Оглавление → Парусные корабли → Курляндские фрегаты
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курляндские фрегаты
(Fregatte) Курляндия, 1642-1681 гг. не менее 22 ед. типичный 28-пушечный фрегат голландского типа, конец XVII - начало XVIII в. * Röther Löwe * Wappen von Churlandt (I) * Wappen von Churlandt (II) * Wappen von Hessen-Homburg * Große Chur * König David * Neptunus * Orpheus * Elendt * Walfiehs * Cabeljau * Concordia * Constantia * Innocentia * Invidia * Patentia * Prudentia * Temperantia (I) * Temperantia (II) * Fidelitas * Mohr (I) * Mohr (II) * Blumentopf * L´Esperance *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Простые фрегаты строились в Курляндии для основания и поддержки колоний, доставки грузов в колонии и обратно, для конвоирования транспортов и защиты их от пиратов. Руководили постройкой, как правило, голландские мастера. Данные о них, как и о других курляндских кораблях, очень отрывочны. Во многих источниках они указаны, как фрегаты, но в те года это слово обычно не использовалось, писали - 28...36-пушечный корабль или корабль 5 ранга. В эпоху повальной неграмотности матросов, а часто и командиров, вместо надписи на борту, название указывалось гербом или другим изображением на корме. Иногда оно дополнялось надписью (обычно - на латыни), которая могла быть не названием, а девизом. Поэтому, даже в документах один и тот же корабль мог иметь несколько вариаций имени. В курляндских документах того времени к имени корабля обычно добавлялся артикль. Имена, записанные в документах на латыни, писались обычно без артикля, но бывали и исключения. Ниже для каждого корабля указаны все известные варианты написания имени. Röther Löwe и Wappen von Churlandt Первый настоящий "фрегат" курляндского флота, 28-пушечный галеон Röther Löwe (Красный лев, иначе - Der röthe Löwe), был построен по заказу в Амстердаме за 19.000 флоринов в 1642 году. В том же году вместе с 36-пушечным Wappen von Churlandt (Герб Курляндии, с артиклем - Das Wappen von Churlandt), с 300 поселенцами на борту они пытались основать поселение на северном берегу острова Тобаго, но были отогнаны карибами, а в 1643 оба корабля были захвачены голландцами (возможно, арестованы в Голландии на обратном пути). Elendt (Gekrontes Elendt von Churlandt) Про 34-пушечный фрегат Elendt (Олень, Das Elendt) известно, что он был первым трёхмачтовым кораблём, построенным в Виндау весной-летом 1642 года и вооружён малокалиберными пушками. В 1645 у Доггербанки испанские пираты ограбили корабль Gekrontes Elendt von Churlandt (Коронованный курляндский олень, Das gekronte Elendt von Churlandt), их добычей стали 55 ластов груза (ок. 110 т). В этом сообщении тип судна не указан, это может быть выше названный фрегат с таким же успехом, как и совершенно другой корабль. Walfiehs 3 сентября 1651 года 30-пушечный фрегат Walfiehs (Кит, Der Walfiehs, встречается также английское написание Walfisch) вышел в Африку, в Амстердаме погрузил роту пехотинцев для закрепления в Гвинее, и 25 октября прибыл в устье реки Гамбии. Здесь агенты герцога купили у местного правителя остров, запиравший выход в море из реки и назвали его о. Св. Андрея. Во время второго похода в Гамбию корабль был остановлен голландцами перед самым островом и отправлен назад. В 1657 году корабль погиб у берегов Ирландии. Neptunus и Temperantia Про 30-пушечный Der Neptunus (Нептун) известно лишь то, что в 1651 году он ходил из Виндау в Энгури и Каугури, а в 1653 был застрахован в Амстердаме за 37.200 флоринов. Другой 30-пушечный фрегат, Die Temperantia (Умеренность) в 1651 году ходил из Виндау в Энгури и Каугури аж 4 раза. Он повторил эти рейсы в 1652 (2 раза) и в 1653 (2 раза), после чего в 1653 отправился в Гамбию, но по пути был захвачен голландцами. Wappen von Churlandt (II) Das Wappen von Churlandt (Герб Курляндии) упоминается впервые в 1652 году, как 36-пушечный фрегат, но в 1652 также называют фрегат Das Wappen von Churlandt und des eysernen Mannes (Герб Курляндии и железного человека), указанный, то как 40-пушечный, то как 32-пушечный. Он мог быть двухдечным, но об этом нет никакой информации. Сложно сказать, был ли это один и тот-же корабль или разные. В сентябре 1652 герцог Якоб послал в Гамбию 3 корабля ("Die Große Chur", 34-п. "Die Patentia" и "Das Wappen von Churlandt"). Во главе этой экспедиции был поставлен голландский авантюрист Якоб де Мулен. Придя в Копенгаген он распродал товары с кораблей, а деньги пропил, в конце концов офицеры взбунтовались и арестовали его. Экспедиция вернулась в Виндау, при этом "Das Wappen von Churlandt" получил приказ герцога перевезти майора Деннингера с несколькими ротами пехоты из Дании в Польшу. Последнее упоминание о корабле относится к началу войны со Швецией в 1658. Это известие застало корабль в Копенгагене с 300 ластами груза (ок. 600 т) и сокращённым до 32 пушек вооружением. Больше он нигде не упоминается, вполне вероятно, он был продан в Копенгагене. Prudentia, Patentia и Große Chur 28-пушечный Die Patentia (Терпение) и фрегат Die Große Chur (Великая курия) в сентябре 1652 участвовали в неудачной экспедиции Якоба де Мулена, о чём написано выше. А 34-пушечный Die Prudentia (Мудрость) в этом году смог дойти до Гамбии, а в 1654 посетил её во второй раз. Die Patentia и Die Große Chur всё-же сходили удачно в Гамбию в 1653 году, доставив туда роту войск (5 офицеров, 14 сержантов, 67 солдат). В 1657 году Die Patentia был назначен для путешествия в Индию (?). Нападение шведов на Курляндию застало все три фрегата в заграничных плаваниях. Die Patentia и Die Prudentia укрылись в Амстердаме со 120/180 ластами груза соответственно (ок. 240/360 т) и сокращённым до 18 и 20 пушек вооружением. Die Große Chur был в это время в Копенгагене и в 1659 погиб при поражении датчан от шведов. За это датский король выдал герцогу Якобу соляную привилегию в Норвегии. Die Patentia в 1660 была захвачена португальцами у Лиссабона, послевоенная судьба Die Prudentia неизвестна. Invidia, Temperantia (II), Innocentia, Constantia и Concordia 32-пушечный Invidia (Зависть, ревность) в первом же рейсе в Гамбию в 1653 был захвачен голландцами. А 30-пушечный Die Temperantia (Умеренность) много раз ходил из Виндау в Энгури и Каугури - в 1654 (2 раза), 1656 (2 раза), 1657 (3 раза) и 1658 (4 раза). При нападении шведов на Курляндию в октябре 1658 он успел со 100 ластами груза и совсем без пушек уйти в Мемель, откуда через Зунд - в Амстердам, где упоминается в марте 1659 года, после чего его следы теряются. Также есть упоминания о 32-пушечном фрегате Constantia (Постоянство), погибшем в 1650-х годах. А о 32-пушечном Innocentia (Невинность) и 28-пушечном Concordia (Согласие) вообще нет никаких данных. König David и Fidelitas 32-пушечный фрегат Der König David (Царь Давид) в октябре 1658 перед самым нападением шведов ушёл с колонистами на Тобаго, 1659 – вернулся, но вынужден был укрыться в Любеке. Также ещё до вторжения успел уйти в Гамбург с грузом в 130 ластов ржи 20-пушечный фрегат Fidelitas (Доверие), при этом на борту имелось лишь 15 пушек. В Гамбурге он и пережидал войну. После войны упоминания об обоих кораблях более не встречаются. L´Esperance Необычным было французское имя L’Esperance (Надежда), принадлежащее 28-пушечному фрегату, про который больше ничего не известно. Можно только предположить, что корабль был приобретён во Франции (куплен, арендован или захвачен). Во французском флоте в тот период такое имя носили многие корабли, в основном это были каперы. Наиболее подходит по дате 26-пушечный L’Esperance, проданный французами в июне 1658 года, вполне возможно, что Курляндцам. ПОСЛЕ ШВЕДСКОЙ ВОЙНЫ Война 1658-1660 гг. нанесла Курляндии огромный ущерб, многие корабли были потеряны, верфи разрушены, производство и торговля – остановлены. Якоб принялся восстанавливать экономику, построил крупную верфь в Либаве, восстановил верфи в Виндаве и Голдингене и стал воссоздавать флот, но достичь уровня благосостояния 1655 года уже не представлялось возможным. Orpheus 32-пушечный фрегат "Der Orpheus" (Орфей) впервые упоминается в 1663 году, когда он ходил из Виндау в Энгури и Каугури с экипажем 22 человека (вероятно - опечатка, скорее всего - с 22 пушками). В 1676 он отправился в дальний рейс, но в сентябре 1676 был арестован в Роттердаме, в 1677 освобождён, но вновь захвачен французами у Дюнкерка. Вероятно, был снова возвращён, так, как упоминается ещё раз в 1680 году. Cabeljau 36-пушечный Der Cabeljau (Треска). Впервые имя упоминается в 1666 на ловле сельди в Северном море, но там не указан ни тип, ни количество пушек. В 1668 фрегат доставил из Норвегии в Виндау груз железа, затем следует долгий перерыв, о котором ничего не известно. В 1680 фрегат ходил из Виндау в Энгури и Каугури, в 1681 – в Амстердам, а в 1683 и 1684 – повторил рейсы из Виндау в Энгури и Каугури. Mohr (I) и Mohr (II) Про 32-пушечный фрегат Der Mohr (Мавр) известно только то, что в 1669 он посетил Гамбию и на обратном пути погиб у Ирландского побережья. В 1672 ему на замену был спущен на воду в Виндау аналогичный фрегат с тем же именем. Больше про него ничего не известно. Wappen von Hessen-Homburg Про 36-пушечный фрегат Das Wappen von Hessen-Homburg (Герб Гессен-Гомбурга) не известно больше ничего, но учитывая, что герцог Якоб выдал свою старшую дочь замуж Гессен-Кобургского за принца Фридриха 23 октября 1670 года, надо полагать, что корабль, названный в честь такого события, был построен в это время. Blumentopf В 1681 году на пути к Тобаго в руки пиратов попал 32-пушечный курляндский фрегат Der Blumentopf (Цветочный горшок). Такое странное имя, вероятно, было связано с изображением цветка на гербе, а современник, оставивший эту информацию, не знал, кому принадлежит этот герб.
|