Зоны патрулирования с середины апреля 1937 г.: британская, французская, германская и итальянская
Когда в июле 1936 г. в Испании началась гражданская война, Великобритания, Франция, Италия и Германия послали в испанские воды свои корабли, чтобы, как было сказано в официальном заявлении, "защитить жизнь и имущество своих граждан". 23 июля кораблям, готовившимся к маневрам, приказали срочно принять топливо и провиант для дальнего похода. Через день после получения приказа, 24 июля 1936 г. из Киля к испанскому побережью вышли броненосные корабли "Admiral Scheer" (флаг командующего линкорами контр-адмирал Карльса) и "Deutschland". 27 июля за ними последовал легкий крейсер "Köln" и 2-я флотилия миноносцев ("Seeadler", "Albatross", "Leopard" и "Luchs").
"Deutschland" патрулировал в 4-й зоне в сопровождении миноносцев "Luchs" и "Leopard", крейсировал в районе испанского Марокко и Гибралтарского пролива, затем отряд перешёл в Малагу. 3 августа 1936 г., когда корабли республиканцев (линкор "Jaime I", крейсер "Libertad" и эсминец "Waldez") прибыли для обстрела Сеуты, "Deutschland" вышел на рейд и мешал им вести огонь своими манёврами. Командир "Deutschland" лично вел переговоры с фашистским генералом Франко, посетив его в Сеуте 4 августа. 29 июля "Admiral Scheer" заходил в Барселону, затем последовательно посетил Валенсию, Аликанте и Картахену. Согласно приказу от 1 августа на башни или щиты орудий кораблей наносились опознавательные знаки национальных цветов — черно-бело-красные полосы.
8 августа в Испанские воды отправились миноносцы "Kondor" и "Möwe" из 4-й флотилии и с 11 августа по 15 сентября 1936 года они патрулировали у северного побережья Испании, где располагались порты обеих воюющих сторон, а немецкие и другие беженцы эвакуировались во Францию. Военные корабли не только помогали беженцам, но и охраняли немецкие торговые суда.
20 августа отряд под флагом командующего разведсилами контр-адмирала Бэма в составе броненосного корабля "Admiral Graf Spee", легких крейсеров "Nürnberg" и "Leipzig", миноносцев 3-й флотилии "Jaguar" и "Wolf" и 4-й флотилии "Falke" и "Greif" отправился в Испанию на смену первого отряда, к моменту его прихода к испанскому побережью и встречи обоих отрядов 25 августа здесь оказался почти в полном составе весь германский флот, за исключением 3 крейсеров и подводной лодки.
24 августа отряд Карльса вышел в обратный путь и 26 августа корабли вернулись в немецкие воды. В Испании теперь патрулировал отряд Бема и миноносцы северной группы.
7 сентября к эскадре присоединились "Iltis" и "Tiger" из 3-й флотилии.
23 сентября вернулись домой "Falke" и "Greif" из 4-й.
28 сентября 1936 г. в Испанию вышла во второй раз эскадра контр-адмирала Карльса почти в том-же составе - броненосные корабли "Admiral Scheer" (флагман) и "Deutschland", крейсер "Köln" и 2-я флотилия миноносцев ("Seeadler", "Albatross", "Leopard" и "Luchs"). Отряд Бэма 9 октября вернулся на родину.
В Северной группе броненосец "Deutschland" и легкий крейсер "Köln" сменили отправившихся домой "Leipzig" и "Jaguar", в Южной группе теперь патрулировал броненосный корабль "Admiral Scheer" с миноносцами. Впоследствии силы были перегруппированы, и "Deutschland" вошел в состав южной группы.
В испанской ноте от 24 октября 1936 г. указывалось, что по достоверным сведениям, броненосный корабль "Deutschland" вышел 20 октября из Танжера в Малагу и Валенсию и получил по дороге почту для германского гидросамолета, находящегося на службе у мятежников.
Для "Seeadler" поход закончился раньше запланированного срока: в конце октября 1936 года он сел на мель у Кадиса и в начале ноября был отправлен на родину в сопровождении "Albatross".
14 ноября "Deutschland" покинул эскадру и отправился в Германию на ремонт. В эскадре его сменил пришедший 19 ноября крейсер "Nürnberg" с миноносцами 3-й флотилии ("Tiger", "Iltis", "Jaguar", "Wolf"). Из-за повреждения рулевого устройства "Wolf" зашел во французский порт Брест, и смог присоединиться к товарищам лишь 1 декабря. Корабли принимали участие в неудачной попытке освобождения лидера заключенных Фалангистов Хосе Антонио Примо де Ривера.
25 ноября 1936 г. из Киля взял курс Испанию крейсер "Königsberg", 28 ноября он зашёл в Эль Ферроль, 18 декабря перешёл в Кадис, затем в Танжер и Мелилью. 25 и 26 декабря он стоял на якоре у Лагоса.
1-2 декабря "Admiral Scheer", "Köln", "Seeadler" и "Albatross" вернулись в Германию. Тогда же наконец добрался до Испании после аварийного ремонта в Бресте миноносец "Wolf".
8 декабря последовали в Германию также миноносцы "Leopard" и "Luchs".
С конца 1936 Германия перестала посылать в Испанию эскадры и теперь замены осуществлялись одиночными кораблями или малыми группами. Так 13 декабря отправился на дежурство броненосец "Admiral Graf Spee". Он прибыл 16 декабря под флагом контр-адмирала фон Фишеля, назначенного командующим немецким флотом в испанских водах.
Когда испанское правительство захватило германский пароход "Polas", следовавший из Германии с грузом для мятежников, в ответ на это "Admiral Graf Spee" задержал в испанских территориальных водах испанский пароход "Aragon" (1896 г.), шедший из Альмерии в Малагу.
В операциях при взятии Малаги на стороне мятежников участвовали 20000 итальянских солдат. В Советском союзе предполагали, что атакой руководил германский морской штаб, находившийся на борту броненосца "Admiral Graf Spee". ("Правда" 10 февраля 1937 г.)
19 декабря контингент был значительно сокращён. С наступлением зимы большинство кораблей, в том числе все миноносцы, были отозваны в Германию.
27 декабря к отряду присоединился крейсер "Karlsruhe".
5 января 1937 отряд пополнился крейсером "Köln", который помимо посещения многочисленных испанских портов, совершил несколько выходов в Атлантику и рейс в Северную Африку.
Когда "Köln" закончил свои посещения и прибыл к месту патрулирования, 14 января смог отправиться домой "Königsberg".
31 января в испанских водах вновь появился "Deutschland".
14 февраля домой отправился "Admiral Graf Spee".
22 февраля за ним последовал "Karlsruhe".
С окончанием зимы флот стал снова посылать корабли в испанские воды. 4 марта туда вернулся после текущего ремонта броненосец "Admiral Graf Spee".
9 марта к кораблям присоединился крейсер "Leipzig".
16 марта прибыл броненосец "Admiral Scheer", а на следующий день смог отправиться домой крейсер "Köln".
24 марта ушёл домой броненосец "Deutschland".
"Admiral Scheer" недолго оставался в испанских водах, и 7 апреля тоже ушёл домой.
С середины апреля 1937 г. комитет по невмешательству установил вдоль всего испанского побережья патрульные зоны, где должны были нести службу корабли иностранных государств. Целью акции было пресечение идущего в страну потока добровольцев, оружия и военного снаряжения. При этом британский и французский флоты оперировали у побережья, занятого франкистами, германский и итальянский — республиканцами. Германии отводилась зона №4, охватывавшая средиземноморский берег от м. Гата (восточнее Альмерии) до устья р. Михарес.
24 апреля отряд был усилен крейсером "Nürnberg".
А 4 мая ушёл на родину "Admiral Graf Spee".
С наступлением летней погоды было решено вновь послать в испанские воды миноносцы. 7 мая туда прибыла 2-я флотилия ("Seeadler", "Albatross", "Leopard" и "Luchs").
10 мая вновь прибыли броненосцы "Admiral Scheer" и "Deutschland", которые сменили крейсера, 19 мая отправленные в Германию.
29 мая 1937 г. в 17 часов "Deutschland", находясь в порту Ибиса на Балеарских островах, был атакован двумя республиканскими самолетами. Они обнаружили его в 200 м от берега, приняли за один из мятежных крейсеров и атаковали. Им удалось добиться двух прямых и двух близких попаданий, потопивших катер у борта броненосца. Хотя бомбы были всего-навсего 50-килограммовыми, они причинили кораблю значительный ущерб. Первая бомба угодила в щит кормового 150-мм орудия, убив и ранив несколько человек из его расчета. Осколки бомбы пробили топливные баки корабельного самолета, вспыхнул бензин, что вызвало взрыв боеприпасов.
Последствия второго попадания оказались более тяжелыми: бомба пробила верхнюю палубу по правому борту около правой 150-мм установки № 3 и взорвалась на расположенной ниже жилой палубе, где находилось много свободных от вахты матросов. Начавшийся пожар удалось быстро ликвидировать, боеспособность корабля заметно не снизилась, но погибли 31 человек, 75 были ранены (по другим данным два взрыва и пожар унесли жизни 19 моряков и ранили еще 81, из которых четверо позже умерли). Германское правительство направило ноту протеста испанскому правительству.
После инцидента "Deutschland" отправился в Гибралтар, и после устранения повреждений ушёл на капитальный ремонт в Германию, куда прибыл 16 июня.
В результате инцидента командование решило усилить группировку в испанских водах. Первыми туда пришли 1-3 июня крейсер "Leipzig" и миноносцы "Tiger" и "Iltis".
7 июня прибыл крейсер "Köln".
24 июня пришла смена: броненосец "Admiral Graf Spee", крейсер "Nürnberg" и 4-я флотилия миноносцев ("Greif", "Falke", "Kondor" и "Möwe"). С ними также прибыл крейсер "Karlsruhe", но 26 июня он снова ушёл в Германию вместе с возвращающимися на родину крейсерами "Leipzig" и "Köln" и 2-й флотилией миноносцев.
2 июля отряд покинул броненосец "Admiral Scheer" в сопровождении миноносцев "Tiger" и "Iltis".
30 июля броненосец "Admiral Scheer" вернулся в испанские воды, теперь со 2-й флотилией миноносцев ("Seeadler", "Albatross", "Leopard" и "Luchs"). Это позволило остальным 7 августа отправится домой.
31 августа в Испанию пришёл миноносец "Jaguar", который не принадлежал ни к какой флотилии, а выполнял самостоятельный учебный поход.
В октябре прошла полная замена кораблей. 5-6 октября в испанские воды прибыл броненосец "Deutschland" с которым вернулась в Испанию 4-я флотилия миноносцев ("Greif", "Falke", "Kondor" и "Möwe"). До 12 октября все, бывшие в испанских водах ранее, отправились домой.
Этот отряд провел в испанских водах 4 месяца. Рождество 1937 и Новый год 1938 он провёл в Неаполе.
Далее корабли часто менялись. Ок. 8 февраля 1938 "Deutschland" был сменён на "Admiral Graf Spee".
Уже ок. 16 февраля 1938 его заменил "Admiral Scheer".
12 марта миноносцы 4-й флотилии отозвали за день до присоединения Австрии, потому что опасались, что западные державы могут задержать их в качестве заложников. 14 марта 1938 прибыл подежурить крейсер "Emden", а "Admiral Scheer" отправился проводить миноносцы через Гибралтар.
19 марта 1938 "Admiral Scheer" вернулся, теперь с тремя миноносцами 3-й флотилии.
27 июня 1938 немецкие корабли покинули испанские воды, но в этом году ещё нанесли два визита.
С 1 по 15 августа 1938 у берегов Испании находился броненосец "Deutschland", которого сопровождали миноносцы "Seeadler", "Leopard" и "Luchs".
Последний поход в Испанию во время гражданской войны выполнил броненосец "Admiral Graf Spee" с 12 по 24 ноября 1938 года, уже без эскорта.
Стоит отметить неточность дат. Различные источники указывают дату отправления из Германии и прибытия назад, другие - дату прибытия в испанские воды, третие - дату прибытия в район патрулирования. То же и с обратным переходом. Путь от Германии до Испании мог занять от 2 до 3 суток, переход вокруг Испании - ещё столько же. К сожалению, большинство источников не уточняют, какую именно дату имеют в виду. По возможности информация будет уточняться.
с 27-27 июля 1936 |
броненосцы "Deutschland" и "Admiral Scheer", крейсер "Köln", миноносцы "Albatros", "Leopard", "Luchs" и "Seeadler" |
|
|
|
|
с 8 августа 1936 |
миноносцы "Kondor" и "Möwe" |
|
|
|
20-26 августа 1936 - смена кораблей |
20-26 августа 1936 |
броненосец "Admiral Graf Spee", крейсера "Nürnberg" и "Leipzig", миноносцы "Jaguar" и "Wolf" |
миноносцы "Falke" и "Greif" |
|
|
c 7 сентября 1936 |
миноносцы "Iltis" и "Tiger" |
|
с 23 сентября 1936 |
|
|
1-10 октября 1936 - смена кораблей |
c 10 октября 1936 |
броненосец "Deutschland" |
броненосец "Admiral Scheer", крейсер "Köln", миноносцы "Albatros" и "Seeadler" |
миноносцы "Leopard" и "Luchs" |
|
|
c 19 ноября 1936 |
крейсер "Nürnberg", миноносцы "Iltis", "Jaguar", "Tiger" и "Wolf" |
|
|
c 25 ноября 1936 |
крейсер "Königsberg" |
|
с 1 (3) декабря 1936 |
|
|
c 8 декабря 1936 |
|
|
|
c 13 декабря 1936 |
броненосец "Admiral Graf Spee"
| |
|
c 19 декабря 1936 |
|
|
|
c 27 декабря 1936 |
крейсер "Karlsruhe" |
|
|
c 5 января 1937 |
крейсер "Köln" |
|
c 14 января 1937 |
|
|
c 31 января 1937 |
броненосец "Deutschland" |
|
c 14 февраля 1937 |
|
|
c 22 февраля 1937 |
|
|
|
c 4 марта 1937 |
броненосец "Admiral Graf Spee" |
|
|
c 9 марта 1937 |
крейсер "Leipzig" |
|
c 15-16 марта 1937 |
броненосец "Admiral Scheer" |
|
c 24 марта 1937 |
|
|
c 7 апреля 1937 |
|
|
|
c 24 апреля 1937 |
крейсер "Nürnberg" |
|
|
c 4 мая 1937 |
|
|
|
c 7 мая 1937 |
миноносцы "Albatros", "Seeadler", "Leopard" и "Luchs" |
|
|
10-19 мая 1937 - смена кораблей |
c 19 мая 1937 |
броненосец "Deutschland |
броненосец "Admiral Scheer |
|
|
c 1-3 июня 1937 |
крейсер "Leipzig" |
миноносцы "Iltis" и "Tiger" |
|
c 7 июня 1937 |
крейсер "Köln" |
24-26 июня 1937 - смена кораблей |
крейсер "Karlsruhe" |
c 26 июня 1937 |
броненосец "Admiral Graf Spee", крейсер "Nürnberg", миноносцы "Falke", "Greif", "Kondor" и "Möwe" |
|
|
со 2 июля 1937 |
|
|
|
|
30 июля - 7 августа 1937 - смена кораблей |
с 7 августа 1937 |
броненосец "Admiral Scheer, миноносцы "Albatross" и "Leopard" |
миноносцы "Luchs" и "Seeadler" |
|
|
|
с 31 августа 1937 |
миноносец "Jaguar" |
|
|
5 - 12 октября 1937 - смена кораблей |
с 12 октября 1937 |
броненосец "Deutschland |
миноносцы "Greif", "Kondor" и "Möwe", "Falke" |
|
|
|
6 - 10 февраля 1938 - смена кораблей |
с 10 февраля 1938 |
броненосец "Admiral Graf Spee" |
|
|
|
13 - 18 февраля 1938 - смена кораблей |
с 18 февраля 1938 |
броненосец "Admiral Scheer" |
|
|
|
15 - 19 марта 1938 |
временно - крейсер "Emden" |
|
|
|
|
с 19 марта 1938 |
броненосец "Admiral Scheer" |
миноносцы "Iltis", "Tiger" и "Wolf" |
|
|
|
c 27 июня 1938 |
|
|
|
|
|
1 - 15 августа 1938 |
броненосец "Deutschland", миноносцы "Leopard", "Luchs" и "Seeadler" |
|
|
|
|
c 15 августа 1938 |
|
|
|
|
|
12 - 24 ноября 1938 |
броненосец "Admiral Graf Spee" |
|
|
|
|
8 апреля - 6 мая 1937 |
"U-25" |
"U-27" |
|
|
|
6 - 18 мая 1937 |
"U-26" |
|
|
18 - 21 мая 1937 |
|
|
|
1 - 28 июня 1937 |
"U-28" |
"U-33" и "U-35" |
"U-34" |
|
28 июня - 8 июля 1937 |
|
|
|
8 - 16 июля 1937 |
"U-26" и "U-36" |
|
|
|
16 - 21 июля 1937 |
"U-14" и "U-19" |
|
|
21 - 26 июля 1937 |
|
|
26 июля - 19 августа 1937 |
|
|
|
19 - 29 августа 1937 |
"U-30" и "U-31" |
"U-28" |
|
29-30 августа 1937 |
|
30 августа - 21 октября 1937 |
|
|
21 - 22 октября 1937 |
"U-29" и "U-34" |
"U-33" |
22 - 23 октября 1937 |
|
23 - 26 октября 1937 |
|
|
26 октября - 2 ноября 1937 |
|
|
|
2 ноября - 3 декабря 1937 |
|
|
|
|
3 - 11 декабря 1937 |
"U-33" |
|
|
|
11 - 19 декабря 1937 |
"U-36" |
|
|
19 декабря 1937 - 5 февраля 1938 |
|
|
|
5 - 12 февраля 1938 |
"U-32" |
"U-33" |
|
12 февраля - 4 апреля 1938 |
|
|
|
4 - 14 апреля 1938 |
"U-31" |
"U-26" |
|
14 - 28 апреля 1938 |
|
|
28 апреля - 8 мая 1938 |
|
|
8 мая - 2 июня 1938 |
|
|
|
2 - 9 июня 1938 |
"U-28" и "U-29" |
|
|
9 июня - 30 июля 1938 |
|
|
|
|
30 июля - 11 августа 1938 |
"U-30" |
"U-27" |
|
|
11 - 16 августа 1938 |
|
|
|
16 - 18 августа 1937 |
|
|
|
|
18 - 29 августа 1938 |
|
|
|
|
|
29 августа - 5 сентября 1938 |
"U-27" |
|
|
|
|
5 - 26 сентября 1938 |
"U-30" |
|
|
|
26 - 30 сентября 1938 |
"U-33" |
|
|
30 сентября - 15 октября 1938 |
"U-26" |
|
15 - 22 октября 1938 |
"U-32" |
22 октября - 24 ноября 1938 |
|
|
|
22 октября - 1 декабря 1938 |
|
|
|
|
1 - 4 декабря 1938 |
"U-33" |
|
|
|
4 декабря 1938 - 5 января 1939 |
|
|
|
|
|