Оглавление → Транспортные корабли → прусского Корабли королевского морского торгового партнёрства в 1824-1854 гг.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корабли королевского морского торгового партнёрства в 1824-1854 гг.
(Schiffe der königlich preußischen Seehandlungs-Sozietät) Пруссия, 1824-1848 гг. 10 ед. Princess Louise
* Mentor * Princess Louise * Christian * Friedrich Wilhelm III. König von Preussen * Kronprinz von Preussen * Elisabeth Louise * Danzig * Preussischer Adler * Mercur * Georg Forster *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
ПРУССКОЕ КОРОЛЕВСКОЕ МОРСКОЕ ТОРГОВОЕ ПАРТНЁРСТВО Когда на рубеже веков Наполеон начал свои войны и континентальную блокаду, международная деятельность Морского Торгового Партнерства (Seehandlungs-Societät, до 1794 Seehandlungs-Gesellschaft) была парализована. К 1804 году у него уже не было собственных кораблей и прошло около 20 лет, прежде чем компания снова смогла обратить свое внимание на морскую торговлю. Во время французского правления в 1806-1812 Партнерство, которое с 27 октября 1810 находилось в единоличном владении государства, использовалось только как финансовое учреждение. После окончания освободительных войн и поражения Наполеона оно первоначально занималось исключительно реконструкцией внутренней экономики Пруссии. Кабинетным указом от 20 января 1820 г. компания была объявлена финансово-торговым учреждением государства, независимым от всех административных властей. Одной из задач партнёрства по-прежнему оставалось развитие прусской зарубежной торговли. Одновременно с изданием указа король назначил главой фирмы и наделил обширными полномочиями тайного финансового директора Кристиана Ротера, проницательного и энергичного финансового эксперта. Ротер изначально не думал о создании собственной судоходной компании, а хотел обеспечить необходимые перевозки посредством контрактов на грузовые и чартерные рейсы. Однако прусский торговый флот в наполеоновский период пришел в упадок: половина судов была утеряна, а оставшаяся часть находилась в плохом состоянии, многие моряки ушли в иностранные компании, капитанов для дальнего плавания почти не было. Таким образом, подходящие для фрахтования прусские суда отсутствовали, а к иностранным судам, в лучшем случае под флагом Бремена или Гамбурга, применялись иные законы и правила судоходства. Ротер не был экспертом в области судоходства, но вскоре понял, что кампания не сможет выполнять свои многочисленные задачи, если ей будут доступны только зафрахтованные суда под иностранными флагами. Целесообразнее было ввести в строй несколько собственных кораблей, на которых можно было бы подготовить к дальнему плаванию прусских матросов и капитанов и которые дали бы возможность сотрудникам ведомства ознакомиться с международными правилами судоходства. Еще одним преимуществом было то, что строительство собственных кораблей способствовало развитию прусских верфей. За два десятилетия, в течение которых судоходство партнёрства было парализовано, произошло событие, которое надолго поставило прусские суда в невыгодное положение: по решению Венского конгресса 1815 г. порт Северного моря Эмден отошёл Королевству Ганновер и теперь пруссы имели свои порты только на побережье Балтийского моря, откуда сообщение с Атлантическим океаном для парусных судов было трудным и длительным. Страховые взносы за корабль и груз были выше, а вдобавок ко всему - еще и раздражающая плата за проход проливов, которую датчане собирали в Эльсиноре. Все суда должны были стоять там на якоре для проверки и, помимо пошлины на груз, платили властям различные другие сборы. Институт морской торговли подсчитал, что в большинстве случаев был экономней импорт и экспорт через Бремен и Гамбург, но эти города в то время были для прусcов иностранными, поэтому им было трудно обойтись без своей штеттинской конторы и расположенных там складов экспортных и импортных товаров. Большое значение для морской торговой компании, а также для остального судоходства имело отделение испанских и португальских колоний в Америке от их метрополий, произошедшее около 1820 года. В результате для прусской морской торговли были открыты важные порты Латинской Америки. Чтобы воспользоваться благоприятной ситуацией, партнёрство с высочайшим одобрением в 1822 году зафрахтовало у бременской компании Ф. и Э. Делиуса три корабля и отправило их в Америку, большей частью нагруженных полотном и сукном из прусских земель. Корабль "Amerika" отплыл в Рио-де-Жанейро с грузом на сумму 54 000 талеров и вернулся в том же году с кофе, сахаром и хлопком на общую сумму 50 000 талеров, то есть с некоторым убытком. "Arminius" оказался ещё менее удачливым - он достиг Нового Орлеана в сентябре 1822 года, где лишь дешево смог продать свой груз. В обратный путь корабль погрузил табак и хлопок, но когда в январе 1823 года достиг Северного моря, Эльба и Везер были заблокированы льдом, потому он направился в Англию. При попытке войти в Халл "Arminius" безнадёжно сел на мель в устье Хамбера, был оставлен экипажем и позже разбит волнами. Страховка покрыла ущерб. В декабре 1822 года в дальнее путешествие отправился третий зафрахтованный корабль, "Mentor", который сперва зашел в Вальпараисо и Кокимбо в Чили, главным образом для продажи белья. По пути в Чили на борту был купец Ф. Я. Шольц, который был хорошо знаком с южноамериканскими условиями и должен был занять должность морского агента в Лиме. "Mentor" продолжил свое путешествие через Тихий океан, зайдя Гонолулу и в январе 1824 года достиг Кантона, где суперкарго У. О'Свальд загрузил его местными товарами, в том числе 5000 коробками чая. В марте 1824 года корабль покинул Кантон и отправился домой. *** 1824 год принес два важных события для партнёрства: в Штеттине начала работу судоходная контора морской торговли, наделенная важными полномочиями, а президент Ротер сделал первый шаг к созданию собственного флота торговых судов. Первым кораблем, который он приобрёл, был упомянутый выше "Mentor", покупка которого была оформлена пока тот ещё находился в пути из Китая. В 1825 году партнёрство купило еще два бывших в употреблении корабля. "Princess Louise" совершила не менее шести кругосветных плаваний на запад через Южную Америку и через Тихий океан в Китай, а также четыре рейса в Вест-Индию, три в Новый Орлеан и три в Рио-де-Жанейро. Вторым была шхуна-бриг "Princess Louise", купленная в Соединенных Штатах для рейсов через Атлантику. В 1827/28 году морское торговое партнёрство заключило контракты на постройку трёх новых судов на верфях в Штеттине и Свинемюнде: полный корабль "Friedrich Wilhelm III. König von Preussen", бриги "Kronprinz von Preussen" и "Elisabeth Louise". Первоначально это покрывало потребность в собственных кораблях, президент Ротер не хотел иметь их больше, тем более что его бухгалтерские советники неоднократно обнаруживали, что морские торговые суда не приносили никакой финансовой прибыли, а завершали свои рейсы с убытком из-за высоких эксплуатационных расходов, которые капитаны оправдывали затратами на представительство в иностранных портах и длительными сроками стоянки, возникавшими при медленной реализации грузов, перевозимых за свой счет. Кроме того капитаны говорили, что их экипажи должны были быть несколько крупнее, чем на кораблях частников, отчасти из-за вооружения кораблей, но в основном из-за большой продолжительности кругосветных плаваний, во время которых приходилось ожидать потерь из-за несчастных случаев или болезни. Президент Ротер пытался объяснить своим бухгалтерским советникам, что задачей судов компании является не получение прибыли, а укрепление репутации Пруссии и прусской экономики за рубежом, а также они должны были задавать темпы развития частного судоходства в Пруссии. В этом отношении корабли, несомненно, добились успеха, хотя и случались случайные неудачи из-за морской неопытности прусских чиновников и медлительности государственных торговых предприятий. *** После того как в руководстве фирмы поняли, что корабли, простаивающие в гавани, также несут значительные расходы, они постарались, чтобы суда как можно дольше проводили время в море. Для достижения этой цели время от времени заключались контракты на грузовые или чартерные перевозки, которые фактически не вписывались в программу морской торговли, например, на перевозку эмигрантов в Америку. С годами базовыми портами для судов компании все чаще становились Гамбург и Бремен, Штеттин стал менее важным, поэтому в 1833 году судоходная контора в Штеттине была окончательно закрыта и переведена в Берлин. Это не только позволило избежать затрат, но и путаницы в компетенциях, потому что агентство в Гамбурге, возглавляемое В. О'Свальдом, автоматически превратилось в информационный и разведывательный центр, поддерживавший связь между Берлином и кораблями. *** В начале 1830-х годов руководство Морского торгового партнёрства усиленно занималось вопросом флага, которому не уделялось особого внимания при возобновлении работы компании в 1824 году. После длительного периода отсутствия у Пруссии военных кораблей, в 1817 году вошла в строй в качестве корабля береговой охраны вооруженная шхуна "Stralsund" и король Фридрих Вильгельм III пожертвовал для этого корабля специальный флаг, на котором рядом с орлом был изображен железный крест. Кораблю береговой охраны разрешили поднять длинный вымпел рядом с флагом. По международным обычаям такие вымпелы были знаком государственной власти и их в основном несли военные корабли. В 1824 году морская торговая компания дала своим кораблям тот же флаг, а также вымпел. Корабли хорошо себя зарекомендовали в течение многих лет, и за границей к ним относились с уважением, но в 1828 году в Гамбурге возникли проблемы, когда гамбургский сторожевой корабль запросил у капитана брига "Christian" официальное разрешение нести вымпел. Поскольку ему нечего было предъявить, пришлось снять вымпел и уплатить полную стоимость портовых сборов, хотя корабль был пуст. Подобное произошло в следующем году с бригом "Elisabeth Louise", остановленным ганноверским сторожевым кораблем в Штаде на Нижней Эльбе, где Ганноверское королевство взимало пошлину с кораблей, шедших в Гамбург. Руководители компании были встревожены, повсюду расспрашивали об обычаях и нравах и раздумывали, следует ли им сделать статус своих кораблей более похожим на статус военных кораблей или на статус торговых судов (простые торговые суда с 1823 года использовали гражданский национальный флаг с орлом и черной полосой вверху и внизу). Через четыре года наконец определились и внесли на этот счет предложение Его Величеству, которое было в основном одобрено приказом Кабинета министров от 24 сентября 1834 года. Согласно ему, на флаге морской торговли должен быть изображен только орел без Железного креста, а вымпел с малым орлом и буквами S.S. должен подниматься лишь южнее линии экватора. Вместо вымпела корабли могли нести черно-белый "яхтенный" флаг с буквами "S.S." (Seehandlungs-Sozietät). *** Долгое время компания довольствовалась имеющимися кораблями, и лишь в 1835 году был приобретен в Данциге новый полный корабль "Danzig", необычно крупный по меркам Партнерства. Следующее обновление флота компании произошло только в 40-х годах. В 1844 году Главное управление заключило с верфью Иоганна Ланге в Фегезаке контракт на постройку полного корабля "Preussischer Adler", он был готов в 1845. В 1847 в состав кораблей компании вошёл построенный в Данциге "Mercur", который стал последним кораблём, полностью принадлежавшим фирме. Принятый в эксплуатацию в следующем году барк "Georg Forster" принадлежал компании лишь на четверть и то недолго. Всего в период с 1824 по 1848 год компания приобрела 10 кораблей. Большинство из них принадлежало только партнёрству; лишь немногие иногда имели в качестве акционеров также частных судовладельцев. Поскольку некоторые из этих кораблей принадлежали партнёрству всего несколько лет, в период 1824-1850 в эксплуатации одновременно находилось в среднем только четыре собственных корабля компании. Если возникали дополнительные потребности, Морское Торговое Партнерство фрахтовало частные торговые суда. *** Президенту фон Ротеру, в 1831 году посвященному в рыцари и в 1836 году назначенному государственным министром, в 1848 году исполнилось семьдесят лет. Революционные события того года потрясли его душевно. Совершенно измученный, он ушел с государственной службы и через год умер. Мартовская революция показала, что социальные условия существенно изменились не только в Пруссии, но и в целом в Германской Конфедерации, и потребовала реформ. Стремление к единству Германии было связано со стремлением к большей либерализации, в том числе в экономическом секторе. Государственная экономическая деятельность перестала быть современной - она вступала в конкуренцию с частными компаниями в своей стране. Уже в 1844 году появилась брошюра, написанная членом городского совета Ришем, который резко критиковал коммерческую и производственную деятельность Морского торгового института. Однако судоходство в брошюре осталось нетронутым, вероятно, потому, что с 1822 по 1843 год оно вывезло в неевропейские страны полотна на 4 729 000 талеров. Это очень помогло ткачам в Силезии и Вестфалии. Прусские частные судовладельцы в то время не смогли бы этого сделать. Реформы 1848/49 изменили и положение компании в государственном устройстве. Теперь она была подчинена министру финансов и надзору государственного парламента и взяла на себя задачи прусского государственного банка, хотя и сохранила свое традиционное название. Все остальные отделения партнерства были распущены, включая судоходную компанию и бизнес по экспорту товаров. Продажа кораблей была в сентябре 1849 года передана гамбургской брокерской фирме. Поскольку экономика была слабой, только в 1850 году был найден покупатель на "Elisabeth Louise" - компания Wm. O'Swald & Co., основанная Вильгельмом О'Свальдом, бывшим главой Гамбургского агентства компании, который в молодости путешествовал в качестве суперкарго на судах Партнерства. Он также приобрёл половину акций "Preussischer Adler" и управлял им в качестве корреспондентского судовладельца, хотя судно продолжало плавать под морским флагом. В 1852 году был продан "Danzig" и, наконец, в 1854 году О’Свальд выкупил вторую половину "Preussischer Adler". Таким образом в 1854 году флаг Морского торгового партнерства окончательно исчез из моря и портов, но возникший из него государственный банк продолжал использовать название Preussische Seehandlung и сохранил его даже после основания Германской империи, поскольку из прусского банка превратился в центральное финансовое учреждение, которое могло действовать во всех сферах банковского дела по всей Германии. Лишь в 1904 году название компании было изменено на «Königliche Seehandlung (Preußische Staatsbank)», чтобы продемонстрировать реальную функцию государственного учреждения. В последующие годы, когда короля уже не было, финансовое учреждение называлось «Preußische Staatsbank (Seehandlung)» - они не хотели обходиться без традиционного термина «морская торговля». Он все еще оставался за банком в качестве вторичного титула, когда ему пришлось прекратить свою деятельность в мае 1945 года. Учреждение получило статус «спящего старого банка» до тех пор, пока закон от 13 мая 1983 года не постановил, что активы «Preußische Staatsbank (Seehandlung)» должны были быть переданы в собственность Berliner Pfandbrief Bank в порядке универсального правопреемства. Термин «морская торговля» остается в силе уже более 200 лет, хотя задачи, упомянутые в этом названии, закончились в 1852 году. "MENTOR" "Mentor" строился с 1807 по 1808 год как барк на верфи Петера Янцена и Юргена Загера в Вегезаке ещё до последствий континентальной блокады. Грузоподъемность составляла 225 ластов. До 1824 года корабль принадлежал братьям Фридриху и Эверхарду Делиусам в Бремене из Диссена. Первоначально им командовали капитаны Хинрих Текленборг и Николаус Хагеманн, в то время корабль ходил в Атлантике. С 1815 по 1816 год барк находился в рейсе в Бразилию под командованием капитана Эриха Рюйтера. В 1817 году "Mentor" был переоборудован на верфи Иоганна Ланге в полный корабль. В 1822 году он был зафрахтован Прусской морской торговой компанией и полностью отремонтирован с целью предстоящего кругосветного плавания, в частности, был оснащен медным покрытием днища. Для самозащиты от пиратских нападений его вооружили шестью пушками. 15 декабря 1822 года "Mentor" вышел из Бремена через Везер в Северное море под командованием капитана Иоганна Андреаса Хармссена. Племянник Хармссена Иоганн Вильгельм Вендт исполнял обязанности рулевого, а берлинский купец Вильгельм Освальд — прусского суперкарго. На борту корабля, загруженного прусскими товарами, находились 22 члена команды из Бремена. Корабль шёл под флагом Бремена. У Вильгельма Освальда была задача открыть новые рынки сбыта для Силезской компании по производству льна, которая столкнулась с экономическими трудностями. Первый этап путешествия проходил через Атлантику. 27 января 1823 года был пройден экватор. С 18 февраля по 30 марта 1823 года в бурном море в районе мыса Горн корабль перешел в Тихий океан, а затем направился вдоль чилийского побережья. 7 марта 1823 года сильная волна разрушила часть фальшборта. После 113 дней в море 8 апреля 1823 года "Mentor" достиг чилийского порта Вальпараисо, который был в значительной степени разрушен из-за землетрясения, произошедшего 19 ноября 1822 года. В мае 1823 года Вильгельм Освальд и путешествовавший с ним купец Ф. Я. Шольц поехали в столицу Сантьяго-де-Чили для совершения торговых сделок. Корабль оставался на якоре в Вальпараисо несколько месяцев, за это время были установлены первые консульские отношения Пруссии с Чили. Лишь осенью 1823 года "Mentor" продолжил путь, со 2 по 4 октября заходил в порт Кокимбо, тогда небольшой городок с населением всего около 5000 человек, который был интересен тем, что на близлежащих рудниках производилась медь. Оттуда корабль вышел 18 октября, а 21 октября произошел опасный инцидент. "Mentor" был остановлен 14-пушечным бригом с экипажем в 70 человек. Капитан брига от имени испанской короны потребовал товаросопроводительные документы, очевидно, приняв пруссов за южноамериканский корабль. Однако вскоре оказалось, что бриг не был кораблем Королевства Испании, а состоял преимущественно из английского экипажа. Первоначальное пиратское намерение англичан было успешно предотвращено после обыска корабля и некоторых придирок, поскольку командир "Mentor" предъявил документ от посольства Испании в Берлине, который разрешал торговлю со странами Южной Америки, а капитан брига не был заинтересован в конфликте с Пруссией. Однако этот инцидент показал экипажу, что и это морское путешествие сопряжено с немалыми рисками. 10 ноября 1823 года был пройден экватор с юга на север и после 41 дня плавания 28 ноября "Mentor" достиг порта Гонолулу на острове Оаху в Королевстве Гавайи. Здесь были приобретены многие товары, оборудование, украшения и одежда островитян, большая часть которых была изготовлена еще до христианизации и поэтому представляла ценность для истории народов Южных морей. Экипаж корабля также взял с собой человека по имени Гарри Мэйти, который был полон решимости покинуть родину по собственному желанию. После относительно недолгого пребывания на Гавайях 4 декабря 1823 года путешествие продолжилось и через 33 дня, 5 января 1824 года корабль достиг порта китайского города Кантон. В Кантоне были погружены китайские товары, в том числе 5000 ящиков чая, а также нанкинские ткани, пряность кассия и другие товары. 34-дневное морское путешествие с 20 марта по 23 апреля 1824 года привело корабль в голландско-индийский портовый город Аньер на острове Ява, спустя десятилетия полностью разрушенным извержением вулкана Кракатау 27 августа 1883. После двухдневного пребывания 25 апреля "Mentor" снова отправился в путь. Пройдя через Индийский океан и обогнув южную оконечность Африки, через 69 дней, 2 июля 1824 года корабль достиг острова Святой Елены в Атлантике, где тремя годами ранее умер изгнанный император Наполеон. Путешествие продолжилось 4 июля 1824 года, 14 июля 1824 года был пересечен экватор. В Ла-Манше командир "Mentor" узнал, что прусская судоходная компания выкупила корабль и получил приказ вместо Бремена идти в прусский порт Свинемюнде, а когда 7 сентября корабль бросил якорь у таможни Эльсинора, прусский консул принес капитану Хармсену прусский флаг, который был немедленно поднят. 14 сентября 1824 года корабль достиг Свинемюнде, вызвав большую симпатию населения, как первое судно, пришедшее напрямую из Китая. "Это событие представляло собой чудесное зрелище, которого еще никогда не видели в прусском порту. Огромная радость горела во всех патриотических сердцах при виде этого кругосветника" - писал восторженный очевидец. Особое внимание зрителей привлек полинезиец, которого капитан Хармссен и суперкарго О'Свальд привезли с собой из Гонолулу. В своем отчете руководству капитан подчеркнул, что островитянин добровольно попросил, чтобы его приняли в рейс. Его звали Гарри Майти, и он, вероятно, был первым жителем Сэндвичевых островов в Пруссии. Позже Майти приехал в Берлин и сначала остановился в доме президента морской торговли. Он кропотливо выучил немецкий язык, в 1830 году был крещен и конфирмован в протестантство, женился на дочери смотрителя животных на Пикок-Айленде и стал отцом троих детей. Это кругосветное плавание было первым для прусских моряков, хотя корабль и ходил под флагом Бремена, а большую часть экипажа составляли бременцы. Путешествие в 39 000 морских миль длилось в общей сложности один год и 273 дня, при этом "Mentor" находился в море 362 дня. Ни один из 22 членов экипажа не погиб во время путешествия. Государственный министр граф фон Бюлов и главный финансовый советник Кристиан Ротер, президент морской торговой компании, устроили прием. Капитан Иоганн Андреас Хармссен из Свиннемюнде через Штеттин отправился в Берлин, где его приветствовал король Фридрих Вильгельм III и наградил Общим почетным знаком I степени. После ажиотажа по поводу счастливого прибытия "Mentor" на Одер возникли еще и проблемы, поскольку груз из Кантона было трудно продать в Штеттине. Больше всего беспокойства вызвали 5000 коробок чая, которые в конечном итоге пришлось за значительные деньги везти обратно в Северное море: в Гамбурге не было проблем продать или выставить на аукционе большое количество чая. После возвращения из Китая "Mentor" восемь месяцев простоял в Штеттине в ремонте. В общем, судно, похоже, имело конституционную слабость. У него уже был «ремонт» киля в 1817 году. Поскольку, несмотря на частые ремонты, корабль продолжал протекать, дальнейшее его использование для кругосветных плаваний "вокруг великих мысов южного полушария" больше не представлялось возможным, и теперь он ходил только через Атлантику. Уже в 1831 году "Mentor" был продан в Свинемюнде на 5000 талеров ниже его балансовой стоимости судовладельцу Томсену, который продолжал эксплуатировать корабль под новым именем "Präsident Rother". В 1825 году партнёрство купило свой второй корабль у той-же бременской торговой компании, с которой у него были хорошие отношения, поскольку Эверхард Делиус, один из двух владельцев, был прусским консулом в Бремене и одновременно агентом Морского торгового партнёрства. Торговый фрегат был построен всего годом ранее (с 1823 по 1824) на верфи Юргена Загера в Фегезаке недалеко от Бремена, спущен на воду 23 августа 1824 года и получил название "Princess Louise" в честь младшей дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III. Это был довольно крупный корабль с хорошими мореходными характеристиками, который во всех отношениях отвечал потребностям партнёрства. Его грузоподъёмность составляла 262 прусских ласта, длина киля была около 29 метров, а ширина по бергхольцу - около 8,40 метра. Глубина пространства между половицами трюма и нижней балкой верхней палубы составляла около 5 метров. По приблизительным оценкам, корабль имел водоизмещение от 300 до 400 регистровых тонн и максимальную грузоподъемность от 400 до 500 тонн. На рисунках изображен корабль с высокими мачтами, все три из которых несли по пять парусов. В то время марсели еще не были разделены, но они могли иметь двойные или тройные рифы, чтобы уменьшить площадь парусов во время сильного шторма. Корабль имел верхние брам-паруса над брам-парусами и небольшие небесные паруса над ними. В последующие годы эти паруса стали называть королевскими, но на "Princess Louise" этот термин не применялся. В оснащение корабля входило также соответствующее вооружение для защиты от пиратов. Всего на борту имелось 11 пушек, а именно 5 девятифунтовых и 6 шестифунтовых, плюс, конечно, достаточное количество боеприпасов. Вооружение также включало в себя средства для рукопашного боя: 24 винтовки со штыками, 60 пистолетов, 8 мушкетов, 2 сабли, 30 штурмовых копий, 30 пионерских ножей и, наконец, барабан для повышения боевого духа. По другим данным, на борту имелось даже 12 пушек: 8 английских и 4 шведских. Ещё как судно компании «F. & E. Delius» "Princess Louise" совершила свое первое плавание через Атлантику в Нью-Йорк под бременским флагом и руководством капитана Карстена Делса. 6 июля 1825 года Эверхард Делиус объявил сенату Бремена, что "Princess Louise" продана Прусской морской торговой компании. Общая стоимость составила 36 300 рейхсталеров. В Бремене на корабль установили подводную медную обшивку для защиты от древесных червей в тропических водах, после чего он перешёл в Свинемюнде, где его экипировали и снарядили в долгое путешествие. 12 октября корабль был загружен и готов к отплытию и на следующее утро отправился из Свинемюнде в большое путешествие. К сожалению, его начало сложилось под плохой звездой. Сильный шторм в Скагерраке 23 октября вынудил капитана Хармсена зайти в Арендал для ремонта, весь левый борт в подводной части пришлось переконопатить. Когда "Princess Louise" снова отправилась в плавание 1 декабря, из-за неправильного маневра лоцмана она зацепила скалу. 13 декабря сильно поврежденному кораблю удалось дойти в Гамле Хеллесунн, а оттуда в Кристиансанн. Для проведения капитального ремонта товар пришлось выгрузить. Лишь в конце апреля 1826 года корабль снова был готов к выходу в море и начал свое долгое путешествие, из которого вернулся в Гамбург только 1 августа 1826 года. Первое кругосветное плавание "Princess Louise" длилось с 13 октября 1825 года (или 27 февраля 1826 года) по 10 августа 1829 года: капитан: Иоганн Андреас Хармссен из Бремена, рулевой Иоганн Вильгельм Вендт, суперкарго Уильям О’Свальд, экипаж из 20 человек. 13 октября 1825 г. - отправление из Свинемюнде. 23 октября 1825 г. - остановка в Арендале из-за шторма. Длительное пребывание, более месяца, в связи с необходимым ремонтом. 1 декабря 1825 г. - отход из Арендаля. После аварии на внешних скалах порта Арендаль из-за ошибки лоцмана кораблю снова срочно потребовалось остановиться и ремонтироваться в Кристиансанне в течение почти пяти месяцев. 27 апреля 1826 г. - выход из Кристиансанна, прибытие в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 26 июня 1826 г., где оставался почти пять месяцев. 17 августа 1826 г. - выход из Рио-де-Жанейро, прибытие в Вальпараисо (Чили) 15 октября 1826 г., где оставался почти семь месяцев. 1 марта 1827 г. - выход из Вальпараисо, прибытие в Кокимбо (Чили) 4 марта 1827 г., где задержался на несколько дней. 20 марта 1827 г. - выход из Кокимбо, прибытие в Арику (Чили) 28 марта 1827 г., где задержался на несколько дней. 10 апреля 1827 г. - выход из Арики, прибытие в Квилеа (Перу) 13 апреля 1827 г., где задержался на месяц. 18 мая 1827 г. - выход из Килеа, прибытие в Кальяо (Перу) 27 мая 1827 г., где задержался на несколько дней. 6 июня 1827 г. - выход из Кальяо, Прибытие в Уанчако (Перу) 9 июля 1827 г., где задержался на несколько дней. 26 июля 1827 г. - выход из Уанчако, прибытие в Гуаякиль (Эквадор) 30 июля 1827 г., где задержался почти на месяц. 23 августа 1827 г. - выход из Гуаякиля, прибытие в Вальпараисо (Чили) 29 сентября 1827 г., где задержался на месяц. 22 октября 1827 г. - выход из Вальпараисо, прибытие в Айлей (Перу) 19 ноября 1827 г., где задержался на несколько дней. 1 декабря 1827 г. - выход из острова Айлей, прибытие в Кальяо (Перу) 6 декабря 1827 г., где задержался на несколько дней. 31 декабря 1827 г. - выход из Кальяо, прибытие в Гонолулу (Королевство Гавайи) 5 февраля 1828 г., где задержался на месяц. 5 марта 1828 г. - выход из Гонолулу, прибытие в Кантон (Китай) 12 апреля 1828 г., где оставался девять месяцев. 18 января 1829 г. - выход из Кантона, прибытие в Манилу (Филиппины) 19 января 1829 г., где задержался на месяц. 13 февраля 1829 г. - выход из Манилы, прибытие в Сингапур (Британская Ост-Индия) 26 февраля 1829 г., где задержался на несколько дней. 5 марта 1829 г. - выход из Сингапура, прибытие в Аньер (Голландская Ост-Индия) 21 марта 1829 г., где задержался лишь на два дня. 23 марта 1829 г. - выход из Аньера, прибытие на остров Святой Елены 3 июня 1829 г., где задержался на четыре дня. 7 июня 1829 г. - выход с острова Святой Елены, прибытие в Куксхафен 2 августа 1829 г. 10 августа 1829 г. - прибытие в Гамбург-Альтону. В то время Общество морской торговли пыталось помочь создать сеть прусских консульств в заморских странах. Иногда случалось, что должность прусского консула исполнял также морской агент. Во время этого плавания президент Ротер поручил суперкарго О'Свальду искать в Кантоне прусских или немецких «лиц», которые могли бы занять там должность прусского консула, которая стала вакантной в 1824 году. Поскольку он не нашел подходящей личности, О'Свальд предложил отдать прусское вице-консульство англичанину г-ну Холлингворту, которого ценили за его характер. Год спустя "Princess Louise" начала свое второе кругосветное плавание, перед которым за время длительного нахождения в Гамбурге корабль был капитально отремонтирован. Плавание длилось с 8 сентября 1830 г. по 19 апреля 1832 г.: капитан: Иоганн Вильгельм Вендт (1802–1847). В этом рейсе, среди прочего, в качестве членов экипажа были наняты врач и натуралист Франц Юлиус Фердинанд Мейен и впоследствии чилийский губернатор Бернхард Юном Филиппи. 8 сентября 1830 г. - выход из Гамбурга, прибытие в Рио-де-Жанейро 16 ноября 1830 г., где задержался на 5 дней. 21 ноября 1830 г. - выход из Рио-де-Жанейро, прибытие в Вальпараисо 21 января 1831 г., где оставался более месяца. 6 марта 1831 г. - выход из Вальпараисо, прибытие в Копьяпо 10 марта 1831 г., где задержался на 10 дней. 20 марта 1831 г. - выход из Копьяпо, прибытие в Арику 26 марта 1831 г., где задержался на две недели. 10 апреля 1831 г. - выход из Арики, прибыл на Айлей 12 апреля 1831 г., где задержался на две недели. 26 апреля 1831 г. - выход с острова Айлей, прибыл в Кальяо 1 мая 1831 г., где задержался на 20 дней. 21 мая 1831 г. - выход из Кальяо, прибыл в Гонолулу 24 июня 1831 г., где задержался на несколько дней. 2 июля 1831 г. - выход из Гонолулу, прибытие на мыс Шуй Мун (Гонконг) 15 августа 1831 г., где задержался на три недели. 3 сентября 1831 г. - выход от мыса Шуй Мун, прибыл в Манилу 14 сентября 1831 г., где оставался около месяца. 17 октября 1831 г. - выход из Манилы, прибытие в Линтин (Гонконг) 5 ноября 1831 г., где оставался более месяца. 12 декабря 1831 г. - выход из Линтина, прибытие на остров Святой Елены 14 февраля 1832 г., где остановился лишь на один день. 15 февраля 1832 г. - выход с острова Святой Елены, прибытие в Куксхафен 19 апреля 1832 г. Несложно заметить, что во втором походе периоды стоянок в заграничных портах были намного короче, чем в первом. Период ремонта был недолгим и уже в конце года корабль вышел в следующий рейс. Третье кругосветное плавание "Princess Louise" длилось с 9 декабря 1832 г. по 20 мая 1834 г. (капитан: И. В. Вендт) 29 декабря 1832 г. - выход из Гамбурга, прибытие в Вальпараисо 18 апреля 1833 г., где задержался на месяц. 18 мая 1833 г. - выход из Вальпараисо, прибытие в Арику 27 мая 1833 г., где задержался на несколько дней. 9 июня 1833 г. - выход из Арики, прибытие в Кальяо 14 июня 1833 г., где задержался на месяц. 15 июля 1833 г. - выход из Кальяо, прибыл в Гонолулу 25 августа 1833 г., где задержался на несколько дней. 1 сентября 1833 г. - выход из Гонолулу, прибыл в Манилу 15 октября 1833 г., где пробыл около месяца. 8 ноября 1833 г. - выход из Манилы, прибыл в Кантон 19 ноября 1833 г., где оставался более двух месяцев. 23 января 1834 г. - выход из Кантона, прибытие на остров Святой Елены 20 марта 1834 г., где задержался на несколько дней. 26 марта 1834 г. - выход с острова Святой Елены, прибытие в Куксхафен 20 мая 1834 г. Четвертое кругосветное плавание "Princess Louise" длилось с 19 ноября 1836 г. по 12 июня 1838 г. (капитан: Дж. Т. Родбертус) 19 ноября 1836 г. - выход из Гамбурга, прибытие в Портсмут 13 декабря 1836 г., где задержался на 10 дней. 23 декабря 1836 г. - выход из Портсмута, прибыл в Вальпараисо 24 марта 1837 г., где задержался почти на месяц. 20 апреля 1837 г. - выход из Вальпараисо, прибытие в Кобиху 25 апреля 1837 г., где задержался на несколько дней. 2 мая 1837 г. - выход из Кобихи, прибытие в Арику 5 мая 1837 г., где задержался на несколько дней. 19 мая 1837 г. - выход из Арики, прибытие в Кальяо 25 мая 1837 г., где задержался более, чем на месяц. 29 июня 1837 г. - выход из Кальяо, прибытие в Арику 13 июля 1837 г., где задержался на несколько дней. 18 июля 1837 г. - выход из Арики, прибытие в Икике 25 июля 1837 г., где задержался на несколько дней. 1 августа 1837 г. - выход из Икике, прибытие в Арику 2 августа 1837 г., где задержался на 3 дня. 5 августа 1837 г. - выход из Арики, прибытие в Кальяо 11 августа 1837 г., где задержался на две недели. 25 августа 1837 г. - выход из Кальяо, прибытие в Гонолулу 29 сентября 1837 г., где задержался на несколько дней. 3 октября 1837 г. - выход из Гонолулу, прибыл в Кантон 12 ноября 1837 г., где задержался на месяц. 11 декабря 1837 г. - выход Кантон, прибыл в Манилу 16 декабря 1837 г., где задержался почти на два месяца. 3 февраля 1838 г. - выход из Манилы, прибытие в Куксхафен 12 июня 1838 г. Пятое кругосветное плавание "Princess Louise" длилось с 19 декабря 1838 г. по 8 июня 1840 г. (капитан: Дж. Т. Родбертус) 19 декабря 1838 г. - выход из Гамбурга, прибытие в Вальпараисо 24 марта 1839 г., где задержался почти на месяц. 28 апреля 1839 г. - выход из Вальпараисо, прибытие в Арику 4 мая 1839 г., где задержался на две недели. 18 мая 1839 г. - выход из Арики, прибытие в Кальяо 23 мая 1839 г., где стоял почти три месяца. 16 августа 1839 г. - выход из Кальяо, прибыл в Гонолулу 17 сентября 1839 г., где задержался на неделю. 24 сентября 1839 г. - выход из Гонолулу, прибыл в Кантон 11 ноября 1839 г., где оставался три месяца. 10 февраля 1840 г. - выход из Кантона (за четыре месяца до начала Первой опиумной войны), прибытие в Гамбург 8 июня 1840 г. Шестое кругосветное плавание "Princess Louise" длилось с 24 ноября 1842 г. по июнь 1844 г. (капитан: Дж. Т. Родбертус) 24 ноября 1842 г. - выход из Гамбурга, после 61 дня в море остановка в Сантосе 25 января 1843 г., прибытие в Вальпараисо (Чили) 27 марта 1843 г., где оставался около месяца. 4 мая 1843 г. - прибытие в Кальяо (Перу), где пробыл почти 4 месяца. 29 августа 1843 г. - выход из Кальяо, после 32 дней в море и остановки в Гонолулу, прибыл в Манилу 3 ноября 1843 г., где задержался на несколько дней. 8 декабря 1843 г. - прибытие в Макао, где оставался около двух месяцев. 3 февраля 1844 г. - выход с Дальнего Востока через Зондский пролив, остановка на острове Святой Елены. Движение было затруднено из-за шторма в Ла-Манше, прибыл в Куксхафен в июне 1844 г. Позже "Princess Louise" ходила только по Атлантике. Во время 15-го рейса на обратном пути из Рио-де-Жанейро в Гамбург 13 декабря 1844 года умер капитан Родбертус и 15 декабря был похоронен в море. Домой корабль отвел старший помощник капитана Иоганн Кристиан Фердинанд Шутт. Последним командиром корабля от компании был капитан Вильгельм Фердинанд Мейер. 1 мая 1846 года "Princess Louise" была продана на открытом аукционе, проведенном компанией «Освальд и Ко» гамбургской компании Иоганна Марбса по цене 15 050 курантских марок. Теперь корабль ходил под гамбургским флагом под командованием капитанов Х. Бэра и Х.Г.Д. Мейфинга, доставляя эмигрантов на западное побережье Южной Америки, в Австралию, Голландскую Ост-Индию, Рио-де-Жанейро и Нью-Йорк. В 1855 году Марбс продал корабль, переоборудованный в барк, Норвегии. Новым владельцем стал Ханс Якобсен Апенесс из Осгордстранда, а командовал кораблём его сын, капитан Джейкоб Харлеф Апенесс. В 1862 году корабль купил Ганс Христиан Эриксен из Свелвика. Осенью 1863 года "Princess Louise" села на мель у западного побережья Ютландии и затонула в результате крушения, экипаж смог спастись. В 1825 компания также купила в Соединенных Штатах шхуну-бриг "Christian", потому что прошел слух, что американцы умеют хорошо строить парусные корабли. Была надежда, что он послужит образцом для прусских кораблестроителей. В 1827 году небольшой корабль с первой попытки не смог обойти мыс Горн и вернулся в Монтевидео. Пять недель спустя "Christian" снова вышел из Монтевидео и на этот раз достиг Вальпараисо за 41 день. В 1829 году корабль пропал во время рейса из Ла-Гуайры в Гамбург. Поскольку в это время не зафиксировано ураганов, были предположения, что он мог попасть в руки пиратов. Все суда компании в то время были в опасности, в их бортовых журналах есть несколько сообщений о встречах с кораблями сомнительного характера. "FRIEDRICH WILHELM III. KÖNIG VON PREUSSEN" Зимой 1836/37 года Морское торговое партнёрство понесло трагическую утрату. Полный корабль "Friedrich Wilhelm III. König von Preussen", один из трёх кораблей, построенных на прусских верфях специально для компании в 1827 году, был зафрахтован бременской компанией, 24 декабря 1836 года вышел из Везера в Новый Орлеан со 102 эмигрантами и через несколько дней затонул со всеми, находившимися на борту, вероятно, у входа в Ла-Манш: обломки были выброшены на берега Англии, Франции и Германии. Предполагалось, что корабль либо перевернулся, либо застрял на одной из многочисленных песчаных отмелей в юго-западном углу Северного моря. "KRONPRINZ VON PREUSSEN" и "ELISABETH LOUISE" Два других корабля, построенных на прусских верфях специально для компании в 1827-1828 годах были бригами меньших размеров: "Kronprinz von Preussen" и "Elisabeth Louise". Второй в 1850 году был продан гамбургской компании Wm. O'Swald & Co., о судьбе первого не известно, кроме упоминания, что 20 ноября 1830, возвращаясь из Вальпараисо, он встретился в Рио-де-Жанейро с "Princess Louise". "DANZIG" Эмигрантов также при случае переправляло торговое судно "Danzig", которое, помимо прочего, летом 1836 года совершило путешествие с 263 пассажирами от Везера до Нью-Йорка, которое заняло 53 дня. Необычайно большой полный корабль был приобретен морской торговой компанией в 1835 году. Последний раз он вернулся из дальнего плавания в конце 1851 года и в 1852 году был продан в связи с тем, что компания прекратила морскую торговлю, сосредоточившись на банковском деле. В 1844 году главное управление компании заключило контракт на строительство нового корабля с непрусской верфью, что вызвало в Пруссии настоящий переполох и недовольство. Верфь Иоганна Ланге в бременском Фегезаке получила заказ благодаря вмешательству капитана И.В. Вендта, который ранее много ходил на кораблях компании, а с 1838 года стал родственником мастера-корабела Иоганна Ланге. По контракту это должен был быть великолепный корабль с прекрасными мореходными характеристиками. В контракте на строительство была красивая фраза о том, что полноразмерный корабль, который будет построен, «должен сочетать умеренную осадку и достаточную остойчивость с хорошей грузоподъемностью и в идеале должен обладать свойствами быстроходности», при этом длина, ширина и глубина трюма должны были составить 36,0 х 9,15 х 5,50 м. Подводная часть должна быть покрыта медью, а весь корпус строится под крышей. Верфи разрешалось использовать только первоклассные материалы, а строительный инспектор имел право отбраковывать некачественную древесину. Руководство строительством осуществлял сам капитан Вендт, а для наблюдения за стройкой был нанят капитан Замманн за плату в 40 талеров в месяц. Командиром корабля был назначен капитан Ф. Шютт. Во время постройки генеральное руководство решило, что носовой фигурой должен быть прусский орел. Он был отлит и позолочен в Берлине и имел значительные размеры и вес. При спуске на воду в мае 1845 года кораблю было присвоено имя "Preussischer Adler", так что увесистое украшение соответствовало утвержденному королем названию. После достройки корабль в полном снаряжении был переведен в Гамбург, где принял груз для Батавии. «Гамбургский корреспондент» посвятил судну длинный хвалебный гимн, но приемочная комиссия жаловалась, что доски на верхней палубе были уложены с сучками и что для широкого прохода не использовалась сосновая древесина. Однако она не потребовала каких-либо доработок, а наоборот, выразила большое удовлетворение прекрасным кораблем. 3 августа 1845 года "Preussischer Adler" покинул Эльбу и после 101-дневного пути достиг Батавии, обратный путь из Гонконга занял 125 дней. Это были хорошие показатели для парусника той эпохи. Поскольку корабль показал хорошие результаты, руководство выплатило капитану Вендту гонорар в размере 1000 талеров. В то время корабль вызвал газетную полемику, инициированную "Кёльнише Цайтунг". Она напечатала письма из Штеттина и Билефельда с жалобами на то, что корабль был построен не на прусской верфи и что главный строитель и руководитель строительства были связаны родственными узами. «Билефельдер Цайтунг» заняла ту же позицию и назвала верфь в Бремене «иностранной верфью». Гамбургский корреспондент очень четко ответил, что он не считает Везер "заграницей" и что "Preussischer Adler" он рассматривает не как иностранный корабль, а как немецкий. Гамбургская газета тогда еще пояснила, что Preussische Seehandlung, вероятно, за 25-летний опыт судостроения признала, что «в портах Балтийского моря нельзя строить дешевые и в то же время отличные парусные суда...». Однако последние два судна компании строились всё-же на Балтике, в Данциге. Не смотря на восторженные отзывы, уже через четыре года после постройки "Preussischer Adler" было обнаружено, что 30 м килевой балки, главного продольного элемента корпуса, подверглись сухой гнили, потому весь киль пришлось обновлять - весьма досадное и дорогостоящее дело. Продать корабль до того, как он будет отремонтирован, оказалось невозможным, тем более что из-за тяжелой носовой фигуры деформировались доски бака. Продажа "Preussischer Adler" из-за его серьезных повреждений стала особой проблемой. В 1849/50 году половину акций корабля приобрела гамбургская компания Wm O'Swald & Co. и управляла им в качестве корреспондентского судовладельца, хотя судно продолжало ходить под прусским флагом. Лишь в 1854 году У. О’Свальд выкупил вторую половину корабля. "MERCUR" У партнёрства был еще один полный корабль водоизмещением почти 500 тонн, построенный в 1846/47 году на верфи Дж. В. Клавиттера в Данциге. Он получил название "Mercur" и совершил два дальних плавания для морской торговой компании, прежде чем в 1850 году был продан создававшемуся прусскому флоту. В своих путешествиях он показал себя быстрым парусником, но у него также были обнаружены структурные дефекты: из-за узкой носовой части фок-мачта была установлена слишком далеко впереди, и корабль потому был валким. Снова возникли дискуссии о том, стоит ли строить корабли лучшего качества в западной Германии, чем в восточной, однако кораблестроители в Лондоне, которые покрывали новый "Mercur" медной обшивкой, высоко оценили превосходное качество древесины, использованной для обшивки корпуса. Про построенный в Данциге в 1848 году барк "Georg Forster" известно только то, что фирма владела лишь четвертью акций это корабля. К 1850 в документах компании он уже не числился, видимо фирма продала свою долю. Соответственно судно стало частным и потеряло право носить государственный флаг.
|