входоглавлениекрейсера → проекты линейных "GK-1918"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Проекты больших (линейных) крейсеров
(Großerkreuzer)

 GK-1918 


Германия, проекты 1918 г., не строились.


 
четырёхбашенные *
GK-4541
*
GK-4542
*
GK-4941
*
GK-5041
*

 


 
трёхбашенные *
GK-4531
*
GK-4532
*
GK-4931
*
GK-5031
*

 

L-22
 
двухбашенные *
GK-3021
*
GK-3022
*
GK-3521
*
GK-4021
*
GK-4521
*

 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
проект дата представления примечания
четырехбашенные варианты
1 GK-4541 4.03.1918 45000 т 8-420 мм
2 GK-4542 25.02.1918
3 GK-4941 27.06.1918 49000 т
4 GK-5041 24.06.1918 50000 т
трёхбашенные варианты
5 GK-4531 2.03.1918 45000 т 6-420 мм
6 GK-4532 20.02.1918
7 GK-4931 14.05.1918 49000 т
8 GK-5031 10.05/3.06.1918 50000 т
двухбашенные варианты
9 GK-3021 12.03.1918 30000 т 4-350 мм
10 GK-3022 31.08.1916
11 GK-3521 11.03.1918 35000 т 4-380 мм
12 GK-4021 12.03.1918 40000 т 4-420 мм
13 GK-4521 4.03.1918 45000 т
ТТХ
  GK 3021 GK 3022 GK 3521 GK 4021 GK 4521 GK 4531 GK 4532 GK 4541 GK 4542 GK 4931 GK 4941 GK 5031 GK 5041
Водоизмещение 30000 т 30000 т 35000 т 40000 т 45000 т 45000 т 45000 т 45000 т 45000 т 49000 т 49000 т 50000 т 50000 т
Размерения длина 240,0 м 240,0 м 240,0 м 240,0 м 240,0 м 240,0 м 240,0 м 240,0 м 240,0 м 240,0 м 265,0 м 240,0 м 270,0 м
ширина 27,0 м 27,0 м 29,5 м 33,0 м 33,5 м 33,5 м 33,5 м 33,5 м 33,5 м 33,5 м 33,5 м 33,5 м 33,5 м
осадка 8,5 м 8,5 м 9,0 м 9,5 м 10,0 м 10,0 м 10,0 м 10,0 м 10,0 м 9,0 м 9,0 м 9,0 м 9,0 м
Энергетическая установка состав и тип 4 вала 4 гребных винта
4 МО 4 ТУ
ПК (угольные + нефтяные) 16+16 0+24 или 8+16 16+14 16+16 16+16 16+16 16+14 16+12 16+10 16+16 16+12 16+16 16+14
мощность                          
Ходовые данные скорость 31-32 уз 31-34 уз 31-32 уз 31-32 уз 30,5 уз 30,5-31 уз 30-31 уз 28,5-30,5 уз 28-30 уз   29-30 уз 31-32 уз 30-31 уз
БРОНИРОВАНИЕ
Крупповская сталь GK 4541, 4542, 4941, 5041 GK 4531, 4532, 4931, 5031 GK 3021 GK 3022 GK 3521 GK 4021 GK 4521
пояс 300-170 мм 350-170 мм 150 мм 100 мм 300-150 мм 350-200 мм
траверзы 300-150 мм 350-170 мм 150 мм 100 мм 300-150 мм
палуба 100-50 мм 70-60 мм 100-50 мм 100-30 мм 100-50 мм 120-80 мм
башни 350-150 мм 200-100 мм 320-110 мм 350-150 мм
барбеты 350-100 мм 250-90 мм 200-60 мм 300-90 мм 350-100 мм
рубки 350-200 мм 300-200 мм 250-150 мм 300-200 мм 350-250 мм
ВООРУЖЕНИЕ
GK 3021 GK 3022 GK 3521 GK 4021, GK 4521 GK 4531, 4532, 4931, 5031 GK 4541, 4542, 4941, 5041
4-350 мм/45 4-380 мм/45 4-420 мм/45 6-420 мм/45 8-420 мм/45
4-150 мм/45 6-150 мм/45 8-150 мм/45
6-150 или 105 мм/45 4-150 или 105 мм/45
1-700мм торпедный аппарат (носовой, подводный)


GK-4541

GK-4542


 

При проектировании новых линейных крейсеров центральная проблема касалась не артиллерии, а выбора типа корабля: рейдер, линейный крейсер для действий в составе соединений линкоров или линейный крейсер с высокой скоростью хода? Обсуждение тянулось весь 1917 год вплоть до последних дней войны осенью 1918 г., так и не закончившись выработкой определённого единого решения. Решение этой проблемы затруднялось также трудностью совмещения всех или нескольких требований к этим кораблям в одном варианте, принимая во внимание ограничения по размерениям, которые должны были позволять проходить крейсерам через германские шлюзы и каналы, а также действовать в прибрежных районах с небольшой глубиной. С самыми тяжёлыми 420-мм орудиями и сильным бронированием, да ещё и быстроходный линейный крейсер должен был иметь размеры, которые находились вне предъявляемых ограничений.

Несколько эскизных проектов линейных крейсеров было разработано немецкими конструкторами в период с февраля по март 1918 г., хотя перспектив их постройки не могло быть до тех пор, пока Германия не одержит победу в войне на сухопутном фронте, что, вполне вероятно, могло произойти только весной 1918 г. (из-за неучастия к тому времени в войне Советской России). Эти проекты различались числом орудий главной артиллерии — четыре, шесть или восемь 420-мм орудий с длиной ствола 45 калибров, бронированием, скоростью, но все имели много общего. Их отличал короткий полубак до фок-мачты и передней боевой рубки, а также расположение средней палубы выше главной ватерлинии, поэтому главная палуба находилась выше, чем на предыдущих кораблях.

В обозначении проектов первые две цифры обозначали водоизмещение в тыс. тонн, третья цифра - количество башен, четвёртая - порядковый номер варианта.

СОДЕРЖАНИЕ:

линейные крейсера с высокой скоростью хода (4-башенные)

линейные крейсера для действий в составе соединений линкоров (3-башенные)

линейные крейсера-рейдеры (2-башенные)

 

линейные крейсера с высокой скоростью хода (4-башенные)

 

Проекты "GK 4541" и GK "4542" были разработаны на основе максимальных требований для быстроходного линейного крейсера и рассматривались весной 1918 г. Водоизмещение 45000 т. Вооружение - 8 х 420-мм орудий в башнях, 8 x 150-мм орудий в казематах и четырёх 150-мм расположенных за щитами. Максимальная толщина поясной брони - 300 мм. Скорость хода составляла около 30 уз.

Проектное водоизмещение составляло 44300 т, основные размеры 240 м (по главной ватерлинии) х 33,5 м х 9,75 м. Ширина кораблей была ограничена величиной 35 м — шириной шлюзов Вильгельмсхафена, причем сделали маленькую поправку на крен. В отношении длины имелась большая свобода, поскольку она ограничивалась только длиной плавучих доков в Киле и Вильгельмсхафене, которая равнялась 260 м.

Средняя артиллерия состояла из восьми 150-мм орудий с длиной ствола 45 калибров и была расположена в казематах: четыре орудия на верхней палубе впереди боевой рубки и около носовых башен и четыре на главной палубе около кормовых башен. Была предусмотрена установка четырех 105-мм зенитных орудий с длиной ствола 45 калибров и только одного носового подводного торпедного аппарата калибра 700 мм.

GK 4542 отличался только компоновкой и составом силовой установки.

Позже было разработано два варианта с увеличенной до 265 м (GK 4941) и до 270 м (GK 5041) длиной и изменённой компоновкой, при этом вооружение и бронирование остались те же.

     

 

линейные крейсера для действий в составе соединений линкоров (3-башенные)

 

 

В январе 1918 г. на первое место было поставлено требование высокой скорости. Таким крейсерам отводилось место в авангарде флота, причём допускалось ограничение других параметров - например отказ от одной из башен. В числе таких проектов были: "GK 4531" водоизмещением 45000 и скоростью 31 уз. был вооружён 420 мм орудиями и нёс пояс в 350 мм.

"GK 4531" водоизмещением 45000 и скоростью 31 уз. был вооружён 420 мм орудиями и нёс пояс в 350 мм.

Второй вариант с тем же водоизмещением - "GK 4532", отличался только компоновкой.

"GK 4931" водоизмещением 49000 т. имел то же вооружение, и бронирование, данные о скорости отсутствуют.

Принципиально не отличался от него "GK 5031" водоизмещением 50000 со скоростью в 32 узла.

     

 

линейные крейсера-рейдеры (2-башенные)

 

Параллельно разрабатывались и другая линия быстроходных линейных крейсеров — рейдеров. Примером может служить проект "GK 3021" - быстроходный линейный крейсер - рейдер. Основные ТТХ: водоизмещение около 30000 т, скорость 32 узл, вооружение: четыре 350-мм орудия в двух башнях, четыре 150-мм орудия в казематах и шесть 150-мм за щитами, пояс - 150 мм.

Вариант "GK 3022" отличался увеличенной до 34 узлов скоростью за счёт ослабления бронирования (пояс - 100 мм).

Вариант GK 3521 при увеличенном до 35000 т водоизмещении нёс более крупный главный калибр (380 мм) и имел значительно более толстую броню (пояс - до 300 мм). Скорость осталась на уровне 32 узла.

Вариант "GK 4021" при увеличенном до 40000 т водоизмещении нёс ещё более крупный главный калибр (420 мм) и имел такое же бронирование (пояс - до 300 мм) с несколько улучшенной защитой ГК. Скорость осталась на уровне 32 узла.

Самым крупным был вариант "GK 4521" - с увеличенным до 45000 т водоизмещении нёс тот же главный калибр (420 мм), но за счёт некоторого уменьшения скорости (30, 5 узла) имел более сильное бронирование (пояс - до 350 мм).

Все они имели одну длину (240 м), ограниченную размерами шлюзов Кильского канала, различались шириной и осадкой.

       
изображения с сайта www.shipbucket.com

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на русском
1 Мужеников В.Б. - Линейные крейсера Германии. Санкт-Петербург, 1997.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 2.11.2017

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) до 1919
GK4541
"GK 4541"
GK4521
"GK 4521"
GK4021
"GK 4021"
GK3521
"GK 3521"
GK3022
"GK 3022"
GK3021
"GK 3021"
GK4521
"GK 4521"
GK4021
"GK 4021"
GK3521
"GK 3521"
GK3022
"GK 3022"
GK3021
"GK 3021"
GK5031
"GK 5031"
GK4931
"GK 4931"
GK4532
"GK 4532"
GK4531
"GK 4531"
GK5031
"GK 5031"
GK4931
"GK 4931"
GK4532
"GK 4532"
GK4531
"GK 4531"
GK5041
"GK 5041"
GK4941
"GK 4941"
GK4542
"GK 4542"
GK4541
"GK 4541"
GK4542
"GK 4542"
GK4541
"GK 4541"
Следующая страница - германский проект линейного крейсера 1928 г.
Предыдущая страница - проекты германских больших (линейных) крейсеров "GK-1916"