Оглавление → Парусные корабли → Курляндские галиоты и прочие малые корабли
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малые корабли курляндского флота
(Galiot, Bbuss, Jacht, usw) Курляндия, 1639-1691 гг. не менее 41 ед. галиот голландского образца * Fortuna * St. Jacob * Loysa Charlotta * Lux * Vanitas * La Duchesse * Isländer * Jäger * Drey Heringe * Lachs * Kazze * Hering * Kurische Butte * Hirsch (I) * Hirsch (II) * Island * Rose * Karp * Carper * Carpee * Macrell * Elefant * Meermin * Salamander (I) * Salamander (II) * Engel * Hay * St. Ignatius * Bär * Fides * Kauz * Temeritas * Hase * Garneele * Heringsfänger * Wappen von Tobago * Stadt Windau * Insell Tobago * Stadt von Aventure * Hirschbock * Eichhornchen * Hecht *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Наиболее распространённым типом малого судна того времени на Балтийском мор был галиот — парусное судно, впервые появившееся у голландцев. Этот тип корабля был разработан в середине XVII века для прибрежных рейсов, для торговли в регионе Северного моря. Но военные галиоты в то время были не редкостью. Галиот имел плоскодонный, почти коробообразный корпус со скруглёнными носовой и кормовой оконечностями. Верхняя часть носа, кормы и бортов загнута внутрь. Отдельные галиоты достигали длины 30 метров, ширины 8,5 метров и водоизмещения 500 тонн. Корма галиота был круглой формы, но имела острый срез в подводной части. В основном галиот был полуторамачтовым, но иногда встречались и одно- и трехмачтовые. Для этих универсальных кораблей было довольно распространены рейсы в Африку. Для улучшения ходовых характеристик часто устанавливали боковые шверты. На этих небольших кораблях никогда не было более 8 орудий, их калибр не превышал трех фунтов. Также в хрониках упоминаются Буссы - тип голландских рыболовных судов достаточной вместимости, способных находиться в море длительное время, строились с XV века, могли также использоваться, как транспортные. Эти деревянные корабли длиной около 20 метров и водоизмещением от 60 до 100 тонн имели большую ширину, что делало их относительно манёвренными, но все еще достаточно мореходными. Корабли имел две или три мачты, главную можно опустить во время рыбной ловли, и длинный бушприт. Данные о них, как и о других курляндских кораблях, очень отрывочны. Во многих источниках даже не указано количество пушек. Что касается кораблей, ходивших в море после смерти герцога Якоба в 1682 году - не называется ни количество пушек, ни грузоподъёмность, ни даже тип - только имя. Так, как судостроение в Курляндии сильно сократилось - маловероятно, что это могли быть крупные корабли. В эпоху повальной неграмотности матросов, а часто и командиров, вместо надписи на борту, название указывалось гербом или другим изображением на корме. Иногда оно дополнялось надписью (обычно - на латыни), которая могла быть не названием, а девизом. Поэтому, даже в документах один и тот же корабль мог иметь несколько вариаций имени. В курляндских документах того времени к имени корабля обычно добавлялся артикль. Имена, записанные в документах на латыни, писались обычно без артикля, но бывали и исключения. Ниже для каждого корабля указаны все известные варианты написания имени. Fortuna и St. Jacob Галиот Fortuna (Удача) часто указывается в качестве первого корабля, построенного на верфи в Виндау в 1639 году. В 1640 он ушел из Либау в Голландию, но осенью 1640 погиб в Северном море. Вторым кораблём верфи стал галиот St. Jacob (Св. Яков). В 1640 он ходил из Виндау через Ригу также в Голландию и успешно вернулся обратно, но в феврале 1641 всё-же тоже погиб. Loysa Charlotta, Lux, Vanitas и La Duchesse Вероятно, галиотов было больше, но они, как не особо важные и непредставительные корабли, упоминаются редко и только в случае какого-нибудь особенного события. Так, про галиот Die Loysa Charlotta (Луиза Шарлотта) известно только то, что в 1647 году он ходил из Виндау в Голландию, а про Der Lux (Рысь) - что он был захвачен голландцами в 1653 году по пути в Гамбург. Die Vanitas (Суета) в 1655 году 2 раза ходил из Виндау в Энгури и Каугури. Галиот с французским именем La Duchesse (Герцогиня, вероятно - куплен во Франции) в 1657 году ходил на Тобаго. Iselander Галиот Der Iselander (Исландец или Островитянин) в октябре 1658 без пушек и с 60 ластами груза (ок. 120 т) отправился для доставки колонистов на Тобаго, но прибыв в январе 1659 в Любек, экипаж узнал о захвате Курляндии шведами и пленении герцога Якоба. Корабль переждал войну в Любеке и лишь в 1660 сходил на Тобаго, вооружившись 15 пушками. В 1661 и 1662 галиот по 2 раза ходил из Виндау в Энгури и Каугури, в 1675 – 2 раза из Виндау в Копенгаген, где в сентябре с началом Датско-шведской войны 1675-1679 был арендован датским флотом и подготовлен для использования в качестве брандера. Позднее был возвращён обратно. Jäger С началом войны осенью 1658 в Зунде шведы захватили 6-пушечный галиот Der Jäger (Охотник) *по другим данным он укрылся от шведов в Любеке. Drey Heringe и Lachs В октябре 1658 до начала войны из Виндау успели уйти два бусса - Die drey Heringe (Три селёдки) и Der Lachs (Лосось). Первый с грузом 30-35 ласт (ок. 60-70 т) в декабре 1658 укрылся до конца войны в Любеке. Второй направлался во Францию и укрылся в гавани Кёнигсберга, где также оставался до конца войны. После войны оба бусса выполняли каботажные рейсы из Виндау в Энгури и Каугури - Der Lachs выполнил по рейсу в 1661 и 1663 году, Die drey Heringe - 2 рейса в 1663. В 1666 Der Lachs ходил в Северное море на лов сельди, а Die drey Heringe в 1669 отправился с грузом пшеницы и овса во Францию и вернулся обратно с грузом соли. ПОСЛЕ ШВЕДСКОЙ ВОЙНЫ Война 1658-1660 гг. нанесла Курляндии огромный ущерб, многие корабли были потеряны, верфи разрушены, производство и торговля – остановлены. Якоб принялся восстанавливать экономику, построил крупную верфь в Либаве, восстановил верфи в Виндаве и Голдингене и стал воссоздавать флот, но достичь уровня благосостояния 1655 года уже не представлялось возможным. Kazze и Hering Небольшой корабль (скорее всего - галиот) Der Kazze (Кот) после войны обслуживал каботажную линию из Виндау в Энгури и Каугури - он ходил по этому маршруту не менее 6 раз: в 1661, 1668, 1672, 1673 и 2 раза в 1675 году. Die Hering (Селёдка) также не указанного типа (мог быть и галиот и бусс) в 1662 ходил из Виндау через Копенгаген, в Голландию. Butte и Hirsch (I) Галиот Die Butte (Камбала) в 1671, 1683 и с 1685 по 1687 ходил из Виндау в Энгури и Каугури. Встречается также имя Die Kurische Butte (Курляндская камбала). Галиот Der Hirsch (Лось) выполнил по 2 таких-же рейса в 1673 и 1675 годах. Последний раз корабль упоминается в 1680 году, затем был построен новый с таким именем. Island и Rose Галиоты Island (Остров или Исландия) и Die Rose (Роза) в 1677 году отправились на Тобаго. Первый был повреждён и зашёл на ремонт в Ньюкасл, а второй продолжил путь но по пути был захвачен французами. Закончив ремонт в 1678 Island дошёл до Тобаго, но на обратном пути был также захвачен французами в Зунде. Die Rose вновь упоминается в 1680 году - либо был возвращён, либо это новый корабль. Karp, Carper/Carpee Про Der Karp (Карп) известно только то, что в ноябре 1678 он вышел с товарами из Виндау, а с 1680 упоминаются сразу два "карпа": Der Carper и Die Carpee (Карп и Карпиха). Учитывая манеру именования кораблей тех лет (см. выше) эти корабли вполне могут оказаться одним и тем же. Так, Carpee была спущена на воду в Либау в 1680 году, и в том же году Carper отправился в рейс: в 1680-1681 он ходил в Амстердам. "Карп" эксплуатировался затем довольно активно на линии из Виндау в Энгури и Каугури: в 1682, 1685, 1686, 1687 (2 раза), 1688 (2 раза), 1689 годах. В этот период ничего не известно о Carpee, зато она появляется в 90-х: в 1696-1697 – была под арестом в Швеции, в мае 1698 – находилась в Виндау, а в 1699 отвёзла груз в Энгури. Macrell, Elefant, Meermin, Salamander и Engel. Бусс Die Macrell (Макрель) 14 февраля 1680 вышел из Виндау с 500 бочками льняного семени и 10 ластами ржи, в 1681 – ходил в Амстердам, а в 1687 – из Виндау в Энгури и Каугури. В 1680 в Виндау был построен корабль Der Elefant (Слон), который в 1685 и 1686 годах ходил из Виндау в Энгури и Каугури. Die Meermin (Русалка) в 1680 ушёл на Тобаго, по пути посетив Эльсинор. Der Salamander (Саламандра) в 1680 ходил в Гамбию, где капитан корабля привёл его к англичанам. Также в 1680 упоминается Der Engel (Ангел) без каких либо подробностей. Hay, Salamander и St. Ignatius В 1681 году галиоты Der Hay (Акула) и Der Salamander (Саламандра) ходили из Виндау в Лондон с грузом дубовых досок, Der Hay затем - с грузом досок и дёгтя во Францию. Корабль St. Ignatius (Св. Игнатий) в июне 1681 посетил Амстердам, а в 1682 и 1685 – ходил из Виндау в Энгури и Каугури. Hirsh (II) Корабль Der Hirsh (Лось) был построен в Виндау в сентябре 1681 года, а в 1688 и 1689 ходил из Виндау в Энгури и Каугури. Bär, Fides, Kauz и Temeritas Кроме того, за период с 1640 по 1681 упоминаются ещё 4 галиота без указания даты: Der Bär (Медведь), Fides (Вера), Der Kauz (Сыч) и Die Temeritas (Отвага). *** О кораблях, ходивших после смерти герцога Якоба, когда флот стал приходить в упадок, сведения очень скудные. Практически не указывается (за одним исключением) ни тип, ни количество пушек. Hase, Garneele, Heringsfänger, Stadt Windau и Insell Tobago Большинство новых кораблей (неустановленного типа) ходили по каботажному маршруту из Виндау в Энгури и Каугури: Hase (Заяц) в 1682 (2 раза), 1685, 1686 и 1687 годах, Garneele (Креветка) - в 1683 и 1685, а Heringsfänger (Ловец сельди) - в 1685 и 1688, Stadt Windau (Город Виндау) - в 1688, Insell Tobago (Остров Тобаго) - 2 раза в 1689. Wappen von Tobago Лишь немногие ещё отваживались ходить в дальние рейсы. Так, в 1687 Das Wappen von Tobago (Герб Тобаго) сопровождал нового губернатора Альтенбокума на Тобаго, но по пути попал в сильный шторм, ремонтировался на Фарерских островах и через Берген вернулся в Виндау. Stadt von Aventure и Hirschbock Больше всего известно о Stadt von Aventure (Авантюрный город), который был построен в 1690 как яхта и стоил 6.000 флоринов. Корабль ходил в Энгури, оттуда с 700 т. льняного семени - в Ольденбург и обратно в Виндау. 6 июня 1691 по пути из Каугури в Либау с грузом пушек, мушкетов, железа, стекла, корицы, ткани, туфлей, хмеля и продовольствия был захвачен шведами в Рижском заливе. Вместе с ним был захвачен корабль Der Hirschbock (Лось-самец), который в мае 1691 ходил из Виндау в Каугури с 36 т. соли, и в этот момент шёл назад с грузом дубовых досок. Eichhornchen и Hecht Кроме того, упоминаются ещё 2 судна без указания даты и типа: Das Eichhornchen (Белка) и Der Hecht (Щука).
|