входоглавлениекрейсера → проекты линейных "GK-1916"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Проекты больших (линейных) крейсеров
(Großerkreuzer)

 GK-1916 


Германия, проекты 1916 г., не строились.

 

*
GK-1
*
GK-2
*
GK-3
*
GK-4
*
GK-5
*
GK-6
*
GK-7
*
GK-8
*
GK-9
*
GK-10
*
GK-11
*
GK-12
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
проект дата представления примечания
1 GK-1 04.1916 базовый вариант
2 GK-2 04.1916 с увеличенным объёмом котельных
3 GK-3 04.1916 с разнесённой средней артиллерией в двух уровнях
4 GK-4 1916  
5 GK-5 1916  
6 GK-6 1.06.1916 увеличенных размеров, усилено бронирование
7 GK-6a 23.08.1916  
8 GK-7 26.08.1916 увеличенное водоизмещение за счёт полноты обводов
9 GK-8 08.1916 уже и длиннее, больше скорость
10 GK-8a 31.08.1916  
11 GK-9 21.08.1916 ещё уже, длиннее и быстрее
12 GK-10 21.08.1916 ещё длиннее и быстрее, 3-трубный вариант
13 GK-11 30.08.1916 уменьшенный и упрощённый вариант
14 GK-12 28.08.1916 3-трубный вариант GK-10
ТТХ
  GK-1, GK-2, GK-3 GK-6a GK-7 GK-8, GK-8a GK-9, GK-12 GK-10 GK-11
Водоизмещение 33500 (полное 37400) т 36500 т 44000 т 44000 т 44000 т 44000 т 37000 т
Размерения длина 220,0 м 235,0 м 230,0 м 240,0 м 250,0 м 270,0 м 230,0 м
ширина 30,0 м 30,4 м 33,0 м 34,0 м 31,0 м 31,0 м 31,0 м
осадка нормальная 8,6 м 8,7 м 9,5 м 9,5 м 9,5 м 9,5 м 8,7 м
в полном грузу 10,5 м
Энергетическая установка состав и тип 4 вала 4 гребных винта
4 МО 4 ТУ
ПК (угольные + нефтяные) 24+12 20+12 24+8 28+12 36+12 36+16 24+8
мощность 100000-120000 л.с            
Ходовые данные скорость 29-29,5 уз 28,0 уз 26,0 уз 28,0 уз 30,0 уз 32,0 уз  
БРОНИРОВАНИЕ
Крупповская сталь GK-1, GK-2, GK-3 GK-6, GK-6a, GK-7, GK-8, GK-8a, GK-9, GK-10, GK-11, GK-12
пояс 300 - 100 мм 300 - 150 мм
траверзы 250-200 мм 300-250 мм
палуба 50-30 мм 50-30 мм
башни 300-150 мм 350-100 мм
барбеты 300-90 мм 300-90 мм
казематы 150 мм 150 мм
рубки 350-200 мм 300-200 мм
ВООРУЖЕНИЕ
(борт. залп ГК - 6800 кг)
8 — 381 мм/45 SK L/45
16 — 150 мм/45 SK L/45
8 зен. 88 мм/45 Flak L/45
3 ТА 600 мм (на GK-1, GK-2, GK-3 - 5 ТА)


GK-1

GK-2

GK-3


 

После того, как в октябре 1915 устаревший броненосный крейсер "Prinz Adalbert" погиб от попадания торпеды, император Вильгельм II приказал начать строительство нового крейсера с 350-мм артиллерией главного калибра. Императору представлялся быстроходный линейный крейсер с большим радиусом действия для рейдерских операций на удалённых от Германии морских театрах.

Первые новые проекты крейсеров были представлены уже в апреле 1916; речь шла при этом о нескольких вариантах линейного крейсера и быстроходного рейдера. Несколько позже в проектные изыскания внесло свои коррективы Ютландское сражение, где германские линейные крейсера показали свои прекрасные боевые качества и нанесли большой урон британским линейным крейсерам. Это дало значительное основание сторонникам строительства новых крейсеров для отстаивания этой идеи и внесло свои изменения в предъявляемые к будущим кораблям требования. При этом выделялись три основных параметра, которые должны были учтены:

1. Высокая скорость хода; 2. Более сильное артиллерийское вооружение; 3. Лучшая горизонтальная защита.

Под высокой скоростью хода подразумевалась сравнимая с последними британскими линейными крейсерами, артиллерия главного калибра должна была выбираться принимая во внимание намечавшееся в британском флоте повышение калибра до 381 мм (по некоторой информации, имевшейся тогда у германского руководства - до 431 мм). В этой связи рассматривались 420-мм орудия главного калибра, хотя германское военно-морское ведомство не считало такое повышение калибра необходимым - его удовлетворял калибр 381-мм, но оно рекомендовало увеличение количества башен главного калибра с четырех до пяти. Тем не менее Конструкторскому департаменту была поручена разработка проекта линейного крейсера с 4-мя двухорудийными башнями 420-мм калибра. Этот проект был готов к декабрю 1916 г. Параллельно были представлены проекты крейсеров с четырьмя и пятью 380-мм двухорудийными башнями.

В апреле 1916 г. были разработаны проекты линейных крейсеров водоизмещением 33500-37400 т с прежним вооружением, но с проектной мощностью на валах 100000-120000 л.с, что обеспечивало бы кораблю скорость 29-29,5 узлов. Если бы были использованы заказанные турбинные установки с мощностью на валах 90000 л.с, пришлось бы ограничиться скоростью 28,0 узлов.

Проекты "GK-I", "GK-II" и "GK-III" представляли собой линейные крейсера, которые проектировались по заданию 1916 г. без каких-либо ограничительных условий. Они имели на вооружении такой же калибр главной артиллерии, как "Ersatz Yorck", и почти такое же бронирование, но проектную скорость увеличили на 1,75 - 2,5 узла.

   

Проекты линейных крейсеров имели две дымовые трубы. Шестнадцать 150-мм орудий удалось расположить так удачно, что средняя группа должна была снабжаться снарядами из погреба боезапаса, расположенного между котельными отделениями № 3 и № 4. Из-за этого дополнительного промежутка и необходимости 6 котельных отделений, этот комплекс оказался таким длинным, что уже нельзя было обойтись одной трубой.

Проекты были альтернативой проектами линейных крейсеров, планы строительства которых существовали ещё перед Ютландским сражением. Основные показатели соответствовали линейным крейсерам типа "Mackensen", однако артиллерия ГК предусматривалась 380-мм. Водоизмещение составляло от 39500 до 44500 т. в зависимости от варианта; максимальная скорость должна была лежать в пределах 29...29,5 уз. Как вооружение были предусмотрены восемь 380-мм и шестнадцать 150-мм орудий и пять 600-мм торпедных аппаратов с боезапасом 27 торпед. Между собой проекты отличались лишь вариантами компоновки.

Позже разрабатывались различные варианты компоновки и состава энергетической установки с тем же бронированием и вооружением, только количество ТА сократили до 3. Они несколько различались размерами и скоростью. На совещании 12 августа 1916 года гос-секретарь управления флота адмирал фон Капелле предложил прекратить работы над "Ersatz Yorck", "Ersatz Gneisenau", "Ersatz Scharnhorst" и, если возможно, над "Ersatz Friedrich Carl", и работать далее над проектом GK6. Этот проект имел восемь 38-см орудий, водоизмещение 36500 тонн и скорость 28 узлов. Вице-адмирал Шеер подверг GK6 критике за снижение скорости в пользу брони.

До конца года были разработаны ещё несколько вариантов проекта, но всерьёз их постройку никто не рассматривал, так, как в октябре 1916 окончательно была утверждена постройка крейсеров типа "Ersatz Yorck".

               

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на английском
1 Staff G. - German Battlecruisers 1914-19. Osprey Publishing Ltd, Oxford, UK, 2006.
на русском
2 Мужеников В.Б. - Линейные крейсера Германии. Санкт-Петербург, 1997.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 26.03.2017

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) до 1919
GK12
"GK 12"
GK11
"GK 11"
GK10
"GK 10"
GK9
"GK 9"
GK8a
"GK 8a"
GK8
"GK 8"
GK6
"GK 7"
GK6a
"GK 6a"
GK6
"GK 6"
GK3
"GK 3"
GK2
"GK 2"
GK1
"GK 1"
Следующая страница - проекты германских больших (линейных) крейсеров "GK-1918"
Предыдущая страница - недостроенные германские большие (линейные) крейсера типа "Ersatz Yorck"