ОглавлениеПарусные корабли → Корабли королевской прусской морской торговой компании в конце XVIII в.

Крейсера
Транспортные
  Парусные корабли  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Корабли королевской прусской морской торговой компании в конце XVIII в.
(Schiffe der Preußischen Königlichen Seehandlung)
Королевство Пруссия, 1772-178? гг. более 22 ед.


типичный транспорт тех лет

*
Duc de Bevre (Herzog von Bevern)
*
Baron de Horst
*
Gräfin Eichstädt
*
Fortuna
*
Concorde
*
Junge Henriette (I)
*
Baronesse von der Horst
*
Schwalbe
*
Schwertfisch
*
Karl
*
Die vier Brüder
*
Minerva
*
Adanaus
*
Minister von Schulenburg
*
Die Stadt Stettin
*
Tobias
*
Die drei Freunde
*
Junge Henriette (II)
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя дата ввода в строй место постройки примечания
1 Duc de Bevre (Herzog von Bevern) 1772 Louis Quantin, Штеттин, 1770 1 поход в Кадис до покупки кампанией, в 1774 рейс в Ла-Рошель, к 1884 не числился
2 Baron de Horst 1772 ? в 1774 рейс в Нант, к 1880 не числился
3 Gräfin Eichstädt 1772 ? к 1880 не числился
4 Fortuna 1772 Nuske, Штеттин, 1772 в 1780 рейс Лондон-Гамбург, к 1884 не числился
5 Concorde 1772 ? в 1880 не числился
6 Junge Henriette 1774 Данциг, 1774 в 1774 прибыл в Эмден после столкновения, затем - грузовые перевозки между Голландией и Францией, к 1880 не числился
7 Baronesse von der Horst 1777 P. Neumann, Штеттин в 1780 рейс в Ливерпуль, в 1784 ещё в строю
8 Schwalbe 1780 1780 к 1884 не числился
9 Schwertfisch к 1784 Карлскрона, Швеция ?
10 Minister von Schulenburg к 1784 Карлскрона, Швеция ?
11 Karl к 1784 Рюгенвальде ?
12 Die vier Brüder к 1784 ? ?
13 Minerva к 1784 Штеттин ?
14 Adanaus к 1784 Укермюнде ?
15 Die Stadt Stettin к 1784 Штеттин ?
16 Tobias к 1784 Каммин ?
17 Die drei Freunde к 1784 Каммин ?
18 Die junge Henriette (II) к 1784 Штеттин ?
19 ? к 178? Штеттин 375-тонный
20 ? к 178? Штеттин 360-тонный
21 ? к 178? Штеттин 150-тонный
22 ? к 178? Штеттин 75-тонный
ТТХ
  Duc de Bevre Fortuna Baronesse von der Horst Schwalbe
Водоизмещение ? т 300 т 240 т ? т
Грузоподъёмность 525 т 90 т 143 т ?
Размерения длина по килю 38 м 22 м ? 15,2 м
по штевням 41 м 22,5 м ? ?
ширина 10 м 7 м ? 5,5 м
глубина трюма + высота палубы, осадка в грузу 5,3+1,8 м, ? 2,4+0 м, 4 м ?+0 м, 3,7 м 2,7+0 м, ?
корпус и паруса фрегат, 2 палубы шнява-галеас, 1 палуба хой, 1 палуба галеас, 1 палуба
экипаж ? ? 7 чел ?
прочие грузоподъёмность экипаж
Schwertfisch 465 т 26 чел
Karl 465 т 24 чел
Die vier Brüder 450 т 25 чел
Minerva 405 т 16 чел
Adanaus 300 т 20 чел
Minister von Schulenburg 300 т 20 чел
Die Stadt Stettin 240 т 12 чел
Tobias 210 т 12 чел
Die drei Freunde 195 т 11 чел
Die junge Henriette (II) 144 т 8 чел
ВООРУЖЕНИЕ
Данных о вооружении нет. Известно только, что статья 37 выданного в 1772 году патента гласила: "Указанная компания должна иметь возможность вооружать и оборудовать свои корабли в таком количестве и таким образом, которые она сочтет необходимыми для безопасности своей торговли, и указанные корабли должны быть обеспечены таким количеством пушек, гаубиц, двойных мотыг (Doppelhacken), чугунных или железных, сколько потребуется."
Очень малые экипажи кораблей, заявленные к 1784 году, говорят о том, что ввиду спокойной обстановки в европейских водах, к этому времени корабли либо вообще не несли пушек, либо ограничивались 1-2 мелкими.

 

ПРУССКАЯ МОРСКАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ

После того как Фридрих Великий успешно выиграл войну за Силезию, он снова задумался о монополии на зарубежную торговлю. Однако условия для стимулирования морской торговли из Эмдена в Ост-Индию не были благоприятными. Крах Бенгальской компании все еще имел влияние: частные инвесторы сдерживались, а Пруссия после долгой войны стала бедной страной. Хотя в соседних негерманских государствах были заинтересованные стороны, которые хотели активно участвовать в деле, король не считал их надежными. В этих обстоятельствах планы создания Королевской прусской Ост-Индской торговой компании, вынашивавшиеся после войны, не могли быть реализованы. Еще в 1870-е годы нашлись предприимчивые купцы, пытавшиеся возродить фирменные поездки из Эмдена на Дальний Восток с королевскими привилегиями: одним из самых активных был Карл Филипп Кассель из Магдебурга. Но прусский король не желал развивать торговлю из Эмдена своими собственными или государственными ресурсами, и давал право плавать под прусским флагом только тем кораблям, капитаном которых был прусский подданный.

Фридрих II также заметил, что большое расстояние от Берлина до Эмдена мешало контролировать торговую компанию. С другой стороны, он стремился способствовать экономическому развитию своей новой провинции Силезии, для товаров которой Одер был, безусловно, самым дешевым транспортным маршрутом, потому что он бесплатно вёл речные баржи через Штеттин в открытое море возле Свинемюнде. Такие соображения также способствовали снижению королевского интереса к Эмдену.

В 1772 году, когда раздел Польши принес Пруссии увеличение территории на востоке, король инициировал создание "Общества морскорй торговли" (Seehandlungs-Gesellschaft) в форме акционерной корпорации со штаб-квартирой в Берлине. Посредством «патента», который первоначально был действителен в течение 20 лет, он предоставил компании важные привилегии, которые должны были помочь стимулировать прусскую морскую торговлю и увеличение импорта и экспорта за счет собственного судоходства.

Морская торговая компания была официально основана 14 октября 1772 года подписью Фридриха II с капиталом в 1 200 000 талеров. Из 2400 акций по 500 талеров каждая сам король подписался на 2100; оставшиеся части были переданы частным лицам, но со временем были выкуплены компанией. Купцы в прусских морских портах, особенно в Штеттине, Кенигсберге и Эмдене, не были в восторге от установления привилегированной морской торговли, опасаясь конкуренции. Соль, на которую морская торговля имела монополию, привозилась главным образом из Испании и Франции; это было необходимо для снабжения бывших польских территорий. Для плаваний в Испанию и Францию в качестве груза использовались древесина и лен, а также воск, на вывоз которого с польских территорий также была установлена монополия компании.

Порт Кадис на юго-западном побережье Испании был важной базой для кораблей Seehandlungs-Gesellschaft. Прусское правительство стремилось содействовать экспорту силезского льна для поддержки ткацких фабрик. Поэтому она вела переговоры с испанским правительством о доступе к испанским колониям в Америке, но испанцы не были готовы ни при каких обстоятельствах разрешить неиспанским судам доступ в свои колонии. Потому товары для колоний приходилось перегружать на испанские корабли в Кадисе, для чего там был организован склад временного хранения.

Патент на морскую торговлю и правила его применения гарантировали судам и их экипажам множество преимуществ; например, моряки освобождались от военной службы в мирное время. Корабли были соответствующим образом вооружены для защиты от пиратов, и им было разрешено нести флаг с прусским орлом. В случае оскорблений и неудачных столкновений, как в Польше, так и со стороны любой страны, кораблям и их командам была обещана защита. Однако у Пруссии не было военных кораблей, которые могли бы гарантировать эту защиту на море, выручали только хорошие отношения с военно-морской державой Великобританией.

Морской торговой компанией управлял общий совет директоров в Берлине, который состоял из начальника, двух директоров и еще одного директора в Кадисе. Король назначил директором компании своего тайного финансового советника Делаттра, который, несомненно, был хорошим организатором, но был уволен всего через три года службы, поскольку король начал сомневаться в его честности. В 1775 году организационные изменения привели к переименованию органа управления в «Генеральную дирекцию Морского торгового общества».

В 1794 году король Фридрих Вильгельм II продлил патент на морскую торговлю с небольшими изменениями до 1808 года. Вместо морской торговой компании (Seehandlungs-Gesellschaft) теперь официально компания называлась морское торговое общество (Seehandlungs-Societät), а также использовалось название морского торгового института (Seehandlungs-Institut).

КОРАБЛИ

Делаттр с самого начала смог продать компании за 150 000 талеров шесть своих кораблей и, по утверждению бывшего судостроителя, впоследствии генерального директора Seesalz Garde Magasin, Агассе, который сам построил некоторые корабли, он обманул компанию на 40 000 талеров. Кроме того, на момент продажи один из кораблей уже затонул у острова Уайт и так и не перешёл во владение покупателя. Однако в докладе государственного министра ван дер Хорста от 16 октября 1774 г. говорится лишь о пяти кораблях, которые Делатр продал компании.

Первым был "Herzog von Bevern", также называемый на голландский манер "Duc de Bevre", двухпалубный фрегат, который был построен для Делаттра в Штеттине в 1770 году тогдашним королевским прусским отставным инженером и мастером-кораблестроителем Луи Квантеном.

Благодаря своим официальным связям со Штеттином Делатр, вероятно, был осведомлен о ведущемся там с 1960-х годов строительстве морских судов для продажи за границу, и сам участвовал в нем, либо ему было поручено руководить там судостроением для государства. Чтобы с пользой использовать судостроительную древесину из государственных лесов Фридрих Великий взял к себе на службу французского инженера-кораблестроителя Луи Кантена в качестве королевского прусского отставного инженера и мастера-корабела для строительства морских торговых судов. В 1770 году он построил в Штеттине первый корабль из дерева государственных лесов - "Duc de Bevre", командование которым было поручено Иоахиму Неттельбеку, позже ставшему хорошо известным по обороне Кольберга. "Duc de Bevre" был назначен "королевским кораблем", капитан получил форму и портeпею. Брат Делаттра, молодой французский военно-морской офицер, был назначен адмиралом и тоже поднялся на корабль, снаряжавшийся в это время на рейде Свинемюнде.

Пока корабль загружался дровами в Кадисе, как рассказывает Неттельбек в своей автобиографии, между ним и Делаттром возникло разногласие по поводу мер морской безопасности, предписанных Неттельбеком, что привело к дуэли между ними, в которой Делатр был дважды ранен. В результате Неттельбек был уволен со службы, но получил предусмотренную в его служебном контракте премию. В знак признания его выдающихся заслуг в защите Кольберга Фридрих Вильгельм III предоставил ему право носить военно-морскую или адмиральскую форму, так что Неттельбека можно считать первым прусским военно-морским офицером. С основанием Preußische Seehandlungs-Gesellschaft "Duc de Bevre" был включен в состав компании. Его длина по килю составляла 124 фута 1/4 дюйма (38 м), длина по форштевню 134 фута 1/4 дюйма (41 м), ширина по бергхольцу 32 фута 1/4 дюйма (10 м), глубина трюма 17 футов 1/2 дюйма (5,3 м), палуба высотой 5 футов 10 1/2 дюйма (1,8 м), грузоподъемность около 350 ластов (525 регистровых тонн).

Вторым известным кораблём был галеас "Fortuna", построенный для Деллатра в 1772 году корабелом Нушке в Штеттине (в регистре Ллойда записан как шнява (snau) и строитель указан P. Neumann в Штеттине). Его длина по килю составляла 33 локтя (22 м), по форштевню - 74 фута (22,5 м), ширина - 23 фута 5 дюймов (7 м), глубина - 8 футов (2,4 м) и грузоподъемность около 60 ластов (90 регистровых тонн). Другими кораблями были "Gräfin Eichstädt", "Concorde" и "Baron de Horst", о которых не сохранилось никакой дополнительной информации. Шестым кораблём Делаттра должен был стать фрегат "Printz von Preußen", продажа которого компании не состоялась по причине его потери.

Начала ли новая компания эксплуатировать эти корабли в 1773 году или Делатр отправил их в Испанию ещё в 1772, не дожидаясь окончания переговоров, чтобы они могли вернуться с солью до наступления зимы, определить невозможно, так как о них вообще мало что известно. Во всяком случае, в 1774 году у компании был агент в Кадиксе, носивший титул генерального консула.

В донесении Генерального управления фон дер Хорсту от 8 октября 1774 года упоминается, что три корабля, груженные дровами, следуют к французскому побережью и должны привезти оттуда соль. Фрегат "Baron de Horst" прибыл в Нант, "Duc de Bevre" — в Ла-Рошель. "Junge Henriette", вероятно, корабль, построенный для компании близ Данцига в 1774 году, после столкновения в море с Хаверей прибыл в Эмден и, как говорят, покинул порт до того, как тот был скован зимой и был занят грузовыми перевозками между Голландией и Францией. Вышеупомянутый Агассе описывает его как слишком большой для эмденского фарватера,

В 1777 корабельный мастер P. Neumann в Штеттине построил для компании 240-тонный хой "Baronesse von der Horst".

В 1780 году морская торговая компания построила галеас "Schwalbe". Он был длиной 51 1/3 фута (15,2 м), шириной по бергхольцу 18 футов (5,5 м) и глубиной или осадкой в 9 футов (2,7 м). В этом году в регистре Ллойда указаны рейсы Штеттин-Ливерпуль ("Baronesse von der Horst") и Гамбург-Лондон ("Fortuna"), возможно, были и другие.

Декларация независимости британских колоний в Северной Америке и возникшие в результате военные конфликты привели к подъему международного судоходства, от чего выиграли и суда Preußische Seehandlungs-Gesellschaft. В 1784 году компания владела одиннадцатью парусными кораблями: 450-465-тонными "Schwertfisch", "Karl", "Die vier Brüder" (300-310 ластов), 405-тонным "Minerva" (270 ластов), 300-тонными "Minister von Schulenburg" и "Adanaus" (200 ластов), 240-тонным "Die Stadt Stettin" (160 ластов), 210-тонным "Tobias" (140 ластов), 195-тонным "Die drei Freunde" (130 ластов), 140-тонными "Baronesse von der Horst" и "Die junge Henriette" (95-96 ластов). Кроме того еще четыре корабля строились на верфях Штеттина: по одному грузоподъемностью 250, 240, 100 и 50 ластов, то есть 375, 360, 150 и 75 тонн.

В это время на штеттинских, как и на других поморских верфях, шла чрезвычайно оживленная строительная деятельность, которая не прекращалась даже зимой, так что не хватало корабельных плотников. Шведское железо пользовалось большим спросом, но поскольку оно облагалось более высокой таможенной пошлиной, использовались также и местные товары. До 1784 года якоря закупались за границей, пока якорный кузнец Зейделл не устроил на Блайххольме на Дунциге якорную кузницу, которая на 20 лет получила государственную монополию в Померании.

С наступлением мира в 1783 году искусственно стимулируемое судостроение и судоходство быстро пришли в упадок. Из 165 морских судов, зарегистрированных в Штеттине в 1784 году, включая принадлежащие Морской торговой компании, в 1787 году оставалось 130, а в 1797 году - только 84.

***

Морские войны конца XVIII века не обошли стороной и морскую торговую компанию. В марте 1798 года тогдашний директор, государственный министр Штруэнзее, обратился к министру иностранных дел фон Альвенслебену с просьбой получить от Директории в Париже морские пропуска для торговых судов, перевозивших соль из Ливерпуля. Его просьба была отклонена, поскольку «при полном отсутствии у Пруссии военно-морской мощи» ничего добиться было невозможно.

Годовые финансовые отчеты компании за 1797 год не содержат в активе ни одного собственного корабля, имелась только доля в судоходной компании Wiselsche Schiffahrts-Entreprise, в 1804 г. указана прибыль в размере 614 талеров в качестве дохода предприятия Stettiner Schiffart и расходы на пенсии лодочников — 214 талеров. О том, что для ввоза соли в это время привлекались и иностранные суда, можно видеть из сообщения от 26 ноября 1801 г. о том, что на рейде Свинемюнде во время сильного урагана затонул лихтер, выгружавший соль с английского корабля.

Чтобы избежать краха, компания открыла новое направление — государственный банк — и морская торговля отодвинулась на второй план. Осенью 1806 года, когда речь шла о доставке денег прусской короны, государства, рыцарства, поместий и городов в безопасное от французов место на нейтральной территории, морских торговых судов у кампании уже не было. Требуемые суда были зафрахтованы в Кенигсберге, а ценности погружены под присмотром чиновников морской торговой компании, которые также погрузились на суда. Они прекрасно справились со сложным обслуживанием и бухгалтерским учетом. Для бессилия Пруссии на море в то время знаменательно то, что защита корабля с сокровищами, находившегося в Нойфарвассере, от французских каперов английским фрегатом, крейсирующим в Данцигском заливе, была запрошена у британского посла в Берлине и предоставлена им. Во время французского правления морское торговое партнерство использовалось только как финансовое учреждение.

За время существования в период с 1772 по 1803 год морская торговая компания импортировала около двух миллионов тонн (1000 кг) соли, и этому частично можно приписать и бум силезской льняной промышленности с 1789 по 1795 год.


на немецком
1 Heinz Burmester: Weltumseglung unter Preußens Flagge Die Königlich Preußische Seehandlung und ihre Schiffe., Ernst Kabel Verlag, Hamburg, 1988
2 Albrecht Penck: Die Unternehmungen des Königlichen Seehandlungs Instituts zur Emporbringung des preußischen Handels zur See. Ernst Siegfried Mittler und Sohn, Berlin, 1913.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 14.09.2024

 




 

 

Галеас 18 века.

Хой 18 века.

Печать прусского морского торгового общества в 1794-1808 гг.
Следующая страница - корабли королевского морского торгового партнёрства в 1824-1854 гг.
Следующая страница - прусская военная шхуна "Stralsund".
Предыдущая страница - прусские фрегаты Семилетней войны.