Оглавление → Яхты → Бранденбургские яхты "Große Jacht", "Bracke", "Stern" и др.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бранденбургские яхты (Leibyacht, Lustyacht)
Бранденбург, 1676 - 1694 гг. не менее 5 ед. * Große Jacht * Bracke * Stern * Galeere * Jacht *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
![]() ![]() ![]() ![]()
Размеры яхты курфюрста были сравнительно небольшими – длина 70 футов (около 21 м), ширина 21 фут и осадка 5.5 фута. Тем не менее, этот парусник обладал хорошими мореходными качествами. Яхта имела восемь пушечных портов и вооружалась восемью или шестью трехфунтовыми пушками. Экипаж яхты в мирное время составлял всего 12 человек, в военное время он увеличивался за счет канониров и солдат до 50 человек. Яхта пришла, как и многие другие функциональные типы судов, из Голландии, где для плавания по узким каналам и рекам, а также для движения на мелководье Ваддензее был разработан ряд небольших судов: эвер, галиот, тьялк, аэк и буер. Также появился в голландии тип - разновидность буера, который назывался Jagd или Jaghd.
Если говорить о внешней форме, яхты были очень крепкими, хорошо продуманными кораблями. Они были разработаны для многократного использования. В дополнение к основной функции - перевозке различных товаров и почты, яхты также использовались также для военных и представительских целей. Государственные яхты были богато украшены. Государственная яхта с экипажем обычно около 15 матросов могла в случае войны принять на борт в три раза больше людей. Коммерческие яхты можно было быстро вооружить. Для Бранденбургского флота, следовательно, это был идеальный тип корабля.
Просвещённый король Фридрих I и король-солдат Фридрих Вильгельм I интересовались исключительно сухопутной армией. Первый перестал финансировать флот и тот стал приходить в упадок, а при втором - вообще был распущен. Яхта какое-то время оставалась единственным кораблём, несшим государственный флаг, а в 1727 г. экономный Фридрих Вильгельм I продал и её, прослужившую монархам Пруссии 42 года – солидный для парусного судна срок. ![]() Фридрих Вильгельм I Великий (курфюрст Бранденбурга 1640 — 1688) ![]() Фридрих III (курфюрст Бранденбурга 1688 — 1701, король Пруссии Фридрих I 1701 - 1713) ![]() Фридрих Вильгельм I (король Пруссии 1713 - 1740)
***
Также существует источник, называющий некую 6-пушечную яхту Stern (Звезда), правда, без указания года. В те времена это тоже мог оказаться только эпитет. Из-за особенности применения имён в те годы вроде разные яхты могут вполне оказаться одной и той-же, так-же, как в некоторых источниках та же яхта может быть названа по типу корпуса и такелажа. Например, вполне могут оказаться яхтами построенные в Берлине в 1684 г. 8...14-п. буер Prinz Philipp (von Brandenburg) и 8-п. шнява Rosenfelde. В любом случае, согласно Ulrich van der Heyden с 1676 г. кроме главной яхты Leib- und Lustyacht числилась ещё одна, а в 1680 кроме новой яхты курфюрста Große Jacht в составе флота было ещё три, а с 1688 по 1696 гг. - четыре других яхты. ***
Так, как курфюрст большую часть времени находился в столице, осенью 1692 года верфи в Хафельберге было поручено построить галеру (Staats Galeere, Churfürstliche Galeere) в качестве парадного корабля для Берлина. Моделью послужили великолепные галеры, построенные на голландских верфях. Начал постройку Йост Элинг (Элинк), завершил Корнелиус Элинг, скульптуры и орнамент были выполнены французом Филиппом де Бруном, проживающим в Берлине. Работы продлились целый год (до 1693). В 1694 году галера была закончена и прибыла в Берлин. Стоимость постройки составила 2000 талеров. Во время оплаты произошёл конфликт: африканская компания не хотела платить за этот корабль, заявив, что галера - это личное дело курфюрста.
Не известно, получила ли галера имя, в документах она упоминается просто, как галера курфюрста с добавлением: для Берлина. Галера использовалась курфюрстом с 1694 года в Берлине и Потсдаме, последнее упоминание относится к 1713 году. ![]() ![]() *** Churfürstliche Jacht
Яхта строилась под руководством Корнелиуса Элинка. Предположительно корабль был завершён в том-же году, но сообщается, что яхте потребовалось три года, чтобы перейти в Гамбург - она часто застревала, несмотря на осадку в 1,6 метра.
Яхту должны были продать в Гамбурге; но не могли найти покупателя. В докладе (1698) командира экипажа в Гамбурге Питера Баделаера говорится: "... семь кораблей компании, а именно "замок Ораниенбург", хекбот, две барки, малые фрегаты и яхта стоят необорудованные и бесполезные в Гамбурге и не приносят никакой пользы..." Выходила ли она в море, неизвестно. Учитывая длительность пребывания в Гамбурге, это маловероятно. ![]() ![]() ![]() *** В 2009 году для заказчика в Ораниенбурге была построена полномасштабная 32-тонная копия "золотой" яхты курфюрста и под именем "Sehnsucht" эксплуатируется в качестве прогулочного судна. ![]() ![]() ![]() ![]()
|