оглавление → корабельный состав флотов германских государств в 1836 г.

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Корабельный состав флотов германских государств на август 1836 г.

  оранжевым обозначены неиспользуемые единицы (если это достоверно известно)


королевство Пруссия
король - Фридрих Вильгельм III

более 16 ед.
станция Королевского флота (Marine-Depot) в Данхольме на Балтике - 1 парусный корабль, 1 гребная лодка
старший морской офицер - капитан Лонге (Diedrich Johann Longé)
1 морская канонерская лодка Danzig (11), не использовалась
1 разъездной катер Gouvernementsschaluppe (14) для связи со Штральзундом
навигационная школа в Данциге - 1 парусный корабль
1 учебная шхуна George Canning (арендованная)
армия - 3 гребные лодки, использовались крайне редко
3 речные канонерки Nr.1 (10, в Берлине), Nr.2 (9, в Торне), Thorn (13, в Данциге)
Королевское Морское Торговое Партнёрство - 5 торговых фрегатов
3 полных корабля Danzig (9), Friedrich Wilhelm III. König von Preussen (9), Princess Louise (12)
2 брига Elisabeth Louise (8), Kronprinz von Preussen (9)
остров Павлинов на р. Хафель у Потсдама - более 5 королевских яхт
5 парусных яхт "фрегат" Royal Luise (4), галера-иол Kronstadt (3), куттер Nachtwandlerin (3),
шлюпы Stralsunder Schaluppe (2) и Der 18. Juli 1832 (2) + малые гребные лодки
*в скобках - возраст корабля

У канонерки Danzig из за отсутствия должных условий базирования сгнили штевни и было много других повреждений.

24 декабря "торговый фрегат" Friedrich Wilhelm III. König von Preussen вышел из Везера в Новый Орлеан со 102 эмигрантами и через несколько дней затонул со всеми, находившимися на борту, вероятно, у входа в Ла-Манш: обломки были выброшены на берега Англии, Франции и Германии.

В 1836 году по приказу короля Фридриха Вильгельма III впервые была сформирована комиссия для консультаций по флоту. Она состояла из офицеров (в том числе Лонге), технических специалистов и чиновников Министерства финансов и официально называлась «Комиссия по подготовке проектов строительства вооружённых судов для защиты наших побережий». В состав этой комиссии, возглавляемой генералом фон Райхе (отцом будущего адмирала), вошли многие впоследствии выдающиеся деятели военно-морской истории. Наиболее значимым участником комиссии, принявший «активное и высококвалифицированное участие» в её работе, стал 25-летний майор артиллерии принц Адальберт Прусский, племянник короля. С тщательностью, вплоть до мельчайших деталей, разрабатывались планы (назначение, размеры, количество кораблей, численность экипажа, строительство верфей, боевое знамя, расходы и т.д.). Были определены требования к пяти пароходам, двум большим парусным кораблям (учебным) и 48 парусно-весельным канонерским лодкам.

Как и следовало ожидать, реализация этих планов провалилась. Слишком многие влиятельные фигуры в Пруссии заняли негативную позицию. Два из них заслуживают особого упоминания, поскольку они также были характерны для последующего периода. Отклонение плана военным министром генералом фон Вицлебеном свидетельствует об определённой ревности к армии, которая проявилась и позднее, и об опасении, что флот отнимет слишком много средств из армейского бюджета. Отклонение плана министром торговли фон Ротером имело гораздо более фундаментальный характер. Его замечание о том, что флот будет интересен для торговли только в том случае, если он сможет защищать торговые суда в открытом море, вызвало резкую критику в более поздней военно-морской литературе, но фактически было совершенно верным.

План 1936 года, вероятно, был бы похоронен вскоре после своего рождения, если бы не вмешательство кронпринца Фридриха Вильгельма, будущего короля Фридриха Вильгельма IV. Будучи командующим II армейским корпусом в Штеттине (и под влиянием обер-президента провинции Померания фон Зака, который был очень заинтересован в развитии флота), он убедил короля пересмотреть подготовленные предложения. Но когда новый военный министр, генерал фон Раух, считавшийся профлотским, также отклонил эти предложения, они были отправлены в архив с нотой государственного министерства о том, что «подобные проекты следует оставить на будущее по экономическим соображениям».

Принц Адальберт всё ещё не был удовлетворён отрицательным результатом. Три критических замечания военного министра фон Рауха (относившиеся к всё ещё развивающемуся пароходному судостроению, незаконченной конструкции бомбических орудий и отсутствию суждений опытного иностранного эксперта) побудили его обратиться за экспертным мнением к своему другу, английскому капитану Мингэю. Опираясь на его заключения, принц подал королю новое прошение, обосновывая свои взгляды, диаметрально противоположные утверждениям Рауха: новые военно-морские технологии, которые только появлялись, делали время наилучшим для быстрого создания грозного флота. Содержание прошения заключалось в покупке трёх паровых корветов водоизмещением 1000 тонн каждый с двигателями мощностью 300 л.с. и вооружением из двух 84-фунтовых и четырёх 32-фунтовых бомбических пушек, а также двух 68-фунтовых карронад. Однако это требовало финансовых затрат, непосильных для прусского государственного бюджета того времени. Поэтому прошение было проигнорировано, и проект 36-го флота остался нереализованным.




королевство Ганновер
король - он-же британский король Вильгельм IV

не менее 2 ед.
Штаде на Эльбе
1 таможенный бриг 14-п. Piercer (32)
1 таможенный куттер 4-п. William IV (24)
могли быть также 1-2 малые лодки
*в скобках - возраст корабля



королевство Бавария
король Людвиг I

более 4 ед.
Штарнбергское озеро 3 яхты: Schwan (22), Hirsch (43), Löwe (43)
Тегернское озеро до 5 различных лодок, в т. ч. Delphin (16?)
Королевское озеро несколько охотничьих лодок
*в скобках - возраст корабля

Людвиг I не интересовался шумными празднествами, поэтому прогулочные яхты практически не использовалось, однако каждую осень король приезжал на озеро Кёнигзее, где использовал лодки для водной охоты.




герцогство Мекленбург-Шверин
герцог Фридрих Франц I

1 ед.
Шверинское озеро
1 яхта Alexandrine (14)
*в скобках - возраст корабля

Яхта внука и наследника герцога, Пауля Фридриха, при летней резиденции двора.




последнее обновление: 20.07.2025