Немцы первыми в мире попытались построить специально спроектированные минные суда — маленькие, незаметные и быстроходные. Когда во время франко-германской войны, в 1870 году в Бремерхафене из подручных плавсредств была создана флотилия миноносцев добровольного ополчения, один из её катеров перешёл в Киль и был там всесторонне испытан, что бы выяснить возможность и границы применения минного оружия. Стало ясно, что обычные катера не обладают достаточной скоростью, мореходностью и скрытностью. Руководство флота выработало требования для нового типа кораблей и в 1871 году обьявило конкурс на постройку миноносцев. Его выиграли фирмы "Дефриент" в Данциге и "Вальтьен" в Бремене, построившие по три катера. При их пректировании использовался опыт гражданской войны в США.
Следует отметить, что данцигская верфь "Keier & Devrient" к тому времени сменила владельца и называлась "Johannsen & Co", но в силу каких то традиций или ошибки, катера называют "дефриентскими" (Devrient`sche Torpedoboote), а в русскоязычних источниках - даже "Дервиентами".
В следующем году все шесть корабликов были готовы. Для улучшения мореходности они получили закрытый корпус с карапасной палубой, для обеспечения скрытности - низкий силуэт. Данцигские имели водоизмещение 34 т, длину 20,3 и ширину 3,3 м; бременские были меньше, соответственно 24 т, 14,6 и 3,22 м. Энергетическая установка состояла из одного цилиндрического котла и двухцилиндровой паровой машины простого расширения. Всё вооружение ограничивалось одной шестовой миной, несшей 17 кг пороха. Катера обоих верфей имели одинаковую конструкцию, и их различия были обусловлены только разницей в размерах. Они могли бы стать родоначальниками класса миноносцев, но конструкторы не смогли добиться приемлимой скорости: на испытаниях миноносцы развили всего 7,7—8 узлов.
В проектной конфигурации катера оказались очень непрактичными, особенно для службы в мирное время, поэтому вскоре после постройки на них смонтировали навесную палубу, удлинили трубу и дефлекторы, а также установили рубку-тамбур над носовым палубным люком. Торпедные "Дефриенты" после 1880 года имели короткую мачту. Корпуса катеров окрашивались в чёрный цвет, палуба, тамбуры, трубы и дефлекторы были светлее, но цвет не известен (белый, жёлтый, серый???). Позже, в качестве минных заградителей красились полностью в серый. Известная практика красить миноносцы полностью в чёрный появилась только в конце 1890-х гг.
Со своей малой скоростью для атаки катера не годились, поэтому после ряда опытов, в декабре 1875 года их перечислили в минные заградители № 1—6. Они базировались в Вильгельмсхафене и сами мин на борту не несли. Их задачей была поштучная установка мин портового заграждения, доставленных к месту на несамоходных минных баржах. Также они использовались и для буксировки этих барж.
8 июля 1881 службу заграждения Вильгельмсхафена переформировали. Меньшие "Вальтьены" были переданы крепости Киль, более крупные "Дефриенты" были возвращены в класс миноносцев, на этот раз - для испытаний недавно появившихся аппаратов для самодвижущихся торпед. На них установили по одному неподвижному аппарату в носовой части. Запасных торпед не предусматривалось. По окончании тестов в 1885 катера были исключены и переданы крепости Вильгельмсхафен, где использовались, как и ранее в качестве минных заградителей, а в 1902 были заменены на новостройки.
***
В 1908 году при минном складе крепости Фридрихсхафен числилось семь буксиров-заградителей. Пять из них ("F-2...6" рег. вместимостью 33 брт) были получены в 1906, "F-1" другого типа - только в 1908, можно предположить, что он заменил более старый "F-1". Происхождение их не ясно - по Groner они были построены в 1874 году, сразу, как буксировщики минных прамов для Северного моря, но он не исключает, что это были миноносцы типов Devrient и Waltjen.
"F-2...6" числились в системе обороны крепости как минимум до 1917 г. (также упоминаются, как "Minenleger-II...VI"), а после войны, 26 мая 1920 по крайней мере два из них ("F-2...3") были выставлены на продажу и 19 июля 1920 куплены водной полицией, где эксплуатировались до января 1925, когда уже без машин были проданы, как плавсредства строительному управлению регулирования русла Одера в Грайфенхагене.
|
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983. |
на русском |
2 |
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000 |
3 |
Балакин С. - Лилипуты против великанов. // журнал "Моделист-конструктор".-1998.-№1. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 27.04.2019