Оглавление → Яхты → Бранденбургские яхты "Große Jacht", "Bracke", "Stern" и др.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бранденбургские яхты (Leibyacht, Lustyacht)
Бранденбург, 1676 - 1694 гг. не менее 5 ед. * Große Jacht * Bracke * Stern * Galeere * Jacht *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
В 1678 г., к концу войны со Швецией, в Кольберге для замены яхты курфюрста Leib- und Lustyacht была построена новая 10-пушечная яхта. Этот корабль, построенный в 1678-1679 гг. известным мастером Г. Пеккельхерингом на верфях города Кольберга, вероятно, названия в современном понятии не имел и указывается в виде эпитетов: "большая яхта курфюрста" (Kurfürstliche grosse Yacht), "золочёная яхта кюрфюрста" (Kurfürstliche vergoldete Jacht) или "новая яхта курфюрста" (kurfurstliche neue Jacht). Размеры яхты курфюрста были сравнительно небольшими – длина 70 футов (около 21 м), ширина 21 фут и осадка 5.5 фута. Тем не менее, этот парусник обладал хорошими мореходными качествами. Яхта имела восемь пушечных портов и вооружалась восемью или шестью трехфунтовыми пушками. Экипаж яхты в мирное время составлял всего 12 человек, в военное время он увеличивался за счет канониров и солдат до 50 человек. Яхта пришла, как и многие другие функциональные типы судов, из Голландии, где для плавания по узким каналам и рекам, а также для движения на мелководье Ваддензее был разработан ряд небольших судов: эвер, галиот, тьялк, аэк и буер. Также появился в голландии тип - разновидность буера, который назывался Jagd или Jaghd. Яхты 17-го века были довольно крепкими кораблями, хотя и не слишком быстрыми, но лёгкими в управлении, нужен был лишь небольшой экипаж. Одно-мачтовые, они несли гафельный или шпринтовый грот. Перед мачтой были установлены стаксель и кливер. Во многих случаях добавлялся прямой парус небольшой площади в верхней части мачты. Эти яхты были в основном вооружены не более, чем восемью пушками, в основном 3-фунтовыми. В корме они имели каюту, часто занимающую до трети длины судна. Характерной особенностью этих яхт были боковые шверты. Если говорить о внешней форме, яхты были очень крепкими, хорошо продуманными кораблями. Они были разработаны для многократного использования. В дополнение к основной функции - перевозке различных товаров и почты, яхты также использовались также для военных и представительских целей. Государственные яхты были богато украшены. Государственная яхта с экипажем обычно около 15 матросов могла в случае войны принять на борт в три раза больше людей. Коммерческие яхты можно было быстро вооружить. Для Бранденбургского флота, следовательно, это был идеальный тип корабля. О судьбе “Золотой яхты” известно немного. С 1680 г. судно базировалось в Пиллау, ежегодно участвуя во всевозможных парадах и смотрах флота курфюрста. В 1688 яхта перешла по наследству курфюрсту Фридриху III (с 1701 - король Пруссии Фридрих I), в 1693 г. она совершила плавание в Амстердам и по Нижнему Рейну, а в следующем году – достаточно трудный для такого корабля рейс из Эмдена в Лондон, доставив туда бранденбургского посла Т. фон Данкельмана. С конца 90-х гг. до 1700 г. яхта находилась в Берлине, а затем ее вновь перевели в Эмден. Яхта жила обычной жизнью роскошного придворного судна – смотры флота, прогулки, парады, а в 1713 г. досталась в наследство королю Фридриху Вильгельму I. И только в 1721 г. этот великолепный корабль пришёл в негодность. Просвещённый король Фридрих I и король-солдат Фридрих Вильгельм I интересовались исключительно сухопутной армией. Первый перестал финансировать флот и тот стал приходить в упадок, а при втором - вообще был распущен. Яхта какое-то время оставалась единственным кораблём, несшим государственный флаг, а в 1727 г. экономный Фридрих Вильгельм I продал и её, прослужившую монархам Пруссии 42 года – солидный для парусного судна срок. Фридрих Вильгельм I Великий (курфюрст Бранденбурга 1640 — 1688) Фридрих III (курфюрст Бранденбурга 1688 — 1701, король Пруссии Фридрих I 1701 - 1713) Фридрих Вильгельм I (король Пруссии 1713 - 1740)
*** Сразу после создания бранденбургского флота Бенджамином Рауле в 1676 в числе новых кораблей появилась и некая яхта Bracke (Браке - скорее всего - европейская порода охотничьих собак), которая в этом году участвовала в блокаде Штральзунда: "Во второй половине 1676 года бранденбургская эскадра из 2 фрегатов, 2 галиотов, 1 яхты (Bracke) и ещё двух кораблей блокировала Штральзунд, пока 1 фрегат и 1 галиот крейсировали в Балтике". После окончания войны со Швецией 1678 г. яхта, принадлежавшая Бенджамину Рауле, использовалась по прямому назначению, она присутствует, например, на рисунке парада флота в 1684 г. Также существует источник, называющий некую 6-пушечную яхту Stern (Звезда), правда, без указания года. В те времена это тоже мог оказаться только эпитет. Из-за особенности применения имён в те годы вроде разные яхты могут вполне оказаться одной и той-же, так-же, как в некоторых источниках та же яхта может быть названа по типу корпуса и такелажа. Например, вполне могут оказаться яхтами построенные в Берлине в 1684 г. 8...14-п. буер Prinz Philipp (von Brandenburg) и 8-п. шнява Rosenfelde. В любом случае, согласно Ulrich van der Heyden с 1676 г. кроме главной яхты Leib- und Lustyacht числилась ещё одна, а в 1680 кроме новой яхты курфюрста Große Jacht в составе флота было ещё три, а с 1688 по 1696 гг. - четыре других яхты. *** Staats Galeere Так, как курфюрст большую часть времени находился в столице, осенью 1692 года верфи в Хафельберге было поручено построить галеру (Staats Galeere, Churfürstliche Galeere) в качестве парадного корабля для Берлина. Моделью послужили великолепные галеры, построенные на голландских верфях. Начал постройку Йост Элинг (Элинк), завершил Корнелиус Элинг, скульптуры и орнамент были выполнены французом Филиппом де Бруном, проживающим в Берлине. Работы продлились целый год (до 1693). В 1694 году галера была закончена и прибыла в Берлин. Стоимость постройки составила 2000 талеров. Во время оплаты произошёл конфликт: африканская компания не хотела платить за этот корабль, заявив, что галера - это личное дело курфюрста. Корабль, длина которого составляла около 20 метров, нёс мачту с большим латинским парусом. Галера имела с каждой стороны по восемь отверстий, через которые можно было грести длинными и довольно тяжелыми вёслами. Гребцы сидели на скамейках в средней части корпуса, которая не имела палубы. Перила между кормой и передней площадкой были украшены красивой резьбой. Обнесённая изящными балясинами площадка служила для размещения барабанщиков и стрелков. Нос был похож на клюв птицы. Корма была украшена гербом Бранденбурга, несла большой кормовой фонарь и огромный флагшток. Галера имела осадку 1,8 метра. Вооружение имело только символическую ценность - целью шести пушек были салюты на торжествах. Не известно, получила ли галера имя, в документах она упоминается просто, как галера курфюрста с добавлением: для Берлина. Галера использовалась курфюрстом с 1694 года в Берлине и Потсдаме, последнее упоминание относится к 1713 году. *** Churfürstliche Jacht Последний корабль, который должен строился на Хафельсбергской верфи, была яхта. Кто на самом деле был заказчиком и цель, для которой это судно было предназначено, не известно. С большой долей вероятности яхта предназначалась для руководства Африканской компании в Эмдене. Она, вероятно, была заложена в 1694. В литературе и в архивах имеется лишь скудная информация о постройке яхты, но её изображение сохранилось на гравюре из Ольденбурга. Упоминается под эпитетом "яхта курфюрста" (Churfürstliche Jacht), хотя фактически таковой не была. Яхта строилась под руководством Корнелиуса Элинка. Предположительно корабль был завершён в том-же году, но сообщается, что яхте потребовалось три года, чтобы перейти в Гамбург - она часто застревала, несмотря на осадку в 1,6 метра. Яхта была не очень большой, ее длина была менее 16 метров. Корма имела почти закругленную форму. Высокая мачта несла типичный парус. Перед мачтой стоял рифованный парус. Вооружение состояло из шести трех-фунтовых пушек. Экипаж состоял из десяти матросов. В случае войны можно было добавить еще 20 солдат. На гравюре четко видна полнота корабля. Весь корпус красился в насыщеный коричневый цвет, каюта и верхняя часть кормы были немного светлее. Все декоративные элементы, включая льва, были позолочены. Герб на корме был окрашен в темно-красный цвет. Скрещенные золотые линии покрывали арочный орнамент. Крыша кабины была покрыта медным листом. Крыши боковых окон кабины несли позолоченную деревянную черепицу. Красиво спроектированный хвостовой фонарь также был позолочен. Яхту должны были продать в Гамбурге; но не могли найти покупателя. В докладе (1698) командира экипажа в Гамбурге Питера Баделаера говорится: "... семь кораблей компании, а именно "замок Ораниенбург", хекбот, две барки, малые фрегаты и яхта стоят необорудованные и бесполезные в Гамбурге и не приносят никакой пользы..." Выходила ли она в море, неизвестно. Учитывая длительность пребывания в Гамбурге, это маловероятно. *** В 2009 году для заказчика в Ораниенбурге была построена полномасштабная 32-тонная копия "золотой" яхты курфюрста и под именем "Sehnsucht" эксплуатируется в качестве прогулочного судна.
|