Оглавление → Парусные корабли → Таможенные фрегаты на Эльбе в XVIII в.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таможенные фрегаты Брауншвейга-Люнебурга на Эльбе
(Elbzollfregatte) 1717-1803 гг. 4 ед. * Bremer Schlüssel * Weißes Ross * ??? * ??? *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Когда в 1715 году Брауншвейг-Люнебург, также называемый Ганновером, приобрёл у Дании Бременское герцогство, под юрисдикцию курфюршества перешла и эльбская таможня в Штаде, важной задачей которой стала борьба с контрабандой оружия. Это было прежде всего в интересах британского правительства, которое имело возможность влиять на таможню благодаря личной унии с Ганновером, возникшей в 1714 году. В первую очередь пресекались поставки оружия повстанцам, таким как якобиты в Шотландии или поселенцам в Северной Америке во время американской войны за независимость 1775–1783 годов. BREMER SCHLÜSSEL (1716-1733) Вместе с таможенным постом Брауншвейг-Люнебург получил фрегат Bremer Schlüssel. Точный год его постройки неизвестен, предполагается, что это произошло период между 1690 и 1695 годами. Что является несомненным, так это то, в 1697 году что он уже находился на вооружении шведской таможенной службы в Штаде под командованием капитана Михаэля Мюллера. Предполагается, что местом постройки был Гамбург. В мирное время корабль обычно имел 18 пушек, но иногда и до 21 пушки. На носу корабля был большой медведь, а на корме - герб с вертикально расположенным ключом. Во время Северной войны, начавшейся в 1700 году, Bremer Schlüssel был модернизирован и, как говорят, имел на двух батарейных палубах в общей сложности 48 орудий. Это идентифицирует корабль как относительно большой фрегат, самый тяжеловооруженный и, вероятно, самый крупный таможенный фрегат на Эльбе. После поражения Швеции в Полтавской битве (1709 г.) в Великой Северной войне она была настолько ослаблена, что больше не могла защищать свои немецкие владения от датских атак и в 1712 году датские войска оккупировали Бременское герцогство. Таможенный фрегат бежал в Гамбург, где скрывался до 1715 года. В 1716 году Bremer Schlüssel был введён в эксплуатацию под флагом Брауншвейга-Люнебурга под командованием Иоганна Зонгольца, который в 1725 году также приобрел карантинный дом на Эльбской таможенной станции в Брунсгаузене. К 1733 году корабль был изношен и нуждался в замене и его вывели из эксплуатации, примерно после почти сорока лет службы. WEIßES ROSS (1733-1757) В качестве преемника в Штаде в том же 1733 году был построен фрегат, получивший название Weißes Ross. "Белая лошадь" представляла собой трехмачтовое судно с 28 пушками. В этом отношении его вооружение также соответствовало типу корабля-фрегата. Он имел белую лошадь в качестве носовой фигуры и буквы GR (Georg Rex) под короной на корме. Командир корабля также был высшим ганноверским морским офицером. Его звание соответствовало званию подполковника в армии. Его подчинение не было четко регламентировано. В качестве военного командира он подчинялся непосредственно правительству в Ганновере и иногда получал инструкции от двора в Лондоне. Правительство в Штаде также имело полномочия в общих административных вопросах, что временами приводило к разногласиям с командиром таможенного фрегата на Эльбе. Weißes Ross находилась на вооружении примерно до 1757 года, когда была выведена из эксплуатации. ФРАНЦУЗСКИЙ КАПЕР (1757-1772) В качестве замены в 1757 году было найдено судно меньшего размера, арестованный французский капер, который застрял на мели возле Юиста. Он использовался до 1772 года. Для его поддержки на таможенной службе имелись два шлюпа. Названия этих судов не указаны. Известно только, что в 1760 году корабельный плотник Й. Берман построил шлюп длиной 40 и шириной 8 футов (примерно 11,6×2,3 м) с 10 веслами, а в 1764 году он-же построил также небольшой «Крон-Ягт» с шестью пушками "для охраны таможни в Брунсгаузене", 52 футов (15 м) в длину. Видимо так называли местные галиоты. С 1757 по 1767 год пост командира корабля занимал Иоахим Вильгельм Брокес, который находился в постоянном конфликте с президентом округа Штаде Бодо фон Боденхаузеном, что в конечном итоге привело к его замене. Преемником Брокеса был выбран таможенник Генрих Хюге, который ограничивался своими таможенными пошлинами и не искал конфликта с правительством Штаде. ФРЕГАТ БЕРМАНА (1773-1803) В 1773 г. корабельный плотник Й. Берман построил в Штаде новый фрегат, длина киля которого составляла 78 футов (23,4 м). Он нёс 14 пушек, которые были специально отлиты для корабля и доставлены лишь в конце 1774 года. Этот корабль, название которого неизвестно, прослужил до наполеоновского периода и был сожжен французами около 1812 года. Хюге не удалось остановить начавшуюся в 1776 году контрабанду оружия в Северную Америку. Ему не хватало не только опыта военно-морского офицера, но и подходящего оборудования на Эльбской таможне. Имеющиеся корабли не были достаточно быстрыми и большими, чтобы конкурировать с американскими судами. Кроме того, вооружение форта "Швингер Шанце" было настолько плохим, что ни одно орудие не было готово к использованию. После ранней смерти Хюге в конце 1777 года роль командира таможенного фрегата на Эльбе взял на себя Кристиан Готлиб Даниэль Мюллер. Ему удалось обойти четырёх конкурентов, и он был назначен приказом короля в Лондоне 15 августа 1778 года. Его служба длилась 35 лет, в течение которых он постоянно повышался по службе. Он начал службу в звании лейтенанта британского флота, в 1778 году получил чины капитана, в 1790 году майора и в 1801 году подполковника, то же звание, которое уже имел Брокс. В 1780 году он командовал «Крон-Ягтом», двумя шлюпами, канонерской лодкой (видимо имеется в вылу "фрегат") и фортом «Швингер Шанце». Численность персонала составляла 34 человека, а во время войн с Францией в 1792/93 году увеличилась примерно вдвое. Кроме того, со времен Хюге командующий отвечал за лоцманскую проводку Ганновера на Эльбе. Мюллер тщетно пытался передать эту задачу кому-то другому. Мюллер также был писателем и автором учебников по мореплаванию. ФРАНЦУЗСКАЯ ОККУПАЦИЯ В 1803 году ганноверские территории были оккупированы французскими войсками, и Франция взяла на себя управление страной. В 1806 году французское правительство ввело экономическую блокаду Великобритании, известную как Континентальная блокада. В это время также содержался таможенный пост на Эльбе возле Брунсхаузена. В марте 1813 г. зафиксировано наличие при таможенной службе хотя бы одной шлюпки, остальные же таможенные суда были утрачены различными способами. Сам сторожевой корабль был сожжен, а два шлюпа были доставлены французами в Гамбург. Мюллер оставался на службе до 1 марта 1812 года и даже после этого получил единовременную финансовую поддержку от французской администрации. В противном случае он и его команда не имели-бы постоянного дохода. В 1814 году Мюллер принял участие в сопротивлении французской оккупации. Чтобы поддержать действия британских канонерских лодок против устья Эльбы в марте 1814 года, он приобрел в Штаде корабли. Ход войны позволил продать эти корабли обратно всего через два месяца. В то же время Мюллер составил список материалов, необходимых для восстановления таможенного поста. В их число входили шлюп, большая и маленькая шлюпка. Мюллер неожиданно скончался 8 мая 1814 года, предположительно в результате подагры, от которой он страдал несколько лет.
|