Оглавление → Парусные корабли → Малые фрегаты Бранденбургского флота
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малые фрегаты Бранденбургского флота
(Fregatte) Бранденбург, 1675-1681 г. не менее 8 ед. Berlin * Potsdam * König von Spanien * Maria Catharina * Princess Maria * Mohrian * Fortuna * Fliegender Drache
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Когда в мае 1675 Шведский король Карл XI обьявил войну Бранденбургу и Голландии, правительство Бранденбурга не имело своих кораблей. Голландец Бенжамин Рауле (Benjamin Raule), торговец из голландского города Мидделбург, предложил Великому курфюрсту Фридриху Вильгельму свою службу. Рауле заявил о наличии десяти судов разных размеров. Он действительно заказал в Голландии 10 судов, но готовы оказались только 6. В итоге Рауле получил каперское свидетельство на конфискацию шведских и нидерландских судов, которые снабжали Швецию. Он перешёл в Балтику с 6 своими кораблями: "фрегатом" Churprinz, малыми "фрегатами" Berlin и Potsdam, малыми кораблями Cleve, Bielefeld и Bulle. За четыре недели он захватил 21 шведское торговое судно. Союзники Фридриха жаловались на вред, который эти каперы причиняли их торговле, и в 1675 Фридрих назначил новую встречу с Рауле, в результате чего каперские свидетельства были отменены, но вместо этого Рауле поручили создание бранденбургского морского флота. Он поставил под флаг курфюрста два "фрегата" с 16 и 12 пушками (Churprinz, Berlin), 6-пушечный галиот Potsdam (вместо проданного по причине негодности первого Potsdam) и два пиннаса, и эти суда уже можно рассматривать, как входящие в состав флота Бранденбурга.
Малый фрегат Berlin (в некоторых документах Stadt Berlin) был построен в 1674 году в Зеландии (Нидерланды) как частное наёмное судно по типу французского пинасса. По некоторым данным, до получения бранденбургской лицензии он нёс голландское имя de Revenge, а после перехода под флаг Бранденбурга, получил имя в честь его столицы. В 1675 корабль был куплен Великим курфюрстом Бранденбурга. Фрегат внешне выглядел как галеон с баковой надстройкой, которая была у него сдвинута назад относительно гальюна, и шканцами с полуютом на корме. У фрегата имелась лишь одна крытая артиллерийская палуба. Вследствие этого Berlin мог быть оснащён всего двумя бортовыми батареями. На борту фрегата были расположены 12 семифунтовых пушек на нижней палубе (по 6 с каждой стороны) и 6 пятифунтовых на главной палубе (по 3 с каждой стороны). По тем временам это было весьма скромное вооружение.
Такелаж и рангоут фрегата – 2 мачты с прямыми парусами и 1 с латинским парусом (на корме), а также бом-блинд и блинд на бушприте (как на галеонах). На мачтах находились по 3 прямых паруса (марсели больше нижних парусов). Фрегат имел следующие размеры (в метрах): длина 22,6, ширина палубы 6,2, осадка 5,7. Команда парусника насчитывала до 150 человек.
Про первый Potsdam известно только то, что он участвовал в первоначальном каперстве, после чего был исключён из отряда по причине негодности. На главной палубе он нёс всего 12 пушек. Его первоначальное, голландское название, по некоторым данным, было Swarte Briell.
В 1676 году в составе эскадры был также 16-20-пушечный König von Spanien происхождение которого неизвестно, После окончания войны он (в 1678) либо разбился, либо был разобран на дрова.
25-26 мая (или июня) 1676 года в ходе датско-шведской войны произошло Ясмундское сражение или сражение у Борнхольма. Бранденбургские корабли захватили шведский брандер "Leoparden", отставший от флота восточнее Ясмунда, но в самом бою они участия не принимали. Брандер был взят бранденбургской эскадрой из трех фрегатов (Churprinz von Brandenburg, König von Spanien и Berlin), двух галиотов (Potsdam и Cleve) и шести "шлюпов" (очень маленьких судов), которые шли из Копенгагена, чтобы присоединиться к союзникам (флотам Дании и Голландии). Захваченный брандер был присоединён к флоту в ранге 28-пушечного фрегата Leopard.
В 1677 г. Berlin вместе со шнявой Prinz Ludwig захватил на Балтике небольшое шведское 12-пушечное судно (вероятно, галиот) Ekorren, которое было включено в состав бранденбургского флота, как Eichhorn.
Указано также, что в 1677 году разбился 20-пушечный фрегат Maria Catharina, однако в других источниках указывается, что это была всего лишь небольшая яхта, построенная в Кольберге.
На момент заключения мира со Швецией в 1678 г. Churprinz, Berlin и König von Spanien крейсировали в Балтике.
Непосредственно после заключения мира с Францией 29 июня 1679, правитель Бранденбурга снова искал применения для своего нового флота. Ранее в том же году, он успешно послал несколько судов, чтобы блокировать Гамбург и добился выплаты долга в 100 000 талеров. В этом походе участвовали Dorothea, Berlin, Rother Lowe, Leopard, Prinzess Maria, Prinz Ludwig и Wasserhund.
Теперь он решил применить те же самые методы против более крупного врага, Испании. Здесь ему были должны не менее 1 800 000 талеров, одолженных во время последней войны, и так, как было немного шансов вернуть деньги, он решил возместить это, посылая суда против испанской торговли. С этой целью 14 августа 1680 семь кораблей, несущие в сумме 166 пушек (Friedrich Wilhelm (40); Churprinz (32); Dorothea (32); Rother Lowe (20); Fuchs (20); Berlin (16) и Salamander (6)) покинули Пиллау под командованием Клэеса ван Бёверена. Месяц спустя, 18 сентября, это подразделение встретило в Канале и захватило испанский фрегат Carolus II, включённый позже в состав своего флота, как Markgraf von Brandenburg. Ван Беверен вернулся с призом в Пиллау.
В 1679 в Гамбурге был куплен небольшой 10/14-пушечный фрегат Princess Maria, упоминался до 1685 года.
В 1679 в Кольберге был построен фрегат Mohrian (другие варианты написания: Mooriaan, Moriaen, Morian, Mohr, Moor - в те времена в немецком языке - название людей с тёмным цветом кожи), по некоторым данным - фрегат VI ранга, в другом источнике 6-пушечное военное судно. 17 июля 1680 двум капитанам, Йорису Бартельзену и Филиппу Питерсену Блонку был выдан приказ идти к побережью Ганы и заключить там торговые договоры. Бартельсен вел фрегат Wappen von Brandenburg с 22 пушками, Блонк - Mohrian с 16 пушками. Коммерческий успех похода был сомнительный: у африканского побережья голландцы нагло захватили (в мирное время) Wappen von Brandenburg, и прогнали орудийным огнём Mohrian. Тем не менее капитану Блонку удалось высадиться на Золотом берегу и заключить временные договоры с несколькими вождями. Туземцы были заинтересованы прийти под защиту Великой курфюрста и позволить постройку крепости. В 1681 в составе флота появился фрегат Fortuna, который мог нести от 8 до 20 пушек. Данных о его размерах не сохранилось (он может оказаться и флейтом). 1 января 1683 года майор Отто Фридрих фон дер Грёбен (Otto Friedrich von der Gröben) с фрегатами Morian (капитан Филипп Питерсен Блонк) и Churprinz (капитан Маттеус де Фосс) высадился на побережье современной Ганы и основал колонию Гросс-Фридрихсбург (нем. Groß Friedrichsburg). 16 января 1685 Mohrian с ценным грузом (капитан Ламбрехтс) был атакован и захвачен пятью французскими боевыми кораблями на реке Гамбия. После протеста курфюрста французы вернули награбленное в августе в 1687 году и заплатили значительную сумму в качестве компенсации. Корабль был возвращён в плохом состоянии и больше не ремонтировался. В 1688 году удача отвернулась от Berlin. Совершая путешествие в Вест-Индию, он был взят в плен судами голландской Ост-индской компании. В 1689 году Рауле выдал заказ на малый фрегат собственной верфи в Хафельсберге. Летом 1689 корабельный мастер Йост Элинк (Jost Elynck) начал постройку судна, первоначально записанного, как пинасс, со сроком сдачи в 1692 г. Но это был также первый корабль этого типа, построенный на верфи. Его строительство продолжалось до 1691. Из-за ледовых условий на Эльбе, корабль прибыл в Гамбург только весной 1692. Оборудование было завершено в октябре. До этого времени корабль не имел названия, затем его номинально именовали Geflügelter Drache (крылатый дракон), позже назвали Fliegender Drache (летящий дракон). (В списке кораблей бранденбурга есть шнява с таким же именем, 1690-1697, 16-18 п., 22,9 м. - похожие данные, возможно, один и тот же корабль.) Капитаном был назначен голландец Ян де Рейтер. Вооружение состояло из 16 пушек, из которых две были шестифунтовых. Кроме того, было три кулеврины. В декабре 1692 вместе с Friedrich III он отправился в Африку. Корабли попали в сильный шторм и были сильно повреждены. Малый фрегат Fliegender Drache был сильно повреждён, потерял мачту, не мог продолжать путешествие и отправился в Эмден, ремонтировать повреждения. Он получил новую половину палубы, такелаж был увеличен и укреплён. В 1693 корабль снова был в строю. В 1694 умер капитан де Рейтер. В списке кораблей за 1698 год Fliegender Drache уже не упоминается, его судьба неизвестна. Можно предположить, что он попал в руки пиратов. Также указано, что в 1697 шнява Fliegender Drache была захвачена французами. В документах верфи в Хафельсберге от 1.10.1694 указаны два 75-футовых фрегата. Они были заложены в конце 1693 и в 1694 году спущены на воду. Новые малые фрегаты были впервые снабжены двумя непрерывными палубами. Корпуса Churprinz и Windhund были завершены в 1694 году и весной 1695 года отбсированы в Гамбург, где они должны были пройти дооборудование, но этого не произошло. В 1698 году они по-прежнему бесполезно стояли в порту Гамбурга. Только в 1699 году морская комиссия приказала оборудовать Churprinz и отвести его в Эмден. Была ли эта команда выполнена, неизвестно. Позже корпуса были проданы. В 1694 Рауле заказал верфи в Хафельсберге ещё один малый фрегат, но он так и не был спущен на воду и имя не получил. *** Последний оставшийся в строю фрегат Fortuna числился в составе флота до 1701 г., когда Фридрих III был коронован королем Пруссии и Бранденбургский флот стал официально прусским флотом, но к этому времени он пришёл в упадок, фрегат в море практически уже не выходил и в следующем году был исключён из списков.
*** ОКРАСКА БРАНДЕНБУРГСКИХ КОРАБЛЕЙ Цветовая гамма была довольно простой. Преобладали темно-коричневый и черный. Пушечные ворота не были оформлены, но внутри они были окрашены в красный. Обшивка кают-кампании, юта и бака - оливково-зеленая, шканцы - матовый коричневый. Фигуры и обрамление: Свитки и части фонаря, а также гальюн были частично позолоченными, частично жёлтыми. Корма была разукрашена наиболее яркими цветами. Большие задние фигуры были окрашены в синий, желтый и красный цвета, их лица имели естественный цвет. Палубы были естественного деревянного цвета. Подводная часть корпуса конопатилась смолой, которая имела почти черный цвет. Поскольку орудия были сделаны из железа, цвет труб был черный, но якоря и другие железные устройства были окрашены. На транце большинства кораблей Бранденбурга размещался герб государства. Это был красный орел на белом фоне.
|
Бенжамин Рауле.
Голландский судовладелец. Как купец, он добился успешной торговли с Францией, но война между Англией и Нидерландами с Францией привели его бизнес к краху в 1672 году. В 1675 Рауле прибыл в Бранденбург, организовал флот и до смерти Курфюрста являлся его директором.