ОглавлениеПарусные корабли → Курляндские фрегаты

  Парусные корабли  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Курляндские фрегаты
(Fregatte)
Курляндия, 1642-1681 гг. не менее 22 ед.


типичный 28-пушечный фрегат голландского типа, конец XVII - начало XVIII в.

*
Röther Löwe
*
Wappen von Churlandt (I)
*
Wappen von Churlandt (II)
*
Wappen von Hessen-Homburg
*
Große Chur
*
König David
*
Neptunus
*
Orpheus
*
Elendt
*
Walfiehs
*
Cabeljau
*
Concordia
*
Constantia
*
Innocentia
*
Invidia
*
Patentia
*
Prudentia
*
Temperantia (I)
*
Temperantia (II)
*
Fidelitas
*
Mohr (I)
*
Mohr (II)
*
Blumentopf
*
L´Esperance
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
пушек имя место постройки дата постройки примечания
1 28 Röther Löwe Амстердам 1642 в 1643 захвачен голландцами.
2 36 Wappen von Churlandt ? 1642 в 1643 захвачен голландцами.
3 34 Elendt ? 1642 ? =? Gekrontes Elendt von Churlandt, судьба неизвестна.
4 30 Walfiehs ? 1651 ? В 1657 погиб у берегов Ирландии.
5 30 Neptunus ? 1651 ? Упоминается до 1653 г.
6 30 Temperantia ? 1651 ? В 1653 захвачен голландцами.
7 36 Wappen von Churlandt (II) ? 1652 ? = Wappen von Churlandt und des eysernen Mannes, упоминается до 1658 г.
8 28 Patentia ? 1652 ? В 1660 захвачен португальцами.
9 34 Prudentia ? 1652 ? Упоминается до 1659 г.
10 ? Große Chur ? 1652 ? В 1659 погиб при поражении датчан от шведов.
11 32 Invidia ? 1653 ? В 1653 захвачен голландцами.
12 30 Temperantia (II) ? 1654 ? Упоминается до 1659 г.
13 32 Constantia ? 165? Погиб в 1650-е годы.
14 32 Innocentia ? 165? Нет данных.
15 28 Concordia ? 165? Нет данных.
16 28 L´Esperance ? 1658 ? Нет данных.
17 32 Orpheus ? 1663 ? Упоминается до 1680 г.
18 36 Cabeljau ? 1668 ? Упоминается до 1684 г.
19 32 Mohr ? 1669 ? В 1669 погиб у Ирландского побережья.
20 32 Wappen von Hessen-Homburg ? 1671 ? Нет данных.
21 32 Mohr Виндау 1672 Судьба неизвестна.
22 32 Blumentopf ? 1681 ? В 1681 захвачен пиратами.
ТТХ
известно только:
Wappen von Churlandt (II) - вместимость 300 ластов (ок. 600 т)
Patentia - вместимость 120 ластов (ок. 240 т)
Prudentia - вместимость 180 ластов (ок. 360 т)
Temperantia (II) - вместимость 100 ластов (ок. 200 т)
Fidelitas - вместимость 130 ластов (ок. 260 т)
ВООРУЖЕНИЕ
20-36 пушек

 

Простые фрегаты строились в Курляндии для основания и поддержки колоний, доставки грузов в колонии и обратно, для конвоирования транспортов и защиты их от пиратов. Руководили постройкой, как правило, голландские мастера. Данные о них, как и о других курляндских кораблях, очень отрывочны. Во многих источниках они указаны, как фрегаты, но в те года это слово обычно не использовалось, писали - 28...36-пушечный корабль или корабль 5 ранга.

В эпоху повальной неграмотности матросов, а часто и командиров, вместо надписи на борту, название указывалось гербом или другим изображением на корме. Иногда оно дополнялось надписью (обычно - на латыни), которая могла быть не названием, а девизом. Поэтому, даже в документах один и тот же корабль мог иметь несколько вариаций имени. В курляндских документах того времени к имени корабля обычно добавлялся артикль. Имена, записанные в документах на латыни, писались обычно без артикля, но бывали и исключения. Ниже для каждого корабля указаны все известные варианты написания имени.

Röther Löwe и Wappen von Churlandt

Первый настоящий "фрегат" курляндского флота, 28-пушечный галеон Röther Löwe (Красный лев, иначе - Der röthe Löwe), был построен по заказу в Амстердаме за 19.000 флоринов в 1642 году. В том же году вместе с 36-пушечным Wappen von Churlandt (Герб Курляндии, с артиклем - Das Wappen von Churlandt), с 300 поселенцами на борту они пытались основать поселение на северном берегу острова Тобаго, но были отогнаны карибами, а в 1643 оба корабля были захвачены голландцами (возможно, арестованы в Голландии на обратном пути).

Elendt (Gekrontes Elendt von Churlandt)

Про 34-пушечный фрегат Elendt (Олень, Das Elendt) известно, что он был первым трёхмачтовым кораблём, построенным в Виндау весной-летом 1642 года и вооружён малокалиберными пушками. В 1645 у Доггербанки испанские пираты ограбили корабль Gekrontes Elendt von Churlandt (Коронованный курляндский олень, Das gekronte Elendt von Churlandt), их добычей стали 55 ластов груза (ок. 110 т). В этом сообщении тип судна не указан, это может быть выше названный фрегат с таким же успехом, как и совершенно другой корабль.

Walfiehs

3 сентября 1651 года 30-пушечный фрегат Walfiehs (Кит, Der Walfiehs, встречается также английское написание Walfisch) вышел в Африку, в Амстердаме погрузил роту пехотинцев для закрепления в Гвинее, и 25 октября прибыл в устье реки Гамбии. Здесь агенты герцога купили у местного правителя остров, запиравший выход в море из реки и назвали его о. Св. Андрея. Во время второго похода в Гамбию корабль был остановлен голландцами перед самым островом и отправлен назад. В 1657 году корабль погиб у берегов Ирландии.

Neptunus и Temperantia

Про 30-пушечный Der Neptunus (Нептун) известно лишь то, что в 1651 году он ходил из Виндау в Энгури и Каугури, а в 1653 был зафрахтован в Амстердаме за 37.200 флоринов. Другой 30-пушечный фрегат, Die Temperantia (Умеренность) в 1651 году ходил из Виндау в Энгури и Каугури аж 4 раза. Он повторил эти рейсы в 1652 (2 раза) и в 1653 (2 раза), после чего в 1653 отправился в Гамбию, но по пути был захвачен голландцами. Однако, корабль с таким именем продолжал ходить из Виндау в Энгури и Каугури: в 1654 (2 раза), 1656 (2 раза), 1657 (3 раза) и 1658 (4 раза). Не известно, был-ли это тот-же фрегат или новый, а может в Гамбию отправился совершенно другой корабль, название которого перепутали в документах.

Wappen von Churlandt (II)

Das Wappen von Churlandt (Герб Курляндии) упоминается впервые в 1652 году, как 36-пушечный фрегат, но в 1652 также называют фрегат Das Wappen von Churlandt und des eysernen Mannes (Герб Курляндии и железного человека), указанный, то как 40-пушечный, то как 32-пушечный. Он мог быть двухдечным, но об этом нет никакой информации. Сложно сказать, был ли это один и тот-же корабль или разные.

В сентябре 1652 герцог Якоб послал в Гамбию 3 корабля ("Die Große Chur", 34-п. "Die Patentia" и "Das Wappen von Churlandt"). Во главе этой экспедиции был поставлен голландский авантюрист Якоб де Мулен. Придя в Копенгаген он распродал товары с кораблей, а деньги пропил, в конце концов офицеры взбунтовались и арестовали его. Экспедиция вернулась в Виндау, при этом "Das Wappen von Churlandt" получил приказ герцога перевезти майора Деннингера с несколькими ротами пехоты из Дании в Польшу.

Последнее упоминание о корабле относится к началу войны со Швецией в 1658. Это известие застало корабль в Копенгагене с 300 ластами груза (ок. 600 т) и сокращённым до 32 пушек вооружением. Больше он нигде не упоминается, вполне вероятно, он был продан в Копенгагене.

Prudentia, Patentia и Große Chur

28-пушечный Die Patentia (Терпение) и фрегат Die Große Chur (Великая курия) в сентябре 1652 участвовали в неудачной экспедиции Якоба де Мулена, о чём написано выше. А 34-пушечный Die Prudentia (Мудрость) в этом году смог дойти до Гамбии, а в 1654 посетил её во второй раз. Die Patentia и Die Große Chur всё-же сходили удачно в Гамбию в 1653 году, доставив туда роту войск (5 офицеров, 14 сержантов, 67 солдат). В 1657 году Die Patentia был назначен для путешествия в Индию (?).

Нападение шведов на Курляндию застало все три фрегата в заграничных плаваниях. Die Patentia и Die Prudentia укрылись в Амстердаме со 120/180 ластами груза соответственно (ок. 240/360 т) и сокращённым до 18 и 20 пушек вооружением. Die Große Chur был в это время в Копенгагене и в 1659 погиб при поражении датчан от шведов. За это датский король выдал герцогу Якобу соляную привилегию в Норвегии. Die Patentia в 1660 была захвачена португальцами у Лиссабона, послевоенная судьба Die Prudentia неизвестна.

Invidia, Temperantia (II), Innocentia, Constantia и Concordia

32-пушечный Invidia (Зависть, ревность) в первом же рейсе в Гамбию в 1653 был захвачен голландцами вместе с известным с 1651 года 30-пушечным Die Temperantia (Умеренность), но последний позже много раз ходил из Виндау в Энгури и Каугури: в 1654 (2 раза), 1656 (2 раза), 1657 (3 раза) и 1658 (4 раза). Не известно, был-ли это тот-же корабль или новый. При нападении шведов на Курляндию в октябре 1658 он успел со 100 ластами груза и совсем без пушек уйти в Мемель, откуда через Зунд - в Амстердам, где упоминается в марте 1659 года, после чего его следы теряются.

Также есть упоминания о 32-пушечном фрегате Constantia (Постоянство), погибшем в 1650-х годах. А о 32-пушечном Innocentia (Невинность) и 28-пушечном Concordia (Согласие) вообще нет никаких данных.

König David и Fidelitas

32-пушечный фрегат Der König David (Царь Давид) в октябре 1658 перед самым нападением шведов ушёл с колонистами на Тобаго, 1659 – вернулся, но вынужден был укрыться в Любеке. Также ещё до вторжения успел уйти в Гамбург с грузом в 130 ластов ржи 20-пушечный фрегат Fidelitas (Доверие), при этом на борту имелось лишь 15 пушек. В Гамбурге он и пережидал войну. После войны упоминания об обоих кораблях более не встречаются.

L´Esperance

Необычным было французское имя L’Esperance (Надежда), принадлежащее 28-пушечному фрегату, про который больше ничего не известно. Можно только предположить, что корабль был приобретён во Франции (куплен, арендован или захвачен). Во французском флоте в тот период такое имя носили многие корабли, в основном это были каперы. Наиболее подходит по дате 26-пушечный L’Esperance, проданный французами в июне 1658 года, вполне возможно, что Курляндцам.

ПОСЛЕ ШВЕДСКОЙ ВОЙНЫ

Война 1658-1660 гг. нанесла Курляндии огромный ущерб, многие корабли были потеряны, верфи разрушены, производство и торговля – остановлены. Якоб принялся восстанавливать экономику, построил крупную верфь в Либаве, восстановил верфи в Виндаве и Голдингене и стал воссоздавать флот, но достичь уровня благосостояния 1655 года уже не представлялось возможным.

Orpheus

32-пушечный фрегат "Der Orpheus" (Орфей) впервые упоминается в 1663 году, когда он ходил из Виндау в Энгури и Каугури с экипажем 22 человека (вероятно - опечатка, скорее всего - с 22 пушками). В 1676 он отправился в дальний рейс, но в сентябре 1676 был арестован в Роттердаме, в 1677 освобождён, но вновь захвачен французами у Дюнкерка. Вероятно, был снова возвращён, так, как упоминается ещё раз в 1680 году.

Cabeljau

36-пушечный Der Cabeljau (Треска). Впервые имя упоминается в 1666 на ловле сельди в Северном море, но там не указан ни тип, ни количество пушек. В 1668 фрегат доставил из Норвегии в Виндау груз железа, затем следует долгий перерыв, о котором ничего не известно. В 1680 фрегат ходил из Виндау в Энгури и Каугури, в 1681 – в Амстердам, а в 1683 и 1684 – повторил рейсы из Виндау в Энгури и Каугури.

Mohr (I) и Mohr (II)

Про 32-пушечный фрегат Der Mohr (Мавр) известно только то, что в 1669 он посетил Гамбию и на обратном пути погиб у Ирландского побережья. В 1672 ему на замену был спущен на воду в Виндау аналогичный фрегат с тем же именем. Больше про него ничего не известно.

Wappen von Hessen-Homburg

Про 36-пушечный фрегат Das Wappen von Hessen-Homburg (Герб Гессен-Гомбурга) не известно больше ничего, но учитывая, что герцог Якоб выдал свою старшую дочь замуж Гессен-Кобургского за принца Фридриха 23 октября 1670 года, надо полагать, что корабль, названный в честь такого события, был построен в это время.

Blumentopf

В 1681 году на пути к Тобаго в руки пиратов попал 32-пушечный курляндский фрегат Der Blumentopf (Цветочный горшок). Такое странное имя, вероятно, было связано с изображением цветка на гербе, а современник, оставивший эту информацию, не знал, кому принадлежит этот герб.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на английском
1 R. C. Anderson. Naval wars in the Baltic during the Sailing Ship Epoch
на латышском
2 J. Juškevič "Hercoga Jēkaba laikmets Kurzemē" Rīga 1931
3 G. Bundure „Senatnē Latvijās kolonijās: Gambija, Tobago” Rīga 1992.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 26.10.2024

 




 

 

Русский 28-пушечный фрегат голландского типа.

Схема компоновки фрегата.

Голландский фрегат XVII в.

Испанский фрегат-галеон XVII в.

Русский 28-пушечный фрегат голландского типа (компоновка современной реплики).

30-пушечный фрегат английской постройки XVII в.

30-пушечный фрегат французской постройки XVII в.

30-пушечный фрегат голландской постройки 1746 г.

28-пушечный фрегат английской постройки 1684 г.

Постройка курляндского 30-пушечного корабля.

36-пушечный фрегат XVII века.

Вид традиционных 30-п кораблей XVII века.
Следующая страница - Курляндские "корветы" (шлюпы, флейты).
Предыдущая страница - Курляндские 2-дечные фрегаты