Оглавление → Броненосцы и линкоры → Salamis
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Линейный корабль (Linienschiff, Grosslinienschiff)
Греция / Германия, недостроен, 1 ед. Salamis / Tirpitz *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Первоначально греческая кораблестроительная программа 1911 года выглядела довольно скромно, но после сообщений о заказе Турцией двух дредноутов она была основательно откорректирована. В соответствии с ней в июле 1912 года германской верфи "Vulcan" заказали линкор весьма оригинального проекта. Предполагалось, что это будет небольшой 13 500-тонный корабль с двухвальной паротурбинной установкой, скоростью 21 узел и вооружением из шести 356-мм орудий в трех двухорудийных башнях, расположенных линейно в диаметральной плоскости корабля. Первоначально планировалось назвать его "Vasileus Georgios". Но уже на стадии проектирования стало ясно, что сочетание 14-дюймовых пушек и столь малого водоизмещения практически невыполнимо. Чертежи переработали заново, и греческий линкор из "гадкого утенка" превратился в полноценный, хотя и очень компактный, дредноут, впервые в Европе имевший на вооружении 356-мм артиллерию. В его конструкции немцы использовали опыт постройки линкоров типа "Kaiser". "Σαλαμίς" (такое название получил греческий корабль - в честь знаменитого сражения древности, которое принято называть Саламинским) заложили в июле 1913 года. Его стоимость по контракту составила 1 млн. 693 тыс. фунтов стерлингов, срок поставки - март 1915 года. Артиллерия была заказана в США фирме "Бетлехем Стил". После начала мировой войны немцы прекратили строительство греческого линкора не сразу. Греция долго сохраняла нейтралитет, а в ее правительстве имелось сильное прогерманское лобби. Немцы, конечно же, хотели вовлечь эту страну в ряды своих союзников. В ноябре 1914 года "Σαλαμίς" спустили на воду. Но полтора месяца спустя достройку корабля прекратили: у верфи в Гамбурге хватало работы и для кайзеровского флота, а вступление Греции на стороне Тройственного союза уже выглядело крайне маловероятным. Немцы рассматривали вариант достройки "Σαλαμίς" для своего флота (предполагалось переименовать его в "Tirpitz"), но быстро отказались от этой затеи: во-первых, для него не было орудий, а во-вторых, он явно не соответствовал требованиям, которые предъявляли немцы к своим собственным кораблям. Греки заказали орудия главного калибра в США, и в корпусе уже были смонтированы барбеты под американские башни. Переделка их потребовала бы таких больших затрат, на которые Германия не пошла. "Σαλαμίς" был поставлен на прикол у заводской стенки. После окончания войны Греция подняла вопрос о возврате недостроенного корабля. Однако предназначавшиеся ему 14-дюймовые пушки уже были "пристроены": американцы передали их англичанам, а те установили в 1915 году на своих мониторах "Abercrombie", "Havelock", "Raglan" и "Roberts". фирма-изготовитель пыталась передать недостроенный корабль заказчикам, которые были обязаны заплатить 450 000 фунтов. Греки платить отказались. Начался судебный процесс, который завершился только в 1932 году. Греции все же пришлось заплатить 30 000 фунтов, а корабль 23 апреля 1932 стал собственностью немецкой фирмы и был немедленно продан на металл. В декабре 1932 года основательно проржавевший линкор отбуксировали в Бремен и там разобрали.
|