Оглавление → Парусные корабли → Бранденбургские флейты XVII в.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бранденбургские флейты XVII в.
(Fleuten) Бранденбург, 1676-1698 гг. не менее 8 ед. * Salamander * Windhund * Seeritter * Friede / Die sieben Provinzen * Wolkensäule / Derfflinger * Stad Emden * Afrikaner * Sieben Gebrüder *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Флейт (fleut) — тип транспортного парусного судна, созданного в Голландии в конце XVI века. Парусное вооружение флейта состояло из трех мачт, из которых фок- и грот-мачта несли по три ряда прямых парусов, а бизань-мачта — латинский парус и выше его прямой парус (крюйсель); на бушприте кроме блинда был установлен еще один парус - бом-блинд. Отличительной особенностью флейта являлась его форма корпуса — раздутая к ватерлинии, она имела заметный завал бортов кверху, в итоге в сечении корпус представлял собой грушевидную форму. Длина этих судов в 4—6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру. Предназначенные исключительно для торговли, они имели объёмные трюмы, а оборонительное вооружение заключалось в нескольких пушках в оконечностях. Благодаря большим размерам, при установке пушек на палубе в случае участия в войне, такие корабли часто назывались фрегатами, но не всегда. Всё зависит от автора сохранившегося документа. Так, как для постоянно воюющего Бранденбурга необходимость в подобных кораблях обычно отсутствовала, их периодическое появление в составе флота было вызвано конкретными причинами. Первым флейтом Бранденбурга был купленный в Кёнигсберге в 1657 г. 7- или 14-пушечный Churfürst von Brandenburg (Князь Бранденбургский), который использовался до конца Северной Войны 1655-1660 гг. Первый флейт в составе уже Бранденбургского флота Великого Курфюрста упоминается в 1676 г. - Salamander, но он был оборудован, как брандер, и в 1678 разбился. В 1677 упоминается также Windhund (борзая), но в списке "фрегатов", правда всего с 6 пушками. Вероятнее всего, это был флейт. Только в 1681 г., когда Бенджамин Рауле создал в Эмдене "Бранденбургско-Африканскую компанию", понадобились вооружённые транспортные суда для доставки грузов из колоний, потому были приобретены два флейта: в 1681 г. 6- или 8-пушечный Seeritter (Морской Рыцарь), а в 1682 - построенный в Берлине 10- или 18-пушечный Friede (Мир). Позже второй указывался, как 32-пушечный, вероятно, в какой то период был довооружён до фрегата. В 1684 в Голландии был куплен флейт Wolkensäule (Столп облачный), в следующем году переименованный в Derfflinger (в честь генерала кавалерии Георга фон Дерффлингера, в 1675 одержавшего победу над шведами в битве при Фербеллине). *по другим данным, он был куплен ещё в 1681 г., но лишь в 1864 был готов к плаванию. С 1686 совершал рейсы в Африку и Ост-Индию. В 1685 Seeritter был продан, а вместо него в следующем году в Голландии был приобретён 4- или 6-пушечный Stad Emden (Город Эмден), но уже в 1689 он был захвачен французами. В 1692 флот "Бранденбургско-Африканской компании" пополнился 18-пушечным флейтом Afrikaner (Африканец), а Friede был переименован в Die sieben Provinzen (Семь Провинций = Нидерланды). В 1893 французский капер захватил Derfflinger, но он был отбит английским фрегатом и в следующем году возвращён Бранденбургу, но вскоре был продан в Эмдене. Представители коллегии в Эмдене во главе с Педи, одним из самых влиятельных голландских финансистов, давно требовали от Рауле постройки большого торгового корабля вместо фрегатов. В 1693 году было достигнуто соглашение и в Хафельберге заложен так называемый хекбот (Heckboot). Этот тип корабля произошел от флейта с некоторыми заимствованиями от пинасса. В основном это касалось корпуса и формы кормы. Практически отказались от сильно поднятой палубы в корме. Типичная закругленная корма флейта сменилась широкой, форма была более округлой и менее вытянутой вверх. Основные размеры кормовой лодки можно было взять с современного рекламного плаката. Встречается утверждение, что на хекботе было 60 орудий, что явно преувеличено, это определенно опечатка, на таком судне врядли можно было разместить больше чем 16-18 пушек. Этот тип корабля был с тремя мачтами, бизань-мачта несла гафельный парус. Рулевое управление проходило через лонжерон в корме, который был оформлен, как у фрегатов. В 1694 году все работы по корпусу были закончены. Стоимость постройки хекбота составила 13000 талеров, но корабль простоял на верфи в Хафельберге четыре долгих года. Денег на дооборудование не было. Лишь в 1698 году он прибыл в Гамбург и получил там свое название Sieben Gebrüder в честь братьев Данкиманн. Корабль так и не был подготовлен к плаванию и 27 сентября 1705 года был продан в Гамбурге за 1450 марок. После смерти курфюрста флот остался без покровителя и пришёл в упадок. Afrikaner последний раз упоминается в 1696, а Die sieben Provinzen пропал в море в 1699 (согласно одному из источников в 1702 году он стоял в Гамбурге, но тут его явно перепутали с недостроенным Sieben Gebrüder). Возможно, флот использовал и другие флейты, но данных об этом не сохранилось. Известно, только, что в 1683 году Бранденбургско-африканская компания имела 30 торговых судов, многие из которых, вероятно, были флейтами.
|