Оглавление → Броненосцы и линкоры → Проект "P"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проекты "броненосцев" (Panzerschiff, с 14.01.1939 Schwerekreuzer) типа
Германия, проект 1937-1939 гг. (план 12 единиц, не строились) * P 1 - P 12 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Несмотря на начало строительства кораблей типов "Scharnhorst" и "Bismarck", германский флот в 1937 году значительно уступал по численности флотам других европейских держав, и ОКМ (командование военно-морскими силами рейха) решило усилить флот новыми быстроходными броненосными кораблями, являвшимися дальнейшим развитием типа "Deutschland". Немецкие моряки были вполне удовлетворены проектом таких броненосных кораблей, но два бомбовых попадания авиации республиканской Испании в "Deutschland" показали, что броневую защиту следует усилить. Сначала был рассмотрен проект корабля с большим радиусом действия, повышенной скоростью хода и дополнительной броневой защитой. По нему намеревались построить 12 высокомобильных кораблей, которые бы могли действовать и в открытом море, и в прибрежных водах. На стадии предварительных проектных проработок новый броненосный корабль обозначили как крейсер "Р" (от слова "panzer" — броня). Поскольку величина водоизмещения жестко ограничивалась, достичь высокой скорости можно было только за счет ослабления броневой защиты, вспомогательной артиллерии, запаса плавучести и вспомогательных систем. По требованиям ОКМ водоизмещение не должно было превышать 19 679 "английских" т (20 000 метрических т), вооружение состоять из шести 283-мм орудий в двух- или трехорудийных башнях, четырех 150-мм орудий в двухорудийных башнях и четырех спаренных зенитных 105-мм установок, скорость 34 — 35 узлов, дальность 15000 миль на 19 узлах, а защита — из пояса по ватерлинии (ВЛ) толщиной 120 мм в средней части, 60 мм в носу, 110 мм с наклоном в корме. С марта 1938 по декабрь 1939 г. было представлено 20 проектов, лишь немного отличавшиеся между собой размерами и расположением артиллерии (ГК в 2х3 или 3х2 башнях). Окончательный вывод специалистов гласил, что при водоизмещении 20 000 т и использовании дизелей для полного хода требования к высокой скорости и мощной броневой защите выполнить не удастся. Кроме того, имелись и чисто экономические трудности. Постройка 12 кораблей за три года требовала полной загрузки всех крупных верфей страны, и так занятых строительством кораблей возрождавшегося флота. При пересмотре плана Z их требуемое количество сократили до 8 единиц. Были проблемы с выбором артиллерии: ни на одном иностранном корабле не стояли орудия калибром 283 мм — самыми "маленькими" были 305-мм пушки русских и американских дредноутов постройки времен первой мировой войны. Эксперименты показали, что 283-мм 55-калиберное орудие модели 1934 года намного уступало орудию 380-мм/52 клб, которое приняли для линкоров типа "Bismarck". Поднимался вопрос о создании новой 305-мм пушки, но тогда строительство кораблей надолго бы задержалось. Решающий момент в выборе артиллерии ГК наступил, когда Гитлер расторг англо-германское морское соглашение 1935 года. При проектировании линейных крейсеров типа "Scharnhorst" рассматривалось несколько альтернативных вариантов их вооружения, один из которых предусматривал замену трехорудийных 283-мм башен на двухорудийные 380-мм. Но поскольку модернизация "Scharnhorst" и "Gneisenau" требовала их длительного пребывания на верфи, напряженная политическая ситуация делала ее нежелательной. Теперь нужно было найти применение 380-мм орудиям и башням, контракт на изготовление которых уже разместили. Поэтому возникло предложение изменить вооружение крейсеров типа "Р" на 380-мм орудия, так он перерос в проект линейного крейсера "О".
|