Оглавление → Парусные корабли → Корабли прусских королевских торговых компаний середины XVIII в.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корабли королевских торговых компаний середины XVIII в.
(Schiffe der preußischen Königlichen Handelskompanien) Королевство Пруссия, 1751-1754 гг. 5 ед. ![]() * König von Preußen * Burg von Emden * Prinz von Preußen * Prinz Ferdinand * Prinz Heinrich
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
ВОСТОЧНО-АЗИАТСКАЯ И БЕНГАЛЬСКАЯ ТОРГОВЫЕ КОМПАНИИ Фридрих II считал военный флот своей стране не нужным. В своём втором политическом завещании 1776 года он писал: "Я не думаю, что Пруссия когда-либо решится на создание военно-морского флота. Причины следующие: несколько европейских государств имеют большие флоты, Англия, Франция, Испания, Дания и Россия. Мы никогда не сможем сравниться с ними. Так, как с небольшим количеством кораблей мы всегда будем отставать от других наций, затраты были бы бесполезными... Кроме того, морские сражения редко приводят к окончательному решению. Отсюда я делаю вывод, что лучше держать первую сухопутную армию в Европе, чем худший флот среди морских держав". Однако иная ситуация была с торговым мореплаванием. В XVIII веке каждая европейская страна, чтобы не утекало слишком много внутреннего капитала за границу, стремилась импортировать товары из Азии, такие, как табак, специи и чай, через национальную торговую компанию. Короли и купцы в Дании, Швеции и Фландрии создавали такие компании для индийского или азиатского направления, в то время, как старые фирмы, такие как Британская и Голландская Ост-Индские компании, стремились защитить свои монополии в торговле, пытаясь нанести вред новым конкурентам. Не был исключением и король Пруссии. Фридрих II поддерживал частные и государственные торговые компании. В тот период очень выгодной была торговля с Китаем, поскольку старые компании Ост-Индии не смогли занять монопольное положение в могущественной Китайской империи. Китайские торговцы могли поставлять товары, пользовавшиеся большой популярностью в Европе: чай, фарфор и шелк. Но европейским кораблям было разрешено стоять на якоре только в одном порту южно-китайского города Кантон. Важными предпосылками для рейсов в Китай стали территориальные приобретения. После смерти Карла Эдзарда в 1744 году к Пруссии по договору перешло герцогство Восточная Фризия вместе с портом Эмден, в результате чего прусская экономика получила доступ к Северному морю и, следовательно, к внешней морской торговле. Однако первые попытки основать торговые компании в 1840-х годах не увенчались успехом.
Капитал компании обеспечивался главным образом голландскими и французскими акционерами. К этому предприятию был большой интерес, и уже в день основания компании было подписано 482 акции по 500 талеров каждая (= 241 000 талеров). Одним из основных акционеров был банковско-торговый дом Splitgerber & Daum в Берлине. Однако 50% капитала принадлежало голландцам. Крупнейшим участником стал влиятельный банкир Эммануэль ван Эртборн из Антверпена с 705 акциями. Как и многие другие фламандские бизнесмены, Ван Эртборн искал новые бизнес-модели после роспуска Фламандской Ост-Индской компании. 24 мая 1751 года король предоставил группе прусских, фламандских и голландских инвесторов монополию на торговлю между Китаем и Пруссией, которая также позволяла заключать от имени короля Фридриха договоры с азиатскими "принцами". Основных акционеров в Эмдене представляли два управляющих директора: мэр Якоб де Поттер и член коммерческого совета Иоганн Готфрид Тигель. В 1752 году KPAC уже имела капитал в 861 000 талеров, распределенный по 1722 акциям. В целях дальнейшего продвижения проекта 15 ноября 1751 года король объявил Эмден свободным портом, что означало, что все товары были освобождены от таможенных пошлин. Компании была предоставлена *** Вторая торговая компания, для торговли с Индией, была основана 21 января 1753 года как Королевская прусско-бенгальская торговая компания (Königlich Preußische Bengalische Handlungskompanie, KPBH). Директора Азиатской компании не возражали против этого. В конечном итоге основным финансовым спонсором обеих компаний стал берлинский торговый дом Splitgerber & Daum. Однако Бенгальская компания терпела одну неудачу за другой. Первый её корабль - "Hardwick", купленный в Англии в октябре 1753 года через посредников из Антверпена, должен был плыть в Эмден через Остенде, но 10 февраля 1754 года был там конфискован голландцами и через месяц продан ими в Англии. В том же году компании удалось купить судно в Норчёпинге и с разрешения Швеции доставить на нём партию меди в Эмден. В декабре 1754 года этот корабль, наконец, отправился в Бенгалию. *** Кораблям компаний было разрешено нести на мачтах королевский прусский флаг с орлом, мечом и скипетром. Учитывая конкуренцию и пиратство в азиатских морях, корабли имели также артиллерийское вооружение. Королевский (военный) флаг и пушки на борту позволяют условно причислить эти корабли к прусскому "флоту".
Оба корабля прибыли в Дельфзил в начале 1752 года, и тут у компании возникли первые трудности: вскоре на рейде появился британский корабль "Surprise" и в ходе обыска в поисках беглых англичан среди команд обнаружил семь таких на "König von Preußen".
Когда первый корабль уже принимал на борт товары в китайском Кантоне, "Burg von Emden" все еще находился на рейде недалеко от Эмдена - отправке корабля помешали споры по поводу юрисдикции. Лишь 4 октября 1752 года он вышел в море со 118 матросами под командованием капитана Петера Денса (Peter Dens). Среди экипажа был Жан Франсуа Мишель из Мехелена (Фландрия), помощник и агент основного акционера Эммануэля ван Эртборна. Во время путешествия из Эмдена в Китай он написал путевой отчет "Journal de voiage à la Chine et courte description de la ville d’Embden". Благодаря точным записям в дневнике можно по дням восстановить рейс в Китай. 30 мая 1753 года "Burg von Emden" бросил якорь в устье Жемчужной реки, в четырех милях от Кантона, а в начале декабря 1753 года отправился с товаром в обратный путь. "König von Preußen" вернулся в Эмден в июле 1753 года. Во время плавания или в Кантоне из-за несчастных случаев или болезней погибли 20 моряков. Обратный груз состоял из чая, шелка-сырца, фарфора и различных лекарств и был продан на аукционе в Эмдене в августе 1753 года в присутствии курфюрста Клеменса Августа Кёльнского. "Burg von Emden" вернулся 28 мая 1754 года без особых происшествий. Он доставил 575 214 фунтов дорогого китайского чая, а также цинк, шелк и фарфор. Груз был также продан с аукциона в Эмдене. Как и ожидалось, прибыль от обоих рейсов не оправдала потраченных денег, но, по крайней мере, покрыла расходы. Тем не менее, в начале 1753 года Восточно-азиатская компания купила третий корабль за 21 000 гульденов (7777 талеров). Приобретение голландского 64-пушечного линейного корабля, переименованного в "Prinz von Preußen", интересно обстоятельствами, приведшими к покупке. Корабль (152 фута, 42 фута, 16 футов) первоначально назывался "Soeterwoude" и был построен в 1719 году на Адмиралтейской верфи в Амстердаме Яном ван Реененом. В 1727 году начальником Адмиралтейской верфи стал английский корабел Томас Дэвис, а его помощником - кораблестроитель Чарльз Бентам. В условиях строжайшей секретности в Портсмуте был заключен договор между Амстердамским адмиралтейством и Бентамом, оказавший влияние на всю голландскую судостроительную промышленность. Для военных кораблей, а также для кораблей Ост-Индийской компании, с учетом региональных условий были разработаны руководящие принципы судостроения для различных классов кораблей - аналогичные тем, что в Англии - и после некоторых изменений были одобрены Адмиралтейством и VOC. По мере того как в Голландии утвердилось судостроение в английском стиле, адмиралтейство Амстердама стало продавать корабли, построенные ранее в голландском стиле. Последним из этих кораблей и был "Soeterwoude". Он был переоборудован в торговое судно по образцу "East Indiaman" с 36 пушками и командой около 190 человек. 31 декабря 1753 года "Prinz von Preußen" отправился в свое первое плавание в Китай, на обратном пути в 1755 году он сел на мель у Боркума, но смог сняться и в июле того же года достиг Эмдена с большим грузом. Предполагается, что именно этим рейсом из Кантона в Европу прибыл так называемый «прусский сервиз» (столовый сервиз, выполненный из фарфора по заказу Китая с королевским прусским государственным гербом). В апреле 1754 года "König von Preußen" отправился из Эмдена во второй рейс в Кантон, а в декабре за ним последовал "Burg von Emden". Оба корабля вернулись в Эмден в июне 1756 года. В декабре 1754 года под именем "Prinz Heinrich" в Бенгалию отправился первый корабль Королевской прусско-бенгальской торговой компании, но первый рейс оказался для компании и последним. Как это было в то время обычной практикой при путешествии в Восточную и Западную Индию, на борту находились торговцы, которым приходилось вести дела в пункте назначения. На "Prinz Heinrich" это были шотландец Янг, француз Де Шанле и фламандец Брутарт. Однако в этой поездке они больше думали о своей выгоде и торговали за свой счет, что им было категорически запрещено. Такая практика всегда приводила к большим потерям времени. В конце концов товар был погружен и корабль отправился домой, обнако вскоре после отправления, 18 августа 1756 года сел на мель на песчаной отмели в устье Ганга. Груз был выгружен с корабля, но вскоре капитан Клинкерт (Clinkaert) умер, Янг вернулся в Англию, а Брутарт — в Австрийские Нидерланды. В Бенгалии со спасенными товарами остался Де Шанле. К концу 1754 года в Амстердаме был куплен четвёртый корабль Восточно-азиатской компании и переименован в "Prinz Ferdinant". Он отправился из Эмдена в Кантон в 1755 году. Плавания, которые совершили четыре корабля, принесли Восточно-азиатской компании в итоге хорошую прибыль. В целом предприятие развивалось весьма успешно, пока конец ему не положило начало Семилетней войны. Когда французские войска двинулись в Восточную Фризию, директор торговой компании Иоганн Готфрид Тегель бежал в Дельфзейл в Нидерландах на "König von Preußen", который стоял на якорной стоянке, готовый к выходу в море. На борту также было около 10 000 талеров капитала компании. 3 июля 1757 года полковник Эрнст фон Калькройт с гарнизоном всего около 300 человек сдал город Эмден французскому генералу маркизу д'Ове. Два корабля компании ("Burg von Emden" и "Prinz von Preußen") стояли в это время в Эмдене без снаряжения и попали в руки французов. Самый молодой корабль компании, "Prinz Ferdinant", в это время возвращался из Кантона. Ему пришлось идти в английский порт Плимут, куда он прибыл 11 сентября 1757 года. Там корабль и груз были проданы. Хотя французские войска в марте 1758 года покинули Эмден, стоящие там корабли больше в море не выходили. Лишь оставшийся на ходу в Делфзиле "König von Preußen" позже был отправлен в Индию, чтобы доставить в Европу спасенный груз с "Prinz Heinrich" Бенгальской компании, который застрял в устье Ганга в 1756 году. С этим грузом корабль вернулся в Европу в июне 1762 года, торговец Де Шанле получил два года тюремного заключения, а королевская привилегия Бенгальской компании была отозвана Фридрихом II. Урегулирование споров по Восточно-азиатской компании затянулось до 1765 года, когда из-за отсутствия прибыли по решению большинства акционеров Фридрих II распустил предприятие. Помимо вклада в капитал и 500 талеров, акционеры получили ежегодные дивиденды в размере двух процентов. Оставшиеся три корабля компании были проданы.
|