входоглавлениеминоносцы → катера типов "Devrient" и "Waltjen"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  



Шестовые минные катера

(Spierentorpedoboote) типов

 Devrient  &  Waltjen 


Германия, 1872 г. 6 ед.

 

*
Devrient Nr.I-III
*
Waltjen Nr.I-III
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 Waltjen Nr.I <Waltjen & Co.>, Бремен, стр. №№ 14-16 1871 т.н. "миноносцы Вальтьена", опытовые, с 15.12.75 минные заградители Minenleger 1-3 обороны порта Вильгельмсхафена; 8.07.1881 исключены, использовались как крепостные минные заградители в Киле.
2 Waltjen Nr.II 1871
3 Waltjen Nr.III 09.1872
4 Devrient Nr.I <Keier & Devrient> = <Johannsen & Co>?, Данциг 1871 т.н. "миноносцы Дефриента", опытовые, с 15.12.1875 минные заградители Minenleger 4-6 обороны порта Вильгельмсхафена; с 8.07.1881 торпедные миноносцы I—III обороны порта Вильгельмсхафена, в 1885 исключены, использовались как крепостные минные заградители в Вильгельмсхафене.
5 Devrient Nr.II 1871
6 Devrient Nr.III 05-11.1872
ТТХ
  Devrient Waltjen
Водоизмещение 34 т 24 т
Размерения длина 20,3 м 14,6 м
ширина 3,3 м 3,22 м
осадка кормой 1,9 м 1,8 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х4-лопастный гребной винт Ø 1,7 м 1х4-лопастный гребной винт Ø 1,5 м
1 МО 1 горизонтальная 2-цилиндровая ПМ простого расширения
1 КО 1 цилиндрический ПК (4 атм.)
мощность 250 инд. л.с. 60 инд. л.с.
Ходовые данные скорость 8,0 уз. при 180 об/мин. 7,7 уз. при 180 об/мин.
запас топлива 1,5 т. угля
Экипаж 8 чел. (без офицеров)
Дополнительные данные корпус железный, оцинкованный, набор по поперечной схеме
управление 1 руль
цена ок. 36 тыс. M
ок. 33 тыс. M
ВООРУЖЕНИЕ
с 1872 с 1875 с 1881
1 носовая шестовая мина в 17 кг ВВ --- 1 носовой ТА - 381 мм [1 торпеда]

 

Немцы первыми в мире попытались построить специально спроектированные минные суда — маленькие, незаметные и быстроходные. Когда во время франко-германской войны, в 1870 году в Бремерхафене из подручных плавсредств была создана флотилия миноносцев добровольного ополчения, один из её катеров перешёл в Киль и был там всесторонне испытан, что бы выяснить возможность и границы применения минного оружия. Стало ясно, что обычные катера не обладают достаточной скоростью, мореходностью и скрытностью. Руководство флота выработало требования для нового типа кораблей и в 1871 году обьявило конкурс на постройку миноносцев. Его выиграли фирмы "Дефриент" в Данциге и "Вальтьен" в Бремене, построившие по три катера. При их пректировании использовался опыт гражданской войны в США.

Следует отметить, что данцигская верфь "Keier & Devrient" к тому времени сменила владельца и называлась "Johannsen & Co", но в силу каких то традиций или ошибки, катера называют "дефриентскими" (Devrient`sche Torpedoboote), а в русскоязычних источниках - даже "Дервиентами".

В следующем году все шесть корабликов были готовы. Для улучшения мореходности они получили закрытый корпус с карапасной палубой, для обеспечения скрытности - низкий силуэт. Данцигские имели водоизмещение 34 т, длину 20,3 и ширину 3,3 м; бременские были меньше, соответственно 24 т, 14,6 и 3,22 м. Энергетическая установка состояла из одного цилиндрического котла и двухцилиндровой паровой машины простого расширения. Всё вооружение ограничивалось одной шестовой миной, несшей 17 кг пороха. Катера обоих верфей имели одинаковую конструкцию, и их различия были обусловлены только разницей в размерах. Они могли бы стать родоначальниками класса миноносцев, но конструкторы не смогли добиться приемлимой скорости: на испытаниях миноносцы развили всего 7,7—8 узлов.

С такой скоростью для атаки они не годились, поэтому после ряда опытов, в декабре 1875 года их перечислили в минные заградители № 1—6. Они базировались в Вильгельмсхафене и сами мин на борту не несли. Их задачей была поштучная установка мин портового заграждения, доставленных к месту на несамоходных минных баржах. Также они использовались и для буксировки этих барж.

8 июля 1881 службу заграждения Вильгельмсхафена переформировали. Меньшие "Вальтьены" были переданы крепости Киль (возможно, идентичны с некоторыми из "F 2-6"). Более крупные "Дефриенты" были возвращены в класс миноносцев, на этот раз - для испытаний недавно появившихся аппаратов для самодвижущихся торпед. На них установили по одному неподвижному аппарату в носовой части. Запасных торпед не предусматривалось. По окончании тестов в 1885 катера были исключены и переданы крепости Вильгельмсхафен, где использовались, как и ранее в качестве минных заградителей, а в 1902 были заменены на новостройки.

В проектной конфигурации катера оказались очень непрактичными, особенно для службы в мирное время, поэтому вскоре после постройки на них смонтировали навесную палубу, удлинили трубу и дефлекторы, а также установили рубку-тамбур над носовым палубным люком. Торпедные "Дефриенты" после 1880 года имели короткую мачту. Корпуса катеров окрашивались в чёрный цвет, палуба, тамбуры, трубы и дефлекторы были светлее, но цвет не известен (белый, жёлтый, серый???). Позже, в качестве минных заградителей красились полностью в серый. Известная практика красить миноносцы полностью в чёрный появилась только в конце 1890-х гг.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Балакин С. - Лилипуты против великанов. // журнал "Моделист-конструктор".-1998.-№1.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий


 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserlichmarine)

Миноносцы у Гельголанда. Гравюра H. Benner

Один из миноносцев в качестве минного заградителя.