Оглавление → Транспортные корабли → прусского Корабли королевского морского торгового партнёрства в 1824-1854 гг.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корабли королевского морского торгового партнёрства в 1824-1854 гг.
(Schiffe der königlich preußischen Seehandlungs-Sozietät) Пруссия, 1824-1848 гг. 10 ед. ![]() * Mentor * Princess Louise * Christian * Friedrich Wilhelm III. König von Preussen * Kronprinz von Preussen * Elisabeth Louise * Danzig * Preussischer Adler * Mercur * Georg Forster *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
ПРУССКОЕ КОРОЛЕВСКОЕ МОРСКОЕ ТОРГОВОЕ ПАРТНЁРСТВО
Кабинетным указом от 20 января 1820 г. компания была объявлена финансово-торговым учреждением государства, независимым от всех административных властей. Одной из задач партнёрства по-прежнему оставалось развитие прусской зарубежной торговли. Одновременно с изданием указа король назначил главой фирмы и наделил обширными полномочиями тайного финансового директора Кристиана Ротера, проницательного и энергичного финансового эксперта.
Ротер не был экспертом в области судоходства, но вскоре понял, что кампания не сможет выполнять свои многочисленные задачи, если ей будут доступны только зафрахтованные суда под иностранными флагами. Целесообразнее было ввести в строй несколько собственных кораблей, на которых можно было бы подготовить к дальнему плаванию прусских матросов и капитанов и которые дали бы возможность сотрудникам ведомства ознакомиться с международными правилами судоходства. Еще одним преимуществом было то, что строительство собственных кораблей способствовало развитию прусских верфей. За два десятилетия, в течение которых судоходство партнёрства было парализовано, произошло событие, которое надолго поставило прусские суда в невыгодное положение: по решению Венского конгресса 1815 г. порт Северного моря Эмден отошёл Королевству Ганновер и теперь пруссы имели свои порты только на побережье Балтийского моря, откуда сообщение с Атлантическим океаном для парусных судов было трудным и длительным. Страховые взносы за корабль и груз были выше, а вдобавок ко всему - еще и раздражающая плата за проход проливов, которую датчане собирали в Эльсиноре. Все суда должны были стоять там на якоре для проверки и, помимо пошлины на груз, платили властям различные другие сборы. Институт морской торговли подсчитал, что в большинстве случаев был экономней импорт и экспорт через Бремен и Гамбург, но эти города в то время были для прусcов иностранными, поэтому им было трудно обойтись без своей штеттинской конторы и расположенных там складов экспортных и импортных товаров. Большое значение для морской торговой компании, а также для остального судоходства имело отделение испанских и португальских колоний в Америке от их метрополий, произошедшее около 1820 года. В результате для прусской морской торговли были открыты важные порты Латинской Америки. Чтобы воспользоваться благоприятной ситуацией, партнёрство с высочайшим одобрением в 1822 году зафрахтовало у бременской компании Ф. и Э. Делиуса три корабля и отправило их в Америку, большей частью нагруженных полотном и сукном из прусских земель. Корабль "Amerika" отплыл в Рио-де-Жанейро с грузом на сумму 54 000 талеров и вернулся в том же году с кофе, сахаром и хлопком на общую сумму 50 000 талеров, то есть с некоторым убытком. "Arminius" оказался ещё менее удачливым - он достиг Нового Орлеана в сентябре 1822 года, где лишь дешево смог продать свой груз. В обратный путь корабль погрузил табак и хлопок, но когда в январе 1823 года достиг Северного моря, Эльба и Везер были заблокированы льдом, потому он направился в Англию. При попытке войти в Халл "Arminius" безнадёжно сел на мель в устье Хамбера, был оставлен экипажем и позже разбит волнами. Страховка покрыла ущерб. В декабре 1822 года в дальнее путешествие отправился третий зафрахтованный корабль, "Mentor", который сперва зашел в Вальпараисо и Кокимбо в Чили, главным образом для продажи белья. По пути в Чили на борту был купец Ф. Я. Шольц, который был хорошо знаком с южноамериканскими условиями и должен был занять должность морского агента в Лиме. "Mentor" продолжил свое путешествие через Тихий океан, зайдя Гонолулу и в январе 1824 года достиг Кантона, где суперкарго У. О'Свальд загрузил его местными товарами, в том числе 5000 коробками чая. В марте 1824 года корабль покинул Кантон и отправился домой. *** 1824 год принес два важных события для партнёрства: в Штеттине начала работу судоходная контора морской торговли, наделенная важными полномочиями, а президент Ротер сделал первый шаг к созданию собственного флота торговых судов. Первым кораблем, который он приобрёл, был упомянутый выше "Mentor", покупка которого была оформлена пока тот ещё находился в пути из Китая. В 1825 году партнёрство купило еще два бывших в употреблении корабля. "Princess Louise" совершила не менее шести кругосветных плаваний на запад через Южную Америку и через Тихий океан в Китай, а также четыре рейса в Вест-Индию, три в Новый Орлеан и три в Рио-де-Жанейро. Вторым была шхуна-бриг "Princess Louise", купленная в Соединенных Штатах для рейсов через Атлантику. В 1827/28 году морское торговое партнёрство заключило контракты на постройку трёх новых судов на верфях в Штеттине и Свинемюнде: полный корабль "Friedrich Wilhelm III. König von Preussen", бриги "Kronprinz von Preussen" и "Elisabeth Louise". Первоначально это покрывало потребность в собственных кораблях, президент Ротер не хотел иметь их больше, тем более что его бухгалтерские советники неоднократно обнаруживали, что морские торговые суда не приносили никакой финансовой прибыли, а завершали свои рейсы с убытком из-за высоких эксплуатационных расходов, которые капитаны оправдывали затратами на представительство в иностранных портах и длительными сроками стоянки, возникавшими при медленной реализации грузов, перевозимых за свой счет. Кроме того капитаны говорили, что их экипажи должны были быть несколько крупнее, чем на кораблях частников, отчасти из-за вооружения кораблей, но в основном из-за большой продолжительности кругосветных плаваний, во время которых приходилось ожидать потерь из-за несчастных случаев или болезни. Президент Ротер пытался объяснить своим бухгалтерским советникам, что задачей судов компании является не получение прибыли, а укрепление репутации Пруссии и прусской экономики за рубежом, а также они должны были задавать темпы развития частного судоходства в Пруссии. В этом отношении корабли, несомненно, добились успеха, хотя и случались случайные неудачи из-за морской неопытности прусских чиновников и медлительности государственных торговых предприятий. *** После того как в руководстве фирмы поняли, что корабли, простаивающие в гавани, также несут значительные расходы, они постарались, чтобы суда как можно дольше проводили время в море. Для достижения этой цели время от времени заключались контракты на грузовые или чартерные перевозки, которые фактически не вписывались в программу морской торговли, например, на перевозку эмигрантов в Америку. С годами базовыми портами для судов компании все чаще становились Гамбург и Бремен, Штеттин стал менее важным, поэтому в 1833 году судоходная контора в Штеттине была окончательно закрыта и переведена в Берлин. Это не только позволило избежать затрат, но и путаницы в компетенциях, потому что агентство в Гамбурге, возглавляемое В. О'Свальдом, автоматически превратилось в информационный и разведывательный центр, поддерживавший связь между Берлином и кораблями. *** В начале 1830-х годов руководство Морского торгового партнёрства усиленно занималось вопросом флага, которому не уделялось особого внимания при возобновлении работы компании в 1824 году. После длительного периода отсутствия у Пруссии военных кораблей, в 1817 году вошла в строй в качестве корабля береговой охраны вооруженная шхуна "Stralsund" и король Фридрих Вильгельм III пожертвовал для этого корабля специальный флаг, на котором рядом с орлом был изображен железный крест. Кораблю береговой охраны разрешили поднять длинный вымпел рядом с флагом. По международным обычаям такие вымпелы были знаком государственной власти и их в основном несли военные корабли. В 1824 году морская торговая компания дала своим кораблям тот же флаг, а также вымпел. Корабли хорошо себя зарекомендовали в течение многих лет, и за границей к ним относились с уважением, но в 1828 году в Гамбурге возникли проблемы, когда гамбургский сторожевой корабль запросил у капитана брига "Christian" официальное разрешение нести вымпел. Поскольку ему нечего было предъявить, пришлось снять вымпел и уплатить полную стоимость портовых сборов, хотя корабль был пуст. Подобное произошло в следующем году с бригом "Elisabeth Louise", остановленным ганноверским сторожевым кораблем в Штаде на Нижней Эльбе, где Ганноверское королевство взимало пошлину с кораблей, шедших в Гамбург. Руководители компании были встревожены, повсюду расспрашивали об обычаях и нравах и раздумывали, следует ли им сделать статус своих кораблей более похожим на статус военных кораблей или на статус торговых судов (простые торговые суда с 1823 года использовали гражданский национальный флаг с орлом и черной полосой вверху и внизу). Через четыре года наконец определились и внесли на этот счет предложение Его Величеству, которое было в основном одобрено приказом Кабинета министров от 24 сентября 1834 года. Согласно ему, на флаге морской торговли должен быть изображен только орел без Железного креста, а вымпел с малым орлом и буквами S.S. должен подниматься лишь южнее линии экватора. Вместо вымпела корабли могли нести черно-белый "яхтенный" флаг с буквами "S.S." (Seehandlungs-Sozietät). *** Долгое время компания довольствовалась имеющимися кораблями, и лишь в 1835 году был приобретен в Данциге новый полный корабль "Danzig", необычно крупный по меркам Партнерства. Следующее обновление флота компании произошло только в 40-х годах. В 1844 году Главное управление заключило с верфью Иоганна Ланге в Фегезаке контракт на постройку полного корабля "Preussischer Adler", он был готов в 1845. В 1847 в состав кораблей компании вошёл построенный в Данциге "Mercur", который стал последним кораблём, полностью принадлежавшим фирме. Принятый в эксплуатацию в следующем году барк "Georg Forster" принадлежал компании лишь на четверть и то недолго. Всего в период с 1824 по 1848 год компания приобрела 10 кораблей. Большинство из них принадлежало только партнёрству; лишь немногие иногда имели в качестве акционеров также частных судовладельцев. Поскольку некоторые из этих кораблей принадлежали партнёрству всего несколько лет, в период 1824-1850 в эксплуатации одновременно находилось в среднем только четыре собственных корабля компании. Если возникали дополнительные потребности, Морское Торговое Партнерство фрахтовало частные торговые суда. *** Президенту фон Ротеру, в 1831 году посвященному в рыцари и в 1836 году назначенному государственным министром, в 1848 году исполнилось семьдесят лет. Революционные события того года потрясли его душевно. Совершенно измученный, он ушел с государственной службы и через год умер. Мартовская революция показала, что социальные условия существенно изменились не только в Пруссии, но и в целом в Германской Конфедерации, и потребовала реформ. Стремление к единству Германии было связано со стремлением к большей либерализации, в том числе в экономическом секторе. Государственная экономическая деятельность перестала быть современной - она вступала в конкуренцию с частными компаниями в своей стране. Уже в 1844 году появилась брошюра, написанная членом городского совета Ришем, который резко критиковал коммерческую и производственную деятельность Морского торгового института. Однако судоходство в брошюре осталось нетронутым, вероятно, потому, что с 1822 по 1843 год оно вывезло в неевропейские страны полотна на 4 729 000 талеров. Это очень помогло ткачам в Силезии и Вестфалии. Прусские частные судовладельцы в то время не смогли бы этого сделать. Реформы 1848/49 изменили и положение компании в государственном устройстве. Теперь она была подчинена министру финансов и надзору государственного парламента и взяла на себя задачи прусского государственного банка, хотя и сохранила свое традиционное название. Все остальные отделения партнерства были распущены, включая судоходную компанию и бизнес по экспорту товаров. Продажа кораблей была в сентябре 1849 года передана гамбургской брокерской фирме. Поскольку экономика была слабой, только в 1850 году был найден покупатель на "Elisabeth Louise" - компания Wm. O'Swald & Co., основанная Вильгельмом О'Свальдом, бывшим главой Гамбургского агентства компании, который в молодости путешествовал в качестве суперкарго на судах Партнерства. Он также приобрёл половину акций "Preussischer Adler" и управлял им в качестве корреспондентского судовладельца, хотя судно продолжало плавать под морским флагом. В 1852 году был продан "Danzig" и, наконец, в 1854 году О’Свальд выкупил вторую половину "Preussischer Adler". Таким образом в 1854 году флаг Морского торгового партнерства окончательно исчез из моря и портов, но возникший из него государственный банк продолжал использовать название Preussische Seehandlung и сохранил его даже после основания Германской империи, поскольку из прусского банка превратился в центральное финансовое учреждение, которое могло действовать во всех сферах банковского дела по всей Германии. Лишь в 1904 году название компании было изменено на «Königliche Seehandlung (Preußische Staatsbank)», чтобы продемонстрировать реальную функцию государственного учреждения. В последующие годы, когда короля уже не было, финансовое учреждение называлось «Preußische Staatsbank (Seehandlung)» - они не хотели обходиться без традиционного термина «морская торговля». Он все еще оставался за банком в качестве вторичного титула, когда ему пришлось прекратить свою деятельность в мае 1945 года. Учреждение получило статус «спящего старого банка» до тех пор, пока закон от 13 мая 1983 года не постановил, что активы «Preußische Staatsbank (Seehandlung)» должны были быть переданы в собственность Berliner Pfandbrief Bank в порядке универсального правопреемства. Термин «морская торговля» остается в силе уже более 200 лет, хотя задачи, упомянутые в этом названии, закончились в 1852 году. "MENTOR"
Первый этап путешествия проходил через Атлантику. 27 января 1823 года был пройден экватор. С 18 февраля по 30 марта 1823 года в бурном море в районе мыса Горн корабль перешел в Тихий океан, а затем направился вдоль чилийского побережья. 7 марта 1823 года сильная волна разрушила часть фальшборта. После 113 дней в море 8 апреля 1823 года "Mentor" достиг чилийского порта Вальпараисо, который был в значительной степени разрушен из-за землетрясения, произошедшего 19 ноября 1822 года. В мае 1823 года Вильгельм Освальд и путешествовавший с ним купец Ф. Я. Шольц поехали в столицу Сантьяго-де-Чили для совершения торговых сделок. Корабль оставался на якоре в Вальпараисо несколько месяцев, за это время были установлены первые консульские отношения Пруссии с Чили. Лишь осенью 1823 года "Mentor" продолжил путь, со 2 по 4 октября заходил в порт Кокимбо, тогда небольшой городок с населением всего около 5000 человек, который был интересен тем, что на близлежащих рудниках производилась медь. Оттуда корабль вышел 18 октября, а 21 октября произошел опасный инцидент. "Mentor" был остановлен 14-пушечным бригом с экипажем в 70 человек. Капитан брига от имени испанской короны потребовал товаросопроводительные документы, очевидно, приняв пруссов за южноамериканский корабль. Однако вскоре оказалось, что бриг не был кораблем Королевства Испании, а состоял преимущественно из английского экипажа. Первоначальное пиратское намерение англичан было успешно предотвращено после обыска корабля и некоторых придирок, поскольку командир "Mentor" предъявил документ от посольства Испании в Берлине, который разрешал торговлю со странами Южной Америки, а капитан брига не был заинтересован в конфликте с Пруссией. Однако этот инцидент показал экипажу, что и это морское путешествие сопряжено с немалыми рисками.
После относительно недолгого пребывания на Гавайях 4 декабря 1823 года путешествие продолжилось и через 33 дня, 5 января 1824 года корабль достиг порта китайского города Кантон. В Кантоне были погружены китайские товары, в том числе 5000 ящиков чая, а также нанкинские ткани, пряность кассия и другие товары. 34-дневное морское путешествие с 20 марта по 23 апреля 1824 года привело корабль в голландско-индийский портовый город Аньер на острове Ява, спустя десятилетия полностью разрушенным извержением вулкана Кракатау 27 августа 1883. После двухдневного пребывания 25 апреля "Mentor" снова отправился в путь. Пройдя через Индийский океан и обогнув южную оконечность Африки, через 69 дней, 2 июля 1824 года корабль достиг острова Святой Елены в Атлантике, где тремя годами ранее умер изгнанный император Наполеон. Путешествие продолжилось 4 июля 1824 года, 14 июля 1824 года был пересечен экватор.
Это кругосветное плавание было первым для прусских моряков, хотя корабль и ходил под флагом Бремена, а большую часть экипажа составляли бременцы. Путешествие в 39 000 морских миль длилось в общей сложности один год и 273 дня, при этом "Mentor" находился в море 362 дня. Ни один из 22 членов экипажа не погиб во время путешествия. Государственный министр граф фон Бюлов и главный финансовый советник Кристиан Ротер, президент морской торговой компании, устроили прием. Капитан Иоганн Андреас Хармссен из Свиннемюнде через Штеттин отправился в Берлин, где его приветствовал король Фридрих Вильгельм III и наградил Общим почетным знаком I степени. После ажиотажа по поводу счастливого прибытия "Mentor" на Одер возникли еще и проблемы, поскольку груз из Кантона было трудно продать в Штеттине. Больше всего беспокойства вызвали 5000 коробок чая, которые в конечном итоге пришлось за значительные деньги везти обратно в Северное море: в Гамбурге не было проблем продать или выставить на аукционе большое количество чая. После возвращения из Китая "Mentor" восемь месяцев простоял в Штеттине в ремонте. В общем, судно, похоже, имело конституционную слабость. У него уже был «ремонт» киля в 1817 году. Поскольку, несмотря на частые ремонты, корабль продолжал протекать, дальнейшее его использование для кругосветных плаваний "вокруг великих мысов южного полушария" больше не представлялось возможным, и теперь он ходил только через Атлантику. Уже в 1831 году "Mentor" был продан в Свинемюнде на 5000 талеров ниже его балансовой стоимости судовладельцу Томсену, который продолжал эксплуатировать корабль под новым именем "Präsident Rother".
На рисунках изображен корабль с высокими мачтами, все три из которых несли по пять парусов. В то время марсели еще не были разделены, но они могли иметь двойные или тройные рифы, чтобы уменьшить площадь парусов во время сильного шторма. Корабль имел верхние брам-паруса над брам-парусами и небольшие небесные паруса над ними. В последующие годы эти паруса стали называть королевскими, но на "Princess Louise" этот термин не применялся.
Ещё как судно компании «F. & E. Delius» "Princess Louise" совершила свое первое плавание через Атлантику в Нью-Йорк под бременским флагом и руководством капитана Карстена Делса. 6 июля 1825 года Эверхард Делиус объявил сенату Бремена, что "Princess Louise" продана Прусской морской торговой компании. Общая стоимость составила 36 300 рейхсталеров. В Бремене на корабль установили подводную медную обшивку для защиты от древесных червей в тропических водах, после чего он перешёл в Свинемюнде, где его экипировали и снарядили в долгое путешествие.
В то время Общество морской торговли пыталось помочь создать сеть прусских консульств в заморских странах. Иногда случалось, что должность прусского консула исполнял также морской агент. Во время этого плавания президент Ротер поручил суперкарго О'Свальду искать в Кантоне прусских или немецких «лиц», которые могли бы занять там должность прусского консула, которая стала вакантной в 1824 году. Поскольку он не нашел подходящей личности, О'Свальд предложил отдать прусское вице-консульство англичанину г-ну Холлингворту, которого ценили за его характер. Год спустя "Princess Louise" начала свое второе кругосветное плавание, перед которым за время длительного нахождения в Гамбурге корабль был капитально отремонтирован. Плавание длилось с 8 сентября 1830 г. по 19 апреля 1832 г.: капитан: Иоганн Вильгельм Вендт (1802–1847). В этом рейсе, среди прочего, в качестве членов экипажа были наняты врач и натуралист Франц Юлиус Фердинанд Мейен и впоследствии чилийский губернатор Бернхард Юном Филиппи. 8 сентября 1830 г. - выход из Гамбурга, прибытие в Рио-де-Жанейро 16 ноября 1830 г., где задержался на 5 дней. 21 ноября 1830 г. - выход из Рио-де-Жанейро, прибытие в Вальпараисо 21 января 1831 г., где оставался более месяца. 6 марта 1831 г. - выход из Вальпараисо, прибытие в Копьяпо 10 марта 1831 г., где задержался на 10 дней. 20 марта 1831 г. - выход из Копьяпо, прибытие в Арику 26 марта 1831 г., где задержался на две недели. 10 апреля 1831 г. - выход из Арики, прибыл на Айлей 12 апреля 1831 г., где задержался на две недели. 26 апреля 1831 г. - выход с острова Айлей, прибыл в Кальяо 1 мая 1831 г., где задержался на 20 дней. 21 мая 1831 г. - выход из Кальяо, прибыл в Гонолулу 24 июня 1831 г., где задержался на несколько дней. 2 июля 1831 г. - выход из Гонолулу, прибытие на мыс Шуй Мун (Гонконг) 15 августа 1831 г., где задержался на три недели. 3 сентября 1831 г. - выход от мыса Шуй Мун, прибыл в Манилу 14 сентября 1831 г., где оставался около месяца. 17 октября 1831 г. - выход из Манилы, прибытие в Линтин (Гонконг) 5 ноября 1831 г., где оставался более месяца. 12 декабря 1831 г. - выход из Линтина, прибытие на остров Святой Елены 14 февраля 1832 г., где остановился лишь на один день. 15 февраля 1832 г. - выход с острова Святой Елены, прибытие в Куксхафен 19 апреля 1832 г. Несложно заметить, что во втором походе периоды стоянок в заграничных портах были намного короче, чем в первом. Период ремонта был недолгим и уже в конце года корабль вышел в следующий рейс. Третье кругосветное плавание "Princess Louise" длилось с 9 декабря 1832 г. по 20 мая 1834 г. (капитан: И. В. Вендт) 29 декабря 1832 г. - выход из Гамбурга, прибытие в Вальпараисо 18 апреля 1833 г., где задержался на месяц. 18 мая 1833 г. - выход из Вальпараисо, прибытие в Арику 27 мая 1833 г., где задержался на несколько дней. 9 июня 1833 г. - выход из Арики, прибытие в Кальяо 14 июня 1833 г., где задержался на месяц. 15 июля 1833 г. - выход из Кальяо, прибыл в Гонолулу 25 августа 1833 г., где задержался на несколько дней. 1 сентября 1833 г. - выход из Гонолулу, прибыл в Манилу 15 октября 1833 г., где пробыл около месяца. 8 ноября 1833 г. - выход из Манилы, прибыл в Кантон 19 ноября 1833 г., где оставался более двух месяцев. 23 января 1834 г. - выход из Кантона, прибытие на остров Святой Елены 20 марта 1834 г., где задержался на несколько дней. 26 марта 1834 г. - выход с острова Святой Елены, прибытие в Куксхафен 20 мая 1834 г. Четвертое кругосветное плавание "Princess Louise" длилось с 19 ноября 1836 г. по 12 июня 1838 г. (капитан: Дж. Т. Родбертус) 19 ноября 1836 г. - выход из Гамбурга, прибытие в Портсмут 13 декабря 1836 г., где задержался на 10 дней. 23 декабря 1836 г. - выход из Портсмута, прибыл в Вальпараисо 24 марта 1837 г., где задержался почти на месяц. 20 апреля 1837 г. - выход из Вальпараисо, прибытие в Кобиху 25 апреля 1837 г., где задержался на несколько дней. 2 мая 1837 г. - выход из Кобихи, прибытие в Арику 5 мая 1837 г., где задержался на несколько дней. 19 мая 1837 г. - выход из Арики, прибытие в Кальяо 25 мая 1837 г., где задержался более, чем на месяц. 29 июня 1837 г. - выход из Кальяо, прибытие в Арику 13 июля 1837 г., где задержался на несколько дней. 18 июля 1837 г. - выход из Арики, прибытие в Икике 25 июля 1837 г., где задержался на несколько дней. 1 августа 1837 г. - выход из Икике, прибытие в Арику 2 августа 1837 г., где задержался на 3 дня. 5 августа 1837 г. - выход из Арики, прибытие в Кальяо 11 августа 1837 г., где задержался на две недели. 25 августа 1837 г. - выход из Кальяо, прибытие в Гонолулу 29 сентября 1837 г., где задержался на несколько дней. 3 октября 1837 г. - выход из Гонолулу, прибыл в Кантон 12 ноября 1837 г., где задержался на месяц. 11 декабря 1837 г. - выход Кантон, прибыл в Манилу 16 декабря 1837 г., где задержался почти на два месяца. 3 февраля 1838 г. - выход из Манилы, прибытие в Куксхафен 12 июня 1838 г. Пятое кругосветное плавание "Princess Louise" длилось с 19 декабря 1838 г. по 8 июня 1840 г. (капитан: Дж. Т. Родбертус) 19 декабря 1838 г. - выход из Гамбурга, прибытие в Вальпараисо 24 марта 1839 г., где задержался почти на месяц. 28 апреля 1839 г. - выход из Вальпараисо, прибытие в Арику 4 мая 1839 г., где задержался на две недели. 18 мая 1839 г. - выход из Арики, прибытие в Кальяо 23 мая 1839 г., где стоял почти три месяца. 16 августа 1839 г. - выход из Кальяо, прибыл в Гонолулу 17 сентября 1839 г., где задержался на неделю. 24 сентября 1839 г. - выход из Гонолулу, прибыл в Кантон 11 ноября 1839 г., где оставался три месяца. 10 февраля 1840 г. - выход из Кантона (за четыре месяца до начала Первой опиумной войны), прибытие в Гамбург 8 июня 1840 г. Шестое кругосветное плавание "Princess Louise" длилось с 24 ноября 1842 г. по июнь 1844 г. (капитан: Дж. Т. Родбертус) 24 ноября 1842 г. - выход из Гамбурга, после 61 дня в море остановка в Сантосе 25 января 1843 г., прибытие в Вальпараисо (Чили) 27 марта 1843 г., где оставался около месяца. 4 мая 1843 г. - прибытие в Кальяо (Перу), где пробыл почти 4 месяца. 29 августа 1843 г. - выход из Кальяо, после 32 дней в море и остановки в Гонолулу, прибыл в Манилу 3 ноября 1843 г., где задержался на несколько дней. 8 декабря 1843 г. - прибытие в Макао, где оставался около двух месяцев. 3 февраля 1844 г. - выход с Дальнего Востока через Зондский пролив, остановка на острове Святой Елены. Движение было затруднено из-за шторма в Ла-Манше, прибыл в Куксхафен в июне 1844 г. Позже "Princess Louise" ходила только по Атлантике. Во время 15-го рейса на обратном пути из Рио-де-Жанейро в Гамбург 13 декабря 1844 года умер капитан Родбертус и 15 декабря был похоронен в море. Домой корабль отвел старший помощник капитана Иоганн Кристиан Фердинанд Шутт. Последним командиром корабля от компании был капитан Вильгельм Фердинанд Мейер. 1 мая 1846 года "Princess Louise" была продана на открытом аукционе, проведенном компанией «Освальд и Ко» гамбургской компании Иоганна Марбса по цене 15 050 курантских марок. Теперь корабль ходил под гамбургским флагом под командованием капитанов Х. Бэра и Х.Г.Д. Мейфинга, доставляя эмигрантов на западное побережье Южной Америки, в Австралию, Голландскую Ост-Индию, Рио-де-Жанейро и Нью-Йорк. В 1855 году Марбс продал корабль, переоборудованный в барк, Норвегии. Новым владельцем стал Ханс Якобсен Апенесс из Осгордстранда, а командовал кораблём его сын, капитан Джейкоб Харлеф Апенесс. В 1862 году корабль купил Ганс Христиан Эриксен из Свелвика. Осенью 1863 года "Princess Louise" села на мель у западного побережья Ютландии и затонула в результате крушения, экипаж смог спастись. В 1825 компания также купила в Соединенных Штатах шхуну-бриг "Christian", потому что прошел слух, что американцы умеют хорошо строить парусные корабли. Была надежда, что он послужит образцом для прусских кораблестроителей. В 1827 году небольшой корабль с первой попытки не смог обойти мыс Горн и вернулся в Монтевидео. Пять недель спустя "Christian" снова вышел из Монтевидео и на этот раз достиг Вальпараисо за 41 день. В 1829 году корабль пропал во время рейса из Ла-Гуайры в Гамбург. Поскольку в это время не зафиксировано ураганов, были предположения, что он мог попасть в руки пиратов. Все суда компании в то время были в опасности, в их бортовых журналах есть несколько сообщений о встречах с кораблями сомнительного характера.
Зимой 1836/37 года Морское торговое партнёрство понесло трагическую утрату. Полный корабль "Friedrich Wilhelm III. König von Preussen", один из трёх кораблей, построенных на прусских верфях специально для компании в 1827 году, был зафрахтован бременской компанией, 24 декабря 1836 года вышел из Везера в Новый Орлеан со 102 эмигрантами и через несколько дней затонул со всеми, находившимися на борту, вероятно, у входа в Ла-Манш: обломки были выброшены на берега Англии, Франции и Германии. Предполагалось, что корабль либо перевернулся, либо застрял на одной из многочисленных песчаных отмелей в юго-западном углу Северного моря.
Два других корабля, построенных на прусских верфях специально для компании в 1827-1828 годах были бригами меньших размеров: "Kronprinz von Preussen" и "Elisabeth Louise". Второй в 1850 году был продан гамбургской компании Wm. O'Swald & Co., о судьбе первого не известно, кроме упоминания, что 20 ноября 1830, возвращаясь из Вальпараисо, он встретился в Рио-де-Жанейро с "Princess Louise". "DANZIG" Эмигрантов также при случае переправляло торговое судно "Danzig", которое, помимо прочего, летом 1836 года совершило путешествие с 263 пассажирами от Везера до Нью-Йорка, которое заняло 53 дня. Необычайно большой полный корабль был приобретен морской торговой компанией в 1835 году. Последний раз он вернулся из дальнего плавания в конце 1851 года и в 1852 году был продан в связи с тем, что компания прекратила морскую торговлю, сосредоточившись на банковском деле.
Во время постройки генеральное руководство решило, что носовой фигурой должен быть прусский орел. Он был отлит и позолочен в Берлине и имел значительные размеры и вес. При спуске на воду в мае 1845 года кораблю было присвоено имя "Preussischer Adler", так что увесистое украшение соответствовало утвержденному королем названию. После достройки корабль в полном снаряжении был переведен в Гамбург, где принял груз для Батавии. «Гамбургский корреспондент» посвятил судну длинный хвалебный гимн, но приемочная комиссия жаловалась, что доски на верхней палубе были уложены с сучками и что для широкого прохода не использовалась сосновая древесина. Однако она не потребовала каких-либо доработок, а наоборот, выразила большое удовлетворение прекрасным кораблем. 3 августа 1845 года "Preussischer Adler" покинул Эльбу и после 101-дневного пути достиг Батавии, обратный путь из Гонконга занял 125 дней. Это были хорошие показатели для парусника той эпохи. Поскольку корабль показал хорошие результаты, руководство выплатило капитану Вендту гонорар в размере 1000 талеров. В то время корабль вызвал газетную полемику, инициированную "Кёльнише Цайтунг". Она напечатала письма из Штеттина и Билефельда с жалобами на то, что корабль был построен не на прусской верфи и что главный строитель и руководитель строительства были связаны родственными узами. «Билефельдер Цайтунг» заняла ту же позицию и назвала верфь в Бремене «иностранной верфью». Гамбургский корреспондент очень четко ответил, что он не считает Везер "заграницей" и что "Preussischer Adler" он рассматривает не как иностранный корабль, а как немецкий. Гамбургская газета тогда еще пояснила, что Preussische Seehandlung, вероятно, за 25-летний опыт судостроения признала, что «в портах Балтийского моря нельзя строить дешевые и в то же время отличные парусные суда...». Однако последние два судна компании строились всё-же на Балтике, в Данциге. Не смотря на восторженные отзывы, уже через четыре года после постройки "Preussischer Adler" было обнаружено, что 30 м килевой балки, главного продольного элемента корпуса, подверглись сухой гнили, потому весь киль пришлось обновлять - весьма досадное и дорогостоящее дело. Продать корабль до того, как он будет отремонтирован, оказалось невозможным, тем более что из-за тяжелой носовой фигуры деформировались доски бака. Продажа "Preussischer Adler" из-за его серьезных повреждений стала особой проблемой. В 1849/50 году половину акций корабля приобрела гамбургская компания Wm O'Swald & Co. и управляла им в качестве корреспондентского судовладельца, хотя судно продолжало ходить под прусским флагом. Лишь в 1854 году У. О’Свальд выкупил вторую половину корабля. "MERCUR"
Про построенный в Данциге в 1848 году барк "Georg Forster" известно только то, что фирма владела лишь четвертью акций это корабля. К 1850 в документах компании он уже не числился, видимо фирма продала свою долю. Соответственно судно стало частным и потеряло право носить государственный флаг.
|