Оглавление → Парусные корабли → Курляндские галиоты и прочие малые корабли
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малые корабли курляндского флота
(Galiot, Bbuss, Jacht, usw) Курляндия, 1639-1691 гг. не менее 41 ед. ![]() галиот голландского образца * Fortuna * St. Jacob * Loysa Charlotta * Lux * Vanitas * La Duchesse * Isländer * Jäger * Drey Heringe * Lachs * Kazze * Hering * Kurische Butte * Hirsch (I) * Hirsch (II) * Island * Rose * Karp * Carper * Carpee * Macrell * Elefant * Meermin * Salamander (I) * Salamander (II) * Engel * Hay * St. Ignatius * Bär * Fides * Kauz * Temeritas * Hase * Garneele * Heringsfänger * Wappen von Tobago * Stadt Windau * Insell Tobago * Stadt von Aventure * Hirschbock * Eichhornchen * Hecht *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Галиот имел плоскодонный, почти коробообразный корпус со скруглёнными носовой и кормовой оконечностями. Верхняя часть носа, кормы и бортов загнута внутрь. Отдельные галиоты достигали длины 30 метров, ширины 8,5 метров и водоизмещения 500 тонн. Корма галиота был круглой формы, но имела острый срез в подводной части. В основном галиот был полуторамачтовым, но иногда встречались и одно- и трехмачтовые. Для этих универсальных кораблей было довольно распространены рейсы в Африку. Для улучшения ходовых характеристик часто устанавливали боковые шверты. На этих небольших кораблях никогда не было более 8 орудий, их калибр не превышал трех фунтов.
Данные о них, как и о других курляндских кораблях, очень отрывочны. Во многих источниках даже не указано количество пушек. Что касается кораблей, ходивших в море после смерти герцога Якоба в 1682 году - не называется ни количество пушек, ни грузоподъёмность, ни даже тип - только имя. Так, как судостроение в Курляндии сильно сократилось - маловероятно, что это могли быть крупные корабли. В эпоху повальной неграмотности матросов, а часто и командиров, вместо надписи на борту, название указывалось гербом или другим изображением на корме. Иногда оно дополнялось надписью (обычно - на латыни), которая могла быть не названием, а девизом. Поэтому, даже в документах один и тот же корабль мог иметь несколько вариаций имени. В курляндских документах того времени к имени корабля обычно добавлялся артикль. Имена, записанные в документах на латыни, писались обычно без артикля, но бывали и исключения. Ниже для каждого корабля указаны все известные варианты написания имени.
Галиот Fortuna (Удача) часто указывается в качестве первого корабля, построенного на верфи в Виндау в 1639 году. В 1640 он ушел из Либау в Голландию, но осенью 1640 погиб в Северном море. Вторым кораблём верфи стал галиот St. Jacob (Св. Яков). В 1640 он ходил из Виндау через Ригу также в Голландию и успешно вернулся обратно, но в феврале 1641 всё-же тоже погиб. Loysa Charlotta, Lux, Vanitas и La Duchesse Вероятно, галиотов было больше, но они, как не особо важные и непредставительные корабли, упоминаются редко и только в случае какого-нибудь особенного события. Так, про галиот Die Loysa Charlotta (Луиза Шарлотта) известно только то, что в 1647 году он ходил из Виндау в Голландию, а про Der Lux (Рысь) - что он был захвачен голландцами в 1653 году по пути в Гамбург. Die Vanitas (Суета) в 1655 году 2 раза ходил из Виндау в Энгури и Каугури. Галиот с французским именем La Duchesse (Герцогиня, вероятно - куплен во Франции) в 1657 году ходил на Тобаго. Iselander Галиот Der Iselander (Исландец или Островитянин) в октябре 1658 без пушек и с 60 ластами груза (ок. 120 т) отправился для доставки колонистов на Тобаго, но прибыв в январе 1659 в Любек, экипаж узнал о захвате Курляндии шведами и пленении герцога Якоба. Корабль переждал войну в Любеке и лишь в 1660 сходил на Тобаго, вооружившись 15 пушками. В 1661 и 1662 галиот по 2 раза ходил из Виндау в Энгури и Каугури, в 1675 – 2 раза из Виндау в Копенгаген, где в сентябре с началом Датско-шведской войны 1675-1679 был арендован датским флотом и подготовлен для использования в качестве брандера. Позднее был возвращён обратно.
С началом войны осенью 1658 в Зунде шведы захватили 6-пушечный галиот Der Jäger (Охотник) *по другим данным он укрылся от шведов в Любеке. Drey Heringe и Lachs В октябре 1658 до начала войны из Виндау успели уйти два бусса - Die drey Heringe (Три селёдки) и Der Lachs (Лосось). Первый с грузом 30-35 ласт (ок. 60-70 т) в декабре 1658 укрылся до конца войны в Любеке. Второй направлался во Францию и укрылся в гавани Кёнигсберга, где также оставался до конца войны. После войны оба бусса выполняли каботажные рейсы из Виндау в Энгури и Каугури - Der Lachs выполнил по рейсу в 1661 и 1663 году, Die drey Heringe - 2 рейса в 1663. В 1666 Der Lachs ходил в Северное море на лов сельди, а Die drey Heringe в 1669 отправился с грузом пшеницы и овса во Францию и вернулся обратно с грузом соли.
Война 1658-1660 гг. нанесла Курляндии огромный ущерб, многие корабли были потеряны, верфи разрушены, производство и торговля – остановлены. Якоб принялся восстанавливать экономику, построил крупную верфь в Либаве, восстановил верфи в Виндаве и Голдингене и стал воссоздавать флот, но достичь уровня благосостояния 1655 года уже не представлялось возможным. Kazze и Hering Небольшой корабль (скорее всего - галиот) Der Kazze (Кот) после войны обслуживал каботажную линию из Виндау в Энгури и Каугури - он ходил по этому маршруту не менее 6 раз: в 1661, 1668, 1672, 1673 и 2 раза в 1675 году. Die Hering (Селёдка) также не указанного типа (мог быть и галиот и бусс) в 1662 ходил из Виндау через Копенгаген, в Голландию.
Галиот Die Butte (Камбала) в 1671, 1683 и с 1685 по 1687 ходил из Виндау в Энгури и Каугури. Встречается также имя Die Kurische Butte (Курляндская камбала). Галиот Der Hirsch (Лось) выполнил по 2 таких-же рейса в 1673 и 1675 годах. Последний раз корабль упоминается в 1680 году, затем был построен новый с таким именем. Island и Rose Галиоты Island (Остров или Исландия) и Die Rose (Роза) в 1677 году отправились на Тобаго. Первый был повреждён и зашёл на ремонт в Ньюкасл, а второй продолжил путь но по пути был захвачен французами. Закончив ремонт в 1678 Island дошёл до Тобаго, но на обратном пути был также захвачен французами в Зунде. Die Rose вновь упоминается в 1680 году - либо был возвращён, либо это новый корабль.
Про Der Karp (Карп) известно только то, что в ноябре 1678 он вышел с товарами из Виндау, а с 1680 упоминаются сразу два "карпа": Der Carper и Die Carpee (Карп и Карпиха). Учитывая манеру именования кораблей тех лет (см. выше) эти корабли вполне могут оказаться одним и тем же. Так, Carpee была спущена на воду в Либау в 1680 году, и в том же году Carper отправился в рейс: в 1680-1681 он ходил в Амстердам. "Карп" эксплуатировался затем довольно активно на линии из Виндау в Энгури и Каугури: в 1682, 1685, 1686, 1687 (2 раза), 1688 (2 раза), 1689 годах. В этот период ничего не известно о Carpee, зато она появляется в 90-х: в 1696-1697 – была под арестом в Швеции, в мае 1698 – находилась в Виндау, а в 1699 отвёзла груз в Энгури. Macrell, Elefant, Meermin, Salamander и Engel. Бусс Die Macrell (Макрель) 14 февраля 1680 вышел из Виндау с 500 бочками льняного семени и 10 ластами ржи, в 1681 – ходил в Амстердам, а в 1687 – из Виндау в Энгури и Каугури. В 1680 в Виндау был построен корабль Der Elefant (Слон), который в 1685 и 1686 годах ходил из Виндау в Энгури и Каугури. Die Meermin (Русалка) в 1680 ушёл на Тобаго, по пути посетив Эльсинор. Der Salamander (Саламандра) в 1680 ходил в Гамбию, где капитан корабля привёл его к англичанам. Также в 1680 упоминается Der Engel (Ангел) без каких либо подробностей. Hay, Salamander и St. Ignatius В 1681 году галиоты Der Hay (Акула) и Der Salamander (Саламандра) ходили из Виндау в Лондон с грузом дубовых досок, Der Hay затем - с грузом досок и дёгтя во Францию. Корабль St. Ignatius (Св. Игнатий) в июне 1681 посетил Амстердам, а в 1682 и 1685 – ходил из Виндау в Энгури и Каугури. Hirsh (II) Корабль Der Hirsh (Лось) был построен в Виндау в сентябре 1681 года, а в 1688 и 1689 ходил из Виндау в Энгури и Каугури. Bär, Fides, Kauz и Temeritas Кроме того, за период с 1640 по 1681 упоминаются ещё 4 галиота без указания даты: Der Bär (Медведь), Fides (Вера), Der Kauz (Сыч) и Die Temeritas (Отвага). *** О кораблях, ходивших после смерти герцога Якоба, когда флот стал приходить в упадок, сведения очень скудные. Практически не указывается (за одним исключением) ни тип, ни количество пушек. Hase, Garneele, Heringsfänger, Stadt Windau и Insell Tobago Большинство новых кораблей (неустановленного типа) ходили по каботажному маршруту из Виндау в Энгури и Каугури: Hase (Заяц) в 1682 (2 раза), 1685, 1686 и 1687 годах, Garneele (Креветка) - в 1683 и 1685, а Heringsfänger (Ловец сельди) - в 1685 и 1688, Stadt Windau (Город Виндау) - в 1688, Insell Tobago (Остров Тобаго) - 2 раза в 1689. Wappen von Tobago Лишь немногие ещё отваживались ходить в дальние рейсы. Так, в 1687 Das Wappen von Tobago (Герб Тобаго) сопровождал нового губернатора Альтенбокума на Тобаго, но по пути попал в сильный шторм, ремонтировался на Фарерских островах и через Берген вернулся в Виндау. Stadt von Aventure и Hirschbock Больше всего известно о Stadt von Aventure (Авантюрный город), который был построен в 1690 как яхта и стоил 6.000 флоринов. Корабль ходил в Энгури, оттуда с 700 т. льняного семени - в Ольденбург и обратно в Виндау. 6 июня 1691 по пути из Каугури в Либау с грузом пушек, мушкетов, железа, стекла, корицы, ткани, туфлей, хмеля и продовольствия был захвачен шведами в Рижском заливе. Вместе с ним был захвачен корабль Der Hirschbock (Лось-самец), который в мае 1691 ходил из Виндау в Каугури с 36 т. соли, и в этот момент шёл назад с грузом дубовых досок. Eichhornchen и Hecht Кроме того, упоминаются ещё 2 судна без указания даты и типа: Das Eichhornchen (Белка) и Der Hecht (Щука).
|