Tirpitz (предлагавшееся название после 1915 г., в состав флота не зачислялся и официального имени не имел)
11.11.1914
недостроен
ТТХ
первоначальный проект
окончательный проект
Водоизмещение
нормальное
13 800 т
19500/21500 т
полное
19500/21500 т
Размерения
длина
КВЛ
139,6 м
173,71 м
ширина
без сетей
22 м
24,7 м
осадка
7,4 м
7,6 м
Энергетическая установка
состав и тип
2 вала
3 вала
2 ПТУ
3 ПТУ "AEG"
? ПК
18 ПК "Yarrow" (12 угольных, 8 нефтяных)
мощность
проектная
26000/34 500 л.с.
40 000 л.с.
Ходовые данные
скорость
проектная
21/23 уз.
23 уз.
запас топлива
2959-3600 т угля + 200 т нефти
дальность плавания
2500 миль
Дополнительные данные
корпус
стальной, с продольно-поперечным набором
управление
1 полубалансирный руль
стоимость (в фунтах стерлингов)
1 млн. 693 тыс.
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа
первоначальный проект
окончательный проект
главный пояс
до 254 мм
250-80 мм
траверсы
180 мм
башни
до 254 мм
до 250 мм
барбеты
до 250 мм
казематы
180 мм
палубы
до 50 мм
40 мм (скосы 75) мм
рубка
до 300 мм
300-200 мм
ВООРУЖЕНИЕ
первоначальный проект (бортовой залп ГК: 3840 кг)
окончательный проект (бортовой залп ГК: 5120 кг)
вариант вооружения для германского флота (бортовой залп ГК: 3600 кг)
6-356 мм/45 (762 м/с, +15°, 18200 м, 1,25-1,75 м/с)
8-356 мм/45 (762 м/с, +15°, 18200 м, 1,25-1,75 в/с)
8-305 мм/50 (855 м/с, -5,5°+16°; 20400 м)
8-152 мм/50 (853 м/с, +15°, 13720 м, 6 в/мин)
12-152/50 мм (853 м/с, +15°, 13720 м, 6 в/мин)
12-150 мм/45 (835 м/с, 16800 м)
8-76 мм
12-75 мм
12-88 мм
4-37 мм
2 торпедных аппарата - 450 мм
3 (5) подводных торпедных аппаратов - 500 мм
Первоначально греческая кораблестроительная программа 1911 года выглядела довольно скромно, но после сообщений о заказе Турцией двух дредноутов она была основательно откорректирована. В соответствии с ней в июле 1912 года германской верфи "Vulcan" заказали линкор весьма оригинального проекта. Предполагалось, что это будет небольшой 13 500-тонный корабль с двухвальной паротурбинной установкой, скоростью 21 узел и вооружением из шести 356-мм орудий в трех двухорудийных башнях, расположенных линейно в диаметральной плоскости корабля. Первоначально планировалось назвать его "Vasileus Georgios".
Но уже на стадии проектирования стало ясно, что сочетание 14-дюймовых пушек и столь малого водоизмещения практически невыполнимо. Чертежи переработали заново, и греческий линкор из "гадкого утенка" превратился в полноценный, хотя и очень компактный, дредноут, впервые в Европе имевший на вооружении 356-мм артиллерию. В его конструкции немцы использовали опыт постройки линкоров типа "Kaiser".
"Σαλαμίς" (такое название получил греческий корабль - в честь знаменитого сражения древности, которое принято называть Саламинским) заложили в июле 1913 года. Его стоимость по контракту составила 1 млн. 693 тыс. фунтов стерлингов, срок поставки - март 1915 года. Артиллерия была заказана в США фирме "Бетлехем Стил".
После начала мировой войны немцы прекратили строительство греческого линкора не сразу. Греция долго сохраняла нейтралитет, а в ее правительстве имелось сильное прогерманское лобби. Немцы, конечно же, хотели вовлечь эту страну в ряды своих союзников. В ноябре 1914 года "Σαλαμίς" спустили на воду. Но полтора месяца спустя достройку корабля прекратили: у верфи в Гамбурге хватало работы и для кайзеровского флота, а вступление Греции на стороне Тройственного союза уже выглядело крайне маловероятным.
Немцы рассматривали вариант достройки "Σαλαμίς" для своего флота (предполагалось переименовать его в "Tirpitz"), но быстро отказались от этой затеи: во-первых, для него не было орудий, а во-вторых, он явно не соответствовал требованиям, которые предъявляли немцы к своим собственным кораблям. Греки заказали орудия главного калибра в США, и в корпусе уже были смонтированы барбеты под американские башни. Переделка их потребовала бы таких больших затрат, на которые Германия не пошла.
"Σαλαμίς" был поставлен на прикол у заводской стенки. После окончания войны Греция подняла вопрос о возврате недостроенного корабля. Однако предназначавшиеся ему 14-дюймовые пушки уже были "пристроены": американцы передали их англичанам, а те установили в 1915 году на своих мониторах "Abercrombie", "Havelock", "Raglan" и "Roberts". фирма-изготовитель пыталась передать недостроенный корабль заказчикам, которые были обязаны заплатить 450 000 фунтов. Греки платить отказались. Начался судебный процесс, который завершился только в 1932 году. Греции все же пришлось заплатить 30 000 фунтов, а корабль 23 апреля 1932 стал собственностью немецкой фирмы и был немедленно продан на металл. В декабре 1932 года основательно проржавевший линкор отбуксировали в Бремен и там разобрали.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на русском
1
Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
2
Балакин С. - Эпидемия дредноутной лихорадки. // журнал "Моделист-конструктор".-1995.-№8.
+
некоторые материалы с интернет-форумов
последнее обновление: 8.10.2018
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine)
Греческий военно-морской флот (Ελληνικό Πολεμικό Ναυτικό)