У канонерки Danzig из за отсутствия должных условий базирования сгнили штевни и было много других повреждений.
24 декабря "торговый фрегат" Friedrich Wilhelm III. König von Preussen вышел из Везера в Новый Орлеан со 102 эмигрантами и через несколько дней затонул со всеми, находившимися на борту, вероятно, у входа в Ла-Манш: обломки были выброшены на берега Англии, Франции и Германии.
В 1836 году по приказу короля Фридриха Вильгельма III впервые была сформирована комиссия для консультаций по флоту. Она состояла из офицеров (в том числе Лонге), технических специалистов и чиновников Министерства финансов и официально называлась «Комиссия по подготовке проектов строительства вооружённых судов для защиты наших побережий». В состав этой комиссии, возглавляемой генералом фон Райхе (отцом будущего адмирала), вошли многие впоследствии выдающиеся деятели военно-морской истории. Наиболее значимым участником комиссии, принявший «активное и высококвалифицированное участие» в её работе, стал 25-летний майор артиллерии принц Адальберт Прусский, племянник короля. С тщательностью, вплоть до мельчайших деталей, разрабатывались планы (назначение, размеры, количество кораблей, численность экипажа, строительство верфей, боевое знамя, расходы и т.д.). Были определены требования к пяти пароходам, двум большим парусным кораблям (учебным) и 48 парусно-весельным канонерским лодкам.
Как и следовало ожидать, реализация этих планов провалилась. Слишком многие влиятельные фигуры в Пруссии заняли негативную позицию. Два из них заслуживают особого упоминания, поскольку они также были характерны для последующего периода. Отклонение плана военным министром генералом фон Вицлебеном свидетельствует об определённой ревности к армии, которая проявилась и позднее, и об опасении, что флот отнимет слишком много средств из армейского бюджета. Отклонение плана министром торговли фон Ротером имело гораздо более фундаментальный характер. Его замечание о том, что флот будет интересен для торговли только в том случае, если он сможет защищать торговые суда в открытом море, вызвало резкую критику в более поздней военно-морской литературе, но фактически было совершенно верным.
План 1936 года, вероятно, был бы похоронен вскоре после своего рождения, если бы не вмешательство кронпринца Фридриха Вильгельма, будущего короля Фридриха Вильгельма IV. Будучи командующим II армейским корпусом в Штеттине (и под влиянием обер-президента провинции Померания фон Зака, который был очень заинтересован в развитии флота), он убедил короля пересмотреть подготовленные предложения. Но когда новый военный министр, генерал фон Раух, считавшийся профлотским, также отклонил эти предложения, они были отправлены в архив с нотой государственного министерства о том, что «подобные проекты следует оставить на будущее по экономическим соображениям».
Принц Адальберт всё ещё не был удовлетворён отрицательным результатом. Три критических замечания военного министра фон Рауха (относившиеся к всё ещё развивающемуся пароходному судостроению, незаконченной конструкции бомбических орудий и отсутствию суждений опытного иностранного эксперта) побудили его обратиться за экспертным мнением к своему другу, английскому капитану Мингэю. Опираясь на его заключения, принц подал королю новое прошение, обосновывая свои взгляды, диаметрально противоположные утверждениям Рауха: новые военно-морские технологии, которые только появлялись, делали время наилучшим для быстрого создания грозного флота. Содержание прошения заключалось в покупке трёх паровых корветов водоизмещением 1000 тонн каждый с двигателями мощностью 300 л.с. и вооружением из двух 84-фунтовых и четырёх 32-фунтовых бомбических пушек, а также двух 68-фунтовых карронад. Однако это требовало финансовых затрат, непосильных для прусского государственного бюджета того времени. Поэтому прошение было проигнорировано, и проект 36-го флота остался нереализованным.
|