Минные катера II класса (Torpedoboote II. Classe) типа
White
Германия, 1885-1886 г. 2 ед. (проект британской компании White)
*
Nr.I
*
Nr.II
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№
имя
=
верфь-строитель
дата постройки
примечания
1
Torpedoboot I
Wh I
<J. S. White & Co.>, Коус, о. Уайт, Британия
1885
в 1905-1910 исключён
2
Torpedoboot II
Wh II
<J. S. White & Co.>, Коус, о. Уайт, Британия
1886
в 1905-1910 исключён
ТТХ
Nr.I
Nr.II
катера для защиты гаваней I класса*
катера для колоний I класса*
катера для защиты гаваней II класса*
Водоизмещение
? т
14 т
? т
12,95 т
? т
Размерения
длина
15,8 м
17,1 м
19,0 м
17,36 м
? м
ширина
2,6 м
2,8 м
2,64 м
2,1 м
? м
осадка
носом
? м
? м
0,53 м
0,53 м
? м
кормой
? м
1,45 м
1,52 м
1,53 м
? м
Энергетическая установка
состав и тип
1 вал
1 гребной винт
1х4-лопастный гребной винт Ø 1,06 м
1 гребной винт
1 МКО
1 вертикальная ПМ
1 вертикальная ПМ "компаунд"
1х2-цилиндровая вертикальная ПМ "компаунд"
1 ПМ
1 ПК
1 локомотивный ПК (10 атм.)
1 ПК
мощность
? л.с.
240 л.с.
250 л.с.
75 л.с.
Ходовые данные
скорость
15,0 уз.
15,5-16 уз.
18 уз.
16,75 уз.
11 уз.
Запас топлива
? т. угля
1 / 2,5 т. угля
3,5 т. угля
? т. угля
Дополнительные данные
корпус
деревянный
управление
1 руль
2 руля (1 кормовой, 1 носовой)
1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
1 ТА - 350 мм (носовой надводный)
1 - 37 мм револьверная пушка
Маленькие деревянные катера, построенные в Британии по похожим проектам, как альтернатива Th.2. Попытка создать бортовой минный катер для крупных кораблей. Мореходность - как у шлюпки: до 3-4 баллов по Бофорту. Фактически, это и были шлюпки, разделения на отсеки не существовало, всё внутреннее пространство было одним помещением.
чёрный - корпус до уровня верхней палубы, карапас, верхняя часть трубы и некоторое палубное оборудование.
Закругления палубы и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, рубка, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров, тентов и тумбы орудий.
жёлтый - трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
окраска палубы неизвестна, либо лакированный деревянный настил с естественным цветом, либо окраска в коричневый или жёлтый цвет.
Так, как для миноносцев ещё не существовало отдельной штатной окраски, были возможны вариации: карапас мог быть чёрным, белым или жёлтым, тамбуры - белые или жёлтые и т. д.
Тип сверхмалого миноносца в германском флоте не прижился. Сами катера служили около 20 лет, но неизвестно, в каком качестве, и были списаны в период между 1905 и 1910 гг. Номера они получили вместо исключённых "Дефриентов", которых было три, поэтому Nr. III в дальнейшем так и остался неиспользованным.
***
П.П. Молас в составленном им в то время сборнике статей “Германский броненосный флот, авизо и миноносцы” приводит занимательные данные о постройке в Данциге большого количества деревянных миноносок для охраны гаваней и службы в колониях. Никакие другие источники эти данные не подтверждают. В те времена в Германии разрабатывался тип малых деревянных минных катеров для размещения на больших кораблях, но они они имели более скромные характеристики, чем указанные капитаном, из которых особо поражает воображение размещение на этих шлюпках 52-мм орудий...
Минные катера для защиты гаваней. (Из книги капитана 2 ранга П. Моласа "Германский броненосный флот, авизо и миноносцы". СПб., 1887)
Для защиты гаваней Киля, Вильгельмсхафена и Данцига адмиралтейство к имеемым уже, построило на верфях в Данциге
в 1886 году еще 29 деревянных минных паровых катеров 1-го и 2-го классов.
Размерения первых следующие: длина 62,38 ф., ширина 8,65 ф., углубление носом 1,75 ф., кормой 5,00 ф.
Шпангоуты выгнуты из вяза, расстояние между ними 10 д. Внутренняя диагональная обшивка двойная, с прокладкой из парусины, пропитанной морским клеем, толщина ее в 0,35 д., наружная — одинарная толщиной в 0,43 д. С носу и кормы сделаны медные воздушные ящики, с двойной деревянной обшивкой; палуба тоже двойная. Угольные ямы вмещают всего 1 тонну угля, но в мешках может поместиться в кочегарном и машинном отделениях
около 1,5 т.
Машина compound в 240 инд. сил. Котел локомотивный должен работать при давлении в 10 атмосфер, скорость хода 18 узлов. Диаметр двухлопастного винта 3,5 ф.; шаг 1,24 д. Прежде построенные катера 1-го класса имеют скорость в 14 узлов. Вооружение катеров 1-го класса состоит из одноствольных скорострельных пушек в 52 мм, поставленных на носу и в 37 мм на корме; патронов по 5 ящиков (по 50 штук в каждом), и двух мин, действующих из решеток.
Катера 2-го класса, меньших размеров, имеют машину в 75 и. сил, которая дает катеру 11-узловую скорость.
Всех катеров, в конце 1886 года, было 1-го класса 20 и 2-го класса 25, из них: 1 -го класса 12 в Данциге, 3 в Киле и 5 в Вильгельмсхафене; 2-го класса в том же порядке портов 17, 4 и 4.
Миноноски для колоний. (Из книги капитана 2 ранга П. Моласа "Германский броненосный флот, авизо и миноносцы". СПб., 1887)
Для защиты германских колоний, в мае 1886 года, в Данциге, на казенной верфи, спущена одна из 11 миноносок 2-го класса, построенная из дерева.
Размерения ее следующие: длина между перпендикулярами 56,94 ф., ширина наибольшая 6,91 ф., углубление носом 1,73 ф., кормой 5,01 ф. Водоизмещение 12,95 т
Миноноска эта имеет два балансирных руля и два штурвала, кормовой незащищенный, а носовой закрыт стальными листами в 0,245 Д: толщины.
Машина compound, двух цилиндровая, с поверхностным охлаждением, кочегарка закрыта. Котел стальной локомотивный, давление пара 10 атмосфер. Винт четырех лопастной, диаметром 3,47 ф., шаг винта 4,39 ф. Запас угля 3,5 тонны. На испытаниях, машина миноноски развила 250 инд. сил, причем достигнутая скорость было 16,75 узла.
Вооружение миноноски состоит из двух одноствольных скорострельных пушек, одна в 52 мм на носу в 37 мм на корме и двух надводных носовых аппаратов (по две мины на аппарат).