ОглавлениеПарусные корабли → Бранденбургские флейты XVII в.

Большие
Малые
  Парусные корабли  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Бранденбургские флейты XVII в.
(Fleuten)
Бранденбург, 1676-1698 гг. не менее 8 ед.


 

*
Salamander
*
Windhund
*
Seeritter
*
Friede / Die sieben Provinzen
*
Wolkensäule / Derfflinger
*
Stad Emden
*
Afrikaner
*
Sieben Gebrüder
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя место постройки ввод в строй примечания
1 Salamander ? 1676 в 1678 разбился
2 Windhund ? 1677 упоминается только в этом году
3 Seeritter ? 1681 в 1685 продан
4 Friede Берлин 1682 с 1692 Die sieben Provinzen, в 1699 пропал в море
5 Wolkensäule Голландия 1684 с 1685 Derfflinger, в 1893 захвачен французским капером, в 1894 возвращён, но сразу продан в Эмдене
6 Stad Emden Голландия 1886 в 1689 захвачен французами
7 Afrikaner ? 1692 в 1696 последнее упоминание
8 Sieben Gebrüder Havelberger Werft, Хафельберг, стр. № 8 (1698) в строй не вводился, 27.09.1705 года продан в Гамбурге
ТТХ
  Seeritter Friede / Die sieben Provinzen Wolkensäule / Derfflinger Stad Emden Sieben Gebrüder
Водоизмещение     340 т.   340 т.
Размерения длина 33,8 м 34,4 м 33,5 м 23,5 м 36,8 м
ширина 7,6 м 8,1 м 7 м 6,1 м 10,37 (9,48) м
глубина трюма       3-4 м 4,5 м
Экипаж     15-20 чел. 2 офицера + 25-30 матросов 36 чел.
ВООРУЖЕНИЕ
Salamander 6-12 пушек.
Windhund 6 пушек.
Seeritter 6-8 пушек.
Friede / Die sieben Provinzen 10-18 пушек, однажды довооружён до 32 пушек.
Wolkensäule / Derfflinger 8-16 пушек.
Stad Emden 4-6 4-фунтовых пушек
Afrikaner 18 пушек
Sieben Gebrüder 16-18 пушек




 

Флейт (fleut) — тип транспортного парусного судна, созданного в Голландии в конце XVI века. Парусное вооружение флейта состояло из трех мачт, из которых фок- и грот-мачта несли по три ряда прямых парусов, а бизань-мачта — латинский парус и выше его прямой парус (крюйсель); на бушприте кроме блинда был установлен еще один парус - бом-блинд. Отличительной особенностью флейта являлась его форма корпуса — раздутая к ватерлинии, она имела заметный завал бортов кверху, в итоге в сечении корпус представлял собой грушевидную форму. Длина этих судов в 4—6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру.

Предназначенные исключительно для торговли, они имели объёмные трюмы, а оборонительное вооружение заключалось в нескольких пушках в оконечностях.

Благодаря большим размерам, при установке пушек на палубе в случае участия в войне, такие корабли часто назывались фрегатами, но не всегда. Всё зависит от автора сохранившегося документа.

Так, как для постоянно воюющего Бранденбурга необходимость в подобных кораблях обычно отсутствовала, их периодическое появление в составе флота было вызвано конкретными причинами.

Первым флейтом Бранденбурга был купленный в Кёнигсберге в 1657 г. 7- или 14-пушечный Churfürst von Brandenburg (Князь Бранденбургский), который использовался до конца Северной Войны 1655-1660 гг.

Первый флейт в составе уже Бранденбургского флота Великого Курфюрста упоминается в 1676 г. - Salamander, но он был оборудован, как брандер, и в 1678 разбился. В 1677 упоминается также Windhund (борзая), но в списке "фрегатов", правда всего с 6 пушками. Вероятнее всего, это был флейт.

Только в 1681 г., когда Бенджамин Рауле создал в Эмдене "Бранденбургско-Африканскую компанию", понадобились вооружённые транспортные суда для доставки грузов из колоний, потому были приобретены два флейта: в 1681 г. 6- или 8-пушечный Seeritter (Морской Рыцарь), а в 1682 - построенный в Берлине 10- или 18-пушечный Friede (Мир). Позже второй указывался, как 32-пушечный, вероятно, в какой то период был довооружён до фрегата.

В 1684 в Голландии был куплен флейт Wolkensäule (Столп облачный), в следующем году переименованный в Derfflinger (в честь генерала кавалерии Георга фон Дерффлингера, в 1675 одержавшего победу над шведами в битве при Фербеллине). *по другим данным, он был куплен ещё в 1681 г., но лишь в 1864 был готов к плаванию. С 1686 совершал рейсы в Африку и Ост-Индию.

В 1685 Seeritter был продан, а вместо него в следующем году в Голландии был приобретён 4- или 6-пушечный Stad Emden (Город Эмден), но уже в 1689 он был захвачен французами.

В 1692 флот "Бранденбургско-Африканской компании" пополнился 18-пушечным флейтом Afrikaner (Африканец), а Friede был переименован в Die sieben Provinzen (Семь Провинций = Нидерланды).

В 1893 французский капер захватил Derfflinger, но он был отбит английским фрегатом и в следующем году возвращён Бранденбургу, но вскоре был продан в Эмдене.

Представители коллегии в Эмдене во главе с Педи, одним из самых влиятельных голландских финансистов, давно требовали от Рауле постройки большого торгового корабля вместо фрегатов. В 1693 году было достигнуто соглашение и в Хафельберге заложен так называемый хекбот (Heckboot). Этот тип корабля произошел от флейта с некоторыми заимствованиями от пинасса. В основном это касалось корпуса и формы кормы. Практически отказались от сильно поднятой палубы в корме. Типичная закругленная корма флейта сменилась широкой, форма была более округлой и менее вытянутой вверх. Основные размеры кормовой лодки можно было взять с современного рекламного плаката. Встречается утверждение, что на хекботе было 60 орудий, что явно преувеличено, это определенно опечатка, на таком судне врядли можно было разместить больше чем 16-18 пушек. Этот тип корабля был с тремя мачтами, бизань-мачта несла гафельный парус. Рулевое управление проходило через лонжерон в корме, который был оформлен, как у фрегатов.

В 1694 году все работы по корпусу были закончены. Стоимость постройки хекбота составила 13000 талеров, но корабль простоял на верфи в Хафельберге четыре долгих года. Денег на дооборудование не было. Лишь в 1698 году он прибыл в Гамбург и получил там свое название Sieben Gebrüder в честь братьев Данкиманн. Корабль так и не был подготовлен к плаванию и 27 сентября 1705 года был продан в Гамбурге за 1450 марок.

После смерти курфюрста флот остался без покровителя и пришёл в упадок. Afrikaner последний раз упоминается в 1696, а Die sieben Provinzen пропал в море в 1699 (согласно одному из источников в 1702 году он стоял в Гамбурге, но тут его явно перепутали с недостроенным Sieben Gebrüder).

Возможно, флот использовал и другие флейты, но данных об этом не сохранилось. Известно, только, что в 1683 году Бранденбургско-африканская компания имела 30 торговых судов, многие из которых, вероятно, были флейтами.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                     
                               
               

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на английском
1 R C Anderson. Naval wars in the Baltic during the Sailing Ship Epoch
на немецком
2 Alfred Dudszus, Ernest Henriot, Friedrich Krumrey: Das Große Buch der Schiffstypen. Band 1, 2. bearbeitete Auflage, Transpress Verlag für Verkehrswesen, Berlin 1987
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 22.11.2020





 

 
Heckboot
"Sieben Gebrüder" в 1698 г., мачты не установлены.
Fleute
40-м голландский флейт
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Derfflinger
Fleute
Fleute
голландские флейты, 1647
Fleute
флейт, довооружённый до "фрегата"
Fleute

голландский флейт
Fleute
французские флейты
Fleute
Fleute
Флейт
Fleute
Derfflinger
Derfflinger
голландский флейт XVI-XVIII вв.
Derfflinger
Следующая страница по флоту Великого курфюрста - неранжированные корабли бранденбургского флота
Следующая страница по большим кораблям - корабли прусских королевских торговых компаний XVIII в.
Предыдущая страница - Бранденбургские малые фрегаты