Оглавление → Парусные корабли → Бранденбургские большие фрегаты
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бранденбургские большие фрегаты
(Fregatte) Бранденбург, 1675-1694 гг. не менее 11 ед. ![]() * Churprinz (von Brandenburg) * Leopard * Goldener Löwe * Friedrich Wilhelm → Wappen von Brandenburg → Dorothea
* Dorothea → Güldener Löwe * Markgraf von Brandenburg * Friedrich Wilhelm Zu Pferde * Churprinz = Der grosse Afrikaner * Churprinzess * Friedrich III * Schloss Oranienburg *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
В итоге Рауле получил каперское свидетельство на конфискацию шведских и нидерландских судов, которые снабжали Швецию и перешёл в Балтику с 6 своими кораблями: "фрегатами" Churprinz, Berlin, Potsdam и малыми кораблями Cleve, Bielefeld и Bulle. За четыре недели он захватил 21 шведское торговое судно.
Союзники Фридриха жаловались на вред, который эти каперы причиняли их торговле, и в 1675 Фридрих назначил новую встречу с Рауле, в результате чего каперские свидетельства были отменены, но вместо этого Рауле поручили создание бранденбургского морского флота. Он поставил под флаг курфюрста два "фрегата" с 16 и 12 пушками (Churprinz, Berlin), 6-пушечный галиот Potsdam (вместо проданного по причине негодности первогоPotsdam) и два пиннаса, и эти суда уже можно рассматривать, как входящие в состав флота Бранденбурга.
***
*** В конце августа 1677 Ван Беверен с кораблями Churprinz (24 п.), Maria (6 п.) и Eichhorn (12 п., быв. Ekorre) был послан в устье Эльбы с приказом захватить какой-нибудь французский корабль и привести его в Копенгаген или Карлштадт (на тот момент - бранденбургская крепость). Вероятно, поход был безрезультатным. На момент заключения мира со Швецией в 1678 г. Churprinz, Berlin и König von Spanien крейсировали в Балтике, новый фрегат Rother Lowe, Leopard и 5 галиотов возвращали пленных в Швецию. В 1678 году также заявлена навигационная гибель 36-пушечного фрегата Goldener Löwe (Золотой Лев, характерен для гербов южно-Германских государств в т. ч. Бавария, хотя, скорее всего название было связано с Пфальцем, к которому курфюрст тогда имел достаточно большой интерес). Информация связана с получением этого имени новым фрегатом, спущеным на воду в этом году, где он назван "вторым", однако до 1681 года он носил имя Dorothea. *** Непосредственно после заключения мира с Францией правитель Бранденбурга снова искал применения для своего нового флота. Ранее в первой половине 1679 он успешно послал несколько судов, чтобы блокировать Гамбург и добился выплаты долга в 100 000 талеров. В этом походе участвовали Dorothea, Berlin, Rother Löwe, Leopard, Prinzess Maria, Prinz Ludwig и Wasserhund.
Вооружение: до 32 орудий (в зависимости от состояния оборудования; в 1680: 10 восьми-, 6 шести-, 6 четырех-, 6 трех- и 4 двухфунтовых), экипаж от 100 до 120 моряков и до 40 морских пехотинцев. В 1680-1681 годы фрегат принимал частие в аперстве против Испании. 16 сентября 1680 корабль под командованием Томаса Олдерса в составе эскадры Клауса фон Беверна у Остенде участвовал в захвате испанского фрегата Carolus Secundus, который затем был передан флоту Бранденбурга как Markgraf von Brandenburg. В конце 1681 Dorothea переименовали в Goldener Löwe. (Имя Dorothea в январе 1682 получил фрегат Wappen von Brandenburg). В августе 1682 г. корабль перешёл из Пиллау в Балтийском море в Эмден на побережье Северного моря. В ходе осуществления колониальной экспансии Великого курфюрста, с 1683 по 1695 фрегат выполнил многочисленные походы в Западную Африку и Вест-Индию в Карибском бассейне. Длительное нахождение в тропиках вызвало износ конструкций и в результате в 1695 году Goldener Löweпришлось бросить и разобрать на карибском острове Санкт Томас. *** Теперь правитель Бранденбурга решил применить те же самые методы против более крупного врага, Испании. Здесь ему были должны не менее 1 800 000 талеров, одолженных во время последней войны, и так, как было немного шансов вернуть деньги, он решил возместить это, посылая суда против испанской торговли. С этой целью 14 августа 1680 семь кораблей, несущие в сумме 166 пушек (Friedrich Wilhelm (40); Churprinz (32); Dorothea (32); Rother Lowe (20); Fuchs (20); Berlin (16) и Salamander (6)) покинули Пиллау под командованием Клэеса ван Бёверена. Месяц спустя, 18 сентября, это подразделение встретило в Канале и захватило испанский фрегат Carolus II, включённый позже в состав своего флота, как Markgraf von Brandenburg. Ван Беверен вернулся с призом в Пиллау.
Вооружение: до 44 орудий (в зависимости от состояния оборудования), экипаж - до 150 моряков и до 50 морских пехотинцев. В 1680-1681 годы фрегат принимал участие в каперских операциях против Испании. 16 сентября 1680 корабль под командованием Томаса Олдерса в составе эскадры Клауса фон Беверна у Остенде участвовал в захвате испанского фрегата Carolus Secundus, который затем был передан флоту Бранденбурга как Markgraf von Brandenburg. 30 сентября 1681 Friedrich Wilhelm с эскадрой Томаса Олдерса участвовал в морском сражении у мыса Сент-Винсент (Португалия). После возвращения судно находилось в Кенигсберге. В конце 1681 корабль был переименован в Wappen von Brandenburg, но уже в начале 1682 его снова переименовали, теперь уже в Dorothea. В октябре 1684 корабль перешёл в Эмден. В ходе осуществления колониальной экспансии Великого курфюрста, с 1683 по 1695 фрегат выполнил многочисленные походы в Западную Африку и Вест-Индию в Карибском бассейне. Длительное нахождение в тропиках вызвало износ конструкций и в результате с 1690 корабль стоял в Эмдене и, наконец, в 1692 был разобран. ***
***
Ночью 1 ноября 1693 г. три французских судна атаковали "Friedrich Wilhelm Zu Pferde" у мыса Спартель. С первых выстрелов капитан Жан Ле Саж (Jan le Sage) был убит, корабль был взят на абордаж французами, захвачен и сожжён. ***
***
***
В некоторых документах корабль был указан, как 50-пушечный, также назывались 56 пушек. Тем не менее, список инвентаря на 1702 включает только 32 орудия, а именно: 18 8-фунтовых, 10 6-фунтовых, 4 3-фунтовых, 8 кулеврин. Конечно, по какой-то причине не хватает двенадцати-фунтовых. Десять-двенадцать этих тяжелых орудий определенно были на борту. Общий вес вооружения составлял около 44 тонн. Известно, что корабль вышел в свой первый выход в сильный шторм и достиг порта Тексель с повреждениями кормы. После ремонта в начале 1693 он продолжил путь в Африку и благополучно туда прибыл. С "грузом" рабов он отплыл на остров Сент-Томас, куда прибыл в августе 1693, доставив 707 рабов; 93 человек погибли во время переправы в Америку в узком, темном и душном трюме. Friedrich III вернулся в Эмден и принес чистую прибыль в размере 60,000 талеров, но по пути к дому капитан Рерс его сын погибли в аварии и были похоронены в море. Можно отметить, что более трети команды было «потеряно» по пути. В 1698 стоимость корабля еще оценивалась в 13716 талеров, так как он был в удивительно хорошем состоянии. Когда прусский король Фридрих Вильгельм I в 1711 году распустил торговую компанию, фрегат находился в порту Гамбурга и в 1725 году был продан с аукциона. ***
Фрегат разделил судьбу находившихся в это время в Гамбурге Бранденбургских судов, он так и не был закончен. Из-за нехватки денег ввод в строй всё время откладывался, и после 1711, наконец, корабль был продан за смешную цену - значение корабля упало за время пребывания в Гамбурге: в 1693 его оценочная стоимость составила 15000 талеров, к 1695 упала до 13000 талеров, в 1700 все три корабля, всё ещё стоящие в Гамбурге стоили всего 4000 талеров. *** ОКРАСКА БРАНДЕНБУРГСКИХ КОРАБЛЕЙ Цветовая гамма была довольно простой. Преобладали темно-коричневый и черный. Пушечные ворота не были оформлены, но внутри они были окрашены в красный. Обшивка кают-кампании, юта и бака - оливково-зеленая, шканцы - матовый коричневый. Фигуры и обрамление: Свитки и части фонаря, а также гальюн были частично позолоченными, частично жёлтыми. Корма была разукрашена наиболее яркими цветами. Большие задние фигуры были окрашены в синий, желтый и красный цвета, их лица имели естественный цвет. Палубы были естественного деревянного цвета. Подводная часть корпуса конопатилась смолой, которая имела почти черный цвет. Поскольку орудия были сделаны из железа, цвет труб был черный, но якоря и другие железные устройства были окрашены. На транце большинства кораблей Бранденбурга размещался герб государства. Это был красный орел на белом фоне.
|
Бенжамин Рауле.
Голландский судовладелец. Как купец, он добился успешной торговли с Францией, но война между Англией и Нидерландами с Францией привели его бизнес к краху в 1672 году. В 1675 Рауле прибыл в Бранденбург, организовал флот и до смерти Курфюрста являлся его директором.