Малые корабли бранденбургского флота XVII в.
(Galiote, Schnau, Pinasse, Hoeker, Schuten, Brandschiffe, Boyer, Brigantinen, usw)
Бранденбург, 1675-1693 гг., более 52 ед.
*
Bernsteinfänger
*
Bielefeld
*
Bulle
*
Charlotte Louise
*
Cleve
*
Diederich
*
Eichhorn
*
Engel Gabriel
*
Falke
*
Grosse Hoffnung
*
Grossfriedrichsburg
*
Gruner Drache
*
Hoffnung
*
Jäger (I)
*
Jäger (II)
*
Liebe
*
Litauer Bauer
*
Margarete
*
Maria
*
Morian
*
Nordischer Löwe
*
Pierelepomp
*
Post
*
Postillion
*
Potsdam
*
Prinz Ludwig
*
Prinz Philipp
*
Prinz Philipp (von Brandenburg)
*
Rosenfelde
*
Rummelpot
*
Spandau
*
St. Johannes der Evangelist
*
St. Peter
*
Vogel Greif
*
Wasserhund
*
Windhund
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№
имя
тип
место постройки
в строю
примечания
1
Cleve
8 п. гукор (4-6 п. галиот)
Голландия
1675
в 1676 захвачен французами
2
Bielefeld
6 п. шнява (пинасс)
Голландия
1675
в этом же году вычеркнут из списков
3
Bulle
6 п. пинасc (гукор)
Голландия
1675
в этом же году вычеркнут из списков
4
Potsdam
4-10 п. галиот
?
1676
в 1685 - последнее упоминание
5
Spandau
4-8 п. галиот
?
1676
в 1684 вычеркнут
6
Maria
4-12 п. галиот
трофейный шведский
1676
= Marie, St. Maria, в 1679 - последнее упоминание
7
Diederich
8-п. галиот
шведский приз
1676
в 1676 обменен на две галеры (Grosse Galeere, Kleine Galeere)
Во время расцвета бранденбургского флота строилось, покупалось и захватывалось много малых судов. Здесь перечислены, конечно, далеко не все, а лишь те, для которых в источнике названо имя. В большинстве случаев современники ограничивались указаниями типа "два пинасса" или "пять шлюпов". Многие из них упоминаются лишь один раз в каком-либо списке или документе. Больше написано лишь о тех, которые участвовали в заметных событиях, относящихся к войне со Швецией 1674-1678 гг. и дальним походам 1681-1692 гг.
В эпоху повальной неграмотности матросов, а часто и командиров, вместо надписи на борту, название указывалось гербом или другим изображением на корме. Иногда оно дополнялось надписью (обычно - на латыни), которая могла быть не названием, а девизом. Поэтому, даже в документах один и тот же корабль мог иметь несколько вариаций имени.
То же о количестве пушек. Официально корабль имел штатное их число, но фактически количество орудий менялось в зависимости от наличия их в арсенале и задачи плавания, а на зиму все пушки снимались. Кроме того, некоторые авторы документов включали в число орудий мелкие (фальконеты и др.), в то время, как другие считали только "настоящие" пушки. Отсюда разница в "пушешности" одного и того-же судна.
Когда в мае 1675 Шведский король Карл XI обьявил войну Бранденбургу и Голландии, правительство Бранденбурга не имело своих кораблей. Голландец Бенжамин Рауле (Benjamin Raule), торговец из голландского города Мидделбург, предложил Великому курфюрсту Фридриху Вильгельму свою службу. Рауле заявил о наличии десяти судов разных размеров. Он действительно заказал в Голландии 10 судов, но готовы оказались только 6.
В итоге Рауле получил каперское свидетельство на конфискацию шведских и нидерландских судов, которые снабжали Швецию. Он перешёл в Балтику с 6 своими кораблями: 16 п. "фрегатом" Churprinz, малыми 12 п. "фрегатами" Berlin и Potsdam, малыми кораблями Cleve (Клеве - город и герцогство на северном Рейне, на которое в описываемый период оспаривал права бранденбургский курфюрст), Bielefeld (Белефельд - город в Тевтобургском лесу на северо-западе Германии) и Bulle (бык). За четыре недели они захватили 21 шведское торговое судно.
Cleve, Bielefeld и Bulle
Все три малых корабля Рауле в разных источниках называются разными типами. Так Cleve - и 8-п. гукор, и галиот с количеством пушек от 4 до 6, 6 п. шнява Bielefeld в другом источнике названа пинассом, а 6-п. пиннас Bulle также обозначен гукором. Первоначальные имена этих бывших голландцев неизвестны. Bielefeld и Bulle были в том же году признали негодными и списаны. Про Cleve указано, что в следующем году он был захвачен французами.
Союзники Фридриха жаловались на вред, который эти каперы причиняли их торговле, и в 1675 Фридрих назначил новую встречу с Рауле, в результате чего каперские свидетельства были отменены, но вместо этого Рауле поручили создание бранденбургского морского флота. Он поставил под флаг курфюрста два "фрегата" Churprinz и Berlin, новый 6-пушечный галиот Potsdam (вместо проданного по причине негодности первого Potsdam) и один пинасс (здесь - Cleve), и эти суда уже можно рассматривать, как входящие в состав флота Бранденбурга. Позже Cleve был захвачен французами и заменён на новый Spandau.
Potsdam, Spandau
Потсдам и Шпандау в те времена оба - города около Берлина (сейчас второй - район Берлина). Два похожих галиота с минимальным вооружением в 4 пушки. Максимальное для Potsdam составляло 10, для Spandau - 8 пушек. Для первого имеются размеры: 21,3х5,2 м. Оба служили не менее 7 лет: Spandau вычеркнут в 1684 г., Potsdam более не упоминается после 1685.
В том же году маленький флот совместно с тремя голландскими кораблями прикрывал безрезультатный штурм Карлштадта - шведской крепости в устье Везера, а 25-26 мая 1676 года произошло Ясмундское сражение или сражение у Борнхольма между Шведским и Датско-Голландским флотами. Бранденбургская эскадра в составе 3 фрегатов, 2 галиотов (Potsdam и Cleve) и 3 шлюпов (очень маленькие суда) в это время шла из Копенгагена на соединение с союзниками, но не успела принять участие в самом сражении, однако захватила шведский корабль "Leopard", отделившийся от своего флота восточнее Ясмунда.
Кроме указанных галиотов, в 1676 г. называются ещё 4 корабля, по видимому все - шведские призы:
Maria, Diederich, Engel Gabriel, Post
Maria (также Marie, (St) Maria) - галиот (по некоторым данным, это была трофейная шведская шхуна, впервые упомянутая в 1675 г.), нёс от 4 до 12 пушек, имел размеры 20,1х4,9 м. В конце августа 1677 корабль участвовал в походе Клауса Бёверна в устье Эльбы (с приказом захватить какой-нибудь французский корабль), указан без типа, как 6-п. Maria. На момент заключения мира со Швецией в 1678 г. Maria находилась в Кёнигсберге, позже не упоминалась.
8-п. галиот Diederich в сентябре того же года обменяли в Дании на две датских галеры. 6-п. галиот Engel Gabriel (ангел Гавриил) исчез из списков после 1677 года, а 4-6 п. галиот Post (почтовый) - 1678.
Hoffnung, Pierelepomp
В сентябре 1676 же года призовый галиот Diederich обменяли у Корта Аделера (Cort Adeler) в Копенгагене на две датских галеры "турецкого образца": Grosse Galeere (быв. Lossen) и Kleine Galeere (быв. Flyvende And, построена в Ставангере?). Переданы флоту они были в начале 1677, при этом числились шаландами (Schute) и получили новые имена: 6-8 п. Hoffnung (Grosse Hoffnung - "большая надежда") и 6 п. Pierelepomp (голл. - "пирс для насоса" !?). Обе они участвовали в осаде Штеттина, где вторая была сожжена шведами в бою на р. Дунциг (рукав Одера) 4 августа 1677 г. вторая была по окончании операции брошена в Воллине и в 1679 разобрана там на дрова.
Есть данные об этих галерах в датских источниках: Lossen: 26,5х5,08х2,15 м, 32 весла, 100 человек (25 матросов, 15 солдат и "60 мальчиков"). Flyvende And: 24,5х4,3х1,86 м, 26 вёсел, 70 человек.
В 1677 году Бранденбургский флот действовал отдельно от союзников. Операции курфюрста сосредоточились на осадах Штеттина, Штральзунда и Грифсвальда, где принял участие маленький флот Рауле. На тот момент он состоял из 3 фрегатов, 2 галиотов (надо полагать, Potsdam и Spandau) и одного 2-п. "разведчика" (?). Рауле также оснастил в частном порядке семь небольших кораблей 26 орудиями, а курфюрст прислал из Кольберга ещё несколько кораблей с 57 орудиями. Голландец Клаес ван Беверен был назначен адмиралом, и под его руководством флот поддерживал очень успешную блокаду Штеттина.
Prinz Ludwig, Prinz Philipp
Шнява Prinz Ludwig была названа в честь родившегося 24 мая 1677 г. младшего сына бранденбургского курфюрста Фридриха Вильгельма - Кристиана Людвига Бранденбург-Шведтского. Корабль имел размеры 20,1х4,9 м и штатное вооружение в 4 пушки, которое позже было увеличено до 10 или 12 орудий, и служил до 1688 г. В честь среднего сына Курфюрста, Филиппа Вильгельма Бранденбург-Шведтского, был назван принятый в том же году "быстроходный корабль" (вероятно, также шнява) Prinz Philipp (также - просто Philipp) с вооружением от 6 до 10 пушек, но в том же году он был вычеркнут.
Два корабля, Berlin и Prinz Ludwig совершили рейд в Балтийском море и захватили шведский галиот Ekorren.
Eichhorn (Einhorn)
12-пушечный галиот Eichhorn (белка) - бывший шведский Ekorren (менее 100 т), место и год постройки неизвестны. Захвачен фрегатом Berlin и галиотом Prinz Ludwig в ходе крейсерства по Балтике летом 1677 года. Последний раз он упоминается в 1685 году. В "Taschenbuch der Kriegsflotten" он ошибочно указан, как Einhorn (единорог), которому соответствует шведский 16-п Enhorn, но тот был захвачен не пруссами, а голландцами, 1 июня 1676 года.
4 августа 1677 восемь шведских кораблей из Штеттина напали на три небольших бранденбургских и сожгли шаланду Pierelepomp.
В конце месяца Ван Беверен с кораблями Churprinz (24 п.), Maria (6 п.) и Eichhorn (12 п., быв. Ekorren) был послан в устье Эльбы с приказом захватить какой-нибудь французский корабль и привести его в Копенгаген или Карлштадт (на тот момент - бранденбургская крепость), но поход был безрезультатным. 16 декабря Штеттин был взят.
В 1678 бранденбургские войска при поддержке маленького флота заняли Штральзунд и Рюген. Рауле собрал целых 350 судов всех размеров в качестве транспортов, которые под прикрытием девяти бранденбургских кораблей и двух датских фрегатов доставили войска из Пенемюнде на побережье Померании. 26 сентября 1678 г. война закончилась.
Jäger
Из новых кораблей в этом году достоверно упоминается только 10-п Jäger (охотник), который ещё раз назван в списках в следующем году. Больше никаких данных. Предположительно, это была шнява.
В 1679 в Сен-Жермене был подписан мирный договор, по которому под давлением Франции, Бранденбург должен был вернуть Швеции завоеванные территории. Несмотря на горечь, Рауле уже имел небольшой флот. Его целью было создание Бранденбургской Торговой Компании. Корабли были размещены в Пиллау, где были расширены порт и верфь. Предыдущий война поглотила огромные суммы денег, но, морское строительство продолжалось. Кроме крупных кораблей, верфи Кольберга и Кёнигсберга построили по одной шняве.
Wasserhund и Windhund
4-п. шнява Wasserhund (21,6х5,1 м, до 12 пушек, "водолаз", порода собаки) была построена в Кольберге, где строились большие фрегаты, и служила, по крайней мере, до 1689 г. 6-п. шнява Windhund (21х6,1 м, до 10 пушек, "борзая", порода собаки) строилась в Кёнигсберге. Она пропала в море в 1681 году.
Летом 1679 Prinz Ludwig и Wasserhund с эскадрой участвовали в блокаде Гамбурга, чтобы добился выплаты долга в 100 000 талеров. В следующем году несколько судов были захвачены (реквизированы) в Любеке, которые через два года пришлось вернуть.
St. Johannes der Evangelist, Gruner Drache
Среди захваченных в Любеке известна только 4-п. шнява St. Johannes der Evangelist ("Иоанн-Богослов", 24,4х7 м, до 10 пушек). Некоторые источники называют 4-п. шняву St. Jean Baptiste ("Иоанн Креститель", до 6 пушек), но ни даты, ни данных. Вероятно, это один и тот-же корабль.
В 1680-1681 верфь в Пиллау построила для флота четыре шнявы. Их особенность в том, что в 1682 г. три из них каким-то образом поменялись именами друг с другом: Vogel Greif стала Rummelpot, Rummelpot - Litauer Bauer, а Litauer Bauer-Vogel Greif.
Vogel Greif, Litauer Bauer, Rummelpot и Bersteinfänger
8...10-п Vogel Greif(птица гриф), позже Rummelpot (18,9х4,6 м) спущена в 1680 и упоминалась до 1689 г., 6...10-п Rummelpot (также встречается Rommelpot - новогодний ритуальный "музыкальный" инструмент в Германии), позже Litauer Bauer (19,8х4,9 м) спущена в 1681 и упоминалась до 1688 г., 6...14-п или 8...10-п Litauer Bauer (литовский крестьянин), позже Vogel Greif (20,1х5,2 м) спущена в 1681 и упоминалась до 1691 г. Для 6-п. Bersteinfänger (ловец янтаря) место постройки не названо, но название явно указывает на восточно-прусское происхождение. На момент смены имён трёх других шняв в 1682 г., эта уже не упоминается.
В 1680-1681 называется также ещё два брандера.
Gruner Drache и St. Peter
10-п. Gruner Drache (22х6,7 м), через три года сданный на слом, и 6...12-п гукор St. Peter (21,3х5,7х2,9 м, 16 чел.), который в 1696 пропал в море.
7 марта 1682 Бенжамин Рауле основал в Кёнигсберге "Бранденбургско-Африканскую компанию" для колониальных захватов и флот сосредоточился на заморских плаваниях. Для дальних походов малые корабли не подходили, и их количество в составе флота сократилось. Лишь в 1684 г. два небольших судна были построены в Берлине.
Prinz Philipp (von Brandenburg) и Rosenfelde
8...14-п. буер Prinz Philipp (von Brandenburg) (24,4х6,1 м) числился до 1692 г., а 8-п. шнява Rosenfelde (курортное местечко в Шлезвиг-Гольштейне?) - упоминается лишь до следующего года. Оба вполне могут оказаться яхтами.
Наконец, в 1686 г. в Кёнигсберге построили три 8...16-п галиота, способных на дальнее плавание, и они активно подключились к колониальной компании.
Hoffnung, Liebe и Morian
Все три были однотипными (25х6,4 м), Morian (мавр) был потерян в 1690-1691 гг., Hoffnung (надежда) в 1694 захвачен голландцами, а Liebe (любовь) в 1697 пропал в море.
Указом от 9 мая 1687 Рауле было разрешено строить так много кораблей, как ему нужно и он основал верфь в Хафельберге. Первыми кораблями стали галиот и бригантина, затем верфь строила более крупные корабли - фрегаты.
Margarete
Галиот заложен в Хафельберге в 1688, вскоре после основания верфи под руководством голландского мастера Jost Elynck и в начале 1689 переведён в Гамбург на дооборудование. Вступление в строй планировалось на июнь того же года, но далее этот корабль нигде не упоминается. Принято считать, что Рауль продал галиот голландцам.
Это был относительно небольшой галиот. Длина судна составляла 15,85 м., ширина - около 5,80 м, осадка - 1,90 метра. Экипаж состоял из 15-18 матросов. Галиот должен был быть вооружен, поскольку для него были закуплены пушки.
Грузоподъемность Margarete не должна была превышать 40 ластов (около 801 кг).
Grossfriedrichsburg и Nordischer Löwe
Бригантина Castell Friedrichsburg (Замок Фридрихсбург - имеется в виду Гросс-Фридрихсбург, колония Бранденбурга в западной африке) имела строительный номер 1, и, видимо, это был первый корабль, который был заложен на верфи в Хафельсберге (1688). Она была качественно построена под руководством мастера Jost Elynck. Шхуна впервые упоминался как "построенная в Хафельсберге" в меморандуме Рауля (1689). В это время корабль уже был в Эмдене. Тем не менее он был построен в 1688 году. Маленькая бригантина строилась довольно быстро. Цена судна, включая необходимое оборудование, составила 2647 талеров. Она была оснащена шестью пушками и имела экипаж из 15 моряков. Её капитаном был голландец Виллем Адриенс, который уже долгое время находился на службе Бранденбургу.
Castell Friedrichsburg был относительно небольшой двухмачтовой бригантиной. На передней мачте было два прямых паруса. Бизань была оснащена косым гафельным парусом. Перед грот-мачтой имелись стаксели. Между двумя мачтами также была возможна установка двух косых парусов. Бизань-мачта была немного выше, чем передняя.
Корабль имел довольно полные обводы. Его грузоподъёмность, однако, вряд ли превышала 100 тонн. Длина корабля немного превышала 21 метр. Ширина составляла около шести метров при отношении длины к ширине 3,5:1. Глубина трюма составляла около двух метров. Небольшая каюта была в корме. Задняя часть была мало украшена и была не очень высокой. В области кормы было открытое место управления рулём. Руль управлялся с помощью кольдерштока. На штевне была фигура, похожая, как на галеонах. Якорь висел снаружи в носовой части; кран-балка облегчала его подъём. Пушки находились в передней части корабля на палубе. Их стволы проходили чере закрывающиеся порты в фальшборте. Форштевень был украшен львиной маской.
В июле 1692 года корабль вышел в дальний рейс. Он шёл в составе конвоя к побережью Африки. Его целью была крепость Гросс-Фридрихсбург, чье имя носил корабль. Этот корабль был использован для рейса в Африку, что свидетельствует о его мореходности и безопасном управлении. Длинная жизнь не была суждена этой бригантине. Её потеря была отмечена в 1694 году. Поскольку бранденбургцам не были рады в море, многие из их кораблей становились жертвами нанятых пиратов или иным образом. Вероятно, Castell Friedrichsburg постигла такая-же судьба.
Корабль был предназначен для африканского маршрута в интересах коммерческой компании. Имя судна не упоминается напрямую, поэтому к этой информации следует относиться с осторожностью. В архивах также называется Nordischer Löwe (северный лев), Nordseelöwe (лев Северного моря), Löwe (лев). Есть предположение, что это один и тот же корабль, так, как про Löwe указано, что он построен также в Хафельберге, но в списках верфи такого имени нет. Другие источники говорят, что это было другое судно, 22-м 11-пушечная шнява и год постройки указывают 1690. Nordischer Löwe была захвачена англичанами в 1695 г.
Charlotte Louise, Postillion и Jäger (II)
Осенью 1692 года в Хафельберге была заложена 10-14-п. барка Charlotte Louise. Очевидно, она была срочно необходима, и в начале 1693 года уже находилась в Гамбурге для снаряжения. Материалы были закуплены в спешке. В августе 1693 года "Charlotte Louise" уже была в дальнем путешествии. Ее первым капитаном был Эразм Хендрик из Кенигсберга.
Тип судна определить сложно. Оно упоминалось как испанская барка, ямайская барка, шнява, а в списке 1696 года даже как фрегат. Корабль имел две мачты. Фок-мачта несла три квадратных паруса, бизань-мачта - только гафельный парус. Между мачтами, в том числе перед фок-мачтой, можно было ставить косые паруса. На корабле было около 12 пушек. Рубка находилась в кормовой части корабля в районе бизань-мачты. Корма закрывалась сверху маленьким транцем, имеющим форму от слегка округлого до овального. Руль проходил через проем над палубой и снабжён румпелем. Грузоподъемность корабля составляла 120 тонн, экипаж - из 20 моряков.
Корабль ходил по Северному и Балтийскому морям и Атлантике в направлении Африки. В 1698 году был захвачен британским капером (на службе у Португалии).
Постройка барки ещё продолжалась, когда в 1693 году в Хафельберге были заложены ещё два таких корабля, будущие Postillion и Jäger. они были чуть меньше размерами, но в целом однотипными. Стоимость постройки составила 2500 талеров на корабль. В 1694 году оба корабля уже находились в Гамбурге для оборудования. Винсент де Клеф был нанят капитаном на Postillion, а Питер ван Бик - на Jäger, но из-за нехватки денег оба корабля так не использовались флотом Бранденбурга. Они оставались в Гамбурге до весны 1695 года, когда были проданы. Кто купил корабли и какая судьба их постигла впоследствии, неизвестно.
Кроме того без указания даты упомянута 4-6-п. шнява Falke (сокол)
Типы кораблей
Наиболее распространённым типом малого судна бранденбургского флота был галиот — парусное судно, впервые появившееся у голландцев. Этот тип корабля был разработан в середине XVII века для прибрежных рейсов, для торговли в регионе Северного моря. Но военные галиоты в то время были не редкостью. Во второй половине XVIII века галиот был широко распространен и в районе Балтийского моря.
Галиот имел корпус голландского типа — плоскодонный, почти коробообразный в плане, со скруглёнными носовой и кормовой оконечностями. Его основу составляли мощный киль и массивные форштевень и ахтерштевень. Верхняя часть носа, кормы и бортов загнута внутрь. Отдельные галиоты достигали длины 30 метров, ширины 8,5 метров и водоизмещения 500 тонн. Корма галиота был круглой формы, но имела острый срез в подводной части. На архштевне крепился относительно узкий руль, который управлялся с помощью румпеля.
В основном галиот был полуторамачтовым, но иногда встречались и одно- и трехмачтовые. Грот-мачта судов этого типа в верхней части обычно была наклонена вперед на голландский манер. На ней несли марсель и маленький брамсель (большие галиоты могли нести до трех парусов), а на гафеле или шпринтове - грота-трисель значительной величины. Мачта имела 4-5 вант, а ее штаги крепили к форштевню и шпору бушприта. Перед грот-мачтой подымали до трех косых парусов на необычно длинном бушприте. Его длина могла составлять до двух третей длины судна. Маленькая бизань-мачта несла небольшой бизань-трисель с гафелем и гиком. Корма галиота была круглой, поэтому для крепления гика-шкота выдвигали выстрел.
Между мачтами обычно стояла рубка, но она также могла продлеваться до бизань-мачты и даже охватывать ее. Большая рубка устанавливалась на галиотах для дальнего путешествия. Для этих универсальных кораблей было довольно распространены рейсы в Африку. Для улучшения ходовых характеристик часто устанавливали боковые шверты. На этих небольших кораблях никогда не было более 8 орудий, их калибр не превышал трех фунтов. На верхнем конце лопасти руля, где помещался румпель, мог крепиться орнамент в виде головы рыцаря.
В приведённом выше списке к галиотам относят 12 судов: 4-6 п. Cleve (1675, также указывался, как 8-п. гукор), 4-10 п. Potsdam (1676, 21,3х5,2 м), 4-8 п. Spandau (1676), 4-12 п. Maria (1676), 8 п. Diederich (1676, шведский), 6 п. Engel Gabriel (1676, шведский), 4-6 п. Post (1676), 8-12-16 п. Eichhorn (1677, шведский, 125 т, 24,4х6,4 м), 8-16 п. Hoffnung (1686, 25х6,4 м), 8-16 п. Liebe (1686, 25х6,4 м), 8-16 п. Morian (1686, 25х6,4 м), 8-16 п. Margarete (1688, 15,85х5,8х1,9 м, 15-18 матросов). Можно отметить, что они широко использовались во время войны 1865-1879 гг., после чего бранденбуржцы отдавали предпочтение более мореходным шнявам, но под конец Рауле вновь обратился к типу галиота.
Часто галиоты называли буерами, они имели определенное сходство с тогда широко распространенным типом корабля. Также была и путаницы с гукором, с которым у них был общий такелаж.
Буер (Boyer) в XVIII — XIX веках - одно- или двухмачтовое грузовое судно с косыми парусами, предназначавшееся для прибрежного плавания. Характерной особенностью буеров являлись большие шверцы по бортам. В списке указан только один буер - 8-14-п. Prinz Philipp (von Brandenburg) (1684, 24,4х6,1 м).
Гукор (Hoeker) - двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой, водоизмещением 60—200 тонн. Судно имело длинный бушприт, на котором крепились фор-стеньги стаксель, кливер и бом-кливер. Экипаж до 70 человек. Строились в XIII—XV веках в Нидерландах как рыбачьи лодки, а впоследствии и на всём побережье Северной Европы. В списке их три: 8-п. Cleve (1675, также указывался, как 4-6 п. галиот), 6-п. Bulle (1675, также указывался, как пинасc) и 6-12 п. St. Peter (1681, 21,3х5,7х2,9 м, 16 чел., также указывался, как брандер).
Брандер (Brandschiff) - cудно, нагруженное горючим или взрывчатым веществом, употр. для поджога судов врага. Им могло быть плавсредство любого типа. Появление двух брандеров в мирные 1680 (10-п. Gruner Drache, 22х6,7 м) и в 1681 (6...12-п St. Peter, 21,3х5,7х2,9 м, 16 чел.) года, можно попытаться обьяснить лишь основанием Морского Колледжа в Пиллау, где их использовали, как учебные. Второй "брандер" прослужил 16 лет и пропал в море в 1696.
Не уступали галиотом по популярности и шнявы (нидерл. Snauw, нем. Schnau) — небольшое парусное торговое или военное судно, распространённое со второй половины XVII века до конца XIX века в северных странах Европы. Шнявы имели две мачты с прямыми парусами и бушприт, стаксель и кливер. Также имелась и третья "мачта" (так называемая шняв-мачта, трисель-мачта) стоящая непосредственно вплотную за грот-мачтой с небольшим зазором, на которой несли трисель с гиком, пришнурованный передней шкаториной к этой мачте. Военные шнявы вооружались 12—18 пушками малого калибра. Среднее водоизмещение было около 150 тонн, длина 25—30 метров, ширина 6—8 метров, экипаж до 80 человек.
В приведённом выше списке к шнявам относятся 15 судов: 6 п. Bielefeld (1675, также указывался, как пинасс), 4-10-12 п. Prinz Ludwig (1677, 20,1х4,9 м), 6-10 п. Prinz Philipp (1677), 6-10 п Jäger (1678), 4-12 п. Wasserhund (1679, 21,6х5,1 м), 6-10 п. Windhund (1680, 21х6,1 м), 4-10 п. St. Johannes der Evangelist (1680, 24,4х7 м), 6-14 (8-10) п. Litauer Bauer / Vogel Greif (1681, 20,1х5,2 м), 8-10 п. Vogel Greif / Rummelpot (1681, 18,9х4,6 м), 6-10 п. Rummelpot / Litauer Bauer (1681, 19,8х4,9 м), 6 п. Bernsteinfänger (1681), 8-16 п. Rosenfelde (1684), 11 п. Nordischer Löwe (1690, 22 м), 10-14 п. Charlotte Louise, Postillion, Jäger (1693, 17-20,4 м, также упоминаются, как барки) и 4-6 п. Falke (без данных). Не исключено, что шнявами являлись и некоторые из малых фрегатов.
В самом конце своей карьеры Рауле распорядился построить и бригантину (итал. brigantino — шхуна-бриг) — двухмачтовое парусное судно со смешанным парусным вооружением — прямыми парусами на передней мачте и с косыми на задней. Этот тип корабля появился в северной части Европы к концу 17-го века. Бригантины были довольно проворными и быстрыми кораблями и пользовались большой популярностью среди морских стран. В XVI—XIX веках двухмачтовые бригантины, как правило, использовались пиратами (итал. brigante — разбойник, пират). Были распространены во всех регионах — от Средиземного моря до Тихого океана. Вооружение бригантины не превышало 20 пушек.
В числе прочих также упоминаются две шаланды (Schute), использованные при осаде Штеттина. Вероятно это были своего рода несамоходные плавбатареи.
Кроме того, в годы войны 1865-1879 гг., а возможно и позже флот использовал "шлюпы" - очень маленькие корабли, для которых даже не указывались названия. Один такой был заложен в Хафельберге в 1694 году и в том-же году прибыл в Гамбург. Он планировался как транспортное судно для флота, но так никогда и не был включен в его состав. Поскольку государственный кошелек к тому времени был пустым, корабль выставили на продажу. Быстро покупателя найти не удалось и лишь в 1702 году, через восемь лет после закладки, шлюп был продан в Гамбурге. Стоимость постройки шлюпа составила 800 талеров, и неизвестно, сколько было выручено. У шлюпа так и не было названия.
Окраска
Корпуса судов были темно-коричневым, а бархольцы (доски усиления) черные. Планки между ними имели коричневато-зеленый цвет. Фальшборт, в т. ч. релинги был также окрашены в темно-коричневый. Надстройкам был придан более светлый коричневый тон. Палуба оставалась естественного цвета. Кроме того, стоячий такелаж, а также мачты были почти темно-коричневого цвета, покрытые смолой (древесный уголь). Паруса были слегка коричневатыми, а бегущий такелаж имела цвет конопли. В оформлении кормы преобладали традиционные красный, синий и желтый цвета.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на английском
1
R C Anderson. Naval wars in the Baltic during the Sailing Ship Epoch