Оглавление → Крейсера → Проекты линейных "GK-1918"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проекты больших (линейных) крейсеров (Großerkreuzer)
Германия, проекты 1918 г., не строились. GK-4541 * GK-4542 * GK-4941 * GK-5041 *
GK-4531 *
GK-4532 *
GK-4931 *
GK-5031 *
GK-3021 *
GK-3022 *
GK-3521 *
GK-4021 *
GK-4521 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
При проектировании новых линейных крейсеров центральная проблема касалась не артиллерии, а выбора типа корабля: рейдер, линейный крейсер для действий в составе соединений линкоров или линейный крейсер с высокой скоростью хода? Обсуждение тянулось весь 1917 год вплоть до последних дней войны осенью 1918 г., так и не закончившись выработкой определённого единого решения. Решение этой проблемы затруднялось также трудностью совмещения всех или нескольких требований к этим кораблям в одном варианте, принимая во внимание ограничения по размерениям, которые должны были позволять проходить крейсерам через германские шлюзы и каналы, а также действовать в прибрежных районах с небольшой глубиной. С самыми тяжёлыми 420-мм орудиями и сильным бронированием, да ещё и быстроходный линейный крейсер должен был иметь размеры, которые находились вне предъявляемых ограничений. Несколько эскизных проектов линейных крейсеров было разработано немецкими конструкторами в период с февраля по март 1918 г., хотя перспектив их постройки не могло быть до тех пор, пока Германия не одержит победу в войне на сухопутном фронте, что, вполне вероятно, могло произойти только весной 1918 г. (из-за неучастия к тому времени в войне Советской России). Эти проекты различались числом орудий главной артиллерии — четыре, шесть или восемь 420-мм орудий с длиной ствола 45 калибров, бронированием, скоростью, но все имели много общего. Их отличал короткий полубак до фок-мачты и передней боевой рубки, а также расположение средней палубы выше главной ватерлинии, поэтому главная палуба находилась выше, чем на предыдущих кораблях. В обозначении проектов первые две цифры обозначали водоизмещение в тыс. тонн, третья цифра - количество башен, четвёртая - порядковый номер варианта.
Проекты "GK 4541" и GK "4542" были разработаны на основе максимальных требований для быстроходного линейного крейсера и рассматривались весной 1918 г. Водоизмещение 45000 т. Вооружение - 8 х 420-мм орудий в башнях, 8 x 150-мм орудий в казематах и четырёх 150-мм расположенных за щитами. Максимальная толщина поясной брони - 300 мм. Скорость хода составляла около 30 уз. Проектное водоизмещение составляло 44300 т, основные размеры 240 м (по главной ватерлинии) х 33,5 м х 9,75 м. Ширина кораблей была ограничена величиной 35 м — шириной шлюзов Вильгельмсхафена, причем сделали маленькую поправку на крен. В отношении длины имелась большая свобода, поскольку она ограничивалась только длиной плавучих доков в Киле и Вильгельмсхафене, которая равнялась 260 м. Средняя артиллерия состояла из восьми 150-мм орудий с длиной ствола 45 калибров и была расположена в казематах: четыре орудия на верхней палубе впереди боевой рубки и около носовых башен и четыре на главной палубе около кормовых башен. Была предусмотрена установка четырех 105-мм зенитных орудий с длиной ствола 45 калибров и только одного носового подводного торпедного аппарата калибра 700 мм. GK 4542 отличался только компоновкой и составом силовой установки. Позже было разработано два варианта с увеличенной до 265 м (GK 4941) и до 270 м (GK 5041) длиной и изменённой компоновкой, при этом вооружение и бронирование остались те же.
В январе 1918 г. на первое место было поставлено требование высокой скорости. Таким крейсерам отводилось место в авангарде флота, причём допускалось ограничение других параметров - например отказ от одной из башен. В числе таких проектов были: "GK 4531" водоизмещением 45000 и скоростью 31 уз. был вооружён 420 мм орудиями и нёс пояс в 350 мм. "GK 4531" водоизмещением 45000 и скоростью 31 уз. был вооружён 420 мм орудиями и нёс пояс в 350 мм. Второй вариант с тем же водоизмещением - "GK 4532", отличался только компоновкой. "GK 4931" водоизмещением 49000 т. имел то же вооружение, и бронирование, данные о скорости отсутствуют. Принципиально не отличался от него "GK 5031" водоизмещением 50000 со скоростью в 32 узла.
Параллельно разрабатывались и другая линия быстроходных линейных крейсеров — рейдеров. Примером может служить проект "GK 3021" - быстроходный линейный крейсер - рейдер. Основные ТТХ: водоизмещение около 30000 т, скорость 32 узл, вооружение: четыре 350-мм орудия в двух башнях, четыре 150-мм орудия в казематах и шесть 150-мм за щитами, пояс - 150 мм. Вариант "GK 3022" отличался увеличенной до 34 узлов скоростью за счёт ослабления бронирования (пояс - 100 мм). Вариант GK 3521 при увеличенном до 35000 т водоизмещении нёс более крупный главный калибр (380 мм) и имел значительно более толстую броню (пояс - до 300 мм). Скорость осталась на уровне 32 узла. Вариант "GK 4021" при увеличенном до 40000 т водоизмещении нёс ещё более крупный главный калибр (420 мм) и имел такое же бронирование (пояс - до 300 мм) с несколько улучшенной защитой ГК. Скорость осталась на уровне 32 узла. Самым крупным был вариант "GK 4521" - с увеличенным до 45000 т водоизмещении нёс тот же главный калибр (420 мм), но за счёт некоторого уменьшения скорости (30, 5 узла) имел более сильное бронирование (пояс - до 350 мм). Все они имели одну длину (240 м), ограниченную размерами шлюзов Кильского канала, различались шириной и осадкой.
|