-х

 

1 сентября 1939 "Schleswig-Holstein" сделал первый выстрел Второй мировой войны, обстреляв польскую крепость Вестерплятте. Дебют "Schleswig-Holstein" у Вестерплятте предопределил роль этих устаревших кораблей на всю войну. Их использовали только для обстрела берега, но довольно интенсивно,  с конца 1940 до середины 1944 г. оба находились в Восточной Балтике.

"Schlesien" воевал чуть ли не до последних дней второй мировой войны. Получивший тяжелые повреждения на мине, он был взорван своей командой в Свинемюнде 4 мая 1945 г. После войны его долго и нудно разбирали в бывшем порту Свинемюнде; последние части его пошли на металл в 1956 г.

На "Schleswig-Holstein" в сентябре 1944 г. добавили 5х2 - 20 мм автоматов, и он стал кораблём ПВО в польском порту Гдыня.

Севший на грунт после атаки британской авиации 18 декабря 1944 г., он также был взорван командой и простоял до 1952 г., когда у поляков наконец дошли руки до бывшего линкора противника. Разборка продолжалась до 1956 г.

в 1940-х

 


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
по материалам этого сайта

последнее обновление: 11.10.2018

 




 

 
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1921-1933
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1938-1945
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1935-1938
Флот Германии (Reichsmarine) 1933-1935
Предыдущая страница - трофейные русские линкоры 1918 г.
Следующая страница - проекты броненосцев 20-х годов