ОглавлениеПарусные корабли → Курляндские корветы (шлюпы)

  Парусные корабли  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Курляндские корветы, шлюпы, флейты
(Korvette, Schaluppe, Fleut)
Курляндия, 1648-1687 гг. не менее 22 ед.


шлюп или флейт голландского типа

*
Lux (I)
*
Lux (II)
*
Crocodill
*
Pietas
*
Levitas
*
Clementia
*
Concordia
*
Fortuna
*
Parsimonia
*
Johannes der Evangelist
*
Johannes der Täuffer
*
Herzoginne Loyise Charlotte von Churlandt
*
Der Jungste Prinz von Churlandt
*
Jacobus minor
*
Ringeltaube
*
Meve von Churlandt
*
Meve (II)
*
Drey Heringe
*
Grönlandfahrer
*
Islandfahrer
*
Einhorn
*
Walfiehs
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
пушек имя место постройки дата постройки примечания
1 28 Lux ? 1648 ? в 1648 – захвачен испанцами у Остенде.
2 24 Pietas ? 1651 ? 06.1666 арестован в Голландии.
3 24 Crocodill ? 1651 ? Упоминается до 1660 года.
4 24 Johannes der Evangelist ? 1652 ? Упоминается только в 1652 году.
5 20 Johannes der Täuffer ? 165? Нет данных.
6 24 Levitas ? 1654 ? Упоминается до 1659 года.
7 24 Wappen der Herzoginne Loyise Charlotte von Churlandt ? 1656 ? = Herzoginne Loyise Charlotte von Churlandt, упоминается до 1660 г.
8 20 Clementia ? 1658 ? В 1658-1660 - арендован Бранденбургским флотом.
9 16 Concordia ? 1658 ? В октябре 1658 захвачен шведами и сожжён.
10 15 Lux ? 1658 ? Упоминается до 1659 г.
11 24 Der Jungste Prinz von Churlandt ? 1658 ? = Prinz von Churlandt, упоминается только в 1658 г.
12 24 Jacobus minor Виндау 1658 1659 захвачен шведами.
13 24 Fortuna ? 16?? Нет данных.
14 24 Ringeltaube ? 16?? Нет данных.
15 20 Drey Heringe ? 16?? Нет данных.
16 24 Parsimonia ? 1665 ? Упоминается до 1675 г.
17 24 Grönlandfahrer ? 16?? Нет данных.
18 ? Islandfahrer ? 1668 ? Упоминается только в 1668 г.
19 20 Meve von Churlandt ? 1669 ? В 1672 захвачен французами.
20 ? Einhorn ? 1673 Упоминается до 1680 г.
21 20 Meve Виндау 1676 Нет данных.
22 24 Walfiehs Виндау 1676 ? В 1681 захвачен пиратами.
ТТХ
известно только:
Lux - вместимость 100 ластов (ок. 200 т)
Patentia - вместимость 120 ластов (ок. 240 т)
Clementia - вместимость 60 ластов (ок. 120 т)
Concordia - вместимость 80 ластов (ок. 160 т)
Lux (II) - вместимость 100 ластов (ок. 200 т)
ВООРУЖЕНИЕ
15-24 пушки

 

Термин "шлюп" (англ. sloop) — корабль, не имеющий ранга, с рейтингом «24-пушечный» или ниже, и потому не требующий командира в звании капитан, появился в Британском флоте в XVIII веке, термин "корвет", по-видимому, пришёл из военно-морского флота Франции в 1670-х годах, чтобы обозначить небольшой, маневренный, легко вооруженный военный корабль, меньший, чем фрегат, и больший, чем шлюп. В указанный период эти термины ещё не использовались, либо не нашли широкого применения, однако, широко применяются в использованных источниках (более позднего времени). Возможно под названием "корвет(шлюп)" подразумевается голландский флейт, который в те времена был широко распространён. Руководили постройкой кораблей в Курляндии, как правило, голландские мастера, поэтому наличие в составе флота флейтов более, чем вероятно.

Данные о них, как и о других курляндских кораблях, очень отрывочны. Во многих источниках указано только количество пушек - 15...24, либо указывалось, что это "корабль без ранга". И то и другое не позволяет уверенно судить о типе корабля - это мог оказаться и фрегат со снятыми для освобождения места под груз пушками, и крупный торговец, с небольшим количеством пушек для самообороны.

В эпоху повальной неграмотности матросов, а часто и командиров, вместо надписи на борту, название указывалось гербом или другим изображением на корме. Иногда оно дополнялось надписью (обычно - на латыни), которая могла быть не названием, а девизом. Поэтому, даже в документах один и тот же корабль мог иметь несколько вариаций имени. В курляндских документах того времени к имени корабля обычно добавлялся артикль. Имена, записанные в документах на латыни, писались обычно без артикля, но бывали и исключения. Ниже для каждого корабля указаны все известные варианты написания имени.

Lux

Вероятно, корабли типа флейтов использовались в Курляндии ещё с 30-х годов, но лишь в 1648 году есть упоминание о том, что в Остенде испанцы захватили или арестовали некий Der Lux (Рысь = Luchs, возможно, тогда грамматика отличалась). Количество пушек не известно, но зато указана вместимость - 100 ластов (ок. 200 т), что вполне подходит для флейта.

Pietas и Crocodill

24-пушечный корветы (шлюпы) Die Pietas (Благочестие) и Der Crocodill (Крокодил) активно участвовали в колониальной торговле. Первый раз они прибыли в Гамбию на рождество 1651 года с товарами из Курляндии для торговли с местными жителями и с 60-70 солдатами и благополучно вернулись из Гамбии с товарами, по пути посетив Эльсинор.

В 1653 Crocodill вновь ходил в Гамбию, посетив по пути Норвегию, а в конце апреля 1654 снова вышел в Гамбию и Pietas - в составе экспедиции из 4 судов, которой командовал датский полковник Зейц. Они пришли на о. Св. Андрея, но тут Зейцу не понравилось назначение его губернатором и он отправился обратно и сбежал в Гамбурге, украв 15.000 талеров. Затем корабли использовались на каботажных линиях. Crocodill, к примеру, в 1655 и 1658 годах ходил из Виндау в Энгури и Каугури.

При захвате Курляндии шведами в октябре 1658 года Crocodill (на тот момент с 12 пушками) спасся из Виндау в Данциг, где оставался до заключения Оливского мира. Местонахождение Pietas в этот период неизвестно, но позже он снова появляется в хрониках - в июне 1666 шлюп был арестован в Голландии. Это мог оказаться и новый корабль с таким именем. Позже он был перекуплен у голландцев бранденбургским курфюрстом за 27.000 флоринов.

Johannes der Evangelist и Johannes der Täuffer

Про 24-пушечный корвет (шлюп) Johannes der Evangelist (Евангелист Иоанн) известно, что в 1652 году он ходил из Виндау в Энгури и Каугури. О 20-пушечном Johannes der Teuffer (Иоанн Креститель) не известно ничего.

Levitas

24-пушечный корвет (шлюп) Die Levitas (Лёгкость) практически всю службу использовался на каботажной линии из Виндау в Энгури и Каугури: в 1654 (1 раз), 1656 (3 раза), 1657 (3 раза) и 1658 (5 раз). При захвате Курляндии шведами в октябре 1658 года корабль эвакуировался из Виндау в Данциг, где находился до марта 1659 года.

Wappen der Herzoginne Loyise Charlotte von Churlandt

24-пушечный корвет (шлюп) Das Wappen der Herzoginne Loyise Charlotte von Churlandt (Герб герцогини курляндской Луизы Шарлотты) впервые упоминается в 1656 году, а захват Курляндии шведами в 1658-1660 годах он пережидал в английских портах, при этом имея 32 пушки.

Clementia и Concordia

20-пушечный корвет (шлюп) Die Clementia (Кротость) и 18-пушечный Die Concordia (Согласие) в 1658 году предназначались для доставки в Гамбию грузов для колонистов. Вооружение на обоих было сокращено для размещения грузов: Clementia - 60 ластов груза (ок. 120 т) и 6 пушек, Concordia - 70-80 ластов груза (ок. 140-160 т) и 12 пушек. Clementia успешно выполнила рейс и на обратном пути с 46-п. кораблём Pax в октябре 1658 зашла в Копенгаген, где встретили направляющийся в Гамбию Concordia. Там экипажи узнали о войне со Швецией и пленении герцога Якоба. При попытке выйти в дальнейший путь Concordia был захвачен шведами и сожжён. Во избежание захвата Clementia и Pax формально перешли в состав Бранденбургского флота под видом аренды. По окончании войны в 1660 корабли вернулись в Курляндию. Дальнейшая судьба неизвестна.

Lux

15-пушечный корвет (шлюп) Der Lux (Рысь) готовился в транспортный рейс и при этом был почти разоружён, что бы освободить место для груза - 100 ластов (ок. 200 т) груза и всего 2 пушки. При захвате Курляндии шведами в октябре 1658 года он эвакуировался из Виндау в Данциг, где находился до 1659 года.

Prinz von Churlandt

24-пушечный корвет (шлюп) Der Prinz von Churlandt (Курляндский принц), который также называют Der jungste Prinz von Churlandt (Младший курляндский принц) просто упоминается в 1558 году безо всяких подробностей.

Jacobus Minor

24-пушечный корвет (шлюп) Jacobus Minor (Малый Яков) строился в Виндау и уже был спущен на воду, когда в октябре 1658 года шведы захватили Курляндию. В 1659 так и не достроенный шлюп был либо сожжён, либо уведён шведами.

Fortuna, Ringeltaube и Drey Heringe

Кроме того, встречается упоминание ещё о трёх корветах (шлюпах) без даты и другой информации: о 24-пушечном Die Fortuna (Удача), 24-пушечном Die Ringeltaube (Вяхирь, вид голубя) и 20-пушечном Die Drey Heringe (Три селёдки).

ПОСЛЕ ШВЕДСКОЙ ВОЙНЫ

Война 1658-1660 гг. нанесла Курляндии огромный ущерб, многие корабли были потеряны, верфи разрушены, производство и торговля – остановлены. Якоб принялся восстанавливать экономику, построил крупную верфь в Либаве, восстановил верфи в Виндаве и Голдингене и стал воссоздавать флот, но достичь уровня благосостояния 1655 года уже не представлялось возможным.

Parsimonia

Первое послевоенное упоминание о новом корвете (шлюпе): 24-пушечный Parsimonia (Бережливость). В 1665 он ходил из Виндау в Энгури и Каугури, 1666 – ещё 3 раза в Энгури и Каугури и один раз из Виндау во Францию с грузом в 468 тонн льняного семени, с 1668 по 1671 он каждый год выполнял по три плавания в Энгури и Каугури, а с 1672 по 1675 – по 2 плавания туда же. Кроме того, в 1673 он выполнил рейс из Виндау в зап. Европу.

Grönlandfahrer и Islandfahrer

Упоминаются также два "ходока": 24-пушечный Der Grönlandfahrer (Ходок в Гренландию) без даты и данных о службе и Der Islandfahrer (Ходок в Исландию), про который известно, что он выполнил дальний рейс в 1668 году, посетив Копенгаген, Эльсинор, Тобаго и Барбадос, однако не указан ни тип, ни вооружение.

Meve von Churlandt, Meve (II) и Walfiehs

20-пушечный корвет (шлюп) Die Meve von Churlandt (Курляндская чайка) в 1669 году 2 раза ходил из Виндау в Энгури и Каугури, в 1670 ушёл на Тобаго, но по пути зашёл в английский Ньюкасл, вероятно на ремонт, а в 1671 году продолжил рейс. При возвращении в 1672 году был захвачен французами. Также упоминается 20-пушечный Die Meve (Чайка), ушедший из Виндау на Тобаго в том же 1672 году. Не исключено, что это один и тот-же корабль. Как бы там ни было, в 1676 году в Виндау был построен новый 20-пушечный корвет (шлюп) Die Meve вместе с 24-пушечным Der Walfiehs (Кит). Дальнейшая судьба обоих неизвестна.

Einhorn

Упомянутый в хрониках Das Einhorn (Единорог) не обозначен ни типом, ни количеством пушек, но судя по его рейсам, он не мог быть меньше шлюпа. Известно, что этот корабль был захвачен голландцами в 1673 году на пути в Гамбию и Тобаго, но позже освобождён и в 1675 снова отправился на Тобаго, зайдя по пути в Копенгаген. Известно также, что в 1680 он прибыл в Амстердам.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на английском
1 R. C. Anderson. Naval wars in the Baltic during the Sailing Ship Epoch
на латышском
2 J. Juškevič "Hercoga Jēkaba laikmets Kurzemē" Rīga 1931
3 G. Bundure „Senatnē Latvijās kolonijās: Gambija, Tobago” Rīga 1992.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 10.04.2019

 




 

 

Типичный голландский флейт XVII века.

Типичный голландский флейт XVII века.

22-пушечный корвет французской постройки 1697 г.

Схема корвета-шлюпа из латышского источника о Курляндии,
относится, однако, уже к XVIII-XIX векам.

Чертёж-схема шлюпа-корвета.

Колониальный корабль XVII века.

Вооружённый флейт XVII века.

Традиционный 30-п корвет XVII-XVIII веков.
Следующая страница - Курляндские малые и неустановленные корабли (галиоты, яхты).
Предыдущая страница - Курляндские 1-дечные фрегаты