ОглавлениеПарусные корабли → Корабли прусских королевских торговых компаний середины XVIII в.

  Парусные корабли  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Корабли королевских торговых компаний середины XVIII в.
(Schiffe der preußischen Königlichen Handelskompanien)
Королевство Пруссия, 1751-1754 гг. 5 ед.


König von Preußen

*
König von Preußen
*
Burg von Emden
*
Prinz von Preußen
*
Prinz Ferdinand
*
Prinz Heinrich
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя дата ввода в строй место постройки примечания
Preußisch-Asiatische Compagnie
1 König von Preußen осень 1751 Англия, до 1750 куплен в Лондоне за 70 000 талеров, 3 похода, в 1765 году продан
2 Burg von Emden осень 1751 Англия, до 1750 куплен в Лондоне за 45 000 талеров, 2 похода, в 1757-1758 под властью французов в Эмдене, затем стоял без снаряжения, в 1765 году продан
3 Prinz von Preußen 12.1753 Амстердам, Нидерланды, 1719 куплен в Амстердаме, 1 поход, в 1757-1758 под властью французов в Эмдене, затем стоял без снаряжения, в 1765 году продан
4 Prinz Ferdinand конец 1754 Нидерланды куплен в Амстердаме, 1 поход, в 1757 году продан в Англии
Preußisch-Bengalische Compagnie
5 Prinz Heinrich конец 1754 Швеция куплен в в Норчёпинге, 1 поход, 18.08.1756 сел на мель в устье Ганга и брошен
ТТХ
  König von Preußen Burg von Emden Prinz von Preußen Prinz Ferdinand Prinz Heinrich
Размерения длина ок. 50 м ок. 50 м 43,03 м ? ?
ширина ок. 12 м ок. 12 м 11,89 м ? ?
осадка в грузу ок. 6 м ок. 6 м ? ? ?
паруса полные 3-мачтовые корабли (т.н. East Indiaman) ?
экипаж 120 чел. + 12 солдат ок. 120 чел. 186 чел. ? ?
ВООРУЖЕНИЕ
König von Preußen 36 пушек
Burg von Emden 38 пушек (20 шестифунтовых, 6 трёхфунтовыми, 12 полуфунтовых)
Prinz von Preußen 36 пушек
Prinz Ferdinand ?
Prinz Heinrich ?

 

ВОСТОЧНО-АЗИАТСКАЯ И БЕНГАЛЬСКАЯ ТОРГОВЫЕ КОМПАНИИ

Фридрих II считал военный флот своей стране не нужным. В своём втором политическом завещании 1776 года он писал: "Я не думаю, что Пруссия когда-либо решится на создание военно-морского флота. Причины следующие: несколько европейских государств имеют большие флоты, Англия, Франция, Испания, Дания и Россия. Мы никогда не сможем сравниться с ними. Так, как с небольшим количеством кораблей мы всегда будем отставать от других наций, затраты были бы бесполезными... Кроме того, морские сражения редко приводят к окончательному решению. Отсюда я делаю вывод, что лучше держать первую сухопутную армию в Европе, чем худший флот среди морских держав". Однако иная ситуация была с торговым мореплаванием.

В XVIII веке каждая европейская страна, чтобы не утекало слишком много внутреннего капитала за границу, стремилась импортировать товары из Азии, такие, как табак, специи и чай, через национальную торговую компанию. Короли и купцы в Дании, Швеции и Фландрии создавали такие компании для индийского или азиатского направления, в то время, как старые фирмы, такие как Британская и Голландская Ост-Индские компании, стремились защитить свои монополии в торговле, пытаясь нанести вред новым конкурентам. Не был исключением и король Пруссии. Фридрих II поддерживал частные и государственные торговые компании.

В тот период очень выгодной была торговля с Китаем, поскольку старые компании Ост-Индии не смогли занять монопольное положение в могущественной Китайской империи. Китайские торговцы могли поставлять товары, пользовавшиеся большой популярностью в Европе: чай, фарфор и шелк. Но европейским кораблям было разрешено стоять на якоре только в одном порту южно-китайского города Кантон. Важными предпосылками для рейсов в Китай стали территориальные приобретения. После смерти Карла Эдзарда в 1744 году к Пруссии по договору перешло герцогство Восточная Фризия вместе с портом Эмден, в результате чего прусская экономика получила доступ к Северному морю и, следовательно, к внешней морской торговле. Однако первые попытки основать торговые компании в 1840-х годах не увенчались успехом.

Наконец, 1 августа 1750 года Фридрих II даровал амстердамскому купцу Генриху Томасу Стюарту королевскую привилегию (octroi), которая позволяла ему до 1770 года торговать между Эмденом и Китаем на кораблях под прусским флагом. 24 мая 1751 года король прибыл в Эмден на учредительное собрание основанной Стюартом торговой компании Königlich Preußische Asiatische Compagnie (KPAC), которая должна была специализироваться на торговле с Китаем. Компания выплатила королю 48 697 талеров за разрешение на шесть рейсов в Китай. Полное официальное название фирмы было "Королевская прусская азиатская компания в Эмдене для Кантона и Китая" (Königlich Preußische Asiatische Compagnie in Emden nach Canton und China), но обиходе её называли сокращённо "Эмденская Восточно-Азиатская торговая компания" (Emder Ostasiatische Handelskompanie).

Капитал компании обеспечивался главным образом голландскими и французскими акционерами. К этому предприятию был большой интерес, и уже в день основания компании было подписано 482 акции по 500 талеров каждая (= 241 000 талеров). Одним из основных акционеров был банковско-торговый дом Splitgerber & Daum в Берлине. Однако 50% капитала принадлежало голландцам. Крупнейшим участником стал влиятельный банкир Эммануэль ван Эртборн из Антверпена с 705 акциями. Как и многие другие фламандские бизнесмены, Ван Эртборн искал новые бизнес-модели после роспуска Фламандской Ост-Индской компании. 24 мая 1751 года король предоставил группе прусских, фламандских и голландских инвесторов монополию на торговлю между Китаем и Пруссией, которая также позволяла заключать от имени короля Фридриха договоры с азиатскими "принцами". Основных акционеров в Эмдене представляли два управляющих директора: мэр Якоб де Поттер и член коммерческого совета Иоганн Готфрид Тигель. В 1752 году KPAC уже имела капитал в 861 000 талеров, распределенный по 1722 акциям. В целях дальнейшего продвижения проекта 15 ноября 1751 года король объявил Эмден свободным портом, что означало, что все товары были освобождены от таможенных пошлин. Компании была предоставлена

***

Вторая торговая компания, для торговли с Индией, была основана 21 января 1753 года как Королевская прусско-бенгальская торговая компания (Königlich Preußische Bengalische Handlungskompanie, KPBH). Директора Азиатской компании не возражали против этого. В конечном итоге основным финансовым спонсором обеих компаний стал берлинский торговый дом Splitgerber & Daum. Однако Бенгальская компания терпела одну неудачу за другой. Первый её корабль - "Hardwick", купленный в Англии в октябре 1753 года через посредников из Антверпена, должен был плыть в Эмден через Остенде, но 10 февраля 1754 года был там конфискован голландцами и через месяц продан ими в Англии. В том же году компании удалось купить судно в Норчёпинге и с разрешения Швеции доставить на нём партию меди в Эмден. В декабре 1754 года этот корабль, наконец, отправился в Бенгалию.

***

Кораблям компаний было разрешено нести на мачтах королевский прусский флаг с орлом, мечом и скипетром. Учитывая конкуренцию и пиратство в азиатских морях, корабли имели также артиллерийское вооружение. Королевский (военный) флаг и пушки на борту позволяют условно причислить эти корабли к прусскому "флоту".

КОРАБЛИ

Первыми двумя кораблями Восточно-азиатской компании были "König von Preußen" (Король Пруссии) и "Burg von Emden" (Замок Эмдена), купленные в Англии в 1751 году. Оба - бывшие английские корабли "Ост-Индиийского" типа. К сожалению, пока не удалось определить, как изначально они назывались, где они были построены и кому до этого принадлежали. "König von Preußen" имел длину 150 футов, ширину 38 футов и осадку с грузом 19–20 футов. Говорят, что полностью оборудованный корабль в Лондоне стоил 40 000 фунтов. В протоколе основного слушания Азиатской компании стоимость, включая оборудование, указана в 69 900 талеров, а стоимость "Burg von Emden" была заметно ниже — 42 900 талеров. Он был на 2 фута короче.

Оба корабля прибыли в Дельфзил в начале 1752 года, и тут у компании возникли первые трудности: вскоре на рейде появился британский корабль "Surprise" и в ходе обыска в поисках беглых англичан среди команд обнаружил семь таких на "König von Preußen".

Несколько недель спустя "König von Preußen" со 120 матросами под командованием капитана Карла Гляйцке (Carl Gleitzke) должен был отправиться в свое первое плавание через Яву в Кантон. И тут снова возникли трудности. Эмден, где размещалась штаб-квартира Восточно-азиатской компании и где корабли были приписаны, оказался не самым лучшим портом – гавань страдала от постоянного заиления, и попытки углубить бассейн не увенчались успехом. Чтобы довести корабль до рейда в миле от причала, потребовалось 24 дня, а для дальнейшей подготовки к выходу в море использовали 24 баржи. Наконец, весной 1752 года "König von Preußen" смог отправится в путь. Чтобы в дальнейшем максимально избежать всех этих трудностей, большая часть корабельного оборудования хранилась в голландском Дельфзиле.

Когда первый корабль уже принимал на борт товары в китайском Кантоне, "Burg von Emden" все еще находился на рейде недалеко от Эмдена - отправке корабля помешали споры по поводу юрисдикции. Лишь 4 октября 1752 года он вышел в море со 118 матросами под командованием капитана Петера Денса (Peter Dens). Среди экипажа был Жан Франсуа Мишель из Мехелена (Фландрия), помощник и агент основного акционера Эммануэля ван Эртборна. Во время путешествия из Эмдена в Китай он написал путевой отчет "Journal de voiage à la Chine et courte description de la ville d’Embden". Благодаря точным записям в дневнике можно по дням восстановить рейс в Китай. 30 мая 1753 года "Burg von Emden" бросил якорь в устье Жемчужной реки, в четырех милях от Кантона, а в начале декабря 1753 года отправился с товаром в обратный путь.

"König von Preußen" вернулся в Эмден в июле 1753 года. Во время плавания или в Кантоне из-за несчастных случаев или болезней погибли 20 моряков. Обратный груз состоял из чая, шелка-сырца, фарфора и различных лекарств и был продан на аукционе в Эмдене в августе 1753 года в присутствии курфюрста Клеменса Августа Кёльнского. "Burg von Emden" вернулся 28 мая 1754 года без особых происшествий. Он доставил 575 214 фунтов дорогого китайского чая, а также цинк, шелк и фарфор. Груз был также продан с аукциона в Эмдене. Как и ожидалось, прибыль от обоих рейсов не оправдала потраченных денег, но, по крайней мере, покрыла расходы. Тем не менее, в начале 1753 года Восточно-азиатская компания купила третий корабль за 21 000 гульденов (7777 талеров).

Приобретение голландского 64-пушечного линейного корабля, переименованного в "Prinz von Preußen", интересно обстоятельствами, приведшими к покупке. Корабль (152 фута, 42 фута, 16 футов) первоначально назывался "Soeterwoude" и был построен в 1719 году на Адмиралтейской верфи в Амстердаме Яном ван Реененом. В 1727 году начальником Адмиралтейской верфи стал английский корабел Томас Дэвис, а его помощником - кораблестроитель Чарльз Бентам. В условиях строжайшей секретности в Портсмуте был заключен договор между Амстердамским адмиралтейством и Бентамом, оказавший влияние на всю голландскую судостроительную промышленность. Для военных кораблей, а также для кораблей Ост-Индийской компании, с учетом региональных условий были разработаны руководящие принципы судостроения для различных классов кораблей - аналогичные тем, что в Англии - и после некоторых изменений были одобрены Адмиралтейством и VOC. По мере того как в Голландии утвердилось судостроение в английском стиле, адмиралтейство Амстердама стало продавать корабли, построенные ранее в голландском стиле. Последним из этих кораблей и был "Soeterwoude". Он был переоборудован в торговое судно по образцу "East Indiaman" с 36 пушками и командой около 190 человек.

31 декабря 1753 года "Prinz von Preußen" отправился в свое первое плавание в Китай, на обратном пути в 1755 году он сел на мель у Боркума, но смог сняться и в июле того же года достиг Эмдена с большим грузом. Предполагается, что именно этим рейсом из Кантона в Европу прибыл так называемый «прусский сервиз» (столовый сервиз, выполненный из фарфора по заказу Китая с королевским прусским государственным гербом).

В апреле 1754 года "König von Preußen" отправился из Эмдена во второй рейс в Кантон, а в декабре за ним последовал "Burg von Emden". Оба корабля вернулись в Эмден в июне 1756 года.

В декабре 1754 года под именем "Prinz Heinrich" в Бенгалию отправился первый корабль Королевской прусско-бенгальской торговой компании, но первый рейс оказался для компании и последним. Как это было в то время обычной практикой при путешествии в Восточную и Западную Индию, на борту находились торговцы, которым приходилось вести дела в пункте назначения. На "Prinz Heinrich" это были шотландец Янг, француз Де Шанле и фламандец Брутарт. Однако в этой поездке они больше думали о своей выгоде и торговали за свой счет, что им было категорически запрещено. Такая практика всегда приводила к большим потерям времени. В конце концов товар был погружен и корабль отправился домой, обнако вскоре после отправления, 18 августа 1756 года сел на мель на песчаной отмели в устье Ганга. Груз был выгружен с корабля, но вскоре капитан Клинкерт (Clinkaert) умер, Янг вернулся в Англию, а Брутарт — в Австрийские Нидерланды. В Бенгалии со спасенными товарами остался Де Шанле.

К концу 1754 года в Амстердаме был куплен четвёртый корабль Восточно-азиатской компании и переименован в "Prinz Ferdinant". Он отправился из Эмдена в Кантон в 1755 году.

Плавания, которые совершили четыре корабля, принесли Восточно-азиатской компании в итоге хорошую прибыль. В целом предприятие развивалось весьма успешно, пока конец ему не положило начало Семилетней войны. Когда французские войска двинулись в Восточную Фризию, директор торговой компании Иоганн Готфрид Тегель бежал в Дельфзейл в Нидерландах на "König von Preußen", который стоял на якорной стоянке, готовый к выходу в море. На борту также было около 10 000 талеров капитала компании.

3 июля 1757 года полковник Эрнст фон Калькройт с гарнизоном всего около 300 человек сдал город Эмден французскому генералу маркизу д'Ове. Два корабля компании ("Burg von Emden" и "Prinz von Preußen") стояли в это время в Эмдене без снаряжения и попали в руки французов. Самый молодой корабль компании, "Prinz Ferdinant", в это время возвращался из Кантона. Ему пришлось идти в английский порт Плимут, куда он прибыл 11 сентября 1757 года. Там корабль и груз были проданы.

Хотя французские войска в марте 1758 года покинули Эмден, стоящие там корабли больше в море не выходили. Лишь оставшийся на ходу в Делфзиле "König von Preußen" позже был отправлен в Индию, чтобы доставить в Европу спасенный груз с "Prinz Heinrich" Бенгальской компании, который застрял в устье Ганга в 1756 году. С этим грузом корабль вернулся в Европу в июне 1762 года, торговец Де Шанле получил два года тюремного заключения, а королевская привилегия Бенгальской компании была отозвана Фридрихом II.

Урегулирование споров по Восточно-азиатской компании затянулось до 1765 года, когда из-за отсутствия прибыли по решению большинства акционеров Фридрих II распустил предприятие. Помимо вклада в капитал и 500 талеров, акционеры получили ежегодные дивиденды в размере двух процентов. Оставшиеся три корабля компании были проданы.

Рейсы судов компаний
отправление корабль и компания прибытие примечания
15.02.1752 1-й рейс König von Preußen
KPAC
6.07.1753 из Эмдена через Яву в Кантон в балласте и обратно в Эмден с грузом чая, шелка-сырца, фарфора и различных лекарств, капитан Carl Gleitzke
4.10.1752 1-й рейс Burg von Emden
KPAC
28.05.1754 из Эмдена через Яву в Кантон в балласте и обратно в Эмден с грузом в 575 214 фунтов китайского чая, а также цинка, шёлка и фарфора, капитан Peter Dens
31.12.1753 1-й рейс Prinz von Preußen
KPAC
10.07.1755 из Эмдена через Яву в Кантон в балласте и обратно в Эмден с грузом, в июле 1755 года сел на мель возле Боркума, но смог сняться
04.1754 2-й рейс König von Preußen
KPAC
06.1756 из Эмдена через Яву в Кантон в балласте и обратно в Эмден с грузом
12.1754 2-й рейс Burg von Emden
KPAC
06.1756 из Эмдена через Яву в Кантон в балласте и обратно в Эмден с грузом
12.1754 1-й рейс Prinz Heinrich
KPBC
--- из Эмдена в Бенгалию в балласте, идя обратно с грузом 18.08.1756 года сел на мель в Индии, капитан Clinkaert умер в Индии
1755 1-й рейс Prinz Ferdinant
KPAC
--- из Эмдена через Яву в Кантон в балласте и обратно в Эмден с грузом, но из-за войны 11.09.1757 выгрузился в Плимуте, Англия
1760? 3-й рейс König von Preußen
KPAC
06.1762 из Эмдена в Бенгалию в балласте, обратно в Эмден со спасённым грузом с "Prinz Heinrich" KPBC

на немецком
1 Thomas Feige: Die Schiffe der preußischen Handelskompanien, panorama-maritim.de, 2000
2 Bernd Eberstein: Preußen und China. Eine Geschichte schwieriger Beziehungen. Duncker & Humblot, Berlin 2007.
3 Beiträge zur Geschichte der „Asiatisch-Chinesischen Handlungsgesellschaft“ zu Emden 1750–1755, und der Beteiligung König Friedrich II. an derselben. In: Hansa. Zeitschrift für Seewesen 21, 1884, S. 57–60.
4 Viktor Ring: Asiatische Handlungscompagnien Friedrichs des Großen. Ein Beitrag zur Geschichte des preussischen Seehandels und Aktienwesens. Heymann, Berlin 1890
5 Dennis de Graaf: Von Emden nach China. In: Ostfriesland Magazin Juli 1998
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 14.09.2024

 




 

 

"König von Preußen". Рис. C. Engelien.

"König von Preußen"

Печать Королевской прусской азиатской компании
Следующая страница - британские каперы с прусскими лицензиями во время Семилетней войны
Предыдущая страница - бранденбургские флейты.