Оглавление → Парусные корабли → Курляндские корветы (шлюпы)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курляндские корветы, шлюпы, флейты
(Korvette, Schaluppe, Fleut) Курляндия, 1648-1687 гг. не менее 22 ед. шлюп или флейт голландского типа * Lux (I) * Lux (II) * Crocodill * Pietas * Levitas * Clementia * Concordia * Fortuna * Parsimonia * Johannes der Evangelist * Johannes der Täuffer * Herzoginne Loyise Charlotte von Churlandt * Der Jungste Prinz von Churlandt * Jacobus minor * Ringeltaube * Meve von Churlandt * Meve (II) * Drey Heringe * Grönlandfahrer * Islandfahrer * Einhorn * Walfiehs *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Термин "шлюп" (англ. sloop) — корабль, не имеющий ранга, с рейтингом «24-пушечный» или ниже, и потому не требующий командира в звании капитан, появился в Британском флоте в XVIII веке, термин "корвет", по-видимому, пришёл из военно-морского флота Франции в 1670-х годах, чтобы обозначить небольшой, маневренный, легко вооруженный военный корабль, меньший, чем фрегат, и больший, чем шлюп. В указанный период эти термины ещё не использовались, либо не нашли широкого применения, однако, широко применяются в использованных источниках (более позднего времени). Возможно под названием "корвет(шлюп)" подразумевается голландский флейт, который в те времена был широко распространён. Руководили постройкой кораблей в Курляндии, как правило, голландские мастера, поэтому наличие в составе флота флейтов более, чем вероятно. Данные о них, как и о других курляндских кораблях, очень отрывочны. Во многих источниках указано только количество пушек - 15...24, либо указывалось, что это "корабль без ранга". И то и другое не позволяет уверенно судить о типе корабля - это мог оказаться и фрегат со снятыми для освобождения места под груз пушками, и крупный торговец, с небольшим количеством пушек для самообороны. В эпоху повальной неграмотности матросов, а часто и командиров, вместо надписи на борту, название указывалось гербом или другим изображением на корме. Иногда оно дополнялось надписью (обычно - на латыни), которая могла быть не названием, а девизом. Поэтому, даже в документах один и тот же корабль мог иметь несколько вариаций имени. В курляндских документах того времени к имени корабля обычно добавлялся артикль. Имена, записанные в документах на латыни, писались обычно без артикля, но бывали и исключения. Ниже для каждого корабля указаны все известные варианты написания имени. Lux Вероятно, корабли типа флейтов использовались в Курляндии ещё с 30-х годов, но лишь в 1648 году есть упоминание о том, что в Остенде испанцы захватили или арестовали некий Der Lux (Рысь = Luchs, возможно, тогда грамматика отличалась). Количество пушек не известно, но зато указана вместимость - 100 ластов (ок. 200 т), что вполне подходит для флейта. Pietas и Crocodill 24-пушечный корветы (шлюпы) Die Pietas (Благочестие) и Der Crocodill (Крокодил) активно участвовали в колониальной торговле. Первый раз они прибыли в Гамбию на рождество 1651 года с товарами из Курляндии для торговли с местными жителями и с 60-70 солдатами и благополучно вернулись из Гамбии с товарами, по пути посетив Эльсинор. В 1653 Crocodill вновь ходил в Гамбию, посетив по пути Норвегию, а в конце апреля 1654 снова вышел в Гамбию и Pietas - в составе экспедиции из 4 судов, которой командовал датский полковник Зейц. Они пришли на о. Св. Андрея, но тут Зейцу не понравилось назначение его губернатором и он отправился обратно и сбежал в Гамбурге, украв 15.000 талеров. Затем корабли использовались на каботажных линиях. Crocodill, к примеру, в 1655 и 1658 годах ходил из Виндау в Энгури и Каугури. При захвате Курляндии шведами в октябре 1658 года Crocodill (на тот момент с 12 пушками) спасся из Виндау в Данциг, где оставался до заключения Оливского мира. Местонахождение Pietas в этот период неизвестно, но позже он снова появляется в хрониках - в июне 1666 шлюп был арестован в Голландии. Это мог оказаться и новый корабль с таким именем. Позже он был перекуплен у голландцев бранденбургским курфюрстом за 27.000 флоринов. Johannes der Evangelist и Johannes der Täuffer Про 24-пушечный корвет (шлюп) Johannes der Evangelist (Евангелист Иоанн) известно, что в 1652 году он ходил из Виндау в Энгури и Каугури. О 20-пушечном Johannes der Teuffer (Иоанн Креститель) не известно ничего. Levitas 24-пушечный корвет (шлюп) Die Levitas (Лёгкость) практически всю службу использовался на каботажной линии из Виндау в Энгури и Каугури: в 1654 (1 раз), 1656 (3 раза), 1657 (3 раза) и 1658 (5 раз). При захвате Курляндии шведами в октябре 1658 года корабль эвакуировался из Виндау в Данциг, где находился до марта 1659 года. Wappen der Herzoginne Loyise Charlotte von Churlandt 24-пушечный корвет (шлюп) Das Wappen der Herzoginne Loyise Charlotte von Churlandt (Герб герцогини курляндской Луизы Шарлотты) впервые упоминается в 1656 году, а захват Курляндии шведами в 1658-1660 годах он пережидал в английских портах, при этом имея 32 пушки. Clementia и Concordia 20-пушечный корвет (шлюп) Die Clementia (Кротость) и 18-пушечный Die Concordia (Согласие) в 1658 году предназначались для доставки в Гамбию грузов для колонистов. Вооружение на обоих было сокращено для размещения грузов: Clementia - 60 ластов груза (ок. 120 т) и 6 пушек, Concordia - 70-80 ластов груза (ок. 140-160 т) и 12 пушек. Clementia успешно выполнила рейс и на обратном пути с 46-п. кораблём Pax в октябре 1658 зашла в Копенгаген, где встретили направляющийся в Гамбию Concordia. Там экипажи узнали о войне со Швецией и пленении герцога Якоба. При попытке выйти в дальнейший путь Concordia был захвачен шведами и сожжён. Во избежание захвата Clementia и Pax формально перешли в состав Бранденбургского флота под видом аренды. По окончании войны в 1660 корабли вернулись в Курляндию. Дальнейшая судьба неизвестна. Lux 15-пушечный корвет (шлюп) Der Lux (Рысь) готовился в транспортный рейс и при этом был почти разоружён, что бы освободить место для груза - 100 ластов (ок. 200 т) груза и всего 2 пушки. При захвате Курляндии шведами в октябре 1658 года он эвакуировался из Виндау в Данциг, где находился до 1659 года. Prinz von Churlandt 24-пушечный корвет (шлюп) Der Prinz von Churlandt (Курляндский принц), который также называют Der jungste Prinz von Churlandt (Младший курляндский принц) просто упоминается в 1558 году безо всяких подробностей. Jacobus Minor 24-пушечный корвет (шлюп) Jacobus Minor (Малый Яков) строился в Виндау и уже был спущен на воду, когда в октябре 1658 года шведы захватили Курляндию. В 1659 так и не достроенный шлюп был либо сожжён, либо уведён шведами. Fortuna, Ringeltaube и Drey Heringe Кроме того, встречается упоминание ещё о трёх корветах (шлюпах) без даты и другой информации: о 24-пушечном Die Fortuna (Удача), 24-пушечном Die Ringeltaube (Вяхирь, вид голубя) и 20-пушечном Die Drey Heringe (Три селёдки). ПОСЛЕ ШВЕДСКОЙ ВОЙНЫ Война 1658-1660 гг. нанесла Курляндии огромный ущерб, многие корабли были потеряны, верфи разрушены, производство и торговля – остановлены. Якоб принялся восстанавливать экономику, построил крупную верфь в Либаве, восстановил верфи в Виндаве и Голдингене и стал воссоздавать флот, но достичь уровня благосостояния 1655 года уже не представлялось возможным. Parsimonia Первое послевоенное упоминание о новом корвете (шлюпе): 24-пушечный Parsimonia (Бережливость). В 1665 он ходил из Виндау в Энгури и Каугури, 1666 – ещё 3 раза в Энгури и Каугури и один раз из Виндау во Францию с грузом в 468 тонн льняного семени, с 1668 по 1671 он каждый год выполнял по три плавания в Энгури и Каугури, а с 1672 по 1675 – по 2 плавания туда же. Кроме того, в 1673 он выполнил рейс из Виндау в зап. Европу. Grönlandfahrer и Islandfahrer Упоминаются также два "ходока": 24-пушечный Der Grönlandfahrer (Ходок в Гренландию) без даты и данных о службе и Der Islandfahrer (Ходок в Исландию), про который известно, что он выполнил дальний рейс в 1668 году, посетив Копенгаген, Эльсинор, Тобаго и Барбадос, однако не указан ни тип, ни вооружение. Meve von Churlandt, Meve (II) и Walfiehs 20-пушечный корвет (шлюп) Die Meve von Churlandt (Курляндская чайка) в 1669 году 2 раза ходил из Виндау в Энгури и Каугури, в 1670 ушёл на Тобаго, но по пути зашёл в английский Ньюкасл, вероятно на ремонт, а в 1671 году продолжил рейс. При возвращении в 1672 году был захвачен французами. Также упоминается 20-пушечный Die Meve (Чайка), ушедший из Виндау на Тобаго в том же 1672 году. Не исключено, что это один и тот-же корабль. Как бы там ни было, в 1676 году в Виндау был построен новый 20-пушечный корвет (шлюп) Die Meve вместе с 24-пушечным Der Walfiehs (Кит). Дальнейшая судьба обоих неизвестна. Einhorn Упомянутый в хрониках Das Einhorn (Единорог) не обозначен ни типом, ни количеством пушек, но судя по его рейсам, он не мог быть меньше шлюпа. Известно, что этот корабль был захвачен голландцами в 1673 году на пути в Гамбию и Тобаго, но позже освобождён и в 1675 снова отправился на Тобаго, зайдя по пути в Копенгаген. Известно также, что в 1680 он прибыл в Амстердам.
|